Электронный журнал Человек и культура - №5 за 2018 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2018
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 31-10-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2018
Культура повседневности
Мостицкая Н.Д. - Современный развлекательный туризм как форма праздничной культуры c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27454

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является сфера туризма в его культурной репрезентации. Благодаря использованию методологического конструкта "праздничное-повседневное" в работе анализируются сущностные основы практики туризма как формы "праздничности". Особое внимание уделяется сравнительному анализу ценностных оснований развлекательного туризма и христианского праздника. Автор последовательно раскрывает этапы культурной практики развлекательного туризма как формы конструирования праздничной реальности, но при этом, сопоставляя его с традиционной схемой архаического праздника, характеризует современные практики развлекательного туризма как форму "праздничной" трансляции идеологии культуры потребления. Методологическим фундаментом работы послужили труды Д. В. Пивоварова о сущностных аспектах процесса идеалообразования в культуре, теория синергии, изложенная в трудах С.С. Хоружего, а также концепция современного глобализма в работе А. С. Панарина. Новизна исследования заключается в использовании конструкта "праздничное-повседневное" для анализа праздничной культуры, что позволяет рассматривать социокультурные процессы в аспекте идеалообразования и культуротворчества. Особым вкладом автора является определение сущностной основы развлекательного туризма как ориентации на опыт эмоционализации повседневной практики и конструирования симулякра "праздничности".
Культура и культуры
Агапова В.Н. - Образовательная практика как механизм передачи и сохранения культурных ценностей на примере русских школ Лондона c. 7-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27266

Аннотация: Глобализация, мощнейшие социокультурные трансформации, а также массовая культура негативно сказываются на сохранении культурной идентичности современного российского общества. Ее деформация приобретает особенно заметный характер в условиях диаспорального проживания оторванных от родной культуры эмигрантов. Объектом исследования данной работы являются культурные ценности, формирующие основу идентичности россиян, предметом - механизмы их сохранения и передачи. В статье анализируется образовательная практика русскоязычных школ Лондона. Анализ произведен на основе детальной, разработанной семиэлементной коммуникативной модели. Методология исследования основывается на объективно-абсолютистском подходе к пониманию сущности ценностей, а также аксиологическом подходе, позволяющем интерпретировать культурные практики в качестве механизмов ценностной трансляции. Новизна исследования заключается в переосмыслении понятий "культурные ценности", "культурные практики", а также в детальном рассмотрении процессов ценностной трансляции в качестве коммуникативного акта. В конце работы делаются выводы о необходимости рассмотрения образовательной практики как механизма ценностной трансляции, позволяющего сохранять и поддерживать культурную идентичность в непростых реалиях современности.
Философия культуры
Калинина Г.Н., Рыбалкина П.В. - Проектное мышление и "человек проектирующий" (философско-культурологическая экспликация) c. 13-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27073

Аннотация: Объект исследования - культурно-исторический феномен проектного мышления; предмет- человек проектирующий в его качественных характеристиках. Авторы исследуют феномен проектного мышления сквозь призму качественных характеристик «человека проектирующего", выявляя его роль в современном культурном проекте, по мере чего вырабатывается понимание культурного проекта как границы целостной проектной культуры. Это, в свою очередь, повышает апелляции к экспертным оценкам проектов в культуре еще на стадии их разработки. Особое место уделяется исследованию «Homo projectus"как нового интеллектуального феномена в условиях"проективной" культурной реальности, выходящей за пределы традиционной культурной парадигмы; одновременно осуществляется проблематизация деструктивных издержек культурного проектирования, с учетом специфики культурного проекта, что выводит на проблему границ проекта в культуре. Главным методологическим инструментарием выступает принцип диалектического единства, позволивший дать целостную экспликацию проектного мышления как культурно-исторического феномена; также использовались герменевтический и культурно-семиотический методы, тезаурусный и контекстный подходы для реконструкции концептов: «homo projectus», «культурный проект», «проектная мыследеятельность",«проектная культура и др. Наши основные выводы состоят в том, что: -Исследованы субстанциональные характеристики «homo projectus», включая фундаментальные антропологические и социально-преобразующие проявления его активности, в ходе чего была определена качественная специфика бытия «проектной мысли» как новой культурной реальности, описаны метаморфозы проектной мыследеятельности в современных культурных практиках. -Осуществлено понимание культурного проекта как формы темпорального сознания, что позволило выявить его системообразующую специфику и отличие культурного проектирования от «обычного» проектирования, задающего схемы взаимодействия, а не характеристики жизни.
Культурное наследие, традиции и инновации
Жигальцова Т.В. - Село Ворзогоры – историческое поселение Онежского Поморья, Арктической зоны РФ c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27570

Аннотация: В статье рассматривается историческое поселение – с. Ворзогоры Онежского района, Архангельской области как объект историко-культурного наследия Европейского Севера и Арктики в процессе формирования социума и традиционной культуры русского субэтноса – поморов. Работа выполнена в рамках научного проекта «Комплексное исследование формирования и трансформации историко-культурного наследия в этно-социальной динамике Европейского Севера и Арктики» на основе архивного и экспедиционного материалов. Теоретико-методологические основанием исследования в соответствии с его междисциплинарным характером, послужил ряд методов: системный, историко-типологический, культурно-исторический, социокультурный, этно-культурологический, архитектурно-искусствоведческий, историко-архивный; метод архитектурно-этнографического обследования исторических поселений Онежского района (обследование рядовой застройки; проведение схематических обмеров; выявление датировки памятников; этнографическое анкетирование и запись устной традиции; фотофиксация памятников традиционной культуры, сельского культурного ландшафта с. Ворзогоры Онежского района). В результате проведенных работ выполнены: а) теоретические исследования: выявлены особенности пространственной организации, типологии – «погост с деревнями», топонимической и планировочной структуры исторического поселения с. Ворзогоры, Онежский район; раскрыты историко-архитектурные свойства культовой, жилой архитектуры с. Ворзогоры, Онежский район; б) практические исследования: проанализированы и обработаны материалы специально организованной экспедиции в Онежский район Архангельской области (2018 год); собраны и проанализированы новые архивные источники Государственного Архива Архангельской Области, Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области.
Прикладная культурология
Грибер Ю.А., Юнг И.Л. - Здоровье и болезнь: цветовые ассоциации в современной русской культуре c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.23491

Аннотация: Объектом исследования являются базовые, антропологически значимые концепты "здоровье" и "болезнь". Предмет исследования – связанные с этими концептами в современной русской культуре цветовые ассоциации. Автор подробно рассматривает интенсивность цветовых ассоциаций (этот показатель оценивался на основе количества совпадений цветовых выборов для каждого понятия у разных респондентов), анализирует корреляции ассоциаций с цветовым тоном и различными группами оттенков (светлыми, чистыми, темными), выявляет связь понятий с ахроматическими цветами – белым, серым, черным. Особое внимание уделяется культурологической экспертизе установленных ассоциативных связей. Исследование проводилось методом эксперимента, в котором приняли участие 100 русскоязычных респондентов (М=36, F=64, средний возраст 23,73). Палитра эксперимента содержала 27 цветовых образцов системы NCS. Участникам эксперимента предлагалось выбрать для каждого из понятий наиболее подходящие цветовые образцы. Проведенное исследование позволило выявить устойчивые ассоциации концепта "болезнь" с темными зелено-желтыми и желтыми оттенками, которые в русской культуре ассоциируются с разложением, распадом, гниением. В структуре хроматического образа концепта "здоровье" выделены два ядра: в красно-желтой и зеленой частях спектра. Ядро в красно-желтой части спектра соотносится с образом здорового человека, который в русской лингвокультуре семантически связан со здоровым цветом лица и естественным румянцем. Доминирование зеленых оттенков объясняется устойчивым взаимодействием в русской национальной концептосфере понятий "здоровье" и "природа". Новизна исследования заключается в количественной характеристике хроматической структуры концептов "здоровье" и "болезнь"; определении тона, светлоты, насыщенности оттенков, формирующих цветовые ассоциации, и визуализации полученных ассоциативных связей.
Гендерные исследования
Герасимова Ю.Л., Соснина Н.О. - Костюм и мода как воплощение гендерных трансформаций c. 44-52

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27350

Аннотация: Предметом исследования статьи являются процессы гендерной трансформации и их воплощение в костюме и моде. В статье рассматриваются признаки феминности и маскулинности и их проявление в мужском и женском костюме в разные периоды развития моды на протяжении конца XIX и XX вв. Особое внимание уделяется анализу влияния политических, экономических и социокультурных изменений в обществе, а также научных и технологических открытий на возникновение новых стилей и направлений в костюме, отражающих гендерные сдвиги в обществе: унисекс, гранж, минимализм, деконструктивизм. В работе используются общенаучные методы на основе комплексного культурологического подхода, что дает возможность выявить закономерности влияния глобальных изменений в обществе на гендерные трансформации через призму костюма и моды. В результате исследования были обобщены и структурированы виды и этапы гендерных трансформаций, воплощенных в костюме. Процесс гендерных трансформаций в костюме явление не сегодняшнего времени. Гендерные изменения начали активно влиять на костюм во время Первой мировой войны, и этот процесс является одним из движущих механизмов моды на протяжении ста лет. Акцент смещается то на мужской костюм, то на женский, в зависимости от общественных изменений, происходящих в тот или иной период. Обобщающим в этой теме стал тренд агендерной одежды, появившейся в 1960-х гг., и сейчас заставляющий переосмыслить гендерную функцию костюма в целом. Изученные материалы и результаты их анализа рекомендуются для применения в научной и преподавательской деятельности.
Культура повседневности
Голомидова О.Ю. - Туризм как инструмент преобразования городской культуры c. 53-62

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27607

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению тесной взаимосвязи современного города и массового туризма. Объектом исследования является городская культура и ее трансформация под воздействием туристских потоков. Город определяется через метафору культурной лаборатории, а туризм рассматривается как ее порождение и одновременно «лабораторный инструмент», преобразующий городскую среду. Влияние массового туризма на городскую культуру носит противоречивый характер. Целью статьи является выявление неочевидных на первый взгляд преимуществ развития туризма в городах вопреки популярному тренду, выражающемуся в критике массового туризма. В качестве методологической основы автор обращается к городской социологии Р. Парка, драматургической социологии И. Гофмана и концепции симулякра Ж. Бодрийяра. Автор приходит к выводу о том, что несмотря на проблемы, приносимые «избыточным» туризмом ряду мировых туристских центров, в большинстве случаев можно найти позитивные результаты развития массового туризма: преображение городов, их стремление к соразмерности человеку, попытки формирования благоприятного географического образа территории, актуализация культурного потенциала места, «оживление» и преображение заброшенных городских территорий. В статье выявляются и такие аспекты воздействия туризма на городскую культуру как стимулирование креативности и предпринимательской активности горожан, повышения уровня социальной ответственности. Это приводит к выводу, что грамотный подход к развитию туристской сферы может позволить добиться реализации новых возможностей туризма для развития городов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.