Электронный журнал Человек и культура - №1 за 2018 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 19-03-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Культура и культуры
Шулин В.В. - Специфика музыкального языка джаза и эстрады c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25294

Аннотация: Предметом исследования является музыкальный язык джаза и близких к нему стилей эстрадной музыки. Основной материал статьи составляет анализ элементов джаза, в которых наиболее отражена его исполнительская специфика: ритм, гармония, фактура, интонационно-артикуляционные особенности. Однако любое аналитическое исследование джаза будет не полным, если его рассматривать лишь в рамках сугубо музыкальной системы, без учета его местоположения в обще музыкальном пространстве. Специфика джазовой гармонии раскрывается через особенности соединения европейской гармонической системы и ладовых принципов блюзового ин-тонирования. Методы, применяемые в работе, предполагают системный, жанровый и герменевтический подходы, позволяющие наиболее адекватно отразить тему, так как джаз не поддается полному осмыслению в границах категориальной сетки академической науки, выводы которой, главным образом, базируются на основе нотного текста. Основными выводами и, одновременно, новизной проведенного исследования можно признать выявленные ключевые особенности музыкального языка джаза и сопряженных с ним стилей эстрады. Важнейшей особенностью следует признать его ритмическую специфику, выражающуюся в любом периоде джаза через трактовку восьмых внутри доли, балансирующую между равнометричностью, триольностью или восьмой с точкой и шестнадцатой, а также соотношение в использовании этих метрических фигур между инструментами во время исполнения. Наряду с ритмическими особенностями следует выделить и гармоническую составляющую, выраженную в фоническом отношении – в общей диссонантности джазового звучания, а в техническом, как вытекающее из предыдущего, в особенностях фактуры, строения и взаимодействии голосов аккорда.
Искусство и искусствознание
Шириева Н.В., Коврикова Е.В. - Принципы музыкальной космогонии С. Губайдулиной (на примере цикла «Посвящение Марине Цветаевой») c. 10-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25595

Аннотация: Предметом исследования являются особенности проявления онтологизированности музыкального мышления Софии Губайдулиной, которые через мифологичность, религиозность и «бивалентность» в единстве взаимоисключающих друг друга миров позволяют ощутить логику смыслообразований композитора в «парадигме» космогонических мифов» и «природного начала». Это обусловило особое внимание авторов к исследованию дифференциации сонористической ткани хоровых сочинений композитора и двух способов вокального интонирования – чистого и с примесью дыхания - посредством приравнивания их к категориям Космоса и Хаоса, свойственных творческому кредо Софии Губайдулиной. Методы: Религиозная составляющая содержания музыки композитора обусловила восприятие драматургии сочинений С. Губайдулиной с позиции эсхатологических мифов. Однако «бивалентность» стиля С. Губайдулиной позволяет усмотреть в нем результат объединения разных мифологических моделей: «просвечивание» сквозь структурную основу сюжета эсхатологического мифа контура более ранней мифологической системы, которая требует определения собственного онтологического статуса и системы мифов космогонического типа. Выводы: 1. Рассмотрение музыкальной системы С.А. Губайдулиной в парадигме космогонических мифов, во-первых, дает возможность откорректировать глобальную оппозицию имманентного и трансцендентного, оппозиция Хаоса и Космоса, являющаяся базисным основанием структурной логики космогонических мифов. 2. Уточнение онтологического статуса структурной модели мифомышления Губайдулиной дает возможность откорректировать аналитические параметры интерпретации ее музыкальных сочинений (на примере хорового цикла«Посвящение Марине Цветаевой») с точки зрения древних космогонических моделей проявляет в их звуковой материи и структурных способах ее организации систему оппозиций, в основе которых лежит мифема «природное-искусственное» (или «природное-культурное).
Культура и наука
Селезнев А.В. - Периодизация истории Всесоюзного общества «Знание» на основе сравнительного и функционального анализа эволюции его целевых установок, организационных основ и структуры c. 17-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25597

Аннотация: Предметом исследования является эволюция целевых установок культурно-просветительской деятельности Всесоюзного общества "Знание", изменение концептуальных подходов к объединению советской интеллигенции в общественную организацию, которая была призвана поднять общекультурный уровень народных масс, распространять политические и научные знания в Советском Союзе. Особое внимание уделяется вопросу влияния целевых установок на функции, которые осуществляла эта общественная организация в советском обществе, а также на организационные основы и структуру самого Всесоюзного общества "Знание". На основе анализа изменения целей и задач, организационных основ и структуры Всесоюзного общества "Знание", закрепленных в разных редакциях Устава организации, автор определяет основные периоды в истории той культурно-просветительской организации. Исследование строится на сравнительном и функциональном анализе норм, закрепленных в уставных документах Всесоюзного общества "Знание", данных о деятельности организации. Автор разработал теоретическую концепцию анализа деятельности Всесоюзного общества «Знание», на основе которой предложил свою периодизацию истории Всесоюзного общества "Знание", выделив три периода в деятельности организации: 1947-1954 годы; 1954-1982 годы; 1982-1991 годы. В указанные периоды меняются концептуальные подходы к просветительской и организационной деятельности Всесоюзного общества «Знание», понимание его целей и задач, что ведет к изменению организационных основ и структуры Общества.
Искусство и искусствознание
Матюнина Д.С. - К вопросу о портретной концепции К. А. Сомова середины 1890-х гг.: портрет Н. Ф. Обер. c. 34-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25685

Аннотация: Предмет исследования статьи - живописный портрет Натальи Францевны Обер работы Константина Андреевича Сомова, относящийся к раннему периоду творчества художника - середине 1890-х гг. Портрет рассматривается в контексте живописных исканий художника "до-мирискуснического" этапа. Кроме этого, живописная манера и концепция портрета анализируется с учетом влияний на творчество Сомова актуальных тенденций отечественной и европейской портретной живописи рубежа XIX-XX вв.: традиции русского реалистического портрета, европейской и скандинавской линий импрессионизма и салона. Автор статьи использует метод сравнительного искусствоведческого анализа, рассматривая портрет Н. Ф. Обер, написанный К. А. Сомовым в 1896 г., на фоне других портретных работ художника и его современников. Особенно ценным вкладом в исследование сомовской портретной концепции представляется анализ новых тенденций, появляющихся в портрете Н. Ф. Обер: композиционный строй картины, декоративность живописи, специфика пространственного построения и особенности колорита. Все эти черты отмечаются автором статьи как ключевые для формирования иконографии сомовского портрета "зрелого" периода.
Стили, течения, школы
Соколова М.В. - Проблемы стиля в загородной жилой архитектуре Р.Н.Шоу c. 40-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25624

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является проблема стиля в творчестве британского архитектора поздневикторианского времени, Р.Н.Шоу. Предметом исследования стала область, занимающие особенно важное место в творчестве этого мастера, а именно загородные дома, поскольку именно архитектура загородного жилища становится сейчас своего рода лакмусовой бумажной, позволяющей выявить новые процессы, происходящие в английской архитектуре в последние десятилетия девятнадцатого века. Также в статье анализируются в качестве материала для сравнения проекты его современника и коллеги, Дж.Девиз. Тщательному искусствоведческому анализу подвергаются элементы объемно-пространственной композиции, фасадной композиции и архитектурного декора загородных домов британского архитектора. Основным вывод, сделанный автором статьи: в конце Викторианского царствования архитектура загородного дома в Англии претерпевает кризис, связанный с утратой значимости земельной собственности для социального статуса ее владельца. В связи с этим земельные владения сокращаются, а загородный дом переориентируется на новые образцы для подражания. Не усадебный дом, а скромный фермерских коттедж вдохновляет архитекторов нового поколения, в частности, Р.Н.Шоу, что неизбежно ведёт к существенному видоизменению стилистики загородного жилища.
Изобразительные искусства
Деменёв Д.Н. - Жизнеутверждающее искусство Александра Дейнеки, как синтез художественной и жизненной правды c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25427

Аннотация: Предметом исследования является искусство Александра Дейнеки. Искусство Дейнеки предстаёт перед нами в качестве фундаментальной нравственно-эстетической идеи – идеи красоты, труда, мира; идеи, призванной отражать не только идеологические и общественные идеалы, но и художественные идеалы своего времени. Оно становится проводником его идей в таких же осознанных и «по-дневному» светлых образах, как и его художественно-методологические рассуждения или же обычные повседневные наблюдения и размышления. Ядром исследования творчества ярчайшего представителя соцреализма является анализ понятия «идеал» как определенного диалектического отношения идеи и действительности применительно к связке искусство – жизнь. Методология исследования строится на таких общенаучных методах как: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический метод, метод искусствоведческого изучения изобразительного материала; сравнительный принцип, принципы историзма, системного анализа, а также принцип аксиологической направленности искусства. Новизна исследования заключается в интерпретации существующих подходов к изобразительному искусству А. Дейнеки с точки зрения непосредственного впечатления художника-практика (автора статьи). Основная масса искусствоведческого материала посвящена анализу искусства Дейнеки с позиции примата идеологического над художественным. В результате проведённого исследования, автор приходит к выводу об уникальном, равноценном взаимосплетении художественной и жизненной правды в его творчестве, позволяющем говорить о последнем не только с точки зрения его идеологии, но и с позиции морально-нравственного и эстетического воздействия на зрителя. Данное взаимосплетение как нельзя лучше способствует жизнеутверждающему отображению строящейся новой, социалистической жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.