Электронный журнал Человек и культура - №5 за 2017 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2017
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 13-12-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2017
Культурология и cultural studies
Воробьев А.М. - Надзор и религиозная цензура в Царскосельском лицее в 1811–1826 гг. c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24481

Аннотация: Предметом данного исследования является практика контроля над чтением лицеистов литературы религиозного характера. Данный контроль выступал в качестве составной части общей системы надзора, применяемого в Царскосельском лицее. Чтение, в том числе не только учебной литературы, воспринималось как важный элемент воспитания. Педагогическая цензура широко применялась в качестве регулирования практики чтения воспитанников учебных заведений российской империи. На материале фондов библиотеки Царскосельского лицея были проанализированы принципы, определявшие политику просвещения в данный период. В работе использовались исторический, книговедческий методы, а также концепция роста значения надзора в культуре Нового времени М. Фуко. Изучение истории формирования фонда библиотеки Царскосельского лицея в первые годы его существования позволило впервые в отечественной науке подробно проанализировать вопрос использования цензуры в качестве механизма формирования круга чтения воспитанников элитного учебного заведения, чьи выпускники должны были обеспечить потребность империи в высокообразованных чиновниках. Привлечение ранее почти не затрагиваемого материала позволило показать, как государственная политика в области образования в период правления Александра I отразилась на библиотеке светского учебного заведения.
Культура и наука
Кимеева Т.И., Миненко Г.Н. - Художественное этническое наследие и его смысловое поле c. 13-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24671

Аннотация: В качестве объекта в данной статье рассматривается художественное этническое наследие как явление культуры. Опредмеченные результаты художественных ремесел, имеющих место в традиционных культурах, в условиях современности утрачены в среде бытования и сохраняются преимущественно в музейных собраниях. Исследование базируется на результатах изучения музейных коллекций коренных малочисленных народов Сибири – шорцев и бачатских телеутов в 23-х музеях России полевых исследований, проводимых одним из авторов статьи в местах компактного проживания этих народов. Предметом исследования является определение специфики структуры художественной культуры шорцев и бачатских телеутов в рамках анализа предшествующей теоретической традиции. На основе структурно-функционального метода художественная этническая культура, коррелируемая с разными формами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Сибири, анализируется с позиций следующих измерений: информационного (духовно-содержательного), институционального (организационно-структурного) и морфологического (зонально-видового). Основными выводами проведенного исследования является следующее: в связи с руинированием технологий производства в среде бытования предметов, характеризующих художественную этническую культуру, формулируется понятие «объект художественного наследия»; обозначаются методы презентации объектов художественного наследия в современном социокультурном пространстве, включающие интерпретацию смыслового содержания декора и технологий декорирования, их реконструкцию и трансляцию.
Культурология и cultural studies
Балаш А.Н. - Материалы доклада В. С. Библера «Культура и музей к 2000 году» в контексте актуальных тенденций развития музеологии c. 22-28

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24890

Аннотация: В статье рассматривается текст доклада В. С. Библера «Культура и музей к 2000 г.» (1977), опубликованный в корпусе архивных материалов философа. В соответствии с исследовательской стратегией Библера, текст носит конспективный и незавершенный характер, окрыт для интерпретации. Представлен анализ актуальности идеи Библера для современной музеологии в сопоставлении с концепцией постмузея, используемой как эффективная модель для описания трансформаций современного музея как социокультурного института. Проанализированы идеи Библера о перспективных тенденциях развития музея как культурного феномена в плане архитектурного и символического решения предлагаемого концепта. Проанализирована обозначенная в тексте модель зрительского восприятия произведений искусства в пространстве музея, представленная как переход визуального образа во внутреннюю речь зрителя. Рассморен концепт восприятия как «похищения» произведения и его культурные коннотации. В качестве сравительного материала анализируется содержание «фантомов исталляций» Д. А. Пригова, представляющих оригинальную визуальную концепцию музея. Выявлены смысловые моменты, позволяющие проводить сравнение и сближение концепций Библера и Пригова. В качестве примера визуализации рассматриваемых музейных концепций проанализирована инсталляция «Комната художника Д. А. Пригова» в Государстенном Эрмитаже. Обозначена актуальность проективной концепции музея В. С. Библера в контексте разработанной им концепции философской логики культуры. Новизна исследования заключается в том, что концепт В. С. Библера впрервые представлен в рамках музеологического дискурса, а аткже интерпретирован как актуальный в рамках дискуссий об институциональной специфике постмузея в современном культурном пространстве.
Теория коммуникации и медиалогия
Фирулина Е.Г. - Медиаобраз России в глянцевом журнале c. 29-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.20053

Аннотация: Предметом настоящего исследования является медиаобраз России в глянцевом журнале, объектом – фотографии в глянцевом журнале «Vogue». Цель работы – реконструкция образа России как полисемантичного текста через ретроспективу фотографий на «русскую тему». Русский балет, вокзалы, старинные особняки, меховые шапки и шубы, березовые рощи, кокошники и другие культурные единицы создают хорошо узнаваемую художественную реальность, текст, созданный из алллюзий и цитат. Смыслы текста наращиваются во времени, накапливая историческую память и генерируя новые сообщения. Методологической основой работы послужил семантический анализ, который позволил выявить компоненты образа России в глянцевом журнале. Новизна исследования заключается в попытке анализа медиаобраза России в глянцевом журнале. Данный анализ открывает перспективы дальнейших исследований образа России в современных массмедиа. Основные выводы автора заключаются в том, что образ России в глянцевом журнале представляет собой медиаобраз, основанный на известных стереотипах, повторяющихся сюжетах, темах и деталях. Можно увидеть, что стереотипы за всю достаточно длительную историю журнала мало изменились. Базовыми стереотипами являются русская зима, фольклор, балет, космос. Среди ведущих ракурсов, обыгрывающих образ России в журнале «Vogue», можно выделить фотопортреты знаменитых деятелей культуры, зимние сюжеты, темы балета, вокзала, храма и монастыря, фольклорные и «советские» мотивы, темы космоса и карнавала. Значительное место в формировании образа России в глянцевом журнале занимает архитектурный пейзаж, выраженный, главным образом, петербургским, а также московским текстом. Образ России также создан с помощью многочисленных деталей, которые отсылают к известным стереотипам. Образ России обладает такой чертой как цитатность – фотографы обращаются к историческому и литературному материалу: революции и белогвардейскому движению, истории балета, а также к образам из произведений Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Б. Пастернака.
Культура повседневности
Янутш О.А. - Культурно-образовательное пространство: к определению границ и содержания понятия c. 38-44

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.21431

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «культурно-образовательное пространство», определяемого автором как объективно существующая в культуре система зон (локусов) физической и виртуальной реальности, используемых для реализации практик образования (обучения, воспитания, просвещения) и саморазвития ребенка. Приводятся основные факторы, влияющие на характер и качество структуры соответствующего феномена: демографический; социально-экономический; соотношение и взаимодействие частного (private) и общественного (public) сегментов образования; ментальное пространство культуры, определяющее место и статус детства в культуре. Теоретико-методологической основой исследования выступает культурология образования, сформировавшаяся в конце XX - начале XXI вв. на базе психологии, педагогики, социологии образования, философии образования и культурологии. Предложенная в статье типология зон (локусов) может служить теоретической основой как для дальнейшего проведения сравнительных историко-культурных исследований, так и для проектирования новых сегментов культурно-образовательного пространства (региона, города, конкретного учреждения), соответствующих системе инвариантных и вариативных практик бытия ребенка в современном мире.
Искусство и искусствознание
Му К. - Трансформация образов советского изобразительного искусства в послевоенный период (1945 - 1960 года) c. 45-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.23778

Аннотация: Предметом исследования является советское искусство в контексте развития художественной культуры послевоенного периода (1945 – 1960 года). Также внимание сосредоточено на росте художественных кадров, притоке молодых сил, национальном и творческом многообразии произведений искусств как достижении на исследуемом этапе времени. Целью работы стала необходимость расширить существующие знания обизобразительном искусстве первого послевоенного пятнадцатилетия, которое теснейшим образом связывается с предшествующим этапом - периодом Великой Отечественной войны. А также акцентирование внимания на том, как художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, высокие моральные качества советских людей. В исследовании подчеркивается, что живописцы, пережившие годы тяжких страданий в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. С точки зрения теории искусства автор статьи охарактеризовала взаимосвязь между понятиями «советское искусство», «официально утвержденное искусство» и «реалистический метод». Методология исследования предопределена целью работы, а ее базисом стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание советской живописи исследуемого периода. Методологической базой исследования стали тематически необходимые труды по теории и истории искусства, истории культуры СССР, философии искусства. Использован также ряд электронных изданий. Основой статьи выступает сравнительно-исторический метод, которыйпомогает определить специфику советского изобразительного искусства послевоенного периода (1945 – 1960 гг.). Благодаря этому методу в статье уточняется, что трансформации в художественно-образной структуре живописи СССР учеными отслеживаются, начиная еще с довоенного периода. Новизна статьи заключается в пересмотре эволюции советского послевоенного изобразительного искусства с точки зрения непосредственноговпечатленияхудожников-участниковвойны.А также в характеристике значения творчества русских живописцев в развитии и сбережении отечественного искусства ХХ века. В выводах подчеркивается тот факт, что изобразительное искусство 1945 – 1960 годов повлияло на популяризацию тематики русской живописи послевоенных лет, которая была посвящена событиям Великой отечественной войны. На материалах фронтовых воспоминаний советскими художниками создано большое количество картин. Кроме этого, на культурную арену вышло неофициальное искусство, представленное на выставках и вызвавшее вокруг себя ажиотаж и критику со стороны властей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.