Электронный журнал Человек и культура - №4 за 2017 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 15-10-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Музыка и музыкальная культура
Швецова О.Ю. - Воспитание музыкального слуха: стилистический аспект c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23755

Аннотация: Статья посвящена вопросам воспитания профессионального музыкального слуха на интонационно-стилевой основе на занятиях сольфеджио. Предметом исследования является стилевое воспитание слуха как способности воспринимать музыкальный стиль на основе проявлений его признаков, оценки соответствия стилевых элементов и осмысления содержания музыкального произведения в стилевом контексте. Стиль в музыке представляет собой иерархическую систему, включающую множество составляющих, выступает на различных уровнях обобщения, характеризуется многоаспектностью своего существования и может быть познан через изучение его детерминант-факторов, обуславливающих конкретно-исторические проявления, материализованные в его категориальном аппарате. Статья посвящена вопросам воспитания профессионального музыкального слуха на интонационно-стилевой основе на занятиях сольфеджио. Предметом исследования является стилевое воспитание слуха как способности воспринимать музыкальный стиль на основе проявлений его признаков, оценки соответствия стилевых элементов и осмысления содержания музыкального произведения в стилевом контексте. Стиль в музыке представляет собой иерархическую систему, включающую множество составляющих, выступает на различных уровнях обобщения, характеризуется многоаспектностью своего существования и может быть познан через изучение его детерминант-факторов, обуславливающих конкретно-исторические проявления, материализованные в его категориальном аппарате. Автор приводит перечень аспектов слухового восприятия, необходимых для формирования стилевого отношения к музыкальному материалу, основанного на изучении исторических, национальных и авторских стилей. Предложенные методы интонационно-стилевого постижения музыки предполагают обеспечение представлений различных пластов музыкальной культуры, выявление традиций и новаторства композиторов, произведений, форм, методов и формирование целостного восприятия всей музыкальной ткани, что способствует обогащению интонационно-слухового опыта музыканта.
Знак, слово, речь, язык
Завьялова Н.А. - Преемственность культуры Китая сквозь призму артефактов и языка c. 13-24

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23771

Аннотация: Статья посвящена феномену преемственности в рамках китайcкой культуры. Предметом исследования является влияние культуры Древнего Китая (5000 г. до н.э. – 220 г. н.э.) на современную китайскую кльтуру. Объектом исследования выступают артефакты из яшмы, гадательные кости, а также фольклорные языковые выражения, пользующиеся популярностью у современных китайцев. В ходе исследования автор апеллирует как к классическим работам Г.Ф.Гегеля, Н.Я. Данилевского, Э. Гуссерля, так и к относительно недавно опубликованным работам Дж. Александера, В.Д.Лелеко, Т.И. Лавреновой, Р.Дж. Клайна, Брэдли И. Энзора, Бай Юйя. Базовый метод работы – системно-аналитический подход к культуре, где анализ частных объектов способствует пониманию целого; методика – описание с элементами интерпретации и сопоставления. Исследуя объекты, отражающие эволюцию китайской цивилизации с древнейших времен, автор приходит к выводу о том, что сознание современного китайского человека содержит огромный пласт мощных смыслов, уходящих своими корнями в неолитическую древность. Важнейшими результатами работы являются культурологические трактовки функциональной направленности неолитических артефактов и их отражений в фольклорном слое китайского языка, данные которого автор проанализировал с использованием он-лайн корпуса. Результаты исследования применимы к любой отрасли культурного производства, поскольку они способствуют проникновению в глубины китайского смыслогенеза, понимание которого имеет важнейшее значение для современного культурного пространства.
История искусств
Строй Л.Р. - Влияние художников-военнопленных Первой мировой войны на художественную жизнь Красноярска c. 25-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.24010

Аннотация: Объектом исследования является художественная жизнь города Красноярска периода Первой мировой войны. В качестве предмета исследования изучается роль иностранных художников-военнопленных в творческих процессах сибирской провинции (1914-1920). Деятельность пленных, повлиявшая на региональную историю искусства, практически не изучена, хотя очевидно, что долгое пребывание иностранных мастеров в сибирских лагерях, проявилось в художественных процессах российской периферии, повлияло на творческий поиск местных мастеров, существенно отразились на развитии сибирской культуры. С помощью междисциплинарного подхода и методов синтеза и аналогии, разрозненные и малоизученные сведения, соединяются в целостные сюжеты и воссоздают художественные процессы города. В исторических реконструкциях роль военнопленных становится явленной и связана с привнесением различных художественных традиций, влиянием на местное художественное образование, активизацией экспозиционного процесса. В целом, в годы Первой мировой войны произошло обогащение местного творческого генофонда, что позволило художественной жизни города избежать стагнации и динамично развиваться не только в описываемый период, но и дорабатываться на последующих исторических этапах.
Историческая культурология и история культуры
Царёва Е.С. - Культурно-просветительные общества в Енисейской губернии и их участие в музыкальной жизни региона конца XIX – начала XX века c. 35-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23811

Аннотация: Предметом исследования являются культурно-просветительные общества Енисейской губернии как локальная форма самоорганизационных социальных процессов. Объектом выступает музыкальная жизнь городов Енисейской губернии конца XIX – начала XX века. Цель данной статьи заключается в анализе деятельности ряда культурно-просветительных обществ Красноярья (любителей музыкального искусства, попечения о начальном образовании, вольно-пожарных, трезвости) и в осмыслении её влияния на становление музыкального пространства региона. На основе корпуса научных трудов и широкого спектра неопубликованных исторических источников (архивных документов, дореволюционных печатных изданий) характеризуются культурно-просветительные общества как явление российской истории досоветского периода, кратко рассматривается их генезис, отмечается региональная (сибирская) специфика, очерчиваются организационная структура и функции, открываются неизвестные ранее аспекты музыкально-творческой работы просветительных обществ Енисейской губернии. Методологическую основу статьи составляет комплексный междисциплинарный подход, опора на исследования отечественных учёных в области музыкознания (в том числе музыкального краеведения), истории, регионоведения, социологии, культурологии. Ведущим для автора являлся принцип историзма, установлению необходимого массива эмпирического материала способствовал источниковедческий метод, при работе с конкретными фактами широко использовались дескриптивный и сравнительно-исторический методы. Новизна исследования заключается в следующих выводах: 1) Развитие музыкальной жизни в Енисейской губернии (и на многих других периферийных территориях страны), не входя в сферу непосредственных интересов местной власти, во многом питалось общественной инициативой, и культурно-просветительные негосударственные союзы как очаги социальной самоорганизации выступали важнейшим и доминирующим катализатором её динамики, а в уездных городах – практически единственным; 2) В Енисейской губернии, в отличие от многих соседних сибирских территорий, не сложился механизм необходимых условий для устойчивого и продолжительного функционирования союзов любителей искусства, непосредственно формирующих локальную музыкальную жизнь, их отсутствие отчасти компенсировалось немузыкальными просветительными обществами, проводившими широкую культуротворческую работу.
Культурное наследие, традиции и инновации
Смирнова Е.А. - Спектакль В. В. Магара «Отелло» (Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского, 2011) c. 59-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23894

Аннотация: Предметом исследования является поэтика спектакля «Отелло», созданного Владимиром Владимировичем Магаром в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А. В. Луначарского в 2011 году. Анализируются основные особенности творческой манеры режиссера: создание игровой атмосферы и романтического двоемирия, использование многосоставной литературно-драматургической основы постановок, их монтажной композиции и музыкального построения, сочетания различных способов существования актера, системы лейтмотивов и др. Рассматриваются игровой способ и проживание как условия создания актерского ансамбля. Исследуется роль сценографии, пластики, музыки и прочих составляющих драматического действия. Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте ее автора и анализе прессы, посвященной спектаклю. Творчество севастопольского режиссера Владимира Магара совершенно не изучено, и данная статья является продолжением исследования поэтики его спектаклей. Анализ поэтики спектакля «Отелло» важен для понимания основных принципов его режиссерской деятельности. Исследование его режиссерской манеры может восстановить страницы истории русского театра, выпавшие из контекста исследовательской работы.
Назанян К.Г. - Тенденции становления системы охраны памятников в России во второй половине XIX в.: роль православного духовенства c. 73-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.24147

Аннотация: В статье рассматриваются постепенное осознание необходимости сохранения древностей как у светских специалистов, так и у представителей православного духовенства, а также предпринятые государством и Русской Православной Церковью (как частью государственного аппарата) действия по охране памятников церковной старины в XIX – начале XX вв. Благодаря анализу литературы и источников, можно сделать вывод о попытке создания единой системы охраны памятников истории и культуры, которому помешали революционные события, произошедшие в России в 1917 г. В исследовании использовались исторический метод, анализа и синтеза, а также биографический (сведения о выдающихся священниках-краеведах). Также в статье названы причины, которые препятствовали созданию общегосударственной системы сохранения отечественных древностей. Научная новизна характеризуется анализом указанных источников и литературы: от периодической печати XIX века до современных исследований. В научный оборот вводятся сведения о деятельности малоизвестных персоналий духовного звания.
Изобразительные искусства
Кугушева А.Ю. - Дискурс исторического пейзажа в визуальном тексте киммерийской школы c. 80-87

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23447

Аннотация: Предметом исследования является развитие дискурса античного визуального и литературного наследия в изобразительном искусстве XIX - первой половины XX в. Представителей киммерийской школы разных поколений объединяет интерес к художественному образу Крыма, к историческому наследию полуострова. Одной из наиболее актуальных тем в изобразительном искусстве «киммерийцев» на протяжении XIX — первой половины XX в. является культурное наследие античности. Объектом исследования является изменение в прочтении визуального текста античной культуры в киммерийской школе живописи. В исследовании применены метод семиотического анализа произведений художников киммерийской школы; дескрипция визуальных образов; анализ литературных и нарративных источников. Основными результатами проведенного исследования являются: раскрытие культурного базиса античной и архаической тематики в искусстве; выявление ключевых направлений прочтения образов античности в наследии художников киммерийской школы, принадлежащих к разным поколениям. Особым вкладом автора в исследование темы является освещение творчества крымского художника С.Г. Мамчича (1924-1974). Новизна исследования заключается в рассмотрении динамики визуального текста исторического пейзажа в киммерийской художественной школе первой половины и середины XX в.
Декоративно-прикладное искусство
Железняк О.Е., Акинфеева И.И. - Этнонациональные особенности бурятского костюма как идентифицирующие элементы имиджевой сувенирной продукции Бурятии. c. 88-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23804

Аннотация: Объектом исследования является традиционный костюмный комплекс бурят, особенности его сегодняшнего существования как системы идентичности в современном пространстве глобального мировидения и транснациональных культур. Предметом исследования становится специфика использования уникальных черт бурятского костюма в качестве источника автохтонных характеристик «места» при создании сувенирных изделий. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как цвет и орнамент в национальном бурятском костюме, их роль и возможности в выявлении аутентичности культуры Бурятии. Особое внимание в статье уделяется анализу региональной сувенирной продукции в контексте исследования проблем культурной идентичности, образам родового этнического костюма, которые используются для создания имиджевых сувениров Бурятии, отражающих реальную специфику «места», а не «воображаемые идентичности». Методы сравнительно-исторического, этнографического анализа и маркетинговые исследования, использованные в процессе работы, позволили собрать обширный этнический материал, рассмотреть разнообразный ассортимент предметов, представленных на сувенирном рынке Улан-Удэ и республики, и провести сравнительное описание оригинальных моделей традиционной одежды и образцов сувенирной продукции с изображением элементов национального костюма и/или применением этнических образов. Выделенные этнонациональные особенности костюма, цветовые системы и специфика орнаментального декорирования, наиболее часто употребляемые элементы бурятской одежды, транслируемые в качестве своеобразных идентифицирующих кодов, а также их интерпретации в сувенирной продукции составляют новизну работы. Важную роль, наряду с этим, играют родоплеменные отличия костюмного комплекса как уникальный «опознаватель», позволяющий дифференцировать этнические образы, в т.ч. в сувенирной продукции. Использование при создании сувенирной продукции индивидуальных характеристик бурятского костюма, проявленных в ходе исследования, предоставит возможность расширить ассортиментную линейку сувениров, отделить бурятские мотивы от схожих монгольских и достичь б′ольшой «привязки» к культуре региона, превратив сувенир в поистине имиджевую продукцию «места».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.