Электронный журнал Человек и культура - №6 за 2016 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2016
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 19-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2016
Культурное наследие, традиции и инновации
Слабуха А.В. - Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 1): организационно-методические проблемы c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.20712

Аннотация: Настоящее исследование посвящено актуальным проблемам организации методического обеспечения государственных мер по установлению историко-культурной ценности объектов культурного наследия (памятников архитектуры). Проблемы рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Внимание сосредоточено на начальном этапе выявления ценного историко-культурного наследия - обоснования решения региональным органом государственной охраны памятников о включении объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия. Методы настоящего исследования включают изучение актуального федерального законодательства и организацию практической работы государственных органов в сфере охраны объектов культурного наследия. Выявлено отсутствие разработанной системы установления ценности объектов наследия для использования на начальном этапе принятия решения региональными органами охраны. Обоснована необходимость разработки формализованного методического обеспечения установления ценности объекта. Даны предложения о совершенствовании форм эффективной работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Слабуха А.В. - Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 2): критерии и метод в современной экспертной практике c. 9-22

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.20767

Аннотация: Исследование посвящено методическим проблемам установления историко-культурной ценности объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Работа сосредоточена на вопросах методики оценки на этапе принятия решения региональным органом о включении объекта (памятника архитектуры) в перечень выявленных объектов культурного наследия. К настоящему времени имеются различные представления о критериях историко-культурной ценности памятников, однако отсутствует общепринятая методика их оценки. Настоящее исследование включает комплексное изучение научно-методического знания в среде научной, производственной и охранной деятельности. На основе исследовательского опыта представлена апробированная экспертная методика установления историко-культурной ценности памятника, включающая комплекс ценностных характеристик и критериев оценки. Она может быть актуальной для обоснования решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, в последствии - в государственный реестр объектов культурного наследия.
Культура и культуры
Чихачёва М.М., Экард Л.Д., Шкредова И.Н. - Результаты фольклорно-этнографической экспедиции 2016 года по Туруханскому району Красноярского края c. 23-29

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21072

Аннотация: Предметом исследования является традиционный фольклор русских поселений Туруханского района Красноярского края. Материалом исследования послужили данные, зафиксированные в ходе фольклорно-этнографической экспедиции Красноярского государственного института искусств 2016 года. В качестве основных задач экспедиции рассматривались: исследование населенных пунктов Туруханского района, выявление наличия и степени сохранности традиционной культуры (в частности, музыкального фольклора) в русских поселениях, фиксация образцов нематериального культурного наследия и определение степени ассимиляции фольклора русских поселений с культурой коренных народов. При работе над исследованием применялись как универсально-общенаучные, так и специальные методы исследования: ареальный, сравнительно-исторический, аналитико-тематический, структурно-типологический, структурно-функциональный. Новизна исследования заключается в том, что при изучении северных районов Красноярского края, преимущественно, внимание исследователей уделялось фольклору коренных народов, в то время как фольклор русских переселенцев находился на периферии исследовательского внимания. По результатам фольклорно-этнографической экспедиции по Туруханскому району Красноярского края, можно сделать следующие выводы. Исследования населенных пунктов позволили выявить лишь песни позднего периода формирования – городскую лирику и частушки. О бо́льшей степени сохранности можно говорить по отношению к жанрам детского фольклора. Удалось зафиксировать локальные особенности отдельных фольклорных жанров: прежде всего, в детских играх, обрядах колядования и гадания. Подтверждение получила гипотеза об ассимиляции на территории Туруханского района фольклора выходцев из различных российских областей.
Пупышева Н.В. - Символический язык описания природы человека в буддизме c. 30-39

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21469

Аннотация: Предметом данного исследования является особый язык символов, употребляемых в буддийском учении для всестороннего описания человека (как физиологической, так и духовной его составляющих) в рамках характерного для буддизма целостного подхода к личности. В буддизме холистический взгляд на человека и его место в мире во многом базируется на иной модели мира, средством описания которой является язык символов, адекватно понимаемый носителями буддийской культуры, и который является предметом исследования данной работы. Объектом исследования является системы «великих» элементов индийского происхождения (махабхут – земля, вода, ветер, огонь, пространство), которые на уровне описания физиологических процессов «конденсируются» в понятие «трех начал» организма (слизь, желчь и ветер). Проведенный анализ позволяет выявить смысловые особенности этих терминов, рассматривая их, в соответствии с принципами тибетской лингвистики, на трех уровнях смысла (буквальный смысл, словесный смысл, представляющий собой смысловую матрицу термина, и истинный смысл, выявляемый через прагматику текста). Исследование сложной иерархической смысловой структуры терминов системы «великих элементов» приводит к заключению, что использование этой системы позволяет интерпретировать тексты, описывающие феномены разных уровней реальности. Это делает ее продуктивным методом представления знаний в буддийском учении и позволяет включать представление о человеке как личности в общий контекст представлений о мире, используя единый язык описания. В статье приведены примеры интерпретации феноменов разных уровней реальности с помощью системы «великих элементов».
Пупышева Н.В. - Типология личности в системе тибетской буддийской медицины c. 40-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21180

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом следующей публикации: Пупышева Н.В. Типология личности в системе тибетской буддийской медицины // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2016. – Т. 5. - № 5А. – 149-159. Дата ретракции 12.10.2020 г.
Предметом данного исследования являются представления о типологии личности некоторых западных авторов в сопоставлении их со взглядами на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций. Объектом исследования является специфический язык символов, используемый в тибетской медицинской традиции для описания личности, и интерпретация типологии личности в терминах системы «великих элементов» (махабхут – земля, вода, ветер, огонь), которые на уровне физиологии сведены в понятие трех «начал» организма (ветер, желчь и слизь). На базе данных оригинальных источников автор показывает, что эти традиции за основу типологии личности берут преобладание в особенностях тела, физиологических процессах и психики того или иного «начала» организма или их сочетаний. Сопоставляя принципы классификации личности таких западных философов и психологов, как Кречмер и Шелдон с классификацией личности в тибетской буддийской традиции и в аюрведе, данная работа показывает, что в основе воззрений на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций лежит теоретически обоснованная и проверенная многовековой практикой теория личности, отличающаяся от европейской языком описания, в основе которого лежит иное философское осмысление мира.
Царёва Е.С. - Формирование академической музыкальной культуры Енисейской губернии: новый взгляд сквозь призму процессов самоорганизации и институционализации c. 49-67

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.20226

Аннотация: Предметом исследования выступают процессы формирования академической музыкальной культуры в Красноярье в один из наиболее значимых периодов её развития в регионе – в годы существования Енисейской губернии (1822-1925). Автор рассматривает становление и функционирование локальной модели академических традиций в имперский и советский исторические этапы, выявляя универсальные (общероссийские и общесибирские) и специфические черты. Основной интерес автора составляет социально-культурологический аспект исследования, определение ключевых процессов строительства музыкально-академической системы, анализ их действия в условиях различных типов государственного устройства. Работа базируется на комплексном, междисциплинарном подходе, который вбирает в себя музыковедческие, краеведческие, исторические, культурологические, социологические исследования. Основополагающим для автора являлся принцип историзма, установлению необходимого массива эмпирического материала способствовал источниковедческий метод, при работе с конкретными фактами широко использовались дескриптивный и сравнительно-исторический методы. Помимо ввода в научный оборот неопубликованных документов, данная статья отличается новым подходом в осмыслении развития музыкальной культуры Сибири. Анализируя в социально-культурологическом ракурсе сложение системы академического искусства в Енисейской губернии, автором выявляются два основных процесса, участвующих в её формировании – самоорганизация и институционализация. На краеведческом материале демонстрируется их действие и различные комбинации в зависимости от социально-политического и экономического контекста. Автор приходит к выводу, что равновесие и «взаимодополнение» процессов самоорганизации и институционализации представляет собой наиболее благоприятную ситуацию для стремительного развития академической музыкальной культуры. Полученные результаты исследования позволяют не только существенно обогатить имеющиеся знания о становлении традиций академического искусства в Сибири, но и открывают новые актуальные перспективы в изучении мировых музыкально-исторических процессов.
Этнология и культурная антропология
Спектор Д.М. - Символический обмен, смерть и загадка дара c. 68-83

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.18412

Аннотация: Предметом исследования является символический обмен в его связи со «смертью» и загадкой дара. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы исследования, как архаическая эквивалентность ценности и священного предмета, стоимости и обмениваемых людей-женщин. Особое внимание в статье уделяется первичности сакральной жертвы, не выступающей предметом обмена (с богами, мертвыми и пр.), но инспирирующей «состояние энтузиазма» и обуславливающей (вторичную) ценность обмениваемых вещей (стоимость). Жертвоприношение (инициация), с одной стороны, и экзогамия, с другой, при тщательной реконструкции позволяют воссоздать логику дара-обмена - субстрата человеческой субъективности, воплощенного меж-общинными отношениями. Метод исследования связан с анализом и исторической реконструкцией дара, жертвы и (символического) обмена. Его логическим контрапунктом выступает критика существующих трактовок, не умеющих подвести под обязательность ответного дара достаточных оснований. Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что акт-обмена «генерирует прибавочную стоимость», преобразуя предмет (женщин) из данного в безлично-обобщенный «продукт потребления» как первый прообраз «товара», в котором общее свойство - полезность, превалирует над сингулярной спецификой; не поняв исходной выгоды обмена, невозможно понять развитых ее форм.
Экранная культура и экранные искусства
Быкова Н.И. - Искусство кино и музеи кино: мировая практика и современные проблемы c. 84-93

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21255

Аннотация: Предметом исследования являются музеи кино. Объект исследования – искусство кино. Автором рассматривается мировой опыт в области создания музеев кино. Изучается история отечественного Музея Кино и перспективы его дальнейшего развития, особое внимание уделяется современному состоянию музея кино и проблемам, связанным с определением функций подобных музеев, которые в настоящий момент однозначно не определены. Осмысление мирового опыта в данном вопросе необходимо для разрешения проблемы создания и функционирования музея кино в России. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются основные концепции видения музеев кино, их социокультурная значимость. Научная новизна статьи заключается в том, что культурный феномен музея киноискусства детально не исследовался и требует серьезного изучения. Музеи кино существуют во многих странах мира, однако вопрос о том, что понимается именно под музеем кино – это вопрос достаточно сложный в силу синкретичности экранных искусств.
Стили, течения, школы
Александров Н.Н. - Третья фаза инженерного стиля - декаданс c. 94-109

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.19174

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является развитие дизайна в период 1942-1960 годов. Это период, который недостаточно исследован в истории дизайна. Сложность освещения закономерностей данного этапа состоит в том, что часть его приходится на период мировой войны. С учетом этой особенности построена картина разного развития европейского и американского дизайна. Европейская линия дизайна порождает новые стили, в то время как американская их наследует с опозданием. Представлена картина данного периода истории дизайна на основе циклической методологии. Применен метод экзистенциальной системогенетики, который является развитием общей системогенетики, техногенетики, теории циклов и теории менталитета. Новым является рассмотрение периода 1942-1953 годов как стилистически однородного, характеристикой которого является декаданс инженерного стиля. В работе введены новые понятия об «отложенном развитии» в стилевых тенденциях в связи с войной, что объясняет расцвет "детройтского барокко". Установлено единство формальных тенденций в "сталинском барокко" и "детройтском барокко".
Музыка и музыкальная культура
Баярсайхан С.Б. - Саксофон в военном марше композиторов стран Западной Европы и Америки второй половины XIX – первой половины ХХ вв.. c. 110-117

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21519

Аннотация: В данной статье раскрывается одна из важных и малоисследованных проблем инструментовки – трактовка инструментов семейства саксофонов в качестве оркестровых инструментов – и отражается часть основных научных выводов одноимённого диссертационного исследования, посвящённого трактовке саксофона как оркестрового инструмента. Основываясь на результатах анализа авторских партитур военных маршей второй половины XIX – первой половины ХХ века, написанных композиторами стран Западной Европы и Америки (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Австро-Венгрии, Испании, США, Мексики), а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения инструментов семейства саксофонов в жанре военного марша. Для исследования использовались партитуры, как правило, только тех произведений, в состав которых авторами включалась одна или несколько партий саксофонов. Современные коммуникативные средства (Интернет) помогли отыскать многие сочинения в жанре марша, но не всегда эти партитуры являются авторскими первоисточниками. Во всяком случае, объём ставших доступными материалов позволяет сформировать целостные представления и сделать обоснованные заключения. Раскрыть сведения о применении саксофонов в марше представляется целесообразным, опираясь на национальную принадлежность композитора или, выражаясь иначе, в рамках отдельной страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.