Электронный журнал Человек и культура - №1 за 2016 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2016
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 17-01-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2016
Музыка и музыкальная культура
Белоносова И.В. - Формирование фортепианного исполнительства в Сибири c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.16733

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, характерные для фортепианного исполнительства в Сибири во второй половине XX-начале XXI вв. Автор подробно рассматривает важнейшие для периодов становления фортепианного искусства в Сибири факты и события. Указываются принципы организации концертно-просветительской работы в связи с традициями отечественной фортепианной исполнительской школы. Особое внимание уделяется деятельности педагогов кафедр Новосибирска и Красноярска, кратко освещаются их творческие биографии, роль и значение в становлении профессионального исполнительства. В качестве основного метода исследования используется метод исторического музыкознания – рассмотрение событий в их исторической логике. Основным выводом проведенного исследования является установление двух взаимосвязанных «школ» фортепианного исполнительства в Сибири, сосредоточенных в крупнейших музыкальных центрах – Новосибирске и Красноярске. Делается вывод о вкладе сибирских исполнителей в развитие лучших традиций отечественного музыкального искусства; отмечается их роль в пропаганде академической музыки и творчества сибирских композиторов.
Философия культуры
Матвеенко В.А. - Специфика философской мысли в синтоистской традиции c. 23-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17197

Аннотация: Предметом исследования является японская интеллектуальная традиция до привнесения в нее европейской философской терминологии и сопровождающих ее дисциплин с целю выявления в ней философских оснований. Автором предлагается понимать синто не как учение, а как сам принцип взаимоотношений человека со священным, сложившийся в японской культуре, и рассматривать синто в качестве комплекса японских национальных религиозно-культурных практик. Именно через наличие этого ядра становится возможным объяснить не характер проникающих в культуру заимствований, а процессы, происходившие с ними во время интеграции в целостную японскую культуру, что играет гораздо большую роль в понимании философской составляющей синто. Основываясь на вопросе о наличии в синто как культурном феномене письменной интеллектуальной традиции, автор рассматривает ряд теоретических выражений синтоистской мысли. Основным выводом является то, что понимая, таким образом, синто как принцип формирования учений, выливающийся в этические принципы повседневной жизни, мы можем вспомнить, что философия при самом своём появлении в древней Греции западная философия тоже возникла как искусство жить, отвечая , таким образом, на вопрос о наличии в синто философской традиции, несомненно, утвердительно.
Музыка и музыкальная культура
Чепинога А.В. - «Идея» и «мораль», как категории действенного анализа партитуры оперы c. 41-76

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17866

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются «идея» и «мораль», как инструменты режиссерского действенного анализа пьесы или партитуры оперы. При этом особое внимание уделяется выработке четких определений для каждого понятия с целью точного их разграничения. Указывается, что «идея» и «мораль» - принципиально отличны одно от другого, высказывается мысль о недопустимости повсеместного «смешения» этих двух понятий. Показывается опасность подмены понятием «мораль» понятия «идея» и их последствия для целостности и смысла спектакля. Особо подчеркивается, что ангажированность, идеологичность, социологичность реализованному на сцене драматургическому материалу как раз придает использование «морали», реализуемое через строгое конфликтное разграничение персонажей на две конфронтационные стороны. В то время, как использование такого инструмента, «идея» существенно расширяет образные возможности режиссера путём включения в конфликт всех без исключения действующих лиц, без искажения их характеров и мотивировок. В статье проведён тщательный теоретический анализ с целью дать строгое определение, то есть выделить характерные стороны, признаки, особенности, свойства и принцип действия категорий «идея» и «мораль». Для этого по теме исследования проведено тщательное изучение литературы классиков режиссерского действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Появление за последние тридцать лет на сценах оперных и драматически театров спектаклей, где режиссером проведена искусственная «актуализация» исходного классического драматургического материала отчетливо указывает на кризис в теории режиссуры. В частности, за отсутствием четких определений ключевых для анализа пьесы и партитуры, категорий, режиссеры либо по неведению, либо намеренно смешивают понятия «идея» и «мораль» и тем самым извращают изначальный драматургический замысел, сводя глубокие философские произведения к идеологическим, ангажированным агиткам.
Знак, слово, речь, язык
Быстрова Т.Е. - Прецедентные имена как вехи культурной памяти (на примере анализа рассказов А.П.Чехова ) c. 77-100

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17890

Аннотация: Предметом исследования является такое явление, как прецедентность, и в частности,прецедентные имена. Автор подробно рассматривает такой аспект темы, как использование прецедентных имен в текстах художественной литературы, а именно - в произведениях классика русской литературы А.П.Чехова. В статье особое внимание уделяется классификации прецедентных имен, встречающихся в рассказах А.П.Чехова "Корреспондент", "Прощение", "В вагоне", "Ах,зубы!", "Драматург" . Особое место в такой классификации занимают библеизмы. Также в рассказах наблюдаются единичные случаи использования прецедентных текстов. При проведении данного исследования использовался метод содержательно-структурного и лингвостилистического анализа прецедентных текстов и прецедентных имен. В рассказах А.П.Чехова «Корреспондент», "Прощение", "В вагоне", "Ах, зубы!", "Драматург" можно выделить следующие типы прецедентных имен: 1) названия газет и журналов, издававшихся во второй половине XIX века; 2) фамилии известных людей-современников А.П.Чехова; 3) библеизмы; 4) названия московских реалий второй половины XIX века (известных ресторанов, магазинов и т.д.). Также можно наблюдать единичные случаи прецедентных имен – названий музыкальных произведений, географических названий, церковных праздников, а также прецедентных текстов – цитат из известных произведений и фольклора.
Культура повседневности
Светличная И.В. - Трансформации семиотики прически c. 101-120

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17820

Аннотация: Предметом исследования является процесс влияния трансформации семиотических характеристик прически на выбор стиля прически. Объектом исследования является семиотика прически как основа восприятия образа в процессе взаимопроникновения культур. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияния семиотики прически на формирование визуальной культуры человека, предпосылки проникновения визуальных культур разных исторических периодов в современную моду, трансформации внешних характеристик прически в их символичном значении в визуальной культуре внешнего образа. Особое внимание уделяется изучению семиотики прически через проникновение символики форм, линий и цвета других культур в современные стили. В основе исследования лежат методы семиотического и компаративистского анализа. Компаративистский анализ позволил выявить в современной визуальной культуре устойчивые стилевые предпочтения. Семиотический анализ позволил рассмотреть прическу как систему взаимосвязанных характеристик, символичное значение которых является основой семиотики прически. Анализ полученных данных позволил исследовать многозначность семиотической системы прически и выявить путем моделирования предпосылки выбора форма, линии и цвет прически, посредством трансформации символики внутри форм в условиях смены культур. Основными выводами, проведенного исследования является, выявление значения символики прически в формировании современной визуальной культуры. Новизна исследования заключается в выявлении предпосылок трансформации визуальной семиотики прически, возникшей в результате устойчивого сохранения символики культур Древнего Египта, Античности и Нового Времени через взаимопроникновение символики характеристик, влияющих на семиотику внешнего образа в современной визуальной культуре.
Музыка и музыкальная культура
Гармаш О.А., Ефимова Н.И. - Генезис менеджмента академической музыки в России c. 121-138

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.18000

Аннотация: Статья обращает внимание на содержательную сторону феномена музыкального менеджмента, выделяя в нем в качестве специальной – деятельность, именуемую менеджмент академической музыки, и направленную на гарантированное сохранение выдающегося наследия академической музыки в культурном пространстве современности. Историю формирования первой в России управленческой системы, целенаправленно ориентированной на продвижения академической музыки в пореформенной России авторы связывают с деятельностью Императорского русского музыкального общества (сокр. ИРМО). Изучение опыта ИРМО, который существовал в дорыночной управленческой истории России и который ныне малоизвестен, а его стратегические ориентиры почти забыты, видится особенно важным. Оно порождает дальнейшие рассуждения в цепи причин и следствий, раскрывающие глубинные проблемы трансформации и сохранения системы ценностей. Основными методами исследования стали методы историзма, музыкально-исторического анализа и исторической реконструкции. Также использовались источниковедческие методы описания и анализа, обобщения и систематизации документов, фактов и событий, раскрывающих рассматриваемую тему. Научная новизна заключается в осуществлении объективного анализа генезиса развития менеджмента в дореволюционной России. Отечественные теории менеджмента большей своей частью существуют в парадигме рыночной (коммерческой) деятельности , в то время как некоммерческое направление менеджмента, по сути своей, должно осмысливаться вне этой парадигмы. Императорское русское музыкальное общество (сокр. ИРМО) породило исторически первую управленческую систему общественно-государственного строительства в области академической музыки, координирующую образовательную и концертно-просветительскую жизнь в стране, и вполне вписывающуюся в типологию социодинамической модели.
Изобразительные искусства
Одинокова П.С. - Синтез живописи, литературы и каллиграфии в альбомных листах Шитао раннего периода. c. 139-173

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.18060

Аннотация: Предметом исследования являются альбомные листы Шитао. Альбомный формат – один из способов монтировки произведений традиционной китайской живописи, который возник и утвердился достаточно поздно, в эпоху Сун. На рубеже династий Мин и Цин большое распространение получили живописные альбомы со стихотворными надписями-темами. Таланты не только художника, но и каллиграфа и поэта сочетал в себе Шитао. Он оставил большое творческое наследие, немалую часть которого составляют произведения альбомного формата. В данной статье проводится историко-культурологический анализ листов из альбома Шитао, которые относятся к самому раннему творческому периоду художника. Автор делает вывод о том, что синтез живописи, каллиграфии и литературы в этих произведениях осуществляется сразу на нескольких уровнях: техники кисти и туши, пластики форм и структуры композиции. В данном исследовании расширен и дополнен опыт всестороннего творчества Шитао на примере альбомных листов. В научно-художественный оборот вводится новый изобразительный материал.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.