Электронный журнал Человек и культура - №1 за 2012 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2012
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-6-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2012
Культура и культуры
Тлостанова М.В. - ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ, ДЕКОЛОНИАЛЬНЫЙ ВЫБОР И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЭСТЕЗИСА c. 1-64
Аннотация: В статье проводится противопоставление концептуальных оснований по-стколониальной теории и деколониального выбора как двух актуальных параллельных теоретических и практических дискурсов и предлагается концепция деколониального эстезиса – сферы чувственного восприятия мира, как важной части освобождения зна-ния и бытия от ограничений западной эстетики. После краткого обзора основных тен-денций в эстетической мысли последних двух десятилетий, автор останавливается на таких аспектах транскультурной трансмодерной эстетики как связь с красотой и взаимоотношения между искусством, эстезисом и знанием. В работе подробно рассматривается творчество ряда современных зарубежных и отечественных художников, имеющих отношение к деколониальному эстезису – Фреда Уилсона, Педро Лаша, Таньи Остоич, Сауле Сулейменовой, Зорикто Доржиева, Таус Махачевой, Патриса Найамбаны и др. Автор приходит к выводу, что пограничное трикстерное, полипространственное искусство наиболее эффективно в процессе деколонизации знания, восприятия и бытия на пути к трансмодерному миру.
Естествознание, техника и культура
Сальникова Е.В. - Анатомический театр в контексте истории носителей визуальной информации c. 65-101
Аннотация: Статья посвящена изменениям, которые происходят в XVI-XVII в.в. в понимании смерти, в восприятии человеческого тела. Рассматривается семантика образов смерти на рубеже средних веков и Ренессанса. Интерпретируется различия зрелищ Пляски смерти и анатомического театра. Автор обращает внимание на связь развития анатомии с техническими революциями, приводящими к появлению современных электронных носителей информации. Одной из мотиваций наращивания технических носителей информации полагается стремление человека к символическому преодолению конечности бытия живого организма.
Философия культуры
Самохина Н.Е. - Идеи Агни Йоги и философский символизм живописи Н. К. Рериха c. 102-133
Аннотация: Cтатья посвящена анализу основных философских идей, лежащих в основе художественного творчества выдающего русского художника Н. К. Рериха. Одной из главных целей статьи — сравнительный анализ тематики художественных произведений Н. Рериха с философской проблематикой учения Агни Йоги, или Живой Этики, созданного семьей Рерих в сотрудничестве с индийским философом Махатмой Мориа в 1924–1938 гг. Автор делает вывод о том, что тематика живописного творчества Н. К. Рериха весьма близка философским идеям учения Агни Йоги, а философский символизм художественных произведений живописца тесно связан с основными положениями данного учения. Для анализа избранной тематики автором использовался метод методологической рефлексии. Результаты проведенного в статье исследования могут быть использованы в дальнейших искусствоведческих и культурологических исследованиях художественного и литературного творчества Н. К. Рериха, а также в изучении отдельных аспектов философского учения Агни Йоги.
Социология культуры, социокультура
Голубицкий Ю.А. - Феномены научного и художественного способов отражения действительности: антагонизм или гносеологическое родство и взаимопроникновение? c. 134-187
Аннотация: автор статьи, будучи сторонником литературоцентричного мировоззрения относительно основных, фундаментальных явлений культуры, распространяя свой подход и на понимание междисциплинарного взаимодействия культуры (в частности - литературы) и гуманитарных научных дисциплин, выдвигает гипотезу о литературной детерминированности генезиса социологии и, шире – всего корпуса гуманитарных наук. Предприняв экскурс в историю предмета, он стремится доказать описательными и формально-структурными методами сравнительного анализа родство находящихся там гносеологически близких, по его мнению, явлений – литературы (в первую очередь, документальной) и социальной науки. В статье исследуются причины, способствовавшие "олитературиванию" русской социологии, среди которых - совпадение во времени процесса становления социологической науки в России с т.н. "серебряным веком" в русской культуре, справедливо считающимся расцветом отечественной изящной словесности, а также установленный факт причастности "отцов-основателей" русской социологии (М.М.Ковалевский, Е.В. Де-Роберти, П.А. Сорокин) к ... масонскому движению (!).
Стили, течения, школы
Епишин А.С. - Революционные архетипы в произведениях русской живописи 1880-1910-х годов. Эволюция образов c. 188-205
Аннотация: Статья раскрывает специфику образа революционера-народника в русской живописи конца XIX - начала XX вв., его трансформацию под влиянием происходивших в России историко-политических событий от интеллигента-разночинца до боевика-пролетария. Автор анализирует развитие русской революционной утопии, прослеживая переход от евангельской идеи жертвенности к осмысленному отрицанию необходимости этой жертвы, а затем и Бога как такового. Основное внимание в работе акцентировано на творчестве художников-передвижников: И. Е. Репина, его ученика Н. И. Верхотурова, а также Н. А. Касаткина.
Музыка и музыкальная культура
Денисов А.В. - О феномене пародии в музыкальном искусстве c. 206-227
Аннотация: Цель работы – анализ организующих принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Задачи – рассмотреть общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также показать общие функции пародии в музыкальном искусстве.Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутритекстовых и межтекстовых отношений: определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом.При этом конкретное воплощение инверсии может быть связано, во-первых, с определенной имманентной организацией интонационной структуры музыкального текста, во-вторых – с его внемузыкальной смысловой сферой (в музыкально-театральных произведениях, вокальной музыке). На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке – деформация и агглютинация. Наконец, отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, сам принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры. Работа может быть интересна культурологам, искусствоведам, а также всем, интересующимся проблемами эстетики творчества.
Собакина О.В. - СОНОРИСТИКА И АЛЕАТОРИКА В ПОЛЬСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ. АЛЕАТОРИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ БОГУСЛАВА ШЕФФЕРА. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА КАЗИМЕЖА СЕРОЦКОГО. c. 228-257
Аннотация: Интерес к новым художественным направлениям и актуальным средствам выразительности стал отличительным качеством польской музыки второй половины ХХ века. Стремясь к созданию индивидуального стиля Казимеж Сероцкий и Богуслав Шеффер обогатили свой музыкальный язык приемами сериализма, сонористики, алеаторики. Стремление к стилистическому синтезу можно считать отличием польского композиторского творчества 1960 – 1970-х годов, именно на этом пути рождались наиболее художественно значимые творческие явления.
Хроника культурной жизни
Кеня И.А. - Благотворительность в России: традиции и современность c. 258-275
Аннотация: в статье приводится периодизация российской благотворительности, примеры благотворительной деятельности таких исторических личностей как П.И.Губонин, С.И.Мальцов, В.Н.Тенишев, М.К.Тенишева, С.С. и П.С. Могилевцевы, судьбы которых пересеклись на брянской земле. В статье освящена деятельность брянского регионального общественного благотворительного Фонда имени братьев Могилевцевых по возрождению традиций благотворительности. В ней представлен не имеющий аналогов в современной России региональный опыт по возрождению российской духовности, дана характеристика основных видов деятельности Фонда, отражена культурная миссия Фонда и развитие международного сотрудничества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.