Статья 'Алхалалалай как форма культурной памяти ительменов ' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Алхалалалай как форма культурной памяти ительменов

Брижан Евгения Валерьевна

ORCID: 0000-0001-9302-763X

аспирант; кафедра философии, социологии и культурологии; Московский гуманитарный университет

111395, Россия, - область, г. Москва, ул. Юности, 5, оф. -

Brizhan Evgeniia Valerievna

Postgraduate student; Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies; Moscow University for the Humanities

111395, Russia, Moscow, Yunosti str., 5, of. -

EvgeniiaBrizhan@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2024.2.69988

EDN:

JFSMNJ

Дата направления статьи в редакцию:

28-02-2024


Дата публикации:

14-03-2024


Аннотация: В статье рассмотрен наиболее значимый народный праздник ительменов - Алхалалалай в контексте культурой памяти этого малочисленного коренного народа, проживающего на Камчатке. Объектом исследования является культурная память ительменов, а его предметом – культура праздника Алхалалалай, связанные с нею верования, обряды, традиции, обычаи. Отмечается, что Алхалалалай имеет большое значение в культуре ительменов, представляя собой традиционное осеннее торжество, посвящённое окончанию хозяйственных работ, возданию благодарности силам Природы, единению с природой, очищению от злых духов, изгнанию неудач, бед, страхов и болезней перед новым циклом. Для современных ительменов по-прежнему важно, что основной целью Алхалалалая издревле было подготовиться к новому годовому циклу и обеспечить с помощью карнавального действа его успешность. Исследование проводится на основе системного подхода с помощью теоретико-аналитического, описательно-аналитического, типологического, историко-генетического, семиотического, аксиологического и других методов. В статье уделено внимание вопросу о допустимости метода реконструкции применительно к древним формам культурной памяти; отмечается, что реконструкция является одним из актуальных способов возрождения элементов культурной памяти, на время, по объективным историческим причинам, утративших свою значимость. Акцентируется внимание на том, что культура не может быть статичной, перестать развиваться; она сочетает традиционную и новационную составляющие, в связи с чем изменения в праздновании Алхалалалая, его «осовременивание» вполне закономерны и допустимы. Делается вывод об исключительной роли ительменского торжества Алхалалалай в сохранении культурной идентичности камчатского народа, о его значимости в контексте возрождения древних элементов культурной памяти на новом историческом этапе существования народа.


Ключевые слова:

культура, культурная память, национальная идентичность, традиция, верования, праздник, Алхалалалай, реконструкция, ительмены, Камчатка

Abstract: The article examines the most significant folk holiday of the Itelmen, Alhalalalai, in the context of the cultural memory of this indigenous small people living in Kamchatka. The object of the study was the cultural memory of the Itelmens, and its subject was the culture of the Alhalalalai holiday, the beliefs, rituals, traditions and customs associated with it. It is noted that Alhalalalai is of great importance in the Itelmen culture, representing a traditional autumn celebration dedicated to the completion of household work, giving thanks to the forces of Nature, unity with nature, cleansing from evil spirits, expelling failures, troubles, fears and diseases before a new cycle. Since ancient times, the main goal of Alhalalalai was to prepare for the new annual cycle and ensure its success with the help of carnival events. The research is carried out on the basis of a systematic approach using theoretical-analytical, descriptive-analytical, typological, historical-genetic, semiotic, axiological and other methods. The article pays attention to the issue of the admissibility of the reconstruction method in relation to ancient forms of cultural memory; It is noted that reconstruction is one of the current ways to revive elements of cultural memory that have temporarily, for objective historical reasons, lost their significance. Attention is focused on the fact that culture cannot and cannot be static and stop developing; it combines traditional and innovative components, and therefore changes in the celebration of Alhalalalai, its “modernization” are quite natural. A conclusion is drawn about the exceptional role of the Itelmen celebration Alhalalalai in preserving the cultural identity of the Kamchatka people, about its significance in the context of the revival of ancient elements of cultural memory at a new historical stage in the existence of the people.


Keywords:

culture, cultural memory, national identity, tradition, beliefs, holiday, Alhalalalai, reconstruction, Itelmens, Kamchatka

Введение

Культурная память народа формируется в течение столетий его существования и отражает историю и культуру, влиявшие на развитие народа, определявшие его исторический путь, устанавливавшие его традиции. Эта разновидность памяти, определяемая в научной литературе как «тип надындивидуальной памяти, аккумулирующей в себе коллективные, ценностно значимые воспоминания, намеренно сохраняемые и транслируемые в мифо-символических формах» [11, с. 13], обеспечивает передачу из поколения в поколение древних знаний, обычаев, духовно-нравственных ценностей, которые и формируют этническую или национальную идентичность, делают народ таким, какой он есть. В условиях наблюдаемой в современном мире глобализации, когда традиционные ценности находятся под угрозой, особенно важно хранить культурную память, укреплять и восстанавливать различные её формы и элементы с тем, чтобы сберечь каждый народ мира в его уникальности, исключив «ценностные трансформации в аксиосфере культуры». Востребованность категории надиндивидуальной, коллективной памяти как исследовательского объекта в современном научном пространстве связана с кризисом идентичности, грозящим сегодня многим, особенно малочисленным народам в условиях тенденции к культурному единообразию. Обратившись к феномену культурной памяти, каждый народ, в том числе малочисленный, способен обеспечить своё возрождение, создать условия для сохранения того культурного достояния, которое у него есть.

Обзор литературы

Культурная память может выражаться в различных нематериальных формах, таких как религия, праздник [1; 10], мифы, торжества, обычаи, обряды, и материальных объектах, таких как сувениры, антиквариат, старинные книги, фотографии, архитектурные сооружения и т. п. Объектом нашего исследования стала такая форма культурной памяти, как праздник, а именно – ежегодное обрядовое торжество ительменов Алхалалалай. В научной литературе данный праздник в формате культуры и культурной памяти не получил достаточного всестороннего исследования. Публикации, которые ему посвящены, единичны. Можно отметить статьи А.И. Руденко, имеющие описательно-этнографический характер [8], а также публикацию Ю.И. Романко, в которой анализируются этнический и регионоведческий аспекты явления [7]. Целостное теоретико-аналитическое осмысление праздника ещё предстоит учёным.

Ительмены – один из коренных малочисленных народов Камчатского края, в традициях которого Алхалалалай является важнейшим праздником. История, культура, традиции, праздники, язык ительменов с конца 1970-х гг. и особенно в последние два десятилетия начали активно изучаться. Учёные задаются вопросами: «Вымрут ли ительмены? Выживет ли ительменский язык?» [3, с. 69] и внимательно исследуют различные формы реализации их традиционной культуры: музыкальные инструменты [4], орнаментальное искусство [9] и др. В культуре ительменов Алхалалалай имеет не просто существенное, а первостепенное значение, выступая как идентификационный знак, как культурная константа.

Целью настоящего исследования стало выявление особенностей сохранения в культурной памяти современных ительменов древнего народного праздника Алхалалалай на современном этапе развития народа.

Результаты исследования

Явления, зафиксированные в культурной памяти, позволяют людям помнить о том, чему они не были свидетелями, но что длительное время имело и продолжает в настоящий момент иметь огромное значение для развития их народа, формирования культурного поля, в котором живут нынешние и будут жить следующие поколения.

Наше внимание уделяется именно празднику как компоненту культурной памяти не случайно. Это связано с тем, что «праздник является общественным, репрезентативным феноменом, так как в нем реализуется, демонстрируется некая важная для общества идея. Празднующие сознательно или неосознанно принимают ее, будучи вовлечены в действие» [1, с. 15], совершая конкретные ритуальные поступки. В структуре праздника важны мифо-символические элементы, которые выражают древние верования народа и наполняют его современную жизнь духовно-нравственным содержанием.

Название праздника «Алхалалалай» произошло от возгласа приветствия и благодарности, который многократно звучит во время данного торжества. Как уже отмечалось, в этот день у ительменов издревле было принято благодарить высшие силы и Природу за щедрость, явленную ими в прошедшем годовом цикле. Для этого прекрасно подходит осеннее время, когда завершаются основные хозяйственные работы (ловля рыбы, заготовка мяса и шкур, строительство и обновление жилья и др.). Для ительменов важна идея единства с природой, существования в гармонии с нею, и во время праздника они стремятся вновь соединиться с природными силами, обеспечив себе таким образом силу и уверенность. Помимо того, это праздник очищения, символизирующий избавление от злых духов, вредивших людям в прошедшем цикле, и переход обновлённого, отбросившего зло человека к новому циклу.

Громким возгласом «Алхалалалай» участники праздника заодно со злыми духами прогоняют болезни, страхи, неудачи, зло. Гримасы, танцы, соревнования, конкурсы, ряжение в «страшные» костюмы, удары в бубны и громкая музыка призваны создавать карнавальную атмосферу весёлого и жизнерадостного праздника, безудержного веселья, которое показывает всему миру (природе, духам, божествам) силу и уверенность ительменов. Завершается очищение прохождением всех участников праздника через кольцо из берёзовых ветвей.

В этот день ительмены стараются простить своих врагов, чтобы начать новый годовой цикл с чистого листа, с незапятнанной душой. Они стремятся отвлечься от забот, оставить позади все хлопоты и зарядиться живой энергией земли на весь предстоящий год. В древности впереди их ожидала непростая зимовка, в ходе которой основой выживания становились сделанные за тёплый сезон запасы, а значит и земля, давшая эти запасы, позволившая их сделать, заслуживала самой искренней благодарности.

Добрым гостем весёлого торжества ительмены считают бога-рыбу Хантая, воплощающего души умерших предков, которые покровительствуют живым, берегут их от бед. Хантая следует задобрить и накормить, ему стараются услужить весельем, щедростью, танцами и угощениями. Сооружают столб с изображением божества: его вырезанное из дерева тело – это туловище рыбы, а лицо напоминает человека или ворона.

Согласно древним верованиям ительменов, в этот день приоткрывается, становится не такой прочной завеса между «верхним» и «нижним» мирами, принадлежащими, соответственно, людям и духам. Громкие песни и крики выступают в качестве защиты, оберега. Впрочем, и материальных оберегов к празднику делается немало; они становятся хранителями людей и жилищ на следующий годовой цикл.

Очень важным является коллективный характер праздника. Люди в этот день показывают друг другу, что они вместе и именно так имеют больше шансов выжить в сложном и нередко недоброжелательном мире, сохранить хрупкую человеческую жизнь. Открытые друг другу, они вместе веселятся, а завершают праздник обильной совместной трапезой, символизирующей и удачный год, и благодарность за него природе, и подношение духам с просьбой продлить удачу на следующий цикл. Коллективный характер праздника издревле играет не только духовную, но и социальную роль: здесь встречались и знакомились парни и девушки, которым затем предстояло заключить браки; здесь обсуждались новости, последние события; здесь совершались сделки и т.п.

Такой важный для народа праздник не мог полностью уйти в прошлое, как это почти произошло в советское время; его воссоздание стало гарантией возрождения и самого народа ительменов. Реставрация праздника Алхалалалай произошла на земле ительменов более 35 лет назад, после тщательного изучения учеными и энтузиастами древних источников. Сейчас праздник проводится ежегодно, на сентябрьское полнолуние. Он превратился в этнофестиваль, длящийся целые сутки. Место его проведения – этнографическое стойбище «Пимчах» неподалёку от села Сосновка, являющееся музеем под открытым небом. Древних ительменских поселений на современной Камчатке, к сожалению, не сохранилось, но «Пимчах» создан по образцу такого поселения. На современном празднике, ежегодно проводимом здесь, этнографам, культурологам, просто энтузиастам народной культуры ительменов удается воссоздать традиции и ритуалы, которые исполнялись на торжестве несколько столетий, а, возможно, и тысячелетий назад, ведь точное время зарождения этого праздника в культуре ительменов в настоящий момент установить невозможно.

Современный Алхалалалай привлекает ительменов и представителей других культур демонстрацией народных танцев, песен, костюмов, ремёсел, таких как изготовление национальных костюмов, обуви, украшений из меха, кожи и бисера, сувениров и сумочек, плетеных из травы. Это яркий и самобытный народный праздник, возрождающий традиции и в то же время очень современный, вписанный в жизнь народа на современном этапе его развития.

Поскольку многие народные праздники оказываются почти утраченными, полузабытыми, то в этнокультурном сообществе встаёт вопрос о допустимости и необходимости их реконструкции, то есть возрождения, восстановления, воссоздания. Если торжество или обряд не проводились в течение многих лет, их воскрешение не произойдёт само по себе, даже если призвать людей к такому возрождению. Потребуются сознательные усилия со стороны заинтересованных лиц: историков, культурологов, этнографов, работников библиотек и архивов, энтузиастов народной культуры, старейшин, обычных людей и др. Для реконструкции необходимо изучить теоретические аспекты традиции, найти максимум информации о явлении, привлечь старожилов, произвести поиски в архивных материалах, записях в этнографической литературе и т. п. К слову, наиболее давнее описание праздника сделано С.П. Крашенинниковым в книге «Описание земли Камчатки» ещё в 1755 г. [5].

В настоящий момент реконструкция стала самостоятельным методом восстановления явлений народной культуры. Исследователи утверждают, что «фольклорные реконструкции как способ активизации угасающих форм традиционной народной культуры находятся пока на стадии формирования, поэтому делать какие-то выводы преждевременно, но имеющийся положительный опыт уже можно рекомендовать к применению. Мы полагаем, что применительно к празднику Алхалалалай реконструкция выступила адекватным методом и была применена своевременно, когда восстановление данной формы народной культуры ещё не стало возможным.

Отметим, что даже после тщательной подготовительной работы гарантии того, что праздник полностью повторит свою историческую форму, всё равно не будет, однако в настоящий момент реконструкция оказывается действенным механизмом обновления культурной памяти и пополнения её составляющими, которые можно назвать «новыми старыми». Как отмечают исследователи, «механизмы реконструкции праздников, возрождения их смысла, восстановления и творческого переосмысления способов празднования являются значимыми элементами культурной жизни» [10, с. 72].

Культура не может существовать и развиваться без сочетания традиции и новации. Постепенные и естественные изменения в культуре являются, по мнению учёных, «необходимыми и обеспечивающими существование культуры, её жизнеспособность» [6, с. 17]. Исходя из этого, не следует ожидать, что современный Алхалалалай будет полностью, до мельчайших деталей, соответствовать своему историческому прототипу. Изменчивость культуры является важнейшим признаком и генетическим фактором её развития, более того, только поступательное развитие – гарантия жизнестойкости культуры. И на современном этапе существования мира и общества древнее торжество не могло бы не измениться, даже если бы его история не прерывалась на длительное время.

Заключение

Культура каждого народа сегодня способна достойно противостоять напору глобализации, если объекты его культурной памяти получают научное изучение, общественное внимание и народную популярность, если, в случае их утраты или забвения, прилагаются усилия по их возрождению, при необходимости – реконструкции. Алхалалалай сегодня – это не просто красивый и увлекательный этнопраздник, с помощью которого реконструирован один из сегментов народной культуры ительменов. Это также способ восстановления традиций древнего этноса, воссоздания его самобытности, этнического самосознания и народного языка ительменов, площадка для возрождения народных ремёсел, неизменная точка притяжения для туристов и место ежегодной встречи всех ценителей, хранителей и любителей культуры ительменов.

Культурная память такова, что не может существовать в культурном вакууме. Она требует усилий народа по сохранению тех культурных богатств, которые накоплены в течение его существования. Какие-то элементы культурной памяти могут иногда, под влиянием объективных исторических обстоятельств, ослабевать, но культурная деятельность по возрождению обрядов, обычаев, праздников способна придать им новое звучание, обеспечить стабильную жизнь.

Проведённое в данной статье исследование имеет большие перспективы, поскольку традиции каждого народа заслуживают самого внимательного изучения и сохранения с тем, чтобы передать различные формы культурной памяти следующим поколениям.

Библиография
1. Ярычев Н. У. Культурная память как понятие и явление: основания концептуализации // Культура и искусство. 2022. № 12. С. 11–20. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.12.36575.
2. Дробышева Е. Э. Культурная память как аксиологический регулятор // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 7(862). С. 150–157. DOI: 10.52070/2542-2197_2022_7_862_150.
3. Волянский Н. П. Религия как форма культурной памяти и механизм социально-исторической преемственности // Культура и цивилизация (Донецк). 2019. № 2 (10). С. 87–92.
4. Брыжак О. В. Праздник как форма культурной памяти // МедиаVектор. 2021. № 1. С. 15–19.
5. Федоров А. Ф. Праздник как форма культурной памяти // Colloquium-Journal. 2019. № 10-6 (34). С. 72–73.
6. Руденко А. И. Обрядовые праздники ительменов – коренного малочисленного народа Камчатки // Байкальские встречи – XII: традиционная культура как основа сохранения и развития этнической идентичности: материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: ВСГИК, 2022. С. 63–69.
7. Руденко А. И. Обрядовый праздник «Алхалалалай»: маркер этнической идентичности ительменов (по наблюдениям 2019 г. в селе Тигиль Камчатского края) // Университетский научный журнал. 2020. № 53. С. 52–57. DOI: 10.25807/PBH.22225064.2020.53.52.57.
8. Романко Ю. И. Ительмены – один из древнейших народов планеты // Арктика и Север. 2013. № 12. С. 135–144.
9. Киле А. Вымрут ли ительмены? Выживет ли ительменский язык? // Проблемы социального развития, образования, традиционного природопользования и сохранения языков коренных народов Камчатского края: сборник материалов международного научно-методического семинара. Петропавловск-Камчатский: КГТУ, 2010. С. 69–70.
10. Коновалова А. А. Музыкальные инструменты ительменов // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-2. С. 66–67.
11. Сунчугашева А. В. Символика орнаментального искусства ительменов // Наука и общество: взгляд молодых исследователей: материалы XVII всероссийской научной конференции. Абакан: ХГУ, 2023. С. 196.
12. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки: С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. 842 с.
13. Юрчёнкова Н. Г. Проблемы активизации угасающих форм традиционной народной культуры // Центр и периферия. 2023. Т. 18. № 4. С. 40–46.
14. Крылова М. Н. Вопрос о соотношении традиционных и новационных элементов в культуре и его решение в современном научном пространстве // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2023. № 3. С. 17–23.
 

References
1. Yarychev N. U. (2022) Cultural memory as a concept and phenomenon: foundations of conceptualization. Culture and Art, 12, 11–20. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.12.36575.
2. Drobysheva E. E. (2022) Cultural memory as an axiological regulator. Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanitarian sciences, 7 (862), 150–157. DOI: 10.52070/2542-2197_2022_7_862_150.
3. Volyansky N. P. (2019) Religion as a form of cultural memory and the mechanism of socio-historical continuity. Culture and civilization (Donetsk), 2 (10), 87–92.
4. Bryzhak O. V. (2021) Holiday as a form of cultural memory. MediaVector, 1, 15–19.
5. Fedorov A. F. (2019) Holiday as a form of cultural memory. Colloquium-Journal, 10-6 (34), 72–73.
6. Rudenko A. I. (2022) Ritual holidays of the Itelmens – the indigenous people of Kamchatka. In: Baikal meetings – XII: traditional culture as the basis for the preservation and development of ethnic identity: materials of the international scientific and practical conference (pp. 63–69). Ulan-Ude: VSGIK.
7. Rudenko A. I. (2020) Ritual holiday “Alhalalalai”: a marker of the ethnic identity of the Itelmen (according to observations in 2019 in the village of Tigil, Kamchatka Territory). University scientific journal, 53, 52–57. DOI: 10.25807/PBH.22225064.2020.53.52.57.
8. Romanko Yu. I. (2013) Itelmens are one of the most ancient peoples of the planet. Arctic and North, 12, 135–144.
9. Kile A. (2010) Will the Itelmens die out? Will the Itelmen language survive? In: Problems of social development, education, traditional nature management and preservation of the languages of the indigenous peoples of the Kamchatka Territory: a collection of materials from the international scientific and methodological seminar (pp. 69–70). Petropavlovsk-Kamchatsky: KSTU.
10. Konovalova A. A. (2014) Musical instruments of the Itelmen. International Journal of Experimental Education, 6-2, 66–67.
11. Sunchugasheva A. V. (2023) Symbolism of the ornamental art of the Itelmen. In: Science and society: the view of young researchers: materials of the XVII All-Russian scientific conference (р. 196). Abakan: KhSU.
12. Krasheninnikov S. P. (1949) Description of the land of Kamchatka: With the attachment of reports, reports and other unpublished materials. Moscow; Leningrad: Glavsevmorput Publishing House.
13. Yurchenkova N. G. (2023) Problems of activating fading forms of traditional folk culture. Center and Periphery, 18, 4, 40–46.
14. Krylova M. N. (2023) The question of the relationship between traditional and innovative elements in culture and its solution in the modern scientific space. Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University, 3, 17–23.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной для публикации в журнале «Человек и культура» статье под заголовком «Алхалалалай как форма культурной памяти ительменов» является ежегодное обрядовое торжество ительменов Алхалалалай, хотя автор и определил его в тексте как объект исследования. Рецензент обращает внимание на существование теоретической традиции единства предмета и объекта исследования (прежде всего, в англо-американской этнологии и антропологии в виду скудости терминологического аппарата в английском языке). Поэтому в данном случае это разночтение не является существенной ошибкой. Тем более что характеристике объекта исследования, упомянутого в заголовке (культурная память), автор уделяет значительное внимание в вводной части статьи и включает его в целеполагание исследования: «Целью настоящего исследования стало выявление особенностей сохранения в культурной памяти современных ительменов древнего народного праздника Алхалалалай на современном этапе развития народа».
Автор вполне обосновано отмечает, что народные праздники остаются одним из продуктивных механизмов сохранения культурной памяти. Особенностью праздника Алхалалалай, как отметил автор, является его утрата под давлением государственной идеологии и культурной политики советского времени и возрождение путем этнографической реконструкции на волне роста национального самосознания народов современной России.
Особое внимание автор уделяет декодированию традиционных кодов-символов культуры ительменов, составляющих атрибутику ежегодного обрядового торжества Алхалалалай: смысловому содержанию наименования праздника, являющемуся одновременно и традиционным приветствием на языке ительменов, символическому месту праздника в традиционном календаре, центральному месту на празднике бога-рыбы Хантая, символу кольца из берёзовых ветвей, обрядовым значениям карнавальных элементов праздника (танцам, соревнованиям, конкурсам, ряжениям, гримасам и пр.). Автор подчеркивает, что традиционно Алхалалалай связан с годовым циклом жизнедеятельности народа и посвящен обряду очищения перед началом нового годового цикла, начинающегося с сурового зимнего времени как сакрального испытания чистых душой ительменов. В этом смысле этнографическая реконструкция праздника, безусловно, является и реконструкцией уникальной духовно-религиозной практики, в основе которой лежит многовековой опыт отбора норм социального поведения, способствующих как выживанию народа в суровых условиях Камчатского края, так и сохраняющих его уникальную культурную идентичность.
Автор вскользь касается актуальной теоретической дискуссии о ценности реконструкции утраченных обычаев. Рецензент отмечает, что хотя аутентичность обычаев в их исконном социокультурном значении полностью восстановить невозможно ввиду отмирания породивших их социальных практик, сама практика этнографической реконструкции в данном конкретном случае является «протезированием» омертвелой, но крайне необходимой «конечности» живого организма культурной памяти народа. Безусловно следует продолжать научный поиск ключевых аутентичных смысловых и ценностных констант культурной идентичности ительменов, малого народа большой России, ведь его уникальная культурная самобытность является частью общенационального богатства, бесценного живого культурного наследия.
Таким образом, предмет исследования автором рассмотрен на хорошем теоретическом уровне, и статья достойна публикации в научном журнале.
Методология исследования основана на обобщении этнографических сведений, составляющих теоретическую основу этнографической реконструкции ежегодного обрядового торжества ительменов Алхалалалай, и интерпретации транслируемых посредством праздника наиболее значимых культурных кодов. Задекларированная во введении программа исследования автором в полной мере реализована в аналитической части. Автор обозначил особенности сохранения в культурной памяти современных ительменов древнего народного праздника Алхалалалай. Цель исследования, таким образом, достигнута. Выводы автора хорошо аргументированы.
Актуальность выбранной темы автор поясняет значимостью для сохранения культурной памяти ительменов праздника Алхалалалай. Этот тезис автором хорошо разъяснен. Рецензент разделяет убежденность автора в ценности этнографической реконструкции Алхалалалая и подчеркивает актуальность положительного опыта возрождения утраченных обычаев отдельного народа для многих малочисленных народов России, демонстрирующего достойные ориентиры современной культурной и национальной государственной политике.
Научная новизна, состоящая в обобщении автором особенности сохранения в культурной памяти современных ительменов древнего народного праздника Алхалалалай, сомнению не подлежит.
Стиль текста выдержан научный. Структура статьи соответствует логике изложения результатов научного исследования.
Библиография хорошо раскрывает проблемную область исследования. В её оформлении рецензент не обнаружил критических несоответствий редакционным требованиям.
Апелляция к оппонентам вполне корректна и достаточна.
Статья, по мнению рецензента, представляет интерес для читательской аудитории журнала «Человек и культура» и может быть рекомендована к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.