Статья 'ТПУ-дизайн: гамма цветов и материалов' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

ТПУ-дизайн: гамма цветов и материалов

Напреенко Лидия Сергеевна

аспирант, Российский Государственный Университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

117997, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1

Napreenko Lidia Sergeevna

Postgraduate student, the department of Technology, Design and Art, Russian State University named after A. N. Kosygin

117997, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Sadovnicheskaya, 33, str. 1

lidia.napreenko.@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.2.35611

Дата направления статьи в редакцию:

27-04-2021


Дата публикации:

04-05-2021


Аннотация: Объектом исследования является транспортно-пересадочный узел в городской среде, предметом – проектный потенциал дизайна транспортно-пересадочного узла. На основе проведенной ранее классификации выделены ключевые тенденции в современной проектной практике, проиллюстрированные примерами, как отечественных, так и зарубежных проектов. Цель исследования – изучить особенности дизайн-характеристик транспортно-пересадочного узла в городской среде и дать им развернутую характеристику. Особое внимание в работе уделяется таким характеристикам как гамма цветов и материалов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как колористическое решение композиций транспортно-пересадочного узла, а также влияние восприятия цветов на уровень стресса пассажиров.   Основными выводами проведенного исследования являются выделенные колористические характеристики ТПУ-дизайн в зависимости от объёмно-пространственной структуры узла и его расположения в городской среде. Полученные результаты основываются на применении комплекса методов: системного, аналитического, визуально-графического и описательного. Новизна исследования заключается в том, что впервые проанализированы транспортно-пересадочные узлы с точки зрения дизайна, выделен термин «ТПУ-дизайн», характеризующий всю совокупность элементов объёмно-пространственной композиции и художественно-выразительных средств. Особым вкладом автора в исследование является сбор и систематизация информации о наиболее интересных проектах транспортно-пересадочных узлов с точки зрения концепции «ТПУ-дизайн».


Ключевые слова:

транспортно-пересадочный узел, городская среда, объёмно-пространственная структура, концептуальные решения, дизайн, ТПУ-дизайн, колористическое решение, цвета и материалы, композиция, транспортная доступность

Abstract: The object of this research is the transport hub in urban environment, while the subject is the engineering capacity of its design. Based on the previously conducted classification, the author determines the key trends in modern engineering practice, illustrated by the examples of Russian and foreign projects. The goal of this research is to explore the peculiarities of design characteristics of a transport hub in urban environment and give them a comprehensive description. Special attention is turned to characteristics as the range of colors and materials. The author examines the coloristic solution of the compositions of transport hub, as well as the impact of color perception upon the stress level of the passengers. The main results of this research consist in the determined coloristic characteristics of TPU-design depending on the spatial structure of the hub and its location in the urban environment. The novelty lies in the analysis of transport hubs from the perspective of design, as well as in outlining the term “TPU-design”, which characterizes the entirety of the elements of spatial composition and artistic-expressive means. The author's special contribution consists in accumulation and systematization of information on the most interesting projects of transport hubs from the perspective of the concept of “TPU-design”.


Keywords:

transport hub, urban environment, volumetric-spatial structure, conceptual solutions, design, TPU-design, color solution, colors and materials, composition, transport accessibility

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) – неотъемлемый атрибут качественной городской среды. В современном городе транспорт играет безусловно важную роль: помимо обеспечения свободы перемещения, как горожанина, так и туриста, транспортная система создаёт рабочие места и дополнительные точки притяжения на карте города. Основной задачей по улучшению транспортной доступности и привлекательности города является создание более эффективной системы транспортных узлов, содержащей все элементы удобного, безопасного, энергоэффективного и чистого транспорта и ориентированной на пассажиров [1, c.127]

В современной отечественной градостроительной практике под ТПУ понимается капитальная объёмно-пространственная структура, которая носит в том числе и прикладной характер (основная функция – торговая). Однако, как отмечает Д. Н. Власов в своей монографии «Транспортно-пересадочные узлы», транспортно-пересадочный узел – это любой остановочный пункт, где пассажир может сменить маршрут или вид транспорта [2, с. 34]. Такое определение позволяет расширить общепринятое понятие ТПУ и рассмотреть разные с точки зрения объёмно-пространственной структуры узлы.

На сегодняшний день основная масса исследований, касающихся проблематики транспортно-пересадочных узлов, рассматривает их с позиций логистики, доступности маломобильных групп граждан, включенности в транспортные системы того или иного города и многих других прикладных аспектов различных дисциплин, в то время как комплексный анализ транспортно-пересадочных узлов с точки зрения дизайна не проводится [3-6].

ТПУ-дизайн – это особенности транспортно-пересадочного узла с точки зрения объёмно-пространственной композиции и художественно-выразительных средств. В рамках данной работы рассмотрена гамма цветов и материалов на основе проектов ТПУ, как из зарубежной, так и отечественной практики.

Цветовая гамма важна для любого проекта, в особенности при создании объектов общественного назначения. Транспортно-пересадочный узел рассчитан на использование совершенно разными типами посетителей: часть из них часто пользуется им и легко ориентируется, часть посещает его впервые или вовсе не знает языка.

Зарубежные архитекторы чаще используют природные оттенки и натуральные материалы в проектах общественно-транспортного назначения. Например, ТПУ Штенпирен в шведском Гётеборге [7] выполнен в спокойной цветовой гамме с преобладанием текстур камня и натурального дерева (см. рис. 1).

Рисунок 1. Интерьер ТПУ Штенпирен, Швеция

Такое решение позволяет визуально облегчить конструктивные решения, а также повысить уровень психологического комфорта пассажиров [3]. Это важно прежде всего потому, что поездка в общественном транспорте всегда связана со стрессом, даже несмотря на то, что является рутиной для многих горожан. Природная цветовая гамма дополнена элементами сложного сливово-фиолетового цвета, которыми отмечают объекты общественного питания и зоны ожидания. Большая площадь остекления позволяет освещать интерьеры при помощи естественного света, что также служит снижению уровня стресса.

Станция Ниви в Братиславе [8] сочетает нейтральную гамму для оформления зон ожидания с яркими цветовыми акцентами в зонах посадки-высадки пассажиров (см. рис. 2). Локальные яркие цвета в оформлении навигации и цветового поэтажного зонирования помогают пассажирам ориентироваться в объёмно-пространственной структуре транспортно-пересадочного узла.

Рисунок 2. Цветовое зонирование ТПУ Ниви, Словакия

Такое решение позволяет разделить уровни комплекса при помощи дополнительного цветового зонирования и яркими цветами выделить зоны кратковременного пребывания. Яркие оттенки не раздражают в зонах ожидания, но привлекают внимание к выходам на посадку и информационным табло.

Аналогичная проектная идея должна была быть реализована в интерьерах обновленного Щёлковского автовокзала в Москве [9]. Однако проектировщики из группы компаний «Киевская площадь» воплотили смелую цветовую гамму в том числе и в залах ожидания, дополнив её яркой подсветкой и геометричными линиями (см. рис. 3). Настолько яркие и открытые цвета, вероятно, призваны сократить время пребывания пассажира в зале ожидания и расположить его к прогулке по торговой части комплекса, интерьеры которой выполнены в более спокойной гамме. К сожалению, в отечественной практике транспортная составляющая узла пересадок всё ещё уступает торговой, как в плане площади, так и бюджета.

Рисунок 3. Цветовое оформление интерьеров зала ожидания Щёлковского автовокзала, Россия

Интерьеры ТПУ «Всемирный торговый центр» в Нью Йорке по проекту Сантьяго Калатравы выполнены в монохромной серо-белой гамме. Структура ТПУ сформирована за счет мощных стальных ребер, которые, поднимаясь, создают иллюзию распахнутых крыльев. Стекло, вставленное между ребрами, позволяет наполнять пространство солнечным светом [10]. По словам архитекторов свет является структурным, поддерживающим элементом в этом проекте. Навигационные элементы выполнены в локальных открытых цветах, что не мешает восприятию интерьера, как монохромного, но позволяет пассажирам ориентироваться в среде ТПУ без дополнительных сложностей. Ритмические сочетания конструктивных ребер придают интерьеру дополнительный объём, который дополняет монохромную гамму.

Image may contain Airport Human Person Terminal and Airport Terminal

Рисунок 4. Выход на посадку. ТПУ «Всемирный торговый центр», США.

Одноуровневые транспортно-пересадочные узлы [11] представляют неменьший интерес с точки зрения анализа цветовой гаммы. Так как в них время ожидания меньше по сравнению с большими многоуровневыми узлами, то цвета могут быть ярче и локальнее, а материалы смелее и интереснее, однако ограничивающим фактором является окружающая городская среда.

Ярким примером может служить проект «антидепрессивной» автобусной остановки в Амстердаме (см. рис. 5). Яркие светопропускающие материалы, использованные в оформлении остановочного павильона, повторяются и в оформлении ограждений моста [12]. За счёт полупрозрачности материала одноуровневый ТПУ гармонично вписывается в среду города, являясь в тот же самый момент акцентной точкой.

Рисунок 5. Автобусная остановка в Амстердаме, Нидерланды

Для оформления ТПУ Лахти архитекторы бюро JKMM использовали полированную медь. Такое решение позволяет интегрировать объём узла в существующую кирпичную городскую застройку [13]. Кроме самих остановок яркий медный цвет приобрели опоры моста и решетки вентиляционных шахт, что дополнительно визуально объединило пространство транспортно-городской среды.

Рисунок 6. ТПУ Лахти, Финляндия

Но не все проекты настолько смелые в плане используемых материалов. Для остановочных павильонов в Ванкувере, Канада, проектировщики предложили спокойную цветовую гамму, сочетающую оттенки черного, фактуры дерева, бетона и стекла [14]. Сложная в плане и по структуре объёмно-пространственная композиция павильона уравновешивается спокойной цветовой гаммой, которая позволяет использовать такую остановку в любой точке городской среду, будь то современный или исторически сложившийся район города (см. рис. 7).

Рисунок 7. Автобусная остановка, Канада

Максимально растворенные в окружающей среде небольшие ТПУ – ещё один тренд в проектировании общественно-транспортной среды (см. рис. 8). Минималистский и очень разнообразный дизайн серии остановочных павильонов Aureo предлагает максимальный комфорт и слияние с окружающей средой, что важно для автобусных остановок, которые могут быть расположены в любой точке городской среды и должны иметь общие черты. для удобства размещения навигации и вспомогательных элементов. Конструктивная система задней стенки позволяет использовать вариант без боковых стенок, подходящий для узких пространств. Также есть возможность разместить солнечные батареи на крыше, что актуально для современных городов, стремящихся к «зеленой» электроэнергетике.

Рисунок 8. Автобусная остановка Aureo

В настоящее время формирование современной комфортной городской среды имеет особое социально-экономическое значение, ставится в перечень приоритетных государственных программ в России [16, с. 23]. Анализ транспортно-пересадочных узлов с точки зрения дизайна позволит дополнить существующие технические описания ТПУ, как транспортных и логистически рассчитанных объектов. С точки зрения дизайна, ТПУ – это, с одной стороны, элемент городской среды, а с другой – пространство, выполняющее множество функций. Транспортная функция безусловно остается определяющей, однако она может быть эффективно реализована только совместно с коммуникационной, торговой, культурно-развлекательной, экологической и эстетической.

Описание и анализ зарубежных и отечественных проектов, отличающихся колористическими решениями, позволяет сформулировать требования к цветовой гамме транспортно-пересадочного узла в зависимости от его объёмно-пространственной структуры, расположения в городской среде, и определить степень типизации ТПУ по используемым цветовым решениям.

Для интерьеров многоуровневых транспортно-пересадочных узлов характерно использование природной цветовой гаммы с вкраплениями колористических пятен сложных или открытых цветов. Такое решение позволяет снизить уровень стресса пассажиров, упростить визуальную загруженность интерьера и встроить любую навигационную систему. Лаконичные интерьеры такого типа могут быть дополнены озеленением, яркой графикой и интересными выставочными событиями, которые только расширят круг решаемых в транспортно-пересадочном узле задач.

С точки зрения долгосрочного пребывания в крупных комплексах, таких как автовокзалы, аэропорты, вокзалы и крупные интермодальные транспортно-пересадочные узлы, применение спокойной, ориентированной на человека цветовой гаммы, может быть рассмотрено, как инструмент, повышающий доступность транспортной системы всего города в целом.

Двухуровневые транспортно-пересадочные узлы в целом могут быть рассмотрены как частный случай многоуровневого ТПУ и подчиняться тем же выведенным закономерностям.

Безусловно для капитальных транспортно-пересадочных узлов актуальны требования пожарной безопасности и истираемости используемых материалов, основанных на региональных стандартах. Однако современное производство позволяет достаточно качественно имитировать многие натуральные текстуры, что существенно расширяет гамму используемых материалов. К сожалению, существующая экономическая модель в России подразумевает использование минимальных бюджетов, что приводит, к появлению низкокачественных с эстетической точки зрения материалов даже в оформлении новых станций Московского метрополитена, который по праву считается самым красивым в мире. Архитектурное материаловедение, основанное на анализе в том числе и зарубежных проектов транспортно-пересадочных узлов, позволит в дальнейшем создать список требований, предъявляемых к проектам создаваемых комплексов, основанный на концепции «ТПУ-дизайн».

Для одноуровневых транспортно-пересадочных узлов, с одной стороны, меньше ограничений, связанных с номенклатурой используемых материалов, а с другой эти материалы должны быть более устойчивы к воздействию внешней среды. Цветовая гамма проектов подобного масштаба может быть как яркой и насыщенной, так и природной, максимально вписанной в городскую среду. Единым для таких объектов является использование светопропускающих конструкций для упрощения ориентации человека в пространстве, для максимально растворенности в городской среде и для снижения уровня стресса, а также негативных последствий, связанных с закрытыми пространствами (вандализм, наркомания).

Изменение подхода к проектированию транспортно-пересадочных узлов является приоритетной задачей развития современного городского пространства. Смещение фокуса с конструктивной и утилитарной функции в сторону эстетически-выразительных средств, используемых в оформлении пространств концепции «ТПУ-дизайн», будь то капитальные или плоскостные узлы, должно привести к увеличению спроса на услуги общественного транспорта. Становление системы ТПУ как системы общественных городских пространств, отвечающих современным стандартам жизни, может и должно стать принципиально новым уровнем развития урбанизированных территорий. Визуально лаконичное пространство, создаваемое в рамках концепции «ТПУ-дизайн», должно отвечать как эстетическим так и технологическим требованиям и выделение и описание основных характеристик этой парадигмы является важным шагом на пути к грамотно-организованной городской среде.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью в Журнал: Человек и культура
«ТПУ-дизайн: гамма цветов и материалов»

Предметом исследования является ТПУ-дизайн, или, иными словами, особенности транспортно-пересадочного узла с точки зрения объёмно-пространственной композиции и художественно-выразительных средств. В качестве транспортно-пересадочного узла автор предлагает рассматривать любой остановочный пункт, где пассажир может сменить маршрут или вид транспорта, что позволяет расширить определение и рассмотреть разные виды объектов.

Методология исследования основана на сравнительном анализе и методе классификации, что позволяет выделить основные типы ТПУ и проанализировать их отличия и общие тенденции в дизайне таких объектов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном городе транспорт играет безусловно важную роль, а транспортно-пересадочные узлы являются неотъемлемым атрибутом качественной городской среды.

Научная новизна представленной статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день основная масса исследований, касающихся проблематики транспортно-пересадочных узлов, рассматривает их с позиций логистики, доступности маломобильных групп граждан, включенности в транспортные системы города и многих других прикладных аспектов различных дисциплин, но не с позиции дизайна и визуальной привлекательности, хотя это является не менее важным аспектом их функциональности.

В своей работе автор исходит из положения, что изменение подхода к проектированию транспортно-пересадочных узлов является приоритетной задачей развития современного городского пространства. Современные тенденции предполагают смещение фокуса с конструктивной и утилитарной функции в сторону эстетически-выразительных средств, используемых в оформлении пространств, что служит решению сразу нескольких задач – не только развития коммерции, расположенной в системе пересадочных узлов, и повышения спроса на услуги общественного транспорта, но и уменьшения уровня стресса пассажиров, пользующихся транспортом, и создания более комфортной среды.
В статье приведены примеры как больших пересадочных узлов, так и небольших остановочных павильонов, изложены основные подходы к решению задач дизайна. Основной тенденцией становится создание визуального комфорта, достигаемого разными способами – использованием натуральных материалов и привлекательных цветов, созданием эффекта «растворения» объектов в пространстве, использованием естественного света как элемента дизайна.
Не менее важно отметить то, как современный дизайн учитывает потребность пассажиров в комфортной навигации. Выделенные различными цветами пространственные зоны особенно актуальны в дизайне крупных пересадочных узлов, где такой тип зонирования не только создает визуальный комфорт, но и помогает ориентироваться в пространстве.
Автор приходит к выводу, что визуально лаконичное пространство, создаваемое в рамках концепции «ТПУ-дизайн», должно отвечать как эстетическим так и технологическим требованиям и выделение и описание основных характеристик этой парадигмы является важным шагом на пути к грамотно-организованной городской среде.
Результаты исследования изложены в статье логично и последовательно, строгим научным, но в то же время доступным для восприятия языком. Использование графического материала оправданно и уместно, позволяет автору наглядно проиллюстрировать процесс исследования и подтвердить сделанные выводы.

Библиографический список включает 16 источников на английском и русском языках, ссылки на которые приводятся в тексте и позволяют автору подтвердить основные положения исследования.

Статья информативна, выполнена на высоком научном уровне и несомненно вызовет интерес не только у специалистов по дизайну и проектированию, но и у широкого круга читателей, интересующихся проблемами формирования городского пространства.

Статья может быть рекомендована к изданию в журнале «Человек и культура».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.