Статья 'Плоский дизайн как маркер гипермодерна' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Плоский дизайн как маркер гипермодерна

Панкратова Александра Владимировна

кандидат философских наук

доцент, заведующий кафедрой дизайна, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

111250, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Красноказарменная, 13 С, каб. 605

Pankratova Aleksandra Vladimirovna

PhD in Philosophy

Associate professor, Department of Design, National Research University “Moscow Power Engineering Institute”

111250, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Krasnokazarmennaya, 13 S, kab. 605

sashaoscar@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.2.34912

Дата направления статьи в редакцию:

22-01-2021


Дата публикации:

13-05-2021


Аннотация: Предметом исследования является плоский дизайн как основная стилистика и визуальное выражение эпохи гипермодерна. Так как современный дизайн больше не соответствует характеристикам постмодерна, в статье делается предположение о наступлении нового периода в дизайне – гипермодерна. Гипермодерн – термин, означающий усиление в дизайне тенденций, заложенных в эпоху модернизма: ориентация на современность, технологичность, разрыв с прошлым и отсутствие эстетической иерархии. Плоский дизайн является стилем, визуально выражающим данные тенденции. Корпусом материала исследования являются выпускные квалификационные работы по графическому дизайну, дизайну интерьера и промышленному дизайну, выполненные в 2020 году на кафедре дизайна НИУ «МЭИ» и на кафедре графического дизайна и визуальных коммуникаций РГУ им. Косыгина. Автор использует метод семиотического анализа, который позволяет выявить основной тип знаков, который используется в плоском дизайне, а также эксплицировать основные характеристики плоского дизайна.   Основной вывод исследования заключается в том, что плоский дизайн отражает основной запрос эпохи гипермодерна – демократизацию сознания, нивелирование любых различий вплоть до уничтожения индивидуальности. Идея нивелирования социальных различий, заложенная в дизайне модернизма, в гипермодерне доходит до идеи стирания любых различий, любой иерархии, в том числе эстетической. Наличие эстетической иерархии в дизайне предполагает использование выразительных знаков – знаков-индексов, иконических знаков и знаков-символов. Деконструкция эстетической иерархии приводит к использованию в дизайне невыразительных знаков – знаков-симулякров. Наиболее невыразительным знаком является симулякр четвертого порядка – знак, у которого не только означаемое, но и означающее сводится к нулю. Плоский дизайн использует симулякры четвертого порядка в качестве основной знаковой формы, тем самым, отвечая запросу гипермодерна.


Ключевые слова:

Гипермодерн, плоский дизайн, симулякр, модерн, модернизм, постмодерн, знак, цвет, эстетическая иерархия, семиотика

Abstract: The subject of this research is flat design as the basic sylistics and visual expression of the era of hypermodernism. Since modern design no longer corresponds to the characteristics of postmodernism, an assumption is made on the advent of the new period in design – hypermodernism. Hypermodernism is the term that implies the enhancement of design trends founded in the era of modernism: orientation towards modernity, design for manufacturability, split with the past, and absence of aesthetic hierarchy. Flat design is a style that visually expresses the aforementioned trends. The research material includes the final research projects in graphic design, interior design and industrial design, completed by the students of the department of Design of the Moscow Power Engineering Institute and the department of Graphic Design and Visual Communications of the Russian State University named after A. N. Kosygin. The article employs the method of semiotic analysis, which allows determining the key attributes used in flat design explicating the essential characteristics of flat design. The conclusion is made that flat design reflects the basic request of the era of hypermodernism – democratization of mentality, leveling of any differences up to the destruction of individuality. The idea of leveling of social differences, underlying the design of modernism, in hypermodernism reaches the idea of erasing any differences, any hierarchy, including the aesthetic. The presence of aesthetic hierarchy in design suggests the use of expressive means – index signs, iconic signs, and symbolic signs. The deconstruction of aesthetic hierarchy leads to the use of unexpressive signs – simulacrums. Most unexpressive sign is the fourth-stage simulacra – the sign, which relationship to any reality is reduced to zero. Flat design uses fourth-stage simulacra as the main form, thus meeting the demand of hypermodernism.


Keywords:

Hypermodern, flat design, simulacrum, modern, modernism, postmodern, sign, color, aesthetic hierarchy, semiotics

Введение

Дизайн как культурологический феномен интересен тем, что является визуальным выражением идеологического запроса времени, неким маркером времени. Дизайн является означающим, означаемым являются те сознательные и бессознательные идеи, которые формируют эпистему. С другой стороны, дизайн определенного периода времени, определенной эпистемы, всегда отражает логику своего собственного исторического развития. Именно поэтому дизайн является визуальным выражением эпохи, а изучение дизайна позволяет понять те культурные процессы и социальные трансформации, которые определяют современность.

Объектом исследования является дизайн как культурный феномен и отражение современной парадигмы.

Предметом исследования является плоский дизайн как основная стилистика и визуальное выражение эпохи гипермодерна.

В настоящее время эпоха постмодерна в дизайне закончена, так как работы современных дизайнеров больше не обладают признаками, характерными для произведений постмодерна. Одним из терминов, определяющих новый период в дизайне, является термин гипермодерн.

Гипермодерн – это период в дизайне, характеризующийся усилением тенденций, заложенных в дизайн в эпоху модернизма, – повышенная технологичность, ориентация на современность, интернациональность, демократичность, минималистичность. Однако приставка «гипер» означает не только переизбыток современности, но и уход в гиперреальность, усиление симуляции. Именно поэтому стилем в дизайне, наиболее полно выражающим сущность гипермодерна, становится плоский дизайн.

Плоский дизайн – это стилистика, которая в качестве основной знаковой формы использует симулякры четвертого порядка.

Симулякр четвертого порядка – это знак, который не только не имеет означаемого (не отсылает ни к какому референту), но и означающее которого сводится к нулю; максимально неизобразительный знак.

Цель данного исследования – выявить основные характеристики плоского дизайна, благодаря которым данный стиль стал визуальным выразителем идеологии гипермодерна.

Дизайн является феноменом риторическим, визуально-поверхностным, дизайн занимается границей, поверхностью предметного мира, но не содержанием. «…Назначение дизайна – вносить в мир обустроенность как таковую, в отвлечении от смысла, заложенного в “произведении”» [9, С. 173]. Сознательная поверхностность – это не ущербность дизайна, а его имманентное свойство. Дизайн формировался как принципиально риторический феномен, как функциональная организация комфорта предметного мира, без претензий на работу с сущностью вещей.

Сформировавшись как социальная практика в период модернизма, дизайн отражал стремление порвать с прошлым, с трансцендентными смыслами. Единственное означаемое, к которому отсылает дизайн, это комплексный концепт Дизайн, который, в целом, выражается формулой «современное и функциональное».

История дизайна прошла через три основных этапа – модерн, модернизм и постмодернизм. Несмотря на идеологическую разницу и цели данных периодов, общим всегда оставалось стремление подчеркнуть современность. Корень «модерн», современный, всегда определял сущность дизайна.

В период модерна современность понималась как освежающая эстетика и новые формы линий. В период модернизма – как, собственно, «современное», ориентированное на науку, на позитивистское мировоззрение, на прогресс, на отказ от прошлого и стилей прошлых эпох.

В дискурсе постмодерна современность в дизайне стала пониматься сложнее. Современное – это ироничное отношение ко всему. Исторические эпохи относились к своему содержанию серьезно, и только постмодерн, пост история, играет со всеми культурными смыслами [8], со всеми эпохами, чем дистанцируется от них. «Современное» в постмодерне – современно именно своей несерьезностью, возможностью играть в любые смыслы, а не придерживаться какого-то одного стиля или идеологии.

Однако в настоящее время в дизайне период постмодерна давно закончен. Сегодня называют разные термины для нынешнего периода в дизайне. Одним из предлагаемых терминов является термин гипермодерн. Не исключено, что это удачное слово, так как отражает избыточность модерна, переполненность современностью.

Те тенденции, которые были положены в основу дизайна как культурного феномена – ориентация на современность и разрыв с прошлым – в современном дизайне не просто выражены, но составляют самую сущность дизайна.

С 2010 года основным стилем в дизайне является так называемый «плоский дизайн». Причем важно подчеркнуть, что этот стиль, заявленный как стиль графического дизайна, проявляется и в других областях дизайна. Те черты, которые характерны для плоского дизайна, существуют и в дизайне интерьера, и в дизайне среды.

Сегодня практически весь визуальный контент делается в этом стиле, поэтому интересно исследовать характеристики плоского дизайна и понять, почему этот стиль является настолько отвечающим идеологии гипермодерна.

Корпус материала

Исследование плоского дизайна как основного стиля гипермодерна мы начали в рамках Международной научной конференции Российского общества цвета (Второго Всероссийского конгресса по цвету), которая проходила 01-05.12.2020, где мы выявили цветовые характеристики плоского дизайна [11, С. 101].

В качестве корпуса материала были рассмотрены выпускные квалификационные работы студентов, окончивших в 2020 году отделения дизайна. Выпускные квалификационные работы студентов-дизайнеров являются достаточно репрезентативным материалом, так как, помимо разработанного дизайнерского проекта, содержат пояснительную записку, включающую исследование современной ситуации в дизайне, выводы о современных тенденциях в дизайне и о том, как следует осуществлять проектную деятельность. В выпускных квалификационных работах можно увидеть, с одной стороны, срез мышления и некоторой рефлексии дизайнеров, которые, к тому же, являются представителями современного молодого поколения, а с другой стороны, – посмотреть результат их проектной деятельности, визуально иллюстрирующей их понимание дизайна.

Корпусом материала в данном исследовании служит выпуск Кафедры графического дизайна и визуальных коммуникаций им. А. Г. Косыгина и выпуск Кафедры дизайна Национального исследовательского университета «МЭИ». Кафедра графического дизайна и визуальных коммуникаций является типичной кафедрой творческого вуза и выпускные квалификационные работы студентов данной кафедры отражают тенденции именно графического дизайна, то есть той области дизайна, где процесс семиозиса особенно явственно виден. Кафедра дизайна НИУ «МЭИ» интересна тем, что большая часть её выпускников являются студентами очно-заочного отделения, то есть работающими дизайнерами. Кроме того, выпускники данной кафедры представляют три профиля дизайна: графический дизайн, дизайн интерьера и промышленный дизайн.

Кафедра графического дизайна и визуальных коммуникаций выпустила в 2020 году 49 студентов, кафедра дизайна МЭИ – 53. Темы были достаточно репрезентативны для того, чтобы увидеть основные тенденции дизайна текущего года. Из представленных ста двух работ тридцать пять касались разработки графических комплексов, айдентики, брендирования и ребрендинга. Двадцать пять работ были связаны с графическим дизайном книг и серий книг. Одна работа была посвящена созданию серии плакатов. Четыре проекта – проектированию упаковки, три – созданию настольных игр и конструкторов. Графический дизайн веб-ресурсов был представлен в семи работах, дизайн мобильных приложений и игр – в пяти проектах. Два проекта были связаны с созданием анимационной истории. Промышленному дизайну, а в частности, разработке различного оборудования было посвящено пять выпускных квалификационных работ; различным темам, связанным с проектированием интерьеров – десять.

Назовем некоторые темы выпускных квалификационных работ, в которых стилистика плоского дизайна была особенно выражена:

• Разработка логотипа, брендбука, плакатов, сувенирной продукции и презентации для Европейского фонда поддержки культуры (EUFSC)

• Айдентика для гастрофестиваля «Market place» в г. Ярославль

• Айдентика фестиваля «Морская кухня» в г. Москве

• Графический дизайн онлайн-сервиса «Люди идут»

• Графический дизайн серии упаковок детских сладостей «Вкусняшки»

• Графический комплекс, посвященный празднованию 85-летия Московского метрополитена

• Дизайн-концепт экологического парка

• Дизайн-проект мобильного приложения Floroom

• Графический дизайн упаковки косметической линии «Young and beautiful» для компании MIRRA

• Туристическая айдентика города Смоленска

Как можно заметить, плоский дизайн применяется для достаточно разнообразных тем в дизайне. Практически, в настоящее время любую тему дизайнеры стараются решить в данном стиле.

Кроме дипломных работ рассматривались примеры плоского дизайна из поисковых систем, выпадающие случайным образом. Если работы студентов являются фиксированным во времени срезом современного дизайна, то поисковые системы позволяют зафиксировать момент выражения определенной тенденции в информационной среде, что является хорошим дополнением к материалу исследования.

Ярким примером современного плоского дизайна из интернет-контента является недавнее обновление дизайна социальных сетей «Вконтакте» и «Фейсбук», а также редизайн стартовой страницы сайта Сбербанка. Во всех случаях дизайнеры избавились от цветных плашек, последних контрастных деталей. Редизайн во всех трех случаях превратил страницы сайтов в белое пространство без выраженного композиционного центра с хаотичным набором мелких деталей. Если двадцать лет назад дизайнеры старались выделить сайт, сделать его запоминающимся, то сегодня дизайнеры нивелируют любую индивидуальность объекта.

Причем в рассмотренных случаях упрощение дизайна приводит к усложнению коммуникации с сайтом, так как элементы дизайна становятся незаметными, однообразными. Например, значки навигации, изначальная функция которых заключается в ориентировании пользователя, теперь стали невыразительными, максимально бледными и похожими друг на друга.

Рассмотренный корпус материала позволяет сделать некоторые выводы о целевой аудитории, которой адресован плоский дизайн.

Если авторами объектов в стилистике плоского дизайна являются, преимущественно, молодые люди, то и аудитория, на которую плоский дизайн ориентирован, также представляет собой поколение, которое принято называть «зумерами».

Схемы визуального восприятия поколения, родившегося после 2000-го года, сформировались в эпоху интернета, в то время как люди, родившиеся в 1980-е годы и раньше, формировались в условиях традиционной визуальной культуры.

Традиционная визуальная культура подразумевает использование законов и свойств композиции, наличие композиционного центра, целостности и завершенности композиции, акцентирования наиболее важных элементов.

Плоский дизайн деконструирует классическую композицию. Кроме того, язык плоского дизайна максимально условен. Если раньше объекты графического дизайна имитировали реальные объекты – кнопки, рукоятки, то в плоском дизайне происходит максимальное дистанцирование от физической реальности.

Молодое поколение успешно считывает язык плоского дизайна, так как формировалось в культуре, для которой виртуальная среда стала нормой. В то время как старшему поколению сложно взаимодействовать с объектами плоского дизайна. Причем сложность взаимодействия с объектами плоского дизайна для старшего поколения носит не только психологический, но и физиологический характер. Современные дизайнеры не учитывают «физиологические изменения цветового зрения в пожилом возрасте (помутнение и уплотнение хрусталика, снижение остроты зрения и др.)» [6].

Таким образом, плоский дизайн ориентирован на молодое поколение и создается представителями молодого поколения.

Результаты и обсуждение: характеристика плоского дизайна

Визуальными чертами плоского дизайна являются двухмерность и подчеркнутая схематичность. Однако корпус исследуемого материала позволяет эксплицировать и другие черты, характерные для плоского дизайна, которые не рефлексируются дизайнерами как характерная черта стиля, но при этом, используются всеми.

В исследовании, подготовленном для Международной научной конференции Российского общества цвета, были выявлены следующие цветовые характеристики плоского дизайна:

1. Цветовой тон – ослабленный, приглушенный. Часто используются глухие и грязные оттенки. Открытых и спектральных цветов практически нет, при том, что современные технологии позволяют получать глубокие, прозрачные и яркие оттенки.

2. Насыщенность – ослабленная, цвета ненасыщенные. Отсутствие насыщенности цвета – один из заметных маркеров плоского дизайна. Отсутствие насыщенности тем более заметно, что это неестественное состояние цвета, менее приятное для эстетического восприятия, чем глубокие насыщенные цвета.

3. Светлота – средняя, отказ от контрастности. Отмечается не только отказ от контрастности, но и отказ от тонких нюансов цвета. Дизайнеры не только не пользуются, казалось бы, очевидным средством выразительности – контрастом, но и игнорируют противоположное средство выразительности – нюанс. Тонкая игра оттенков так же не приветствуется в плоском дизайне, как и яркие контрасты.

4. Цвета сознательно неглубокие. Глубина – ассоциативное свойство цвета. Несмотря на его относительную субъективность, к глубоким цветам все, как правило, относят достаточно яркие, темные и несколько прозрачные цвета. В современном дизайне используется цвет с противоположными качествами – блеклый, приглушенный, глухой. Наблюдается отказ от глубины, цвета стремятся к плоскости.

5. Отказ от яркости и прозрачности (Отказ от «ганос» цвета. Термином «ганос» древние греки называли такое свойство цвета, как сочетание сочности, блеска и влажности [1, С. 372], например, цвета меда и вина обладают таким качеством).

Ослабление контрастности, насыщенности и умеренная яркость делают цвета неудобными для восприятия людьми старшего поколения: так как «с возрастом происходят неизбежные физиологические изменения тканей и органов, участвующих в цветовом зрении» [5], цветовое зрение ухудшается. Таким образом, объекты плоского дизайна ориентированы, в основном, на молодое поколение.

Показательно, что цветность является определяющей характеристикой трехмерной реальности, бытия, в том виде, в каком реальность дана нашим органам чувств. Переход от реальности в гиперреальность сопровождается отказом от физического тела в пользу тела-без-органов [12, С. 773]. Тело-без-органов не нуждается в цвете и в объеме, так как не имеет глаз и рук, чтобы их ощутить.

Помимо цветовых характеристик отметим свойства линий, которые используются в плоском дизайне. Сама идея двухмерности не является новаторством в искусстве и в дизайне. Во времена модерна, когда также в моде были двухмерные изображения, сама линия, образующая эти изображения, была живой, динамичной, прихотливой. Такая линия получила название «удар бича» [7]. В современном плоском дизайне двухмерная плоская линия очень статична, схематична, неизящна, изображения стремятся к геометрическим фигурам.

Следующим признаком плоского дизайна является сознательный схематизм. Если еще в дизайне постмодерна в моде были изображения повышено декоративные, сложные, то сегодня дизайнеры изображают людей и предметы очень обобщенно, схематично, условно. Схема – это способ изображения, когда «особенное созерцается через общее» [15, С. 114]. В плоском дизайне любые особенные объекты, действия и вещи изображаются через условные обобщенные знаки. Именно поэтому в современном плоском дизайне очень популярна инфографика.

И наконец, определяющей чертой плоского дизайна является полное отсутствие интертекстуальности. Современный дизайн резко прекратил любые игры с культурными кодами, которые были так характерны для дизайна постмодерна. Сегодня дизайнеры не отсылают ни к чему.

Место игр с культурными кодами занимают референсы и составление мудборда. Дизайнеры изучают, что сделали их коллеги, решая аналогичную задачу, и стараются максимально близко повторить то, что сделали другие. Использование референсов не является игрой, напротив, дизайнеры копируют опыт коллег абсолютно серьезно. Составление мудборда – популярный метод работы в современном дизайне. Дизайнер собирает коллаж из фотографий и рисунков, которые должны отразить решение дизайн-задачи. Как правило, мудборд не содержит никакой игры со смыслами, и складывается из довольно ординарных изображений.

Стоит отметить, что если в графическом дизайне плоский дизайн является устоявшимся термином, то в других областях дизайна данный термин пока не получил широкого распространения. Однако основные стилистические признаки плоского дизайна отмечаются и в дизайне интерьера, и в промышленном дизайне.

Дизайнеры интерьера сегодня не используют никаких стилистических игр, никаких цитат и отсылок, которые были популярны в дизайне постмодерна. Интерьеры строятся как системы знаков, которые не отсылают ни к чему. Сегодняшние интерьеры не отсылают даже к комплексному концепту Дизайн или Функциональность, так как не выглядят особенно функциональными. Дизайнеры привносят в интерьеры случайные элементы, не отвечающие ни за декоративность, ни за идею.

В промышленном дизайне ярким примером стилистики плоского дизайна являются формы смартфонов, которые с каждым годом упрощаются, становятся все более лаконичными. При этом взаимодействие со смартфоном не упрощается, так как оно строится на условном языке, понятном, опять же, молодому поколению более, чем старшему. Если еще недавно можно было сказать, что «функция дизайна в отношении предметного мира состоит в управлении его развитием» [16, С. 299], то сегодня дизайн предметной среды идет не по пути развития, а по пути бесконечного продуцирования однообразных означающих.

Плоский дизайн проявляет себя и в моде. Сегодня главная тенденция в модном дизайне отсутствие означающих: «они с удовольствием натягивают на себя капюшоны, носят темные очки, выбирают прически, где волосы закрывают им половину лица» [4, С. 357]. Эта же тенденция прослеживается и в фотографии: скрыть не только лицо, но и фигуру, встать боком, но не передом, наклониться, сфотографироваться частично [4, С. 357].

Таким образом, плоский дизайн представляет собой набор максимально уплощенных означающих, которые не отсылают ни к какому означаемому. Структура знака как единицы смысла в современном дизайне стремится к плоскости. Означающее и означаемое сливаются.

Семиотический анализ корпуса материала позволяет увидеть, что основной знаковой формой в плоском дизайне является симулякр четвертого порядка.

Знак, означаемое которого стремится к нулю, является симулякром третьего порядка [2]. Симулякры третьего порядка были основной знаковой формой постмодерна. Если означающее также стремится к нулю, знак является симулякром четвертого порядка, и это уже характеристика эпохи гипермодерна. Симулякр четвертого порядка – это знак с отсутствующим означаемым, означающее которого также стремится к нулю [13, С. 33-39].

Гипермодерн – это эпоха, когда тенденции модернизма не просто усиливаются, но гипертрофируются. В политике эти тенденции мы видим в леворадикальной риторике, декларирующей нивелирование любых национальных, гендерных или иных различий, что является продолжением социальной риторики модернизма. В дизайне гипермодерн также стирает любую иерархию, прежде всего, эстетическую, а следовательно, любые значения и их выражение.

По слова А. Ф. Лосева, «эстетика есть наука о выражении» [10, С. 391]. Пока в сознании художника присутствует идея эстетической иерархии, то есть представления о том, что есть нечто белее красивое и менее красивое, художник использует выразительные знаки – знаки-индексы, иконические знаки и знаки-символы.

В модернизме идея эстетической иерархии деконструируется, а в гипермодерне совершенно исчезает. Поэтому основной знаковой формой гипермодерна становится симулякр – невыразительный знак. Причем преобладает симулякр четвертого порядка – знак, максимально невыразительный.

В плоском дизайне знаки-симулякры четвертого порядка вытесняют любые другие способы выражения. Характерными чертами плоского дизайна является сведение к минимуму любых изобразительных характеристик: цвет исчезает, объем нивелируется, форма упрощается, композиция упрощается и иногда просто игнорируется. В плоском дизайне изображение стремится к схеме, то есть сводится к менее изобразительному высказыванию. Художественное вытесняется из изображения, но при этом текст, содержание, означаемое, не усложняется и вообще практически не появляется. Изображение заменяется имитацией изображения.

Выводы

Дизайн гипермодерна – это подчеркнутая современность, технологичность, интернациональность и демократичность, и кроме того, уход от реальности в гиперреальность, в симуляцию.

Определяющим стилем гипермодерна является плоский дизайн. Плоский дизайн – дизайн гипермодерна – в качестве основной знаковой формы использует симулякры четвертого порядка, знаки, означающее и означаемое которых стремится к нулю, к уплощению смысла и изображения.

Современное поколение дизайнеров воспринимает плоский дизайн как норму и не рефлексирует перечисленные характеристики плоского дизайна как стилистические особенности: другой дизайн они не могут себе представить.

То есть плоский дизайн отражает архетип мышления современных дизайнеров, и шире, людей современной парадигмы. Плоский дизайн является внешним выражением демократизации сознания.

Двигаясь по пути все большей демократизации, человечество уверенно шло ко все большему упрощению, выравниванию эстетических критериев, отказу от самой идеи иерархии. Идея иерархии, логоцентризм сознания, характерный для традиционного общества, был основой традиционной системы эстетических категорий, основными полюсами которых были «прекрасное» и «безобразное». Демократические идеи равенства постепенно трансформировали общественное сознание вплоть до полного отказа от категории прекрасное. Но прекрасное всегда заключало в себе не только внешнюю форму, но и внутреннее содержание [3]. Прекрасное как категория всегда понималось как калокагатия, как внешнее выражение внутреннего совершенства. Отказ от представлений о прекрасном приводит к отказу от внутреннего содержания. Эти представления выражаются в дизайне, так как дизайн это самое очевидное визуальное выражение внутренних интенций общественного сознания.

Таким образом, плоский дизайн меняет задачи дизайна. Дизайн перестает пониматься как «процесс визуального упорядочивания мира и борьбы с визуальным хаосом» [14, С. 16]. До эпохи гипермодерна основной функцией дизайна было выделять объект, делать его отличимым от подобных, так как коммуникация строится на идентификации. Однако уже в самой истории дизайна была заложена и другая функция дизайна – делать неразличимым, прятать объект.

Дизайн эпохи модернизма, стремящийся к социальному уравниванию и выстраиванию одинаковой среды для всех, оказался фундаментом для дизайна гипермодерна. В гипермодерне идея уравнивания доводится до завершения, теперь дизайн не выделяет, а прячет, уравнивает, делает незаметным.

Именно эти тенденции в полной мере отражает плоский дизайн. Таким образом, плоский дизайн является стилистикой, которая отвечает на задачу нивелирования объекта, уничтожения его индивидуальности. Основным инструментом плоского дизайна является симулякр четвертого порядка.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Плоский дизайн как маркер гипермодерна», в которой поднимается вопрос об особенностях и основных характеристиках современного художественного оформления, в особенности оформления интернет-пространства. Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что дизайн как культурологический феномен является визуальным выражением определенной исторической и культурной эпохи и связанной с ней системой символов и ценностей.
К сожалению, в тексте статьи автором не представлены цель, объект и предмет, что существенно затрудняет понимание назначения данного исследования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном мире дизайн является воплощением идей, свойственных данной культурной экосистеме. В дизайне отражается особенность восприятия индивидуумом окружающего мира через призму принятых в определенном обществе символов и их значений. Изучение объектов и основных характеристик художественного оформления дает возможность понять систему мировоззрения и мировосприятия представителей определенного поколения.
Методологическую базу исследования составили системный и компаративный анализ объектов современного графического, промышленного и интерьерного дизайна. Эмпирический материал исследования представляет собой выпускные квалификационные работы обучающихся Кафедры графического дизайна и визуальных коммуникаций им. А. Г. Косыгина и выпуск Кафедры дизайна Национального исследовательского университета «МЭИ».
Особое внимание автором уделено графическому дизайну как наиболее яркому выразителю особенностей современной эпохи. Автор в исследовании вводит понятия «гипермодерн» и «плоский дизайн», однако определения данных терминов находятся в конце исследования, что затрудняет понимание идеи автора. В статье проведен тщательный анализ и дано детальное описание современных объектов дизайна. Интерес представляет характеристика отличительных признаков плоского дизайна, основанная на изучении стилистики работ выпускающихся студентов.
Несомненным достоинством статьи является тщательный анализ научных трудов, посвященных проблемам изучения современных тенденций дизайна и моды как социокультурного феномена. В исследовании приведена полемика отечественных и зарубежных исследователей, работавших в данном научном направлении.
Проведя исследование и проанализировав эмпирические данные, автор выявил основные критерии дизайна эпохи гипермодерна, а именно его подчеркнутая направленность на стирание индивидуальности, нивелирование основных черт, упрощение художественного оформления, уход от иерархии в любом ее проявлении. Все указанные характеристики и содержит в себе плоский дизайн.
Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения современного дизайна и его объектов представляет несомненный культурологический интерес. Выводы, сделанные автором, позволяют констатировать, что в сегодняшнем дизайне заложены не только эстетические, но и идеологические критерии нашего общества, а именно идеи равенства, которые постепенно трансформировали общественное сознание вплоть до полного отказа от категории прекрасное. Современный дизайн уходит от эстетической составляющей, на ее место приходит другая функция дизайна – делать неразличимым, прятать объект.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике (было использовано 16 источников).
Однако исследование имеет ряд недоработок. Автором не указаны цель, объект и предмет исследования. Определения основных понятий содержатся уже в конце текста статьи, что затрудняет понимание идей автора.
Без сомнения, автор получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недочетов. Замечания главного редактора от 25.01.2020: " Автор доработал статью в соответсвтии с требованиями рецензии".
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.