Статья 'Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней

Завьялова Наталья Алексеевна

кандидат филологических наук

доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина

620143, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Индустрии, 30

Zavyalova Natalya Alekseevna

PhD in Philology

Docent, the department of Foreign Languages, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin

620143, Russia, Sverdlovskaya Oblast' oblast', g. Ekaterinburg, ul. Industrii, 30

n.zavzav@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2018.3.26374

Дата направления статьи в редакцию:

17-05-2018


Дата публикации:

24-05-2018


Аннотация: Статья посвящена культурному феномену агональности – состязательности – который мы рассматриваем как необходимый компонент филогенеза, онтогенеза и культурогенеза. Объектом исследования являются соревновательные практики и стратегии Китая с древнейших времен до современности. Предмет исследования – специфика конкурентного преимущества Китая, его роль в осуществлении культурной преемственности. В ходе исследования автор рассматривает китайскую легенду о происхождении лунного календаря, трактат «Искусство войны» Сунь-цзи, культурную доктрину современного лидера КНР Си Цзипиня «Китайская мечта», а также карикатуры современных китайских художников. В статье присутствуют элементы сопоставительного исследования, направленные на то, чтобы вскрыть общие механизмы состязательности в культуре Древней Греции, Рима и Китая. Основной метод работы – системно-аналитический подход к культуре, позволяющий вскрыть стратегии агональности, проявляющиеся на разных уровнях культуры. Значимым представляется вывод автора о том, что агональность является мощным способом освоения мира, проявляющим себя не только в условиях борьбы за жизнь, но и в театре, произведениях устного народного творчества, изобразительном искусстве. Представляется чрезвычайно важным подготовить к состязательности во взрослом мире подрастающее поколение, поскольку даже в минуты отдыха человек прибегает к состязанию, желая доказать свое превосходство над остальными.Результаты исследования применимы к различным областям культурологии, поскольку они позволяют изучить детерминанты китайского национального самосознания.


Ключевые слова:

состязание, агональность, культурогенез, культурная преемственность, фольклор, культура, культурная идентичность, исследования культуры, кросс-культурное исследование, традиция

Abstract: This article is dedicated to the cultural phenomenon of agonality – competitiveness, which is viewed an essential component of phylogenies, ontogenesis, and culturogenesis. The object of this research is the competitive practices and strategies of China from the ancient time to present. The subject is the specificity of China’s competitive advantage, its role in realization of the cultural succession. The author examines the Chinese legend about the origin of lunar calendar, treatise “The Art of War” by Sun Tzu, cultural doctrine of the current leader of PRC Xi Jinping “Chinese Dream”, as well as caricatures of the contemporary Chinese artists. The article also contains the elements of comparative analysis aimed at revealing the common mechanisms of competitiveness in the culture of Ancient Greece, Rome and China. The main method of research is the systemic-analytical approach to culture that allows disclosing the strategies of agonality, which manifested at various levels of culture. A conclusion is made that agonality is a powerful method of development of the world revealing itself not only in terms of fighting for life, but also in theatre, verbal folklore and visual art. The author underlines the ultimate importance of preparing the young generation to competitiveness in the adult world, as even during the leisure time a person recourse to a competition, desiring to prove his supremacy over the others. The results of research can be applied in various fields of culturology for examining the determinant of the Chinese national self-consciousness.


Keywords:

competition, agonality, cultural genesis, cultural continuity, folklore, culture, cultural identity, cultural studies, cross-cultural research, tradition

Введение

Состязательность – древнейший социокультурный механизм, обеспечивающий выживание в самых разных условиях. Признание состязательности как осознанного вида человеческой деятельности, а не способа выживания в суровых условиях первозданной природы восходит своими корнями к культуре античности и тесно связано с понятием агона. По мнению культурологов, агон «представляет собой универсальное качество культуры, заключающееся в состязательности»[1, с.32]. Если в первых человеческих коллективах состязательность служила залогом выживания, продолжения рода в борьбе за право воспроизвести потомство, то на более позднем этапе состязательность проявила себя в небиологической деятельности человека. В связи с этим важным дополнением является наблюдение за тем, что уже в Древней Греции «агонами обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств» [2]. Интересным представляется тот факт, что греки признавали естественным состязательный характер современной им повседневности, не видели в данном феномене особенного события: «Агон для греков был привычной сферой. Полемика, споры и состязания распространялись на самые разнообразные области: политику, суд, философию, ораторское искусство, художественное творчество и спортивные игры» [3]. Известный исследователь культуры Древней Греции Ф.Х. Кессиди замечает, что состязания «пронизывали всю жизнь общества, начиная от спортивных игр и заканчивая соревнованиями между гоплитами, рыбаками, прядильщицами, поэтами и капитанами» [4].

Учитывая данное определение, очевидным представляется тот факт, что человек соревнуется со своими соплеменниками не только в условиях, когда нечто угрожает его жизнедеятельности, но и в момент отдыха и увеселений, не будучи вовлеченным в борьбу за жизнь. Культурологии известны факты, когда далекие предки современных людей устраивали состязания в проявлении собственных талантов. Й. Хейзинга подчеркивает, что «антитетический и агонистический базис культуры лежит в игре, которая старше и первичнее любой культуры» [5, с. 92].

В силу происхождения термина «агон» современная культурология хорошо знакома с проявлениями состязательности на англосаксонском Западе, унаследовавшем традиции Древней Греции и Рима. В рамках данной статьи мы предпринимаем попытку проанализировать примеры агональности в культуре Китая, начиная с древних времен и до наших дней.

Агональность в фольклоре Древнего Китая

Китайская цивилизация, известная способностью выживать в самых экстремальных условиях, активно апеллирует к агональности в своих легендах и притчах, однако стратегии состязательности китайцев не совпадают с историями успеха легендарных греческих и римских героев. Обратимся к истории китайского лунного календаря с его главными символами – 12 животными. Легенда о сотворении лунного календаря гласит о том, что боги устроили соревнование по плаванью через реку для животных, претендовавших на право занять свое место в лунном календаре. Каждое животное стремилось встать во главе лунного цикла. Задание богов заключалось в следующем: то животное, которое первым доберется на другой берег реки – будет возглавлять 12-летний цикл. Животные не могли себе представить, что маленькая слабая крыса посмеет претендовать на победу. Все соревнование она проехала верхом на воле, и в тот самый момент, когда он уже готовился первым выйти на берег, она спрыгнула с его шеи и оказалась первой на суше. Боги признали ее победу. Отметим, что такие вероятные претенденты на победу, как вол (бык) и тигр, заняли второе и третье место. Окончательный порядок животных в 12-летнем цикле, дошедший до нашего времени, выглядит следующим образом: крыса (мышь) (鼠), вол (бык) (牛), тигр (虎), кролик (заяц) (兔), дракон (龙), змея (蛇), лошадь (马 ), гусь/овца (羊), обезьяна (猴), петух (鸡), собака (狗), свинья (猪) (Рис. 1). В представленной легенде содержится намек и допущение о том, что в состязании «все средства хороши», слабым игрокам можно и нужно подготавливать хитроумные уловки, использовать силу соперника себе во благо, руководствуясь при этом дальновидными соображениями. Запомним эту историю, поскольку она является важнейшим мотивом для китайской состязательной тактики. Отметим, что, являясь по сути наивной фантастической сказкой про животных, анализируемая легенда прочно встроена в китайскую культурную преемственность поколений [6], объясняющую возможные сценарии и тактики победы в различных состязаниях.

Рис. 1. Животные-символы в традиционном китайском лунном календаре.

Другим значимым проявлением древней китайской агональности, несомненно, следует считать трактат «Искусство войны» Сунь-Цзи. Историки культуры расходятся во мнении о том, существовал ли в реальности автор трактата и когда именно было написано данное произведение. Трактат содержит наставления-стратагемы, позволяющие одержать победу в любых сражениях. Рассмотрим первые шесть стратагем из 36 наставлений, содержащихся в трактате.

1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море (满天过海).

2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао (围魏救赵).

3. Убить чужим ножом (借刀杀人).

4. В покое ожидать утомленного врага (以逸待劳).

5. Грабить во время пожара (趁火打劫)

6. На востоке поднимать шум, на западе нападать (声东击四).

Очевидно, что все стратагемы представляют собой руководство по манипулятивной деятельности в отношении соперника. Современные китайцы не только не стесняются признавать факт существования речений-стратегий манипуляции, но и всячески пропагандируют их, включая их в руководства по ведению бизнеса, семейным отношениям, международной политике. По мнению известного североамериканского дипломата Г. Кисседжера, ««Искусство войны» четко формулирует доктрину, которая меньше говорит о территориальных завоеваниях и больше о психологической доминанте» [7, c.46].

Стратегии агональности в современном Китае

Обращаясь к современным формам состязательности в Китае, отметим, что они направлены на достижение мирового господства в сфере экономики, что может послужить, по аналогии с гегемонией США, залогом главенствующей позиции в мировой геополитике. Современный Китай следующим образом официально формулирует суть своего конкурентного преимущества. 在全球经济一片低迷的大背景下,中国经济仍然保持中高速增长。“中国经济奇迹”的秘诀是什么?“中国道路”的特殊性在哪里?目前的理论尚未作出满意回答。我们的答案是,中国共产党的坚强领导和社会主义制度是中国成功的保障,社会主义制度是中国的“核心竞争力”。/ На фоне глобального экономического спада китайская экономика по-прежнему быстро растет. В чем секрет «экономического чуда Китая»? Из чего сложен особый «китайский путь»? Современная теория еще не дала однозначного ответа на этот сложный вопрос. Наш ответ заключается в том, что гарантией китайского успеха является мудрое руководство страной Коммунистической партией Китая, а также сама социалистическая системы. А социализм представляет собой «основу конкурентоспособности Китая» [8].

Являясь, по сути, настроенным на вечное соревнование с миром, Китай осознает идею о том, что современный мир является культуроцентричным. Следовательно, в соревновании в культурной сфере недопустимо уступить победу развитому миру англосаксонской культуры. Подобно хитрой крысе из легенды про лунный календарь, Китай использует технологии, разработанные англосаксонскими культурными агентами. Для иллюстрации данного тезиса обратимся к идее «американской мечты», ставшей визитной карточкой США в XX веке. До сих пор очарование данной идеи влечет к себе людей со всего мира, искренне убежденных в возможности построения новой, более счастливой жизни в этой стране. Современный китайский лидер Си Цзипинь выдвинул собственную концепцию «Китайской мечты» 中国梦, которая является народной мечтой каждого китайца (Рис. 2).

Рис. 2. Электронный постер, иллюстрирующий содержание понятия «китайская мечта» – мечта народа, мечта каждого китайца

Отметим, что в китайских СМИ нередко встречаются примеры, где агональность в культурной сфере принимает гротескный вид. Являясь непримиримым противником японского доминирования в тихоокеанском регионе, Китай умело использует японские культурные мотивы для демонстрации собственного лидерства (рис.3). Обращаясь к картине К.Хокусая (1760-1849) «Большая волна в Канагаве», китайскому художнику-карикатуристу Ли Миню вновь удалось «вскочить на противника» посредством использования японского культурного мотива. Противник в данном случае представлен геополитическим союзом Японии и США, свидетельством которого являются военные базы на острове Окинава. Местные жители активно протестуют против военных баз американцев на своей территории, однако волне протестов суждено разбиться о военную мощь США.

Рис. 3. Ли Минь. 巨浪/Волна [9]

Успешно справляясь с задачей высмеивания противника на культурном поле, китайские карикатуристы не ограничиваются вниманием к делам ближайшего соседа. Они готовы вскрывать болевые точки на теле развитых стран Евросоюза, находящихся в зоне влияния США (рис.4).

Рис. 4. Ло, Дзё (Роджер)/ 罗杰 [10]

Следует отметить, что китайским художникам удалось проявить накал страстей в стане обеих противоборствующих сторон. Эксперты по вопросам агональности [11],[12] утверждают, что все участники состязания находятся в неразрывной связи, по сути, дополняя друг друга в процессе соперничества.

Заключение

Завершая краткий экскурс в китайскую традицию состязательности, отметим, что умение принять вызов, вступить в соревнование позволяют китайской цивилизации успешно преодолевать различные препятствия на пути собственного развития. Спецификой китайского конкурентного преимущества является умение воспользоваться силой соперника для достижения собственной выгоды. Данная тактика представляет существенное отличие от аналогичных стратегий Древней Греции и Рима. Мы полагаем, что дух соперничества является важным ингредиентом китайской программы развития. Данная программа успешно реализуется Китаем и на культурном поле соперничества. Соревнование является содержанием фольклорных произведений, которые передаются от поколения к поколению, осуществляя тем самым механизм культурной преемственности.

Нам представляется обоснованным вывод о том, что агональность, состязательность, соревнование – важнейшее свойство человеческой натуры, имеющее первостепенное значение для выживания в условиях постоянно усложняющейся культуры. Напротив, отсутствие соревнований – губительный оборот в жизненном цикле человека, поскольку оно противоречит витальным механизмам, заложенным в процессе онтогенеза. Не будет преувеличением сказать, что агональность – есть сам вкус жизни, вечный двигатель человеческой активности.

По нашему мнению, элемент соревновательности необходим любой культуре, стремящейся к развитию и процветанию. Соревновательность – условие формирования характера человека, что необходимо учитывать в воспитательных программах. Напротив, устранение препятствий и соревнований в процессе воспитания ребенка путем необоснованного протекционистского вмешательства родителей противоречит идеям, позволившим выстоять и развиваться ведущим цивилизациям и культурам прошлого и современности.

Библиография
1. Калашникова Н. К. Агональные основы культуры донского казачества: дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005.
2. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгау¬за и И. А. Ефрона: в 86 т. с ил. и доп. материа¬лами. СПб., 1890–1907.
3. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М.: Наука, 1985. 161 с.
4. Кессиди, Ф.Х. Философия, диалог и диалектика в Древней Греции классического периода // Проблемы античной культуры: сб. науч. тр. – М.: Наука, 1986. С. 18–23.
5. Хейзинга, Й. Homo ludens. М. : Прогресс, 1992.
6. Завьялова Н.А. Преемственность культуры Китая сквозь призму артефактов и языка // Человек и культура. 2017. № 4. С.13-24. DOI: 10.25136/2409-8744.2017.4.23771. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_23771.html (Дата обращения: 19.05.2018)
7. Киссенджер Г. О Китае. Пер. с англ. В.Н.Верченко. М.:АСТ, 2017. 640 с.
8. Электронный он-лайн портал по социализму в Китае. 社会主义加市场是中国的核心竞争力/ Социализм и рынок – главное конкурентное преимущество Китая. URL: http://www.zysy.org.cn/a1/a-XCW873033411008C39E308 (Дата обращения: 19.05.2018)
9. Ли, Минь/李旻.巨浪/Волна // cn.chinadaily.com URL: http://cn.chinadaily.com.cn/2016-06/21/content_25784336.htm (дата обращения: 05.04.2017).
10. Ло, Дзё (Роджер)/ 罗杰. 巨浪/Волна // cn.chinadaily.com URL: http://world.chinadaily.com.cn/2016-01/18/content_23144038.htm (дата обращения: 08.03.2017)
11. Шейгал Е.И., Дешевова В.В. Агональность в коммуникации: структура понтия // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2009. №34 (172). Вып.36. С.145-148.
12. Зберовский А.В. Агональность как исторически конкретная черта культуры и демократическая традиция Древней Греции // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2008. №6. С. 202-206.
References
1. Kalashnikova N. K. Agonal'nye osnovy kul'tury donskogo kazachestva: dis. kand. filos. nauk. Rostov n/D, 2005.
2. Entsiklopedicheskii slovar' F. A. Brokgau¬za i I. A. Efrona: v 86 t. s il. i dop. materia¬lami. SPb., 1890–1907.
3. Vasil'eva T.V. Afinskaya shkola filosofii. M.: Nauka, 1985. 161 s.
4. Kessidi, F.Kh. Filosofiya, dialog i dialektika v Drevnei Gretsii klassicheskogo perioda // Problemy antichnoi kul'tury: sb. nauch. tr. – M.: Nauka, 1986. S. 18–23.
5. Kheizinga, I. Homo ludens. M. : Progress, 1992.
6. Zav'yalova N.A. Preemstvennost' kul'tury Kitaya skvoz' prizmu artefaktov i yazyka // Chelovek i kul'tura. 2017. № 4. S.13-24. DOI: 10.25136/2409-8744.2017.4.23771. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_23771.html (Data obrashcheniya: 19.05.2018)
7. Kissendzher G. O Kitae. Per. s angl. V.N.Verchenko. M.:AST, 2017. 640 s.
8. Elektronnyi on-lain portal po sotsializmu v Kitae. 社会主义加市场是中国的核心竞争力/ Sotsializm i rynok – glavnoe konkurentnoe preimushchestvo Kitaya. URL: http://www.zysy.org.cn/a1/a-XCW873033411008C39E308 (Data obrashcheniya: 19.05.2018)
9. Li, Min'/李旻.巨浪/Volna // cn.chinadaily.com URL: http://cn.chinadaily.com.cn/2016-06/21/content_25784336.htm (data obrashcheniya: 05.04.2017).
10. Lo, Dze (Rodzher)/ 罗杰. 巨浪/Volna // cn.chinadaily.com URL: http://world.chinadaily.com.cn/2016-01/18/content_23144038.htm (data obrashcheniya: 08.03.2017)
11. Sheigal E.I., Deshevova V.V. Agonal'nost' v kommunikatsii: struktura pontiya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Iskusstvovedenie. 2009. №34 (172). Vyp.36. S.145-148.
12. Zberovskii A.V. Agonal'nost' kak istoricheski konkretnaya cherta kul'tury i demokraticheskaya traditsiya Drevnei Gretsii // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2008. №6. S. 202-206.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.