Статья 'Методика актуализации историко-культурного и природного наследия в деятельности вузовского музея' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Методика актуализации историко-культурного и природного наследия в деятельности вузовского музея

Кимеева Татьяна Ивановна

кандидат культурологии

доцент, Кемеровский государственный институт культуры

650056, Россия, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17

Kimeeva Tat'yana Ivanovna

PhD in Cultural Studies

Doctoral candidate, Docent, the department of Museology, Kemerovo State Institute of Culture

650056, Russia, Kemerovo, Voroshilova Street 17

tat-kimeeva@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Полевод Владимир Анатольевич

соискатель, кафедра музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры

650056, Россия, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17

Polevod Vladimir Anatol'evich

External doctoral candidate, the department of Museology, Kemerovo State Institute of Culture

650056, Russia, Kemerovo, Voroshilova Street 17

polevod@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-8744.2017.1.21095

Дата направления статьи в редакцию:

16-11-2016


Дата публикации:

03-04-2017


Аннотация: Предметом исследования является деятельность музея "Археология, этнография и экология Сибири" по актуализации объектов историко-культурного и природного наследия, каким являются этнографические и энтомологические собрания музея. Соответственно музейные собрания рассматриваются в качестве объекта исследования. Целью является выявление особенностей актуализации наследия в рамках культурно-образовательной деятельности музея и обоснование подходов, методов и рекомендаций, способствующих оптимизации данной деятельности, когда коллекции на основе музейных методов включаются в современное социокультурное пространство. Анализ процесса актуализации музейного собрания в целом, с учетом специфических характеристик этнокультурного и природного наследия, основан на системном методологическом подходе. Научная новизна данной статьи проявляется в необходимости определения возможностей включения различных видов наследия в современное пространство музея и совершенствовании теоретической базы по актуализации этого наследия в отношении к музейным практикам. Исследование выявляет широкие возможности и перспективы актуализации не только этнографических материалов, но и энтомологических собраний.


Ключевые слова:

музей, коллекции, культурное наследие, актуализация, методы, реконструкция, моделирование, фиксация, культурно-образовательная деятельность, презентация

Abstract:   The subject of this research is the work of university museum “Archeology, Ethnography, and Ecology of Siberia” pertaining to actualization of the objects of historical-cultural and natural heritage in form of ethnographical and entomological collections of the museum, which in turn are viewed as the object of this research. The goal of the article consists in determination of the peculiarities of actualization of heritage within the framework of cultural-educational activity of the museum, as well as substantiation of the approaches, methods, and recommendations that contribute into optimization of the activity, when the collections based on museum methods are included into the modern sociocultural space. Analysis of actualization of museum collection as a whole, considering the specific characteristics of ethnocultural and natural heritage, is based on the systemic methodological approach. Scientific novelty of this article manifests in the necessity of identification of opportunities to include the various types of heritage into the modern museum space, as well as improve the theoretical base on actualization of such heritage with regards to the museum practices. The research reveal the extensive opportunities and prospects of actualization not just the ethnographical materials, but also entomological collections.    


Keywords:

Museum, collection, cultural heritage, actualization, methods, reconstruction, modeling, fixation, cultural and educational activities, presentation

Введение

Актуальность настоящей статьи обусловлена происходящей в современном обществе трансформацией мировоззрения по отношению к историко-культурному и природному наследию, тенденцией развития новых культурных форм в музейной деятельности. Сохранение историко-культурного и природного наследия в музее традиционно осуществляется на основе музейных приемов и методов, закрепленных в нормативных документах [8]. Презентация же в современном музее сосредоточенного в музейных собраниях материала подразумевают выработку инновационных подходов. Актуальными в эпоху смены «музейной парадигмы», связанной с изменениями музейного пространства, являются исследования возможностей нового «прочтения» музейных предметов и выявления методики их включения в современное культурное пространство. Значимость определения музейных методов, способствующих организации музейного дела и решению специфических музейных задач, подчеркивается современными исследователями. Кроме того, в музееведческой литературе отмечается, что вопрос о методике является наименее изученным в современном музееведении [9]. Отсутствие теоретической базы способно привести к несовершенствам в практической деятельности музея и нарушению принципов музейной работы [2, с. 60].

Подлинные объекты историко-культурного наследия преимущественно сохраняются в музейных собраниях страны в виде коллекций и архивов, включающих фото- и видеоматериалы. То же самое можно сказать и о коллекционной части музейных отделов природы и экологии. В современном музееведении обозначается особая значимость исследования музейных собраний. Так, О. С. Сапанжа, вслед за известным словацким музеологом З. Странским, акцентирует внимание на том, что в музее происходит актуализация социокультурного опыта, нужного данной культуре, потребности метасистемы «задают» направление этой актуализации, специфика собственно музейного отношения к действительности (музейность) определяет неповторимость музейного феномена. Значимым является само отношение людей к музейному предмету – носителю музейности, которое включено в систему «человек – музеалии (носители музейности) – музей». Изначально присущее человеку стремление воплощать представления идеального порядка в виде материальных вещей (сопоставляя смысл вещи со смыслом идеальным) проявляет себя в домузейном собирательстве, позднее – в музейном коллекционировании и различных формах внемузейного собирательства. Музейность, таким образом, изначально соотнесена с пространством культуры, представляя собой возможность удержания идеальных понятий в материальных вещах [9].

Задачей любого музея как хранителя и транслятора наследия является не только сохранение этих материальных предметов, но и раскрытие унаследованного потенциала, в том числе возможностей включения в пространство современной культуры, то есть их актуализация. Актуализация, являясь деятельностью по сохранению и включению культурного наследия в современное культурное пространство посредством активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации, имеет два направления: сохранение и презентация наследия, то есть его внедрение в социокультурное пространство музея.

В вузовском музее, основной деятельностью которого является учебно-научное направление, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов в различных сферах деятельности, возникает необходимость разработки методики актуализации как историко-культурного, так и природного наследия. Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, собрания которого включают более трехсот тысяч единиц хранения, специализируется на сохранении археологического, этнографического и природного наследия [6]. В рамках его культурно-образовательной деятельности выделяется ряд форм актуализации наследия, обладающих различным потенциалом: экскурсия, интерактивное занятие, музейное объединение, музейная программа.

Включение в современную музейную среду объектов культурного и природного наследия

Традиционной и достаточно продуктивной для презентации археологического, этнографического и природного наследия формой являются тематические и театрализованные экскурсии. Прогрессивным в направлении деятельности по актуализации нематериального культурного наследия может считаться опыт музея «Археология, этнография и экология Сибири», где в последние пять лет воспроизводятся семейные и сезонные обряды русского и автохтонного населения Сибири. Презентация традиционных обрядов базируется исключительно на музейных методах: фиксации и реконструкции. Метод фиксации традиционно используется музеями при выявлении объектов наследия не только путем изъятия из среды бытования материальных предметов, но и посредством фотофиксации, зарисовок. Фиксация объектов нематериального наследия в музее осуществляется двумя способами: комплектование материальных предметов, являющихся носителями нематериального наследия (несущих информацию об объектах нематериального культурного наследия), и фиксация нематериальных объектов посредством материальных носителей [5, с. 55-56]. В процессе фиксации создается формализованный объект нематериального наследия, воплощенный в одной из форм: аудио-, видеозаписи, письменных текстов, графических материалов [3, с. 80].

Относительно энтомологических материалов отдела экологии музея, метод фиксации включает ряд специфических приемов, таких как: прием графического изображения, прием замещения кисти, прием замещения рисовального аппарата, прием мгновенной фотофиксации, прием сканирования, прием компьютерной графики. Прием графического изображения и замещения кисти основан на приеме зарисовки, только в одном случае прорисовка производится пером с тушью (либо с использованием различных типов красок), в другом – заточенной щепой. Иногда применяется прием разбавленной водой туши – для проработки пером в точечном методе (пуантилизм) нежной фактуры поверхности (например, личинок насекомых). Прием замещения рисовального аппарата предусматривает использование микроскопа без тубуса, источника направленного света, штатива, зеркала и собственно объекта исследования. Микроскоп устанавливается в горизонтальном положении его оптической оси. На предметном столике фиксируется препарат (например, мелкие крылья насекомых), у основания микроскопа подключается источник света (для погашения рассеянного света лучше его экранировать); изображение при этом проецируется стол или на стену, а четкость и величина его регулируются винтом микроскопа и расстоянием от стены до микроскопа. Таким образом, удобно рассматривать и живые организмы (инфузории в водном растворе, рачки, личинки водных насекомых). Изображение с препарата при соблюдении указанных условий фокусируется на стол без искажений. Подложив бумагу, можно сделать точнейший рисунок во всех деталях. Меньше сложностей с объектами, не требующими микроскопического увеличения: достаточно поместить более крупные крылья (муравьиных львов, стрекоз, скорпионовых мух и т. п.) в фотоувеличитель или более современный аналог и обвести контуры на необходимом увеличении. Подобная точность нанесения жилкования невозможна при рисовании «на глаз» [7, с. 206]. Прием мгновенной фотофиксации (это относится и к фотопечати с препарата под микроскопом) производится при красном свете, как и при обычной фотопечати. Изображение получается негативным, т. к. нет двойного обращения, что, впрочем, не мешает зрительному восприятию, а часто помогает лучше разглядеть детали (в жилковании крыла насекомого и т.п.). Подобного плана рисунки и фотографии весьма ценны для оформления экспозиций по энтомологическим материалам при использовании их по отдельности или сведением в таблицы по жилкованию крыльев (отряды насекомых, семейства двукрылых и т.д.), по строению насекомых (типы ротовых органов насекомых, генитальные аппараты для различения видов-двойников). При необходимости приемом сканирования и инверсии изображения в фоторедакторах легко восстановить и сохранить естественную окраску. Прием фотофиксации и сканирования (объемных экземпляров насекомых) подразумевает наличие современных технологий. Прием компьютерной графики подразумевает использование графического редактора Adobe Photoshop и др. [с. 207-208]. Следует отметить, что применение обозначенных приемов (помимо сканирования насекомых), кроме музея «Археология, этнография и экология Сибири», не отмечено в деятельности энтомологических отделов музеев Южной Сибири. Таким образом, наличие экземпляров насекомых определенных видов является необходимым условием при задаче создания их точных изображений энтомологом-художником для внесения иллюстративного материала в энтомологические экспозиции, а также для научных и других изданий. Большие серии рисунков были подготовлены в музее с использованием указанных приемов для научных статей, определительной литературы, Красной книги Кемеровской области, научно-популярных биологических энциклопедий, имеющих образовательное значение).

В случае отсутствия объектов наследия в музее, необходимых для процесса актуализации, используется метод реконструкции: восстановление первоначального облика несохранившегося объекта. Относительно нематериального наследия выделяются два типа реконструкции: непосредственная и опосредованная. Непосредственная реконструкция предполагает восстановление обрядовой структуры на основе материалов, полученных в ходе опроса респондентов – носителей традиции. При отсутствии таковых обряд реконструируется посредством обращения к архивным источникам или научной литературе, основанной на полевых исследованиях. Другим источником для опосредованной реконструкции становятся музейные предметы и фотоматериалы, однако их использование возможно также в совокупности с архивами и научной литературой [1, с. 118–119]. Относительно вещественных этнографических объектов культурного наследия, вводимых как в структуру реконструируемых в музее обрядов, так и в мастер-классы, сотрудниками музея воссозданы технологические приемы их реконструкции [4, с. 127‑163]. Реконструкция как музейный метод характерна и для энтомологических материалов, в этом случае проводится «виртуальная реставрация» для объектов с повреждением или утратой фрагментов на основе приема компьютерной графики.

Большим потенциалом в рамках актуализации историко-культурного и природного наследия обладает такая форма как музейное интерактивное занятие и интерактивная акция, которые реализуются в музее. На базе этнографического отдела актуализируется нематериальное культурное наследие в форме мастер-классов с привлечением овеществленных компонентов обрядов, технологических процессов изготовления предметов традиционной культуры русских старожилов Сибири, шорцев и телеутов. Использование метода реконструкции предусматривает не только восстановление целостности самих обрядов на основе музейного архива и научной литературы, но и овеществленных компонентов обряда, среди которых выделяются: собственно ритуальная атрибутика (создаваемая специально для совершения обряда, обладающая особой семантикой) и предметы, наделяемые сакральным значением во время совершаемых обрядов. Особенностью предметов второй группы является использование их как в ритуалах, так и в быту. Поэтому они, как правило, имеются в составе музейных коллекций. При их отсутствии на основе метода моделирования, который, в отличие от метода реконструкции, предполагает определенную долю условности при изготовлении, создаются воспроизведения предметов, необходимых для актуализации. Восстановление технологий производства декоративных элементов костюма – ушных украшений, вышивки воротников и поясов также реализуется на основе метода моделирования.

Интерактивные занятия с энтомологическими материалами, кроме использования увеличительной техники, включают мастер-классы, где практикуются приемы, обоснованные одним из авторов данной статьи, например, тканевого отпечатка. Технология представляет собой следующий процесс: кусок ткани различной фактуры мнется, смачивается тушью или другой краской, и методом «набойки» штампуется рисунок в определенном направлении. Получается ячеистая, со складками фактура, с помощью которой возможно получить, например, изображение гусеницы (с повторяющимися деталями: дыхальцами, ложноножками, сегментами тела) или другой энтомообраз. В технике монотипии (работа различными красками путем случайного их смешивания на стекле, с переносом на другой материал) на бумаге гуашевыми красками посетители могут получить (путем серии проб) интересные в художественном отношении оттиски (с доработкой красками или без нее), иногда это почти реалистичное изображение гусеницы бабочки и т.п. Полученные результаты представляют интерес своим неожиданным сближением с образами насекомых, и, следовательно, могут быть использованы в мастер-классах, а результаты – в выставочной деятельности, совместно с традиционными энтомологическими материалами. Использование современных технологий позволяет реализовать и такие интерактивные методы для презентации энтомологических коллекций как виртуальные набойки и виртуальная реставрация.

Опыт актуализации сосредоточенного в музее историко-культурного и природного наследия показывает целесообразность объединения подобных занятий в музейные программы, которым свойственен комплексный характер. Программа способна включать такие формы как экскурсия, конкурс, мастер-класс, театрализованная постановка и т.д. Требованиям музейной деятельности наиболее отвечает занятие, в основу которого положен метод научно обоснованной реконструкции.

Овладение методами актуализации историко-культурного наследия сотрудниками музея совместно со студентами кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры закономерно привело к созданию музейного студенческого объединения, члены которого в рамках культурно-образовательной деятельности музея принимают активное участие в подготовке мероприятий по актуализации традиционной обрядности, технологии традиционных производств предметов из различных материалов, занимаются реконструкцией ритуальной атрибутики, изучают народные традиции и занимаются их фиксацией. Деятельность коллектива базируется на тех же принципах, что и другая работа музея по актуализации наследия.

Выводы

Научная новизна данной статьи проявляется в постановке самой проблемы исследования – в необходимости определения возможностей включения различных видов наследия в современное пространство музея и совершенствовании теоретической базы по актуализации этого наследия в отношении к музейным практикам Авторами обосновывается методика актуализации этнографического и энтомологического наследия на примере конкретного музея, представляющая собой совокупность исключительно музейных методов: фиксации, реконструкции, моделирования. Обоснование методов актуализации наследия в музейной деятельности, выявление особенностей сохранения и включения в современную музейную среду объектов культурного и природного наследия, позволяют решить одну из значимых проблем современной музейной деятельности – сделать востребованной для социума культурно-образовательную деятельность музея. Исследование выявляет широкие возможности и перспективы актуализации не только этнографических материалов, но и энтомологических собраний, когда коллекции могут быть представлены не статичными стендами и витринами, систематизированными по видам и отрядам насекомых, а включены в пространство современного музея как объекты культурного наследия.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.