Статья 'Проблема моральной оправданности абортов в мусульманской культуре в контексте глобализации.' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Проблема моральной оправданности абортов в мусульманской культуре в контексте глобализации

Саввина Ольга Владимировна

кандидат философских наук

доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН)

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2

Savvina Ol'ga Vladimirovna

PhD in Philosophy

Docent, the department of Ethics, Peoples' Friendship University of Russia

117198, Russia, g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 10/2

olgaivanova05@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8744.2015.2.15114

Дата направления статьи в редакцию:

24-04-2015


Дата публикации:

03-05-2015


Аннотация: В статье рассматривается проблема моральной оправданности абортов в исламской культуре в контексте современного глобализирующегося мира. В последние годы в ряде мусульманских, в том числе клерикальных стран наблюдается повышенный интерес к проблеме моральной оправданности абортов, а в некоторых странах аборты по медицинским и социальным показаниям были легализованы в начале ХХI века. В статье анализируются причины либерализации взглядов на аборт в странах, подавляющая часть населения которых исповедует Ислам. В исследовании автор опирается на священное писание мусульман - Коран, и приходит к выводу, что трактовка некоторых аятов современными исследователями оправдывает аборт при определённых обстоятельствах. Были также проанализированы работы представителей медицинских профессий как в странах Запада, так и в Иране и Саудовской Аравии, выступающих за смягчение законов о запрете абортов. Автор выделяет культурные, социальные и мировоззренческие предпосылки легализации абортов в странах Европы, Великобритании и США в ХХ веке; и приходит в выводу, что основными причинами послужили: 1) смена религиозной картины мира на научную у среднестатистического гражданина этих стран; 2) перемещение вопроса о сущности человека из компетенции религии в компетенцию научного сообщества; 3) трансформация традиционной медицинской этики и формирование биоэтического дискурса. Эти же факторы сейчас имеют место в странах, подавляющая часть населения которых исповедует Ислам.


Ключевые слова:

аборт, биоэтика, Фуко, Ислам, религия, глобализация, медицинская этика, пренатальная диагностика, история медицины, легализация абортов

Abstract: The article analyzes the problem of moral justification of abortion in Islamic culture within the context of the modern globalizing world. The author discusses/points out cultural, social and philosophical history of legalizing abortion in Europe, the UK and the USA. She makes the following conclusions: 1) the religious world view has been replaced by the scientific one; 2) the transferring of the important questions of human existence have moved from the religious realm to the scientific one; 3) the transformation of traditional medical ethics to bioethical discourse.During the last few years there has been an increasing interest in the problem of abortion in Islamic countries and clerical Islamic states as well. Some of the countries legalized therapeutic abortion and abortion for social reasons at the beginning of the XXI century. The article analyzes the reasons for liberalization of the views on termination of pregnancy in Islamic culture. As a result, the author comes to the conclusion that modern interpretation of the Glorious Qur’an justifies abortion within special circumstances. In general, some members of the medical profession in Islamic culture argue for the liberalization of abortion policies which thus reflects the influence of the world bioethical discourse, which was formed mostly in western culture.


Keywords:

prenatal diagnostics, medical ethics, globalization, religion, Islam, Foucault, bioethics, abortion, history of medicine, abortion legalization

Аборт и секуляризация общества

Проблема моральной оправданности абортов существовала на протяжении многих столетий. В разные времена и в разных странах вопрос легализации абортов и их моральной оправданности решался по-разному исходя из религиозных представлений, мировоззренческих установок, демографической ситуации и даже социально-экономических предпосылок.

В древней Греции и Риме аборт не воспринимался как грех и убийство, несмотря на то, что отец медицинской этики – Гиппократ был противником этой практики [1]. Совсем иное отношение к абортам в Средние века было в Европе, на Руси, в Греции и других странах, официальной религией которых было Христианство. Наказанием за аборт в Средние века часто была смертная казнь. Так на Руси, согласно Соборному уложению 1649 года (глава 22, статья 26) за убийство детей зачатых в блуде смертная казнь ожидала женщину и лиц, совершивших преступление по просьбе женщины [2]. Аборт в те времена приравнивался к убийству новорождённого ребёнка. Во Франции ситуация была не всегда однозначной: общество часто закрывало глаза на аборт до того, как женщина впервые почувствует шевеления плода («оживление»), но после возникновения движений аборт считался убийством [3]. Это связано со средневековыми представлениями об эмбриональном развитии, согласно которым эмбрион на первых стадиях развития считался яйцом, личинкой, мухой (майским жуком) и даже мышью, и лишь с «оживлением» - появлением ощущаемых женщиной движений плода, он становится человеком. Кроме того, констатировать факт аборта (как и беременности) на ранних стадиях в Средние века и Новое время было не так-то просто, поэтому и наказание за аборты на ранних сроках беременности женщинам зачастую удавалось избежать [3].

История вопроса о моральной допустимости аборта в контексте Ислама во многом отличается от дебатов в Европе, России, Северной и Южной Америке. На упомянутых территориях традиционно имели влияние христианские конфессии, и, соответственно в решении вопроса об абортах основывались на Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и т.д. Коран и сунна, а также комментарии к ним известных исламских теологов и философов отражают иное представление о начале человеческой жизни и, соответственно, решении вопроса о моральной допустимости абортов, нежели Библия и христианские авторитетные тексты.

Не стоит также забывать, что мораль и право в современном мире в значительной степени секуляризованы (как будет показано ниже, это одна из основных причин обострения проблемы моральной допустимости абортов и их легализации в ХХ веке в странах Европы и США). Современные дебаты об абортах рассматривают точку зрения религии на этот вопрос лишь как мнение одной из социальных групп, и религиозные лидеры вынуждены участвовать в биоэтическом дискурсе наравне с учёными, врачами, национальными и другими меньшинствами и даже обывателями [4]. Ранее, в Средние века и Новое время в Европе позиция религии (Христианства) была определяющей в решении ряда мировоззренческих вопросов, в том числе и вопроса о начале жизни человека, который неразрывно связан с вопросом о допустимости абортов. Служители клира являлись, пользуясь терминологией Фуко, «сословием всеобщего». Священник встречал человека в этом мире, проводил обряд крещения и нарекал младенца, он же «провожал» человека из мира людей, что выражалось в обрядах отпевания, похорон и т.д. В XIX веке церковь в Европе, России, США и некоторых других странах в значительной степени утратила своё влияние на общественное мнение, хотя и по сей день количество верующих составляет довольно большой процент. Для наглядности приведём статистические данные по количеству верующих среди населения ряда стран: в России – 41% относят себя к православным христианам [5]; 76% жителей США считают себя христианами: 25% - католики и 49% - другие конфессии [6]; около 65% немцев являются христианами [7]. Таким образом, позиция христианской церкви очень весома в современных дебатах об абортах даже в странах, давно легализовавших аборты «по просьбе» (СССР – 1920; США – 1973; ГДР – 1972; на территории всей германии аборты «по просьбе были легализованы в 1992 году).

Тем не менее, несмотря на большой процент верующих в США, странах Европы и даже России (где около 70-ти лет проповедовался атеизм) в XIX-XX веках христианские конфессии почему-то утрачивают влияние на решение вопроса о моральной допустимости абортов. Это связано, прежде всего, с успехами научно-технического прогресса. Наука и техника всё больше вторгаются в повседневную жизнь людей, авторитет учёных растёт, мир стоит на пороге «большой науки». Интеллигенция Европы и Северной Америки, Российской империи в значительной степени становятся ориентированы на научную картину мира, а не религиозную (не будем в этой статье касаться вопроса о том, почему так случилось, это предмет отдельного исследования). К середине ХХ столетия среднестатистический человек вышеуказанных стран в большой степени стал мыслить в рамках новой – научной картины мира. Это не означает, что религия и суеверия перестали существовать, наука и религия не обязательно исключают друг друга. Научная картина мира стала восприниматься как объективная, а технический прогресс, в котором в эпоху «большой науки» ключевую роль играет учёный, иллюстрировал объективность новой картины мира своими успехами. В связи с этим старый вопрос о том, что такое человек и когда начинается его жизнь, постепенно переходит из компетенции церкви в сферу научного познания. Познанием человека активно стали заниматься биологи, антропологи, физиологи; огромное развитие в ХХ веке получила эмбриология.

Французский философ Мишель Фуко пишет, что вопросы внутреннего и внешнего «устройства» человека перешли в ведение медицинского персонала [8]. Отныне врач выдавал свидетельство о рождении и о смерти; с появлением паллиативной медицины врач провожал человека из мира людей. В отношении рассматриваемого нами вопроса о моральной допустимости абортов ключевой фигурой в ХХ веке в странах Европы, Северной Америки, СССР становится врач. И сейчас, в Российской федерации проведение абортов «по просьбе» осуществляется до 12 недель, что непосредственно связано с повышением угрозы здоровью женщины при прерывании беременности на более позднем сроке [9]. Государство легализует аборт и опирается в своём решении на данные медицинской науки.

И всё-таки, перехода вопроса о начале человеческой жизни из компетенции религии в компетенцию медицинского сословия было бы не достаточно для целой цепи законодательных актов, легализующих прерывание беременности «по просьбе» в передовых, экономически развитых странах. Дело в том, что на протяжении столетий мнение клира и врачей в отношении моральной допустимости абортов совпадало. Ещё Гиппократ писал о том, что врач не должен искусственно прерывать беременность и даже внёс это положение в свою клятву [10, С. 85]. Этот завет отца медицинской этики действовал на протяжении более чем двух тысячелетий. Для легализации абортов «по просьбе» необходимо было трансформировать основополагающие принципы медицинской этики, что и случилось лишь в середине ХХ столетия. После Второй мировой войны формируется новая биомедицинская этика, которая дополнила и изменила традиционную медицинскую этику [11]. Ранее превалировала патерналистическая модель в практике врачевания: врач сам выбирал методы лечения, препараты; сам определял, стоит ли говорить диагноз пациенту или лучше сказать его родственникам, а может, лучше и вовсе не говорить всю правду о диагнозе, чтобы не травмировать психику пациента и не портить его настроение («святая ложь» в медицине). При этом врач основной целью врача было благо пациента в контексте медицины – то есть его жизнь и здоровье. Задача пациента в рамках патерналистической модели сводилась к выполнению всех рекомендаций врача. В ХХ веке на смену старой модели приходит модель информированного согласия, согласно которой пациент сам в праве определять, лечиться ему или нет; пациент может не согласиться с тем или иным методом лечения если он противоречит религиозным убеждениям пациента, его взглядам на жизнь (например, отказ от лечения на терминальной стадии тяжёлого заболевания). Часто в современных документах, фиксирующих право пациента на информированное согласие в случае медицинского вмешательства, используется термин «интересы пациента» или «наибольшие интересы пациента» (patient’s best interests). Интересы пациента, как показала клиническая практика в ХХ веке, зачастую расходятся с сохранением жизни и здоровья пациента. Наиболее яркими примерами подобных противоречий являются аборт и эвтаназия. Во второй половине ХХ столетия с развитием биоэтического дискурса и распространением модели информированного согласия целый ряд стран принимает закон о легализации абортов «по просьбе» (Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.). Великобритания была одной из первых стран после СССР, легализовавшей прерывание беременности «по просьбе». Английский закон от 1967 году (Abortion Act 1967), по сути, не разрешал аборты, а лишь снимал уголовное наказание с врачей, проводивших аборты, которые действовали в интересах своих пациенток [12].

Таким образом, легализация абортов по просьбе в секуляризованных странах: СССР, Великобритании, США, странах Европы в ХХ веке обусловлена тремя причинами: 1) ослабление влияния церкви и популяризация научной картины мира; перемещение вопроса о сущности человека (в т.ч. начале его существования) из компетенции клира в компетенцию научного сообщества (учёных в области медицинских и биологических наук); 2) трансформация традиционной медицинской этики и возникновение биоэтического дискурса, и наконец, 3) благодаря научно-техническому прогрессу сама операция прерывания беременности стала менее вредной и опасной для здоровья женщины, чем это было ранее; пренатальная диагностика давала возможность поставить диагноз ещё не родившемуся ребёнку.

Отношение к абортам в Исламе

На территориях, где население традиционно исповедует Ислам ситуация сильно отличается. Некоторые арабские страны – клерикальные. Религия и религиозная картина мира никогда не отходили на второй план в странах, где веками исповедуется Ислам, как это случилось в странах Европы, Великобритании, не говоря уже о СССР. Несмотря на научно-технических прогресс вопрос о сущности человека никогда не переходил исключительно в сферу науки. Арабские исследователи в области медицинских наук, рассматривая критерии легализации абортов, постоянно ссылаются на Коран [13, 14]. Первое условие легализации абортов «по просьбе» - ослабление влияния церкви (религиозных лидеров) и замена религиозной картины мира научной у среднестатистического гражданина, в исламских странах не имело места. Собственно, и легализации абортов «по просьбе» в этих странах мы не наблюдаем: прерывание беременности запрещено в Иране, Ираке, Бангладеш, Пакистан, Малайзии, Мальдивах, Египте, Саудовской Аравии, Кувейте и др. Мы не берём в расчёт страны, прежде входившие в состав бывшего СССР, подавляющее население которых относит себя к мусульманам, так как культурное влияние советской внутренней политики на этих территориях было очень велико. Среди арабских стран аборты «по просьбе» разрешены лишь в Бахрейне. Турция является ещё одной страной, официальной религией которой долгие века был Ислам, легализовавшей прерывание беременности «по просьбе». Правда, стоит заметить, что Турция в XIX и ХХ веках активно взаимодействовала со странами Европы, участвовала в обеих мировых войнах. Выходцев из Турции не мало в Европе, в особенности в Германии, не редко они поддерживают отношения с родственниками на исторической родине, что усиливает влияние Запада на мировоззрение турецких граждан. В целом, внутри страны довольно быстро по сравнению с арабскими странами развиваются процессы глобализации.

Коран, священное писание мусульман, на протяжении многих столетий остаётся ориентиром при решении вопроса о моральной оправданности аборта. В отличие от Христианства, в котором жизнь человека начинается с момента его зачатия, в Исламе эмбрион становится человеком тогда, когда душа вселяется в плод. Другое дело, что день и час вселения души не указан, да и если бы и была такая запись в священном писании, то, несмотря на современные высокие технологии, далеко не все семьи могут позволить себе такую дорогостоящую пренатальную диагностику.

В Коране имеются аяты, как указывающие на возможность проведения абортов при определённых обстоятельствах, так и запрещающих прерывание беременности. К последним относят следующие аяты:

1) Аль-Анам 6:151

«Скажи: "Придите, и прочту я вам,
Что ваш Господь вам запретил:
Не прочьте в равные Ему ничто другое;
К родителям своим благодеяйте;
Детей своих из страха обеднеть не убивайте, -
Прокормим Мы и вас, и их;
Постыдных дел ни явно, ни сокрыто не касайтесь;
И не лишайте жизни душу,
Которую Аллах запретной (для убийства сотворил),
Иначе, как по праву, (данному Самим Аллахом)".
И это - то, что Он вам заповедал,
Чтоб вы уразумели это». [16].

2) Аль-Исра 17:31

«Из страха обеднеть своих детей не убивайте -
Мы пропитаем их и вас, -
Ведь убивать их - грех великий» [16].

Аят, допускающий возможность аборта – Аль-Бакара 2:233. Ниже приведён отрывок из аята в переводе В. Прохоровой:

«Так пусть же материнская душа
За детище свое обид не терпит,
А равно и отец ребенка,
А равно и наследник их» [16].

Тот же отрывок в переводе Эльмира Кулиева, в котором более явно выражена идея о том, что родители не должны претерпевать излишние страдания из-за своего ребёнка: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка» [17]. А в переводе Аль-Мунтахаб эти строки выглядят несколько иначе: «Не надо, чтобы ребёнок был причиной огорчения отца или матери» [18].

То есть аят Аль-Бакара 2:233 возможно трактовать как разрешение прерывания беременности при определённых вынуждающих обстоятельствах, которыми могут быть угроза жизни матери при продолжении беременности, тяжёлые генетические патологии плода [13].

Следующий важный вопрос: когда человек становится человеком, на каком сроке беременности мы имеем дело с ребёнком, а не с неодушевлённой плотью? Специалисты в области фикха называют разные цифры: 40, 42, 45, 80, 120 дней после оплодотворения. Мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом вопросе, а примем сто двадцатый день с момента оплодотворения днём вселения души. 120-й день признаётся днём оплодотворения основными мусульманскими школами, а также правительством Саудовской Аравии [13].

Заключение

Вышеупомянутые вопросы о критериях моральной допустимости абортов активно обсуждаются в мусульманских странах и общинах в последние годы, появляется всё больше публикаций на эту тему [13, 14, 19, 20]. Некоторые из этих статей написаны врачами, в которых представители медицинских профессий выступают за смягчение законов, запрещающих проведение абортов. Казалось бы, мусульманские страны встают на путь легализации абортов, проложенный европейскими странами во второй половине ХХ века. Несомненно, научно-технический прогресс и распространение научных знаний сыграли большую роль в повышении интереса к данной тематике [21]. Развитие репродуктивных технологий, пренатальной диагностики и медицины в целом заставляет мусульман по-новому взглянуть на старую проблему моральной оправданности абортов. В то же время мусульмане (преимущественно врачи по специальности) по-иному аргументируют необходимость смягчения законов о запрете абортов в своих странах. Если страны Европы и США опирались на права человека и, в особенности на права женщины осуществлять свой репродуктивный выбор, а сам процесс легализации абортов «по просьбе» проходил под влиянием феминистического движения, то врачи-мусульмане исходят из иных соображений. Первое, за что борются врачи в мусульманских странах – это разрешение на проведение абортов после 120 дня при тяжёлых аномалиях плода, таких как гемофилия, синдром Дауна и т.д. Авторы апеллируют к интересам мусульманского сообщества (уммы) и государства, а также выступают за улучшение здоровья нации [14]. В результате продолжения беременности в случае генетических аномалий плода может произойти ряд неприятных событий, которых можно избежать проведя аборт: 1) плод может умереть в утробе матери и здоровой женщине придётся сделать кесарево сечение чтобы извлечь мёртвого ребёнка; 2) если ребёнок всё-таки родится, то он может умереть в первые годы жизни, что не лучшим образом скажется на психическом здоровье его родителей и их материальном благополучии (поддерживающее лечение для таких детей часто стоит не дёшево); 3) отдавая всё своё время и весомую часть семейного бюджета больному ребёнку родители могут повременить или же и вовсе отказаться от последующих детей. Это лишь основные аргументы за легализацию абортов по медицинским показаниям после 120 дня, среди других указываются: 1) страдания женщины [13], 2) нагрузка на систему здравоохранения [14] и др. Любопытно, что мусульманские авторы в других странах, где аборты «по просьбе» легализованы, в большей степени указывают на права женщин или их страдания в процессе ухода за больным ребёнком [19]. Вероятно влияние западной культуры в данном случае выражено в большей степени.

В результате исследования мы пришли к выводу, что мусульманское сообщество в современном глобализирующемся мире не может оставаться в стороне от такой широко обсуждаемой биоэтической проблемы как аборты. Развитие медицины и медицинских технологий, особенно – пренатальной диагностики, позволяющей диагностировать патологии развития плода, в значительной степени повлияли на повышение интереса к проблеме абортов. Универсальный характер науки и научной картины мира заставляет исламские страны включиться в биоэтический дискурс, сформированный преимущественно под влиянием западной культуры. Сторонники смягчения законов о запрете абортов в мусульманских странах не отрываются от религиозных норм и часто ссылаются на Коран и Сунну в своих суждениях. Основной причиной либерализации законов об абортах мусульманские исследователи видят не в правах женщин (основной аргумент в борьбе за легализацию абортов в странах Европы, США, Великобритании), а в сохранении физического и психического здоровья женщины и её семьи, благополучии нации в целом.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.