ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Дерюгин Павел Петрович
Дерюгин П.П., Cимтиков Ж.К., Чжао Ц., Лебединцев Д.А. - Эволюция и трансформации молодежного предпринимательства в Китае: социологический анализ |
|
c. 16-29
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2024.2.69751
Аннотация: Цель статьи состоит в проведении социолого-исторического исследования эволюции и этапов становления молодежного предпринимательства в Китае. Основная проблема заключается в выявлении и характеристике эволюции и закономерностей, которые раскрывают предпринимательство китайской молодежи как рыночный механизм, который успешно функционирует в условиях социалистической экономики Китая. Объектом исследования выступает предпринимательская деятельность молодых китайцев. Предмет исследования – систематизация этапов становления молодежного предпринимательства в различные периоды преобразований китайского общества. Источниками информации выступили научные исследования, осуществленные российскими и китайскими исследователями, а также исследователями других стран. Всесторонний анализ социодинамики развития молодежного предпринимательства в Китае позволяет обстоятельно и объективно выявить и охарактеризовать основные системные связи этого социального феномена. Методология исследования предполагает социолого-исторический анализ этапов становления молодежного предпринимательства в Китае. Проведен обобщающий анализ существенной зависимости молодежного предпринимательства от общих трендов развития предпринимательства в Китае как социального института и необходимости существенных нормативно-правовых, организационных, образовательных усилий со стороны общества и государства для его становления, поддержания и развития. Показано, что на этапе перехода китайского общества от натурального хозяйства к плановой экономике (1945-1950 гг.), молодежное предпринимательство носило преимущественно стихийный, неинституциональный характер и проявлялось как факты предпринимательской активности отдельных одиночек. Патриархальный уклад и жесткие иерархии отношений не способствовали развитию предпринимательской инициативы молодых людей. На втором этапе в процессе перехода к индустриальному обществу (1951-1966 гг.), усиливается централизация экономики, а основные направления активности китайской молодежи направляются в политическую сферу, в ущерб предпринимательским инициативам в экономике. Третий этап, – переход к открытому обществу (1967-1978 гг.) характеризуется изменениями в понимании политической роли молодежи в обществе, эпоха после культурной революции заложила основу для признания важной роли рыночных основ и молодежного предпринимательства на последующих этапах развития Китая. Переход к правовому обществу (четвертый этап «Четыре модернизации», после 1978 г.), дает толчок развитию молодежного предпринимательства в Китае. Выводы исследования подтверждают целый ряд особенностей молодежного предпринимательства в Китае.
|