по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кочеров Олег Сергеевич
Международные отношения, 2019-4
Кочеров О.С. - Китайская стратегическая культура и «Дао дэ цзин» c. 31-47

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.4.31678

Аннотация: Предметом исследования является даосская политическая философия древнекитайского трактата "Дао дэ цзин" как источник китайской стратегии. Раскрываются три аспекта даосской философии: административный (представление об идеальной форме правления и политической легитимности), военно-дипломатический (предпочитаемые виды взаимодействия с другими акторами и отношение к войне как политическому инструменту) и геополитико-геокультурный (представление культуры о своём месте в мире и соотношении культурной миссии с бытийствованием других акторов в рамках определённой мирополитической конфигурации). Оптикой исследования является теория стратегической культуры, включающая в себя парадигмальный анализ, культуральную топографию и философию международных отношений. Основной метод исследования - политико-философский анализ текста. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе текста "Дао дэ цзин" как потенциальной парадигмы китайской стратегической культуры. "Дао дэ цзин" проповедует невмешательство как метод правления и критерий политической легитимности, оборонительный пацифизм и мирополитическую модель глобального общества малых государств. Делается вывод о важности изучения влияния даосской парадигмы на стратегию китайских народных движений для разрешения проблемы политико-стратегического агентства.
Международные отношения, 2018-3
Кочеров О.С. - Этика войны Мо Ди c. 40-54

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27429

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению взглядов на войну, представленных в древнекитайском философском трактате «Мо-цзы». Актуальность работы обусловлена проявлением моистской парадигмы стратегической культуры в современном китайской внешнеполитическом курсе, в частности, в вопросах обороны государства и контроля над проблемными зонами (Южно-Китайским морем). Цель исследования – рассмотреть специфику древнекитайской этики войны в контексте западной теории справедливой войны и выявить значимость моистских взглядов на войну для современной теории международных отношений и внешнеполитической стратегии КНР. Материалом исследования послужил текст «Мо-цзы», а также официальные заявления современных руководителей Китая. В работе применяются как методы мирополитической науки (контент-анализ, изучение документов, метод кейсов), так и философии (диалектический, герменевтический, прагматический). В отличие от «либеральных» и «консервативных» интерпретаций учения Мо Ди, высказанных исследователями моистской политической философии, автор настоящей работы делает вывод о практикоорентированности древнекитайской философии и «моральной практике» как критерии политической легитимности. В рамках сравнения моистской этики войны с западной теорией справедливой войны делается вывод об их концептуальной близости. Тем не менее, в связи со спецификой моистских представлений о легитимном акторе «Мо-цзы» гораздо ближе к идеям оборонительного пацифизма. Среди других отличительных особенностей политического учения Мо Ди – акцент на высокотехнологичной обороне, идея «гуманитарной защиты», гуманизм и взаимовыгодное сотрудничество как гарантия международной безопасности. На современном этапе элементы моистских представлений о войне и моистской парадигмы китайской стратегической культуры проявляется в китайской оборонительной концепции A2AD.
Международные отношения, 2018-2
Кочеров О.С. - Геополитика великой доски вэйци c. 193-204

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26687

Аннотация: Предметом исследования является древнекитайская интеллектуальная игра вэйци как культурная матрица и аналоговая модель китайской геополитической картины мира. Применение вэйци в качестве инструмента политического анализа обусловлено, с одной стороны, ростом влияния Китая на международной арене и становлением китайской школы международных отношений; с другой – современной тенденцией к игрофикации социальных процессов. Рассмотрение вэйци происходит в рамках нового предлагаемого автором направления на стыке игрового и политического - "игровой геополитики" как изучения стратегической культуры в культурно воспринимаемом пространстве. В исследовании применяются сравнительно-политологический метод, метод изучения конкретных ситуаций (кейсов), метод построения аналоговой модели. Соотнесены категориальный аппарат игры и геополитической теории, рассмотрены основные стратегические и тактические элементы вэйци, применяемые КНР в своём внешнеполитическом курсе. Выявлены главные составляющие стратегии вэйци – максимизация долгосрочной прибыли, захват и удержание инициативы при избегании прямого противостояния, ориентация на многоцелевые ходы. Делаются прогнозы относительно дальнейших действий КНР на мировой арене с точки зрения стратегии вэйци. Предлагается использование вэйци в качестве инструмента создания восточноазиатской архитектуры безопасности в рамках триалога Китай-Япония-Корея.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.