по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ярцев Сергей Владимирович
Genesis: исторические исследования, 2022-10
Ярцев С.В. - Последние годы правления боспорского царя Фофорса в контексте внутриполитической борьбы в Римской империи периода тетрархии c. 23-33

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.10.38953

Аннотация: Объектом исследования является история античной цивилизации Северного Причерноморья, как части римского мира в период раннего домината. Предметом исследования является история Боспорского царства в последние годы правления царя Фофорса в 303/304–309/310 гг., в контексте взаимоотношений с Римской империей в период новой системы государственного управления – тетрархии. Автор подробно рассматривает такой аспект темы, как внутриполитическая борьба в Римской империи этого времени и ее влияние на события, происходившие на Боспоре. Особое внимание уделяется политической борьбе двух противоборствующих группировок за верховную власть в Боспорском царстве в указанное время.    Основными выводами проведенного исследования связаны с факторами усиления влияния Римской империи на северной периферии античного мира в последние годы боспорского царя Фофорса. Очевидно, что в этот период фактически любая коллизия внутренней жизни империи, в той или иной степени оказывала свое влияние на ход истории Боспорского государства. Таким образом, падение власти Фофорса на Боспоре стало возможным только после того, как боспорский царь лишился римской поддержки, вначале Диоклетиана, а потом и Галерия. В 309/310 г. Фофорса сменил новый царь Радамсад, возможно являющийся ставленником Максимина II Даза, который как раз в эти годы активно подготавливал заговор для захвата верховной власти в империи. Основным вкладом автора в исследование темы является впервые выявленная данная закономерность истории Боспора времени правления Фофорса. Новизна исследования заключается в том, что впервые в историографии этот напряженный момент боспорской истории, рассматривается через призму внутриполитической борьбы в Римской империи периода тетрархии (293–313 гг.).
Человек и культура, 2022-5
Ярцев С.В., Шушунова Е.В. - К вопросу об усилении хтонического начала в возрожденном культе Афродиты в Северном Причерноморье в первые века нашей эры c. 35-47

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.39053

Аннотация: Объектом исследования является область религиозного мировоззрения эллинов Северного Причерноморья в античную эпоху. Предметом исследования является проблема возрождения культа Афродиты на Боспоре и в Херсонесе в первых веках нашей эры и усиление в данных верованиях хтонического начала. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как мифологическое происхождение, наличие различных эпиклез греко-варварской Афродиты, ее связь с другими женскими божествами, а также особенности хтонических функций, изначально присущих этой богини любви и семейной жизни. Особое внимание уделяется участию Афродиты в погребальном обряде и покровительству божеством умерших душ. Основные выводы проведенного исследования связаны с выявленными многофакторными причинами популярности культа Афродиты в Северном Причерноморье в римский период. Важнейшие из них, это распространение у самих римлян культа данного божества, возможность Афродиты охватить божественной защитой достаточно широкий круг местного населения, включая моряков, а также особенность реакции местных эллинов на римскую культурную экспансию. При этом особым вкладом авторов в исследование темы является установление связи коренных изменений почитаний Афродиты в Северном Причерноморье с демократизацией апофеоза умерших в первых веках нашей эры.   Новизна исследования заключается в проведении первого в историографии комплексного исследования по указанной тематике, которое позволило выявить одну из главных причин возвращения популярности, а также архаизации культа Афродиты в Северном Причерноморье в римский период. По мнению авторов, это была возросшая необходимость в обожествлении умерших родственников, с целью обеспечения покоя их душ и достижения бессмертия. Именно Афродита – древнейшее и старшее эллинское божество, в качестве Владычицы потустороннего мира, с большей долей эффективности могло вдохнуть в покойного божественные силы, а также обеспечить его рождение в новом качестве.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.