по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мухамеджанова Нурия Мансуровна
Социодинамика, 2024-4
Мухамеджанова Н.М. - Трансформации института семьи: от домодерна к метамодерну c. 42-52

DOI:
10.25136/2409-7144.2024.4.70603

Аннотация: Актуальность заявленной темы обусловлена современной социокультурной ситуацией. С одной стороны, семья является важнейшим социальным институтом, состояние которого определяет благополучие общества. С другой – современная семья переживает кризис, который находит свое выражение в снижении показателей рождаемости, сужении функций семьи, растущем числе разводов и т. д. Целью работы является исследование взаимосвязи семьи как механизма обеспечения трансляции и воспроизводства культуры с процессами, происходящими в обществе. Проблемы семьи рассмотрены в контексте модернизационных процессов в мире – в контексте перехода от традиционного общества к современному, от культуры домодерна к метамодерну. Теоретической основой работы являются труды отечественных и западных авторов, исследующих проблемы семьи в историческом контексте. Междисциплинарный характер работы определяет совмещение в ней социально-философского и культурологического подходов к проблеме динамики и возможных перспектив института семьи. В работе исследуются причины трансформации семьи, последствия кризиса семьи для развития общества и цивилизации, а также возможные варианты будущего семьи в связи с изменениями, происходящими в культуре начала XXI века. Автор приходит к выводу, что в фетишизация свободы личности и распространение ценностей самовыражения в культуре постмодерна вступает в противоречие с ценностями самосохранения общества как целостного, уникального образования. Однако кризисные процессы в XXI веке подрывают то ощущение экзистенциальной безопасности, которое было присуще эпохе постмодерна и стало причиной упадка традиционных норм. В культуре метамодернизма происходит поворот к трансцендентности и духовности, который может стать поворотом к традиционным ценностям культуры, к числу которых относится и семья. И в этом, по мнению автора, состоит позитивное значение современного социокультурного кризиса.
Урбанистика, 2023-1
Мухамеджанова Н.М. - Образ города Оренбурга в контексте психогеографии c. 47-59

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.1.39666

Аннотация: Актуальность темы работы определяется тем, что восприятие горожанами своего города является основой их повседневного поведения и всей жизнедеятельности. А значит, сложившийся в сознании жителей образ города является одним из важных факторов его социокультурного развития. Целью работы является выявление особенностей восприятия города и определение значения образа города для его социокультурного развития. Основным предметом исследования – образ города Оренбурга, рассмотренный с позиции психогеографии. Теоретической основой работы стали работы западных и отечественных авторов, исследующих разные аспекты проблемы восприятия города: К. Линча, В. Л. Глазычева, П. Голдербергера, С. У. Голдхаген, А. Э. Гутнова, С. В. Пирогова, Г. И. Ревзина, Р. Сеннета, К. Элларда и др. Работа носит междисциплинарный характер, что требует совмещения феноменологического и психогеографического подходов, направленных на изучение восприятия города его жителями. Автор доказывает, что образ города Оренбурга многолик и динамичен. В дореволюционной истории Оренбург – это форпост России, «врата в Азию», место ссылки политически неблагонадежных граждан; в советский период – столица Казахстана, город трудовой славы. Сегодня Оренбург предстает в сознании его жителей как уютный и спокойный провинциальный город с богатым историческим прошлым и уникальной культурой. Однако сквозь неухоженность и заброшенность окраинных районов в нем проступает глобальная форма города, делающая один город не отличимым от другого. Ощущение уникальной атмосферы города, сосредоточенной в его историческом центре, стремительно исчезает под натиском модернизации, автомобилизации, современного градостроительства. Такая «полифония» городских пространств ставит на повестку дня вопрос о сохранении исторического облика и самобытности города. Сделать город объектом любви и гордости – сегодня главная задача власти и жителей города, от решения которой зависит его будущее.
Урбанистика, 2021-4
Мухамеджанова Н.М. - "Социальная ткань" города в зеркале архитектуры c. 81-90

DOI:
10.7256/2310-8673.2021.4.36510

Аннотация: Актуальность темы работы определяется тем, что город, во-первых, выступает как центр культуры и цивилизации, определяющий развитие окружающей территории и всей страны; во-вторых, является наиболее ярким выражением социальных проблем, которые вынуждено решать современное общество. Целью работы является исследование взаимосвязи социальных проблем современного общества с архитектурной средой города. Основным предметом исследования – современная городская жилая застройка, в которой проходит повседневная жизнь горожанина и которая формирует его отношение к городу и своей стране. Теоретической основой работы стали базовые положения урбанистики, представленные западными и отечественными авторами: Ф. Броделем, А. Гутновым, Г. Зиммелем, Л. Виртом, Р. Парком, Г. Ревзиным, Ф. Урбаном, К. Эллардом и др.    Автор доказывает, что развитие капиталистических отношений в XX веке поставило перед обществом проблему массового жилищного строительства, которое должно было удовлетворять двум основным требованиям: оно должно быть а) дешевым для потребителя; б) выгодным для производителя. Способом решения этой задачи стала индустриализация, унификация и типизация строительства, результатом – современные городские микрорайоны, трущобы индустриальной и постиндустриальной эпохи, в которых отсутствует прошлое и будущее, отсутствует социальная иерархия и локальное сообщество, объединенное общностью целей и ценностей. Оценивая это явление, автор доказывает, что проживание в такой среде еще больше усугубляет социальные, духовные, психологические проблемы горожан, о которых писали классики урбанистики. Таким образом, основным конфликтом современного города становится конфликт между экономической эффективностью жилищного строительства и эстетическими требованиями к организации жилой среды. Этот конфликт выходит за рамки собственно архитектуры, так как принципы индустриализации, унификации и типизации сегодня являются общими для всех сфер общественной жизни, в том числе для сферы культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.