по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лю Цзе
Культура и искусство, 2023-7
Лю Ц. - Русские и китайские традиции в фортепианной пьесе Г. Я. Оре «Фантазии Южного Китая» c. 90-98

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.7.43647

Аннотация: Объект исследования – пьеса для фортепиано соло «Фантазии Южного Китая: дама и продавец цветов» (1931) забытого на родине композитора-эмигранта Гарри Яковлевича Оре (Ся Ликэ, 1885-1972). Выпускник Петербургской консерватории, большую часть жизни он прожил в Китае, где проявил себя как пианист, педагог и композитор. Оре оставил заметный след в истории китайской музыки, в том числе в качестве автора первой фортепианной аранжировки типовых напевов цюйпай традиционной кантонской оперы юэцзюй. Предмет исследования – специфика взаимодействия русских традиций Петербургской школы (прежде всего «Могучей кучки») и китайских оперных традиций юэцзюй в «Фантазии Южного Китая». В статье применяются сравнительно-типологический и аналитический методы исследования, позволяющие обосновать уникальность избранной пьесы как первого в истории китайской академической музыки образца, соединяющего мелодии кантонской оперы с традициями русского кучкизма.   Фортепианная пьеса «Фантазии Южного Китая» Г.Я. Оре рассматривается в русскоязычном музыкознании впервые. Основные выводы исследования заключаются в следующем. В представленном сочинении композитор аранжировал четыре известных напева кантонской оперы юэцзюй – «Ба Да Бань», «Туалетный столик», «Продажа продуктов» и «Цветы нарцисса». Национальные оперные мелодии провинции Гуандун в пятиступенных ладах композитор органично соединил с приемами письма, характерными для представителей петербургской «Новой русской школы» (в особенности Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского) и ее последователей (А. К. Лядова): вариантно-попевочным тематизмом, трихордами, параллельно-переменными ладами, плагальностью, плавным голосоведением, мелодизацией голосов, «поющей» фортепианной фактурой.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2023-3
Liu J. - Traditions of Sichuan chuanju opera
in piano pieces by Song Mingzhu and Jia Daqun
c. 24-35

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.3.69528

Abstract: The subject of the study is the piano compositions by contemporary Chinese composers Song Minzhu (triptych "Musical Suite of the Sichuan Opera") and Jia Daqun (miniature of "Chuanqiang" from the cycle "Three Preludes for Piano"), written under the influence of the traditions of the Sichuan opera chuanju. The unique multi-composition of the origins of the South Chinese drama predetermined the originality of the typical quipai tunes and their modal coloring, the style of singing in a high register, the features of the stage action, the timbre composition of the accompanying percussion ensemble. The purpose of the article is to study the specifics of the refraction of the traditions of Sichuan opera in the modern piano repertoire. Research methodology: comparative typological and analytical methods make it possible to substantiate the uniqueness of the selected piano miniatures, due to the influence of the chuanju style. Piano compositions by Song Minzhu (triptych "Musical Suite of Sichuan Opera") and Jia Daqun (miniature "Chuanqiang" from the cycle "Three Preludes for Piano") are considered in Russian musicology for the first time. The main conclusions of the study are as follows. The stylistic features of the traditional Sichuan opera manifested themselves in the piano pieces of Song Minzhu and Jia Daqun at different levels: at the level of quoting typical tunes of gaoqiang, kunqiang, pihuanqiang, common in the southern region of the country; at the level of modal organization of tunes associated with pentatonic and heptatonic (zhengsheng and qingshang modes); at the level of imitation on the piano of the timbres of string and percussion instruments of the chuanju opera (violins huqin, gaibanzi, banzi rattles, gongs and drums); at the level of textural organization, due to the interaction of the soloist and the choir in the opera chuanju gaoqiang.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.