|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Кода Егор Александрович
Попов Е.А., Замятина О.Н., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Замятин И.Д. - Факторы профессиональной социализации студентов (на примере Алтайского государственного университета) |
|
c. 1-21
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2023.12.68737
Аннотация: В настоящее время российское общество столкнулось с целым рядом политических, социальных и экономических вызовов и сложностей, что так или иначе изменило все сферы жизнедеятельности людей. Не исключением стало и студенчество, студенческая социализация и самоопределение. Формирование новых векторов развития современного образования и выход из болонского процесса – все это изменяет привычный быт студента, смещаются факторы профессиональной социализации. В результате формируется некий новый образ студенчества, который имеет качественно иной путь развития как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Одним из ярких примеров таких изменений можно считать массовую вторичную занятость студенческой молодежи буквально с 1 курса обучения в университете. Более того, обучение в вузе непосредственно связано с дальнейшим самоопределением индивида, поиском собственного жизненного пути, но кризисные реалии усложняют такой поиск, в результате старые мотивационные компоненты обучения в вузе оказываются неэффективными. Выпускнику современного университета предстоит столкнуться с противоречиями между запросами рынка труда и рынка образовательных услуг. Вполне вероятна ситуация, когда человек не может устроиться по специальности, но такое положение дел не считается чем-то новым и удивительным, поэтому современная профессиональная социализация студента должна прорабатывать данный аспект. Тем самым молодой специалист оказывается готов практически к любым вызовам рынка труда, социальной реальности в целом.
Попов Е.А., Стерлядева Н.А., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Козлова В.А. - Удовлетворенность сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования |
|
c. 1-19
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2023.11.48480
Аннотация: Современная система российского общего образования находится в состоянии перманентного кризиса. Дело все в том, что при переходе от советской образовательной системы к современным образовательным стандартам были изменены все фундаментальные основы образовательного процесса, при этом должной проверки новые стандарты не получили. Как следствие современные образовательные стандарты, программы подвергаются регулярной корректировке, смещая вектор изучения с одного направления школьных предметов на другой. В таком случае наиболее уязвимым элементом в образовательной системе оказываются субъект образовательного процесса – школьники, особенно старшеклассники – лица, обучающиеся с 9 по 11 класс. Наличие кризиса в системе образования подтверждается широким спектром образовательных услуг на рынке, начиная от частных репетиторов, заканчивая онлайн школами по подготовке к ЕГЭ. На первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что старшеклассник ходит на занятия к репетитору или занимается в онлайн школе – это позволит ему успешно сдать основной государственный или единый государственный экзамен и поступить в то или иное образовательное учреждение на бюджет. Но в то же время это означает тот факт, что знания, которые даются учащемуся в школе, не удовлетворяют образовательные запросы школьника, а именно ключевой запрос относительно успешной сдачи государственного экзамена.
Попов Е.А., Антонович И.В., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Козлова В.А. - Вторичная занятость современных студентов (на примере студентов АлтГУ) |
|
c. 9-22
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2023.10.48477
Аннотация: В настоящее время студент, который одновременно получает высшее образование и где-то работает – становится вполне обычным явлением, притом тенденция совмещения учебы и работы характерна для всего мира в целом. Вторичная занятость позволяет студенту не только улучшить свое материальное положение, стать финансово независимым от родителей, но и приобрести ряд коммуникативных и профессиональных компетенций, которые могут быть успешно применены в будущем. Более того, практика вторичной занятости позволяет сформировать определенный опыт работы, что может быть преимуществом при трудоустройстве после окончания университета. Феномен вторичной занятости студента трудно оценить однозначно, с одной стороны, наблюдается ускоренная профессиональная социализация индивида, быстрое включение его в новую социальную реальность, в которую придется перейти молодому человеку в полной мере после окончания университета. Студент становится более ответственным, грамотнее распоряжается своим временем. С другой стороны, вторичная занятость реализуется именно в свободное от учебы время, отрицательно влияя на количество времени, отводимое для подготовки к занятиям, сессии и т.д. Ключевая проблема вторичной занятости студента в том, что зачастую специальность обучения ни коим образом не связана с местом работы. Данный факт увеличивает вероятность того, что индивид после окончания университета пойдет работать не по специальности из-за чего запросы рынка труда и выпускаемыми специалистами системой образования окажется сложнее привести к некоему общему знаменателю. Также не все студенты способны грамотно расставить приоритеты в отношении трудовой и учебной деятельности, в результате чего возникают перекосы, негативно влияющие на учебную деятельность – основную деятельность студента.
Попов Е.А., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Подъяпольский А.Д., Козлова В.А. - Социальные практики участия родителей в жизнедеятельности школы (по материалам социологического исследования в г. Барнауле) |
|
c. 23-40
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2023.5.40593
Аннотация: Образование в настоящее время является одной из самых массовых услуг, которые оказываются как государством, так и частными лицами. Притом школьное образование имеет непосредственное отношение как к самому обучающемуся, так и к семье обучающегося в целом. Семья же становится неким контролером качества образовательных услуг, но постепенно система образования коммерциализируется ввиду чего изменяется. Проблема социальных практик участия родителей в жизни школы окончательно обозначила себя после 2012 года, с момента принятия нового закона об образовании, когда родители стали на законодательном уровне полноценными субъектами управления школой наряду с администрацией школы, более того, четко стали прописаны полномочия каждого компонента. Выяснилось, что школы г. Барнаула достаточно открыты для коммуникации, родители оценивают взаимодействие со школой в позитивном ключе и считают, что все вопросы и проблемы, с которыми они обращаются к школе, решаются сразу или почти сразу. Что касается внутрисемейного взаимодействия, то родители уделяют своим детям от двух и более часов в будние дни. Время, которое могут уделить родители своим детям, напрямую зависит от графика работы. С домашним заданием родители помогают в большей степени ученикам начальной школы, в старшей школе участие минимально. По приведенным вопросам можно сделать вывод о том, что родители достаточно участвуют в жизни ребенка и постоянно держат связь с ними, поэтому могут реагировать на трудности, которые возникают у ребенка в школе. Самыми популярными способами взаимодействия со школой для родителей являются родительские собрания и онлайн-коммуникация.
Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Дылкина Т.В., Фоменко А.П. - Социальные практики трудоустройства людей с нарушением слуха (по материалам социологического исследования в г. Барнауле) |
|
c. 31-45
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2022.10.39118
Аннотация: Автор подробно рассматривает тему социальных практик трудоустройства людей с нарушением слуха. Особое внимание уделяется следующим аспектам: объективные составляющие социальные практики трудоустройства слабослышащих, особенности субъективной стороны социальных практик трудоустройства слабослышащих людей. При рассмотрении данных аспектов было выбрано два вектора во-первых, оценка мнения респондентов по вопросам, направленных на выяснение основных трудностей и действий, предпринимаемых инвалидом при поиске места работы. Во-вторых, выявление отношения респондентов к действиям со стороны государства, общественных организаций, ближнего окружения в отношении помощи в трудоустройстве слабослышащих, а также распространенность среди данной категории людей принятия данной помощи. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Не всем слабослышащим было легко заставить себя решать вопрос с трудоустройством, то есть внутренняя мотивация, личная организованность вносят огромный вклад в положительный успех практики трудоустройства. Тем не менее, сама практика поиска работы положительно повлияла на эмоциональное состояние слабослышащего. Свою роль в успешных практиках трудоустройства играют и общественные организации помощи инвалидам, в частности Всероссийское общество глухих (ВОГ): помощь в подборе вакансий, психологическая помощь, юридические консультации, всё это детерминирует определенным образом успешность социальной практики трудоустройства слабослышащего.
Ахмедова А.Р., Стерлядева Н.А., Кода Е.А., Олейникова Е.П., Лаптева Д.Н. - Качество жизни населения как показатель социального развития (на примере социологического исследования в Кулундинском районе Алтайского края) |
|
c. 26-37
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2022.8.38780
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к трактовке понятий качества и уровня жизни населения. Дается характеристика качества жизни населения на примере одного из районов Алтайского края. Проблематика рассматривается через ряд объективных и субъективных признаков. Предметом работы является качество жизни как показатель социального развития Кулундинского района Алтайского края. В рамках данной статьи под качеством жизни понимается явление социально-экономического характера, вбирающее в себя элементы окружающего мира, также субъективной удовлетворенности рядом систем функционирования социума, которые могут быть качественно и количественно социологически выражены и исследованы. Авторы определили основные составляющие качества жизни населения: экономическое состояние района, социальные показатели и инфраструктуру района. В работе были использованы такие методы социологического исследования как глубинное интервью и анкетировании, что позволяют получить наибольшее количество информации, выявить определенные закономерности и особенности. Основными выводами проведенного исследования являются, что по объективным показателям, качество жизни населения находится на среднем уровне, а по субъективным показателям, на высоком уровне, что дает основание сформировать общую оценку качества жизни населения Кулундинского района выше среднего. Гипотеза о детерминации оценки качества жизни в большей мере субъективными показателями подтверждена, поскольку несмотря на ряд трудностей, население в целом оценивает собственное качество жизни как хорошее и очень хорошее в большинстве случаев, притом за последний год значительная часть населения стала жить объективно хуже. Особого внимания заслуживает самооценка качества жизни населением Кулундинского района, что требует дальнейшего изучения.
Стерлядева Н.А., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Лаптева Д.Н., Олейникова Е.П. - Социальная напряженность в учительской среде в связи с введением дистанционного обучения (на примере исследования в МБОУ «СОШ №99» города Барнаул) |
|
c. 61-71
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.11.36908
Аннотация: В данной статье авторы рассматривают проблему введения дистанционного обучения в учебных заведениях на фоне борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. Исследование проводилось по средствам глубинного интервью на базе МБОУ «СОШ №99» города Барнаул. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как напряженность в учительской среде в связи с ведением элементов дистанционного обучения. Целью исследования явилась характеристика напряженности в учительской среде в связи с введением дистанционного обучения. Для реализации поставленной цели был использован метод глубинного интервью. Генеральную совокупность данного исследования составили учителя города Барнаула. В выборочную совокупность вошли учителя МБОУ «СОШ №99» города Барнаул. Новизна данного исследования заключается в изучении регионального аспекта трудностей педагогов в связи с введением элементов дистанционного обучения. При анализе ответов респондентов на вопросы глубинного интервью авторами были сделаны следующие выводы. Среди учеников МБОУ «СОШ №99» города Барнаул было отмечено снижение работоспособности, что непосредственно повлияло на результативность обучения. Также опрошенными учителями было отмечено увеличение своего рабочего дня из-за дистанционного обучения, что повлияло на их эмоциональное состояние. "Невключенность" учеников в рабочий процесс, также стала проблемой эффективности усвоения нового материала. Еще одной проблемой, выделяемой респондентами, стала неподготовленность технической базы школ к дистанционному образованию.
|
|