ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Лобзакова Елена Эдуардовна
Культура и искусство, 2018-10
|
Лобзакова Е.Э. - Концепт «Воскресение» в поэтике романсов С. В. Рахманинова |
|
c. 73-78
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.10.27592
Аннотация: В статье анализируется образно-смысловая и музыкально-текстовая реализация концепта «Воскресение» в камерно-вокальной лирике и других сочинениях Сергея Васильевича Рахманинова. Являясь одним из базисных для православного миросозерцания религиозных концептов, имеющих существенную духовно-мировоззренческую и культурно-историческую значимость, он реализуется в различных жанровых сферах творчества композитора, еще раз подтверждая историко-генетическое родство двух ветвей русской музыкальной культуры — церковной и светской, комплементарность их идеалов и ценностей. В связи с этим избираемый автором методологический принцип направлен на выявление в исследуемых романсах системы художественных приемов композитора, осуществляющих передачу духовно-религиозного содержания в музыкальной ткани светского сочинения. В результате проделанного анализа выявляется разность подходов Рахманинова к воплощению концепта «Воскресение» в сочинениях богослужебной направленности, наполненных выражением соборной хвалы божественному событию, и в светских жанрах, реализующих экспрессивно-романтическую, трагическую концепцию гибели русского Храма. В то же время, интерпретация концепта в камерно-вокальной лирике (исследуемая на примере романсов «Христос Воскресе» и «Воскрешение Лазаря») демонстрирует относительное тождество не только на уровне эмоциональных, смысловых связей, но и на уровне музыкально-текстового воплощения.
|