ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Яковлев-Чернышев Василий Александрович
Право и политика, 2023-12
|
Яковлев-Чернышев В.А. - Идея социального государства как основа правового регулирования социальной сферы в Российской Федерации |
|
c. 106-118
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2023.12.69427
Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является идея социального государства и заложенный в ней потенциал с точки зрения перспектив правового регулирования социальной сферы в России, исходя из места социальных прав и свобод человека и гражданина в иерархии конституционных ценностей, а также определения таких понятий, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека». Целью исследования является выявление направлений реализации идеи социального государства в рамках социальной политики Российской Федерации и выработка рекомендаций теоретического и практического характера. Для достижения поставленной цели в статье исследуются: сущность идеи социального государства, в том числе соотношение понятий «социальное государство» и «правовое государство»; этапы становления и развития социального государства; социальные права и свободы человека и гражданина как составляющая системы конституционных ценностей; оценочные понятия «достойная жизнь», «свободное развитие человека». Методология исследования основана на системном, комплексном и конкретно-историческом подходах, включает совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования, в том числе: анализ, синтез, логический, системно-структурный, формально-юридический, историко-правовой и др. По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, содержащие элементы научной новизны: систематизированы основные подходы к трактовке понятия «социальное государство», что позволило уточнить его сущность и выявить соотношение с понятием «правовое государство»; проанализированы этапы становления и развития социального государства во взаимосвязи с особенностями закрепления данного понятия в законодательстве; систематизированы имеющиеся в научной литературе подходы к определению места социальных прав и свобод человека и гражданина в иерархии конституционных ценностей; предложены формальные критерии для определения и дальнейшего законодательного закрепления понятия «достойная жизнь» и авторская трактовка понятия «свободное развитие человека». Полученные выводы и результаты могут использоваться при проведении дальнейших правовых исследований, ставящих целью изучение социального государства, а также в органах публичной власти для внесения корректив в социальное законодательство и стратегическое планирование в сфере социальной политики.
NB: Административное право и практика администрирования, 2023-4
|
Уваров А.А., Яковлев-Чернышев В.А. - О контрольно-надзорной и иных функциях Министерства юстиции Российской Федерации |
|
c. 120-134
|
DOI: 10.7256/2306-9945.2023.4.68777
Аннотация: Предметом исследования являются функции Минюста России, в том числе особое внимание уделяется контрольно-надзорной функции. Целью исследования является выявление дефектов в нормативных правовых актах, закрепляющих перечень и содержание функций Минюста России, а также поиск способов их устранения. Методология исследования основана на системном и комплексном подходах, включает совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования, в том числе применены методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системно-структурный, логический, формально-юридический и др. Для достижения поставленной цели авторами в ходе исследования проанализирована совокупность нормативных правовых актов, регулирующих организационно-правовые аспекты реализации функций Минюста России. По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной: выявлены несовершенства Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе смешение понятий «функция», «полномочия», «предмет ведения», выход за пределы функций Минюста России на уровень дискреции федерального законодателя, а также недостаточная конкретизация полномочий Минюста России в области правовой организации местного самоуправления; предложена авторская классификация, позволяющая усовершенствовать Положение на основе систематизации и уточнения содержания функций, осуществляемых Минюстом России; выявлены особенности реализации контрольно-надзорной функции Минюста России по отношению к различным субъектам права, подлежащим проверке; обосновано, что Минюсту России совместно с Федеральной нотариальной палатой следует устранить противоречия между Кодексом профессиональной этики нотариусов и Трудовым кодексом Российской Федерации. Полученные выводы и результаты могут быть использованы в деятельности Минюста России, при проведении дальнейших правовых исследований в области публичного права.
NB: Административное право и практика администрирования, 2021-2
|
Яковлев-Чернышев В.А. - Цифровизация государственного управления в Российской Федерации: преимущества и риски |
|
c. 42-51
|
DOI: 10.7256/2306-9945.2021.2.36011
Аннотация: Предметом исследования являются организационно-правовые аспекты цифровизации государственного управления в Российской Федерации. Целью исследования является выявление ключевых рисков, связанных с цифровизацией государственного управления на современном этапе, а также поиск способов их устранения. Методология исследования основана на системном и комплексном подходах, включает совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования, в том числе применены методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системно-структурный, логический, формально-юридический и др. Для достижения поставленной цели автором в ходе исследования рассмотрены основные направления, выявлены преимущества и систематизированы риски, связанные с процессами цифровизации в системе государственного управления на современном этапе развития российского общества. По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, содержащие элементы научной новизны: определено, что риски, связанные с процессами цифровизации в системе государственного управления, включают следующие группы: организационно-управленческие, экономические, информационные и правовые; раскрыта сущность каждой из выделенных групп рисков, особое внимание при этом уделено правовым аспектам; предложены рекомендации по снижению уровня правовых рисков на основе совершенствования нормативной правовой базы цифровизации государственного управления в Российской Федерации. Полученные выводы и результаты могут быть использованы в деятельности органов государственного управления, при проведении дальнейших правовых исследований в области цифровизации государственного управления.
|