ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Шинкарецкая Галина Георгиевна
Шинкарецкая Г.Г., Редникова Т.В. - Соотношение прав и интересов приполярных и других государств в использовании Арктического региона |
|
c. 12-22
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2022.1.37286
Аннотация: Суровые природные условия Арктики в течение многих столетий делали почти невозможным хозяйственную деятельность в этом регионе. В результате международного обычая сложилась норма признания особых прав приполярных государств на установление здесь собственного правопорядка. Арктические страны, применив общепризнанную Конвенцию ООН по морскому праву, установили в регионе свои зоны юрисдикции, что позволяет им добывать природные живые и минеральные ресурсы, а также распространили свою юрисдикцию на судоходные пути, которые требуют постоянного труда по их содержанию, а также значительных инвестиций, так что эти судоходные пути по своему положению приближаются к статусу каналов. Однако потепление климата, таяние льдов превратили Арктику из изолированного региона с ограниченной геополитической и геоэкономической значимостью в следующий большой рубеж возможностей для стран всего мира. В настоящее время не существует единого всеобъемлющего договора относительно использования Арктики. Правопорядок состоит из региональных и субрегиональных соглашений, национального законодательства и мягкого права. Приполярные государства активно и широко использовали положения Конвенции ООН по по морскому праву 1982 года для установления пределов и правового режима зон своей юрисдикции в Северном Ледовитом океане. В мае 2008 года пять прибрежных арктических государств по итогам переговоров подписали так называемую Илулиссатскую декларацию, выразив одобрение сложившимся тенденциям развития правопорядка в Арктике. На современном этапе для обеспечения интересов Арктических государств в регионе, как политических и экономических, так и иных (например, глобальной безопасности и охраны особо чувствительной к негативным воздействиям окружающей среды региона), крайне необходимо сформировать единую позицию прибрежных государств по всему спектру ключевых региональных проблем, с учетом возрастающей активности неарктических стран, все чаще заявляющих о своих национальных интересах в Арктическом регионе.
Международное право, 2019-4
|
Шинкарецкая Г.Г., Редникова Т.В. - Влияние политики международных организаций относительно исследований генома человека на развитие законодательства зарубежных стран |
|
c. 27-34
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2019.4.30942
Аннотация: Предметом исследования являются нормы международного права, регулирующие вопросы исследования и редактирования генома человека и их влияние на развитие национального законодательства разных стран. Авторами проводится анализ правоприменительной практики Европейского суда по правам человека, ряд решений которого был принят с учетом положений международных правовых актов в сфере проведения геномных исследований, в частности Конвенции Овьедо. В статье определены существующие в международном сообществе подходы к правовому регулированию репродуктивного клонирования человека и перспективы их трансформации. На основе проведенного сравнительно анализа правовых подходов к регулированию геномных исследований на международном уровне их влияния на формирование национального законодательства в исследуемой сфере, авторы приходят к следующим выводам. Международные правовые акты ориентируют государства на формирование правовой политики в сфере геномных исследований, созданию национальных нормативных актов, посредством которых, с одной стороны, дальнейшее развитие научного прогресса чрезмерно не ограничивалось, а с другой разрешались бы сопутствующие проблемы этического, правового и социального характера, а также в полной мере было обеспечено соблюдение прав человека. На международном уровне надо продолжить разработку правовых и этических вопросов в сфере геномных исследований с учетом всесторонней оценки рисков и многообразия существующих проблем.
|