ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Куликова Татьяна Ивановна
Педагогика и просвещение, 2016-1
|
Куликова Т.И. - Определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2016.1.18119
Аннотация: Объектом исследования является психологическая безопасность школьника в контексте поликультурного образования. Многие российские школы сегодня этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Школьники, осознавая свою национальную самобытность, часто проявляют нетерпимость по отношению к представителям иной национальности, что создает угрозу психологической безопасности обучающихся. В статье представлены результаты пилотажного исследования, направленного на определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде и в выявлении критериев, влияющих на психологическую безопасность школьника. В исследовании приняли участие 127 учеников 7 – 8-х классов в возрасте 13 – 14 лет, обучающихся в разных школах и проживающих на разных территориях, отличающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Исследуемыми критериями психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде были выделены: удовлетворенность образовательной средой, защищенность от психологического насилия и уверенность в себе. Для установления тесноты связи между выделенными критериями и интегральным показателем психологической безопасности была рассчитана парная корреляция (r-Пирсона). Полученные эмпирические данные позволили выявить актуальное состояние психологической безопасности всей выборки испытуемых (n=127), а также сравнить показатели психологической безопасности в исследуемых образовательных организациях. Анализ результатов нашего исследования позволяет утверждать, что наибольшее влияние на состояние психологической безопасности школьника оказывает защищенность его личности в условиях поликультурной образовательной среды. На переживание защищённости положительно влияют высокий уровень комфортности психологической атмосферы, взаимопомощи и поддержки учащихся и низкий уровень проявления агрессии со стороны одноклассников и сверстников.
|