по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Царёва Евгения Сергеевна
Человек и культура, 2017-2
Царёва Е.С. - Роль музыкального образования в распространении системы академических традиций и сложении её регионального варианта: в контексте проблемы «центр–периферия» (на примере Енисейской губернии) c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22962

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают процессы зарождения и становления музыкального образования в Красноярье в годы существования Енисейской губернии (1822–1925), призванные обеспечить на этой территории сохранение, трансляцию, преемственность и воспроизводство новых для азиатской части России – общеевропейских академических традиций. Особое внимание автор уделяет рассмотрению участия профессионального музыкального образования в «строительстве» и успешном функционировании регионального варианта системы академического искусства, его адаптации к условиям в провинции на примере Енисейской губернии. Методологическую основу статьи составляет комплексный междисциплинарный подход, опора на исследования отечественных учёных в области музыкознания (в том числе музыкального краеведения), истории, регионоведения, социологии, культурологии, философии. В частности, автор обращается к вопросам межкультурного взаимодействия и распространения культуры одного типа на широкие географические ареалы, освещаемым в трудах Д.С. Лихачёва и Ю.М. Лотмана, осмысляя страницы красноярской музыкальной летописи сквозь призму их некоторых идей. Анализ краеведческого материала в социокультурологическом ракурсе приводит к новым выводам в изучении исторических событий. Рассмотрение роли профессиональных музыкальных образовательных учреждений в освоении общеевропейских традиций и сложении академической модели в провинции в контексте бинома «центр-периферия» существенно расширяет методологическую базу историко-краеведческих исследований и намечает новые актуальные пути в осмыслении проблем региональной культуры.
Человек и культура, 2016-6
Царёва Е.С. - Формирование академической музыкальной культуры Енисейской губернии: новый взгляд сквозь призму процессов самоорганизации и институционализации c. 49-67

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.20226

Аннотация: Предметом исследования выступают процессы формирования академической музыкальной культуры в Красноярье в один из наиболее значимых периодов её развития в регионе – в годы существования Енисейской губернии (1822-1925). Автор рассматривает становление и функционирование локальной модели академических традиций в имперский и советский исторические этапы, выявляя универсальные (общероссийские и общесибирские) и специфические черты. Основной интерес автора составляет социально-культурологический аспект исследования, определение ключевых процессов строительства музыкально-академической системы, анализ их действия в условиях различных типов государственного устройства. Работа базируется на комплексном, междисциплинарном подходе, который вбирает в себя музыковедческие, краеведческие, исторические, культурологические, социологические исследования. Основополагающим для автора являлся принцип историзма, установлению необходимого массива эмпирического материала способствовал источниковедческий метод, при работе с конкретными фактами широко использовались дескриптивный и сравнительно-исторический методы. Помимо ввода в научный оборот неопубликованных документов, данная статья отличается новым подходом в осмыслении развития музыкальной культуры Сибири. Анализируя в социально-культурологическом ракурсе сложение системы академического искусства в Енисейской губернии, автором выявляются два основных процесса, участвующих в её формировании – самоорганизация и институционализация. На краеведческом материале демонстрируется их действие и различные комбинации в зависимости от социально-политического и экономического контекста. Автор приходит к выводу, что равновесие и «взаимодополнение» процессов самоорганизации и институционализации представляет собой наиболее благоприятную ситуацию для стремительного развития академической музыкальной культуры. Полученные результаты исследования позволяют не только существенно обогатить имеющиеся знания о становлении традиций академического искусства в Сибири, но и открывают новые актуальные перспективы в изучении мировых музыкально-исторических процессов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.