по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ованесян Инна Георгиевна
Политика и Общество, 2016-6
Иошкин М.В., Ованесян И.Г., Слезин А.А. - Атеистическая деятельность комсомола в годы хрущевской "оттепели"

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.6.15907

Аннотация: Предмет исследования составляют взаимоотношения широких слоев молодежи с комсомолом, стремившимися ликвидировать религиозные настроения в советском обществе. Главное внимание уделено изучению атеистического влияния ВЛКСМ на молодежь на рубеже 1950-х-1960-х гг.- в период, который стал переломным как в отношениях церкви и государства, так и в воспитании новых поколений, которым светские власти предрекали жизнь при коммунизме. Один из основных сюжетов статьи посвящен анализу комсомольской деятельности, направленной на отделение от религии народных традиций, приспособление их к задачам пропаганды коммунистической идеологии и советского образа жизни. Комсомол рассматривается как социокультурный феномен XX века. При изучении атеистического влияния на молодежь авторы исходили из того, что атеизм является одной из форм свободомыслия в отношении к религии, вполне закономерным элементом духовной и этической жизни. Показано, что атеистическая работа в комсомоле была в основном направлена не на борьбу с религиозными взглядами, а на закрепление атеистического мировоззрения у самих комсомольцев. Однако полностью преодолеть религиозное влияние по-прежнему не удавалось и внутри ВЛКСМ.Отвлечению молодежи от религии служила не столько антирелигиозная работа комсомола в узком смысле слова, сколько его успешная культурно-массовая работа, организация кружков различных направлений. С помощью новой советской обрядности все более узкой становилась сфера влияния обрядности религиозной.
Genesis: исторические исследования, 2016-4
Ованесян И.Г. - Воспитание молодежи на революционных традициях в практике комсомола второй половины 1950-х годов c. 107-121

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19694

Аннотация: В статье предпринята попытка с современных позиций выяснить, почему именно в конце 1950-х годов возрос интерес высшего комсомольского руководства и партийных наставников комсомола к воспитанию молодежи на революционных традициях, в чем его особенности , чем поучителен данный опыт. Особое внимание уделяется становлению военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности ВЛКСМ, пропаганде современного передового опыта в единстве с уважением к революционному прошлому . Основу источниковой базы исследования составили документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Деятельность комсомола оценивается преимущественно с государственных и общечеловеческих позиций. ВЛКСМ рассматривается как оригинальное советское «ведомство по делам молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Показано, что в комсомоле 1950-х годов утверждался новый подход: воскресить память о прошлом отцов, матерей, братьев – первейшая обязанность каждой первичной комсомольской организации, каждого райкома и горкома ВЛКСМ. При этом речь шла в основном о революционном прошлом, о партийных традициях. Официальная пропаганда отчасти способствовала обращению даже молодежной оппозиции к революционаристским формам политического протеста, героизируя прошлый опыт революционаризма. С точки зрения автора, принцип единства воспитания молодежи на традициях прошлого, героики настоящего и идеалах будущего во многом актуален и сегодня . При этом опыт 1950-х годов убеждает, что обращаясь к прошлому, мы должны акцентировать внимание не на разрушительных, а на созидательных традициях. Прямые параллели (прошлое – настоящее – будущее), как правило, могут и отталкивать молодежь. На этом направлении работы с молодежью нужны особые продуманность и тактичность.
Genesis: исторические исследования, 2016-3
Ованесян И.Г. - Стиль деятельности комсомольских организаций 1950-х годов как фактор эволюции политической культуры советской молодежи c. 110-129

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.19520

Аннотация: В статье предпринята попытка комплексной оценки стиля работы организаций ВЛКСМ 1950-х годов и его влияния на политическую культуру советской молодежи.С точки зрения автора, изучение политической культуры общества на одном из переломных этапов исторического развития, выяснение факторов, разносторонне влияющих на ее формирование, создает предпосылки для формирования высокой культуры политических отношений как признака гражданского общества, а также для их рационализации и интеллектуализации. Материал повышает свою актуальность накануне 100-летия коммунистического союза молодежи. Исследование основано на общенаучных принципах историзма и объективности. ВЛКСМ рассматривается как своеобразное советское «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Для объективной оценки последствий деятельности комсомола большое значение имело признание основ концепции воспитания жизнеспособных поколений И.М. Ильинского. Исследование показало, что многие негативные тенденции во внутрисоюзной жизни не были преодолены и к концу десятилетия.Торжество бюрократических тенденций в комсомоле способствовало проявлениям нигилизма в молодежной среде, неверия молодежи в свои силы, равнодушия ко всему. Стиль комсомольской деятельности способствовал укреплению в молодежной среде двойной морали, расхождению слова и дела, официального и повседневного поведения. Вместе с тем, отмечено нарастание тех тенденций во внутренней жизни комсомола, которые в целом играли положительную роль в формировании политической культуры молодежи. В первую очередь имеются ввиду:усиление элементов самоуправления; избавление в комсомоле от кампаний борьбы с «врагами народа»; критика иждивенческих настроений на местах;сокращение отчетности в комсомольских органах;отказ от практики массовых переводов («перебросок») комсомольских кадров; отказ от ограничения прав ученических комсомольских организаций; ориентация на учет возрастных особенностей молодежи; усиление внимания к организации досуга комсомольцев и молодежи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.