по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Яковлева Елена Людвиговна
Психология и Психотехника, 2022-1
Яковлева Е.Л. - Детские травмы как исток творчества Сальвадора Дали c. 80-93

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.35347

Аннотация: Объектом исследования статьи стали некоторые эпизоды из детства Сальвадора Дали, оставшиеся без внимания ученых. В качестве основных методов исследования выбраны аналитический и биографический. Проанализировав психоаналитическую литературу по проблеме травмы, дневниковые записи гения и исследовательскую литературу о нем, были выявлены некоторые негативные ситуации из детства Сальвадора Дали. Среди них выделим травму рождения, нарушение супружеской верности со стороны отца, специфику родительского воспитания, ориентирующего ребенка на идеал в образе умершего брата, самолюбование зеркальным отражением. Перечисленные травмы способствовали тому, что Сальвадор Дали стал нарциссической и амбивалентной личностью. Впервые жизнь гения рассматривается с позиций его детского травматического опыта. Благодаря этому оказалось возможным прояснить некоторые особенности психики гения, повлиявшие на его жизнь и творчество. Свое собственное Я он замещал идеальным Я, оттачивая его до совершенства и занимаясь самолюбованием. Гений был неуверенным в себе человеком, прикрывавшимся эпатажной дерзостью. Всю жизнь испанец метался между противоречивыми чувствами, выдвигал антиномичные суждения, не мог принять решений. Необходимо признать, что детские травмы сыграли не только отрицательную роль в жизненных проявлениях испанца, но и стали источником творчества. Посредством него Сальвадор Дали художественными средствами обнажал свои травмы в сюрреальном мире, пытаясь уменьшить их негативное давление на жизнедеятельность и рационально проработать проблемы. Травматический опыт Сальвадора Дали и его пролонгированный эффект, сформировавший в нем амбивалентную личность, требуют дальнейшего изучения и анализа последствий в разнообразных творческих исканиях гения.
Litera, 2021-12
Яковлева Е.Л. - Интерпретация символов женской судьбы в романе Г. Яхиной "Зулейха открывает глаза" c. 147-157

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.12.35077

Аннотация: Многие аспекты жизни татарских женщин прошлого оказываются сокрытыми от окружающих, что обусловлено традицией. Данный факт приводит к исследованию проблемы в произведениях искусства, относящихся к реалистическому направлению. В статье осуществляется интерпретация судьбы татарской женщины на основе романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Герменевтический метод анализа помог выявить ключевые символы жизни женщины и посредством них раскрыть ее потаенное. Выделенные символы (сундук, печь, детская колыбель, птица, сын, мед) олицетворяют женское начало и имеют национальные корни. Символ поезда воплотил прогресс и новые основания бытия, благодаря которым потаенность татарской женщины частично стала открытой. Изменения в общественном обустройстве повлияли на судьбу татарской женщины, получившей возможность самореализоваться и обрести счастье. Новизна исследования связана с анализом потаенного в бытии татарской женщины, динамики его развития в условиях смены социокультурных доминант, обусловленных историческим развитием. Выводы, полученные в результате анализа романа Г. Яхиной "Зулейха открывает глаза", могут помочь в реконструкции судеб татарских женщин XIX-XX веков, выявить их мельчайшие нюансы и детали, сокрытые от окружающих, а также восстановить культурно-историческую картину их повседневных практик. Более того, интерпретация судьбы героини произведения посредством символов позволяет применить подобный метод и к анализу других художественных произведений, затрагивающих женскую тему в культуре.
Человек и культура, 2020-6
Яковлева Е.Л. - Специфика гастрономического кода Сальвадора Дали c. 163-174

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.30408

Аннотация: Объектом исследования стал анализ специфики вкусовых пристрастий Сальвадора Дали, позволяющий реконструировать гастрономический код гения. В результате анализа выявлено, что в основе далианского гастрономического кода лежат принципы правомерности, иерархии и мистики. Правомерность выразилась в четкости форм ингредиентов и их сочетаемости между собой, точном следовании инструкции рецепта, преобладании блюд каталонской кухни. Иерархичность гастрономических практик в жизни гения была связана с режимом питания, его рационом и качеством, а также осознанием гастрономических пристрастий. Процесс насыщения, появление в рационе изысков, эротическая составляющая еды легли в основу мистического компонента гастрономической культуры гения. В целом гастрономический код Сальвадора Дали демонстрирует Космо-Психо-Логос художника, выстраиваясь на пересечении эмоциональных и рациональных, материальных и духовных компонентов гастрономической культуры. Обозначенная проблематика рассматривается на основе культурологического анализа дневниковых записей и книги рецептов Сальвадора Дали, помогающих выявить особенности его гастрономического вкуса и на его основе реконструировать гастрономический код. Впервые осуществлена попытка реконструкции гастрономического кода Сальвадора Дали и его основных составляющих (правомерности, иерархии и мистики). Положения и выводы статьи можно использовать для дальнейшего изучения личности и творчества Сальвадора Дали, а также анализа индивидуальных гастрономических кодов, позволяющих дополнить психологическую характеристику личности.
Litera, 2019-3
Яковлева Е.Л. - Феномен страха в фокусе литературы: попытка интерпретации "Книги непокоя" Фернандо Пессоа c. 67-74

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.3.29449

Аннотация: Объектом исследования стал автобиографический сборник афористических высказываний «Книга непокоя» португальского автора Фернандо Пессоа. Цель исследования связана с интерпретацией текста «Книги непокоя». В ней концептуальной доминантой оказывается страх, передаваемый в обрывочных дневниковых записях Ф. Пессоа. Интроверность Ф. Пессоа и художественная фиксация собственных состояний демонстрирует развернутую панораму и динамику эмоциональных состояний, сопровождающих страх. В произведении от имени главного героя Бернарду Соареша, являющегося полугетеронимом писателя, художественно описываются разнообразные проявления экзистенциального страха и состояния тревоги, волнения, заботы, опасения, неуверенности, вызванные им. Тотальность страха приводит героя к ощущению ужаса жизни, рождая пессимистические настроения и пассивное ожидание смерти. Художественно описанный страх помогает не только писателю, но и читателям, вживающимся в текст произведения, понять многогранность экзистенциала и уменьшить силу его давления. Обозначенная проблема рассматривается посредством герменевтического анализа, помогающему раскрыть многогранность художественно описанного страха в бытии личности. Впервые в рамках философско-культурологического дискурса осуществляется интерпретация «Книги непокоя» Фернандо Пессоа через призму такого экзистенциала человеческого бытия как страх. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании специфики страха в произведениях литературы и искусства, а также страха в бытии личности.
Человек и культура, 2019-1
Яковлева Е.Л. - Гастрономическая импровизация о кашах в татарской кухне c. 57-67

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.26550

Аннотация: Объектом исследования стала татарская национальная кухня. Анализ ее рецептов, зафиксированных только в XIX веке, привел к выводу о значительной доле в меню татар каш и кашеобразных блюд, встречаемых в первых и вторых блюдах, а также разнообразной выпечке в виде начинок. Кашеварение татар имеет древние истоки, что обусловлено хозяйственной деятельностью народа, занимавшегося с незапамятных времен земледелием и выращиванием зерновых/бобовых культур. Распространенность каш как в повседневном, так и праздничном рационе татар является показателем не только сытности кухни, но и своеобразной заботы о насыщении организма человека растительными белками, углеводами и витаминами. Приготавливаемые в казане на открытом/закрытом огне каши оказываются мощным культурным символом единения людей, плодородия, приумножения, роста, богатства и сытой жизни. Обозначенная проблематика рассматривается посредством исторического и диалектического анализа, помогающему выдвинуть гипотезу о значимости каш в татарской кухне и их обязательном присутствии на повседневном, праздничном и даже чайном столе. Автор выдвигает гипотезу о том, что татарское лакомство чак-чак, сделанное из муки, яиц и меда, олицетворяет собой зерно и оказывается символической заменой каши на столе во время чаепития. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании специфики татарской национальной кухни и выявлении ее гастрономического кода.
Человек и культура, 2019-1
Яковлева Е.Л. - Реконструкция гастрономического кода татарской национальной кухни c. 68-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.26945

Аннотация: Объектом исследования стал анализ специфики национальной кухни татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начала XX вв. с целью выявления гастрономического кода. На его формирование оказали мощное влияние естественно-географические, культурно-исторические и религиозные факторы. В гастрономическом коде татар посредством рецептов зафиксированы определенный перечень продуктов, их сочетание между собой, технология приготовления. В гастрономическом коде татар отразилась жизненная позиция народа, связанная с пониманием еды как божественного дара, роскоши и блага. Перечисленное демонстрируется в народной мудрости и гостеприимстве татар, уважительно относящихся к процессу приготовления еды и ее вкушению. В целом гастрономический код выстраивался на пересечении интуитивного, эмоционального и рационального, материального и духовного, благодаря чему сложился упорядоченный образ еды татарского народа. Обозначенная проблематика рассматривается посредством культурно-исторического анализа и исследования рецептов, помогающих подтвердить гипотезу о наличии гастрономического кода в культуре татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начале XX вв. Автор осуществляет попытку реконструкции гастрономического кода татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начала XX вв., выявляя его составляющие. Положения и выводы статьи можно использовать для дальнейшего исследования гастрономического кода татарской национальной кухни, динамики его развития, связи с культурой и традицией народа.
Философия и культура, 2017-9
Яковлева Е.Л. - Осмысление слова гламур и его рецепций в массовом сознании c. 67-75

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.23929

Аннотация: Статья посвящена интерпретации слова гламур в научно-исследовательской литературе и его трансформированном восприятии массовым сознанием. Последнее связано с историей слова, в процессе формирования и распространения которого образовались разрывы: гносеологический, связанный с потерей его значения как познавательно-образовательного процесса, онтологический, обусловленный пропастью между реальностью и фантазийным гламурным миром, и аксиологический, приведший к смене акцентов в ценностной шкале личности, мечтающей о вхождении в мир гламура. При этом данные разрывы оказались неизвестными и незаметными для массовой аудитории. Обозначенная проблема рассматривается на основе герменевтического и феноменологического методов, помогающих прояснить особенности современного понимания слова гламур. Впервые история слова гламур рассматривается через призму гносеологического, онтологического и аксиологического разрывов, несколько обеднивших его смысловую наполненность. В слове остались коннотации, связанные с магичностью, колдовством и очарованием, которые легли в основу понимания массовой аудиторией. Как правило, гламур интерпретируется как мир магии и чудес, в котором господствует праздник, а попавший в него человек, преображаясь, становиться не только очаровательным, но и счастливым. Положения и выводы статьи можно использовать при дальнейшем исследовании гламура как социокультурного феномена и его различных проявлений.
Культура и искусство, 2017-5
Яковлева Е.Л. - Антигламурное Сквоозеро поэтки, или чистая лирика сопротивления Юнны Мориц c. 112-125

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.5.17505

Аннотация: Предметом исследования выступает поэтическое творчество Юнны Мориц, определяемое как антигламурная лирика, содержащая в себе сопротивление идеологии гламура и его мифотворчеству в виде критики. Анализ выводит на связь поэтического с метафизической триадой интеллектуального – этического – эстетического, высвечивающих Вот-бытие автора и его жизненную позицию, что свидетельствует о даре поэтессы, посредством которого осуществляется преобразование видимо-невидимого/невидимо-видимого в актуальный современный символ, рождаемый словом, но приобретаемый визуальный аспект. Благодаря творчеству Вот-бытие поэтессы приобретает гармоничность, где Ставшее рождается из креативного переосмысления и словесной игры пре-бывающего. Проблема рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического, интерпретационного и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику феномена поэтического у Ю. Мориц. Новизна исследования заключается в анализе поэтического творчества Ю. Мориц в контексте господствующей в современности идеологии гламура. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании творчества Ю. Мориц, интерпретации художественных текстов, а также критике современного социокультурного пространства, подверженного идеологии гламура и его мифотворчеству.
Культура и искусство, 2017-2
Яковлева Е.Л. - Интерпретируя «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери в контексте гламурного социального, или небольшая трилогия о глобальном c. 35-60

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.2.18380

Аннотация: Предметом исследования выступает философская притча А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», интерпретируемая с трех значимых позиций: детства, гламурного социального и символизма. Перечисленное имеет глобальный характер не только ввиду всеохватности феноменов, но и вследствие трансформаций, которым они подвергаются в современности. «Маленький принц» художественно являет онтологию мира детства в его чистоте и непосредственности, показывая активную жизнь ребенка и его инклюзивность как включенность в бытие. Именно через детскую оптику демонстрируются пороки мира взрослых и трансформация их жизни, подверженной манипулятивным практикам гламурной идеологии, являя собой странствующую странность. Преодоление лакун интеллектуального и имморализма мерцающего бытийствующего возможно посредством интерпретации символического как возрождения жизни духа и интеллекта. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического, интерпретационного и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику небольшого произведения, написанного для детей, но обращенного к взрослым. Анализ небольшого произведения французского летчика раскрыл дар автора, пронесшего через всю жизнь «кристалл детства», благодаря которому он великолепно художественно описал природу мира ребенка, высветил вечные пороки взрослых и зашифровал послания будущим поколениям в символизме.Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании творчества А. де Сент-Экзюпери и интерпретации его художественных текстов, а также критики современного социокультурного пространства, подверженного идеологии гламура, и его анализа через призму литературных произведений.
Социодинамика, 2017-2
Яковлева Е.Л. - Современные трансформации: от язычества к (пост)неоязычеству (на примере гламурного социального) c. 91-101

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19430

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на гламурном социальном, в котором обнаруживаются черты политеистических верований, что позволяет охарактеризовать его как (пост)неоязычество. Среди черт политеистической системы гламура можно назвать существование развернутой системы Богов/Богинь, идолопоклонство, анимизм, теротеизм, фетишизм и шаманские/магические практики, возвышающие его ключевые идеи – красоту, молодость и богатство. Результаты: следование гламурным модным тенденциям приводит к состоянию лиминальности как переходности-к, где конечная цель расплывчата и постоянно обновляется. Сакрализация гламурного и его вуалированные консьюмеристские тактики рождают особый модус нуминозности, в которой проявляется не духовность личности, а больше – поверхностное эстетство и жажда обладания постоянно сменяющими друг друга гламурными атрибутами. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципов сравнительного и интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику гламура как (пост)неоязычества в контексте современного социального бытия. В статье гламур впервые рассматривается в качестве проявления нового модуса политеистической веры – (пост)неоязычества. Непостоянство идей гламурной идеологии в виде красоты, молодости и богатства приводит к трансформациям веры и самого язычества, становящимися текучими и эфемерными. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании гламура как феномена в бытии социального.
Litera, 2017-2
Яковлева Е.Л. - Сюрреалистическая фантасмагория: интерпертация рассказа Комацу Саке «Бумага или волосы» в контексте гламура c. 107-119

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.22352

Аннотация: В статье осуществляется интерпретация рассказа Комацу Саке «Бумага или волосы». Произведение, написанное в 1963 году, оказывается созвучным современности, конкретнее – ее гламурному формату жизни. Оно актуализирует проблему выбора развития: по пути агрессивного наращивания инновационных технологий или их применения с бережным (с)охранением традиций. Выявлено, что рассказ, созданный в жанре сюрреалистической фантасмагории, включает в себя три пласта – ирреальный, реальный, сверхреальный. Ввиду сжатости формы пласты накладываются друг на друга, создавая эффект сгущения, что усугубляет образ ужасного. В небольшое повествование автор помещает два символа, связанные с традицией и красотой – Бумагу и Волосы. Но в современности их мощный содержательный потенциал теряется: в гламуре акцент смещается в сторону внешней формальной привлекательности. Более того, сегодня в реальности благодаря развитию высоких технологий появляются элементы ирреальности и сверхреальности, что позволяет трактовать бытие как сюрреалистическую фантасмагорию. Объект рассматривается на основе герменевтического метода. Выбор обусловлен тем, что именно данный метод помогает построить одну из возможных интерпретационных моделей произведения. Впервые рассказ Комацу Саке «Бумага или волосы» интерпретируется в контексте гламура как современного явления. Проводится сравнительный анализ между фантазийным автора и гламурным социальным, обнажая реальность опасений К. Саке по поводу интенсивного развития технологий и монетизации всех аспектов бытия, стирающих традицию. Раскрывается опасность наложения различных пластов бытия (реального, ирреального, сверхреального), приводящих к хаосу и абсурдности. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем анализе творчества японского автора, его художественных текстов и их связи с современным социокультурным пространством.
Litera, 2017-1
Яковлева Е.Л. - Современное видение интерпретационной модели текста c. 57-66

DOI:
10.7256/2409-8698.2017.1.21657

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на интерпретации текста, представляющей собой довольно сложный процесс. В него включено множество компонентов (культурно-историческая среда, реальные события, символизм, многозначность слов, зависимость от смысла и контекста, личные особенности Автора и Интерпретатора и пр.), диалектически переплетающихся между собой и каждый раз рождающих новые конфигурации, что приводит к современному видению модели интерпретации как ризоматичной сети-спирали. Выявлено, что Мост Интерпретаций, соединяющий точки А (Автор, Текст, начало интерпретационного путешествия) и В (Интерпретатор, Жизнь/Ситуация, конец интерпретационного пути), представляет собой только внешнюю конструкцию. Погружение в интерпретационный процесс выявляет внутри него сеть, закручивающуюся в спираль и разрастающуюся в любых направлениях, приводя к его ризомности. Обозначенная проблема рассматривается на основе диалектического, феноменологического и герменевтического методов, принципа интенционального анализа, помогающих построить модель интерпретации. Процесс интерпретации текста внешне представляет собой Мост, а внутренне – ризоматичную сеть-спираль, что позволяет ему быть пластичным и вариабельно-мобильным, разрастаясь в непредсказуемом направлении. Ключевой фигурой интерпретации становится реципиент, который своей Я-позицией задает бытийствование текста, преображаясь в процессе. Интерпретация как духовная практика Я, совмещая в себе объективное – субъективное, сознательное – бессознательное, рациональное – чувственное, художественное – реальное, приводит к встрече с Я-Другим, способствуя пониманию и расширению собственного горизонта. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании интерпретационного процесса и рефлексировании внутри него, а также при анализе различных текстов.
Философия и культура, 2016-8
Яковлева Е.Л. - Структурно-смысловой анализ мифа о гламуре на основе концепции символических форм Э. Кассирера

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.19448

Аннотация: Цель: исследовать современный миф о гламуре с точки зрения философии Э. Кассирера. Гламурный миф, как в целом все мифическое, обладает тремя структурными компонентами – формой мысли, созерцания и жизни, раскрывающими его содержание. В гламурном мифе эстетизируется бытие, в котором проявляются элементы сакрального, чудесного и божественного, способствующие бегству от реальности. Миф оказывается вечной символической формой, вмещающей в себя гламурные нарративы, делающие невозможными различение реального и вымышленного. Обозначенная проблематика рассматривается на основе методов структурного, диалектического, символического и сравнительного анализа, помогающих раскрыть специфику современного модуса мифа, связанного с гламурным дискурсом. В статье впервые осуществляется структурно-содержательный анализ мифа о гламуре, помогающий раскрыть его специфику. Выявлено, что традиционные законы мифотворчества (партиципации, метаморфоз, подобия, отождествления образа и вещи, антитезы сакрального и профанного) имеют место и в современности, приобретая гламурную модальность. Трехчастная структура мифа, выделенная Э. Кассирером, позволяет проанализировать современные гламурные нарративы, в которых в качестве главных героев фигурируют архетипы античных богов.
Философия и культура, 2016-7
Яковлева Е.Л. - Пространство гламурного как вселенная абсурда

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.7.18661

Аннотация: Предметом исследования является анализ абсурда как пространственной константы гламурного социального с точки зрения философской рефлексии. В современности абсурд превратился во вселенную, завладев всеми сферами социального и подчинив своей логике жизнедеятельность человека. Абсурд, заявив о себе онтологически, повлиял на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, что в значительной степени трансформировало не только субъективное, но и объективное. В социальном начинают высвечиваться двойные стратегии, где первенство принадлежит Ничто. Более того, сама идеология гламура оказывается абсурдной ввиду постулирования вечности красоты, молодости и богатства в пределах человеческой жизни. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда в гламурном социальном на субъективном и объективном уровнях. Анализ абсурда показал его многогранность и расширяющуюся масштабность, что позволяет говорить о вселенной абсурдного в пространстве гламурного. Субъективное и объективное абсурда диалектически взаимосвязаны между собой, обуславливая друг друга. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Ничто в виде абсурда получает статус реального, начиная жить собственной жизнью. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и его проявлений в различных сферах современного социокультурного пространства, подверженного идеологии гламура.
Философская мысль, 2016-5
Яковлева Е.Л. - Современные экзистенциалы бытия: абсурд и гламур c. 47-54

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18780

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на абсурде и гламуре, ставшими ключевыми чертами присутствия современного человека в бытии. Современная идеология гламура, абсурдная по своей природе, создает такие пространства социального, где личность заявляет о себе симулятивно и бессмысленно, высвечивая онтологические, гносеологические и аксиологические трансформации. Результаты: выявлено, что абсурд зарождается в бытии и его зазорах между Нечто и Ничто, что задано диалектически. Причиной зарождения абсурда как Ничто является личность, сознательно ничтожащая Нечто. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации, изводящей личность. Выходом из гламурного абсурда может стать включенность в бытие, связанная с рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда и гламура как экзистенциалов современного бытия. В статье впервые совмещаются абсурд и гламур, взаимосвязанные между собой в современности. С одной стороны, они сотворены социальным/личным, с другой стороны, создают почву для их проявления в бытии. Многие аспекты абсурда и гламура как экзистенциалов бытия имеют отрицательный модус, требующий незамедлительного принятия решений по их искоренению. Практическая значимость: Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и гламура в бытии личности и социального.
Психология и Психотехника, 2016-4
Яковлева Е.Л. - Современные мифизации личного как мерцающее проявление/проявляющееся мерцание Я

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19438

Аннотация: Цель: исследовать современный модус мифизирования, благодаря которому происходит самоутверждение Я в социальном, осуществляется коммуникация, но при этом стирается действительность и событийность в ней, заставляя характеризовать процесс как мерцающее проявление/проявляющееся мерцание индивидуального. Результаты: Миф оказывается комфортной пластичной формой способной вместить любые нарративы Я, в результате чего оказывается невозможным различение реального и вымышленного. Следование гламурным тенденциям приводят к бесконечной мифизации как симуляции личного бытия. В итоге складывается парадоксальная ситуация, в которой мифизирующая личность оказывается изобретенной посредством мифа. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципов сравнительного и интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику мифизации Я в современном гламурном дискурсе. В статье впервые рассматривается проблема современного личного мифизирования, приобретающего тотальный размах. В контексте проблемы выделяется мерцающее проявление/проявляющееся мерцание Я, говорящие в пользу эфемерности и зыбкости вы(с)казываний, а также неустойчивости личного бытия. Выявлены приемы мифизирования Я: отклонение, рождающее чудесное, и бриколажная техника. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании личности и ее проявлений в гламурном социальном.
Психология и Психотехника, 2016-2
Яковлева Е.Л. - Проявления абсурдного в бытии человека гламурного

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18695

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на абсурде, ставшим ключевой характеристикой бытия человека гламурного. Современная идеология гламура, абсурдная по своей природе, создает гламурные пространства социального, являющиеся симулятивной средой обитания личности. Завладев сферами социального, гламур как вселенная абсурда подчинил себе жизнедеятельность человека. Онтологические проявления абсурдного повлияли на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, скатившейся в Ничто ввиду утраты смысла и цели жизни. Выявлено, что абсурд зарождается в бытии и его зазорах между Нечто и Ничто, что задано диалектически. Причиной зарождения абсурда как Ничто является личность, сознательно ничтожащая Нечто. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации вечного теперь. Выходом из абсурда может стать включенность в бытие, связанная с рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда в бытии человека гламурного. Субъективное и объективное, личное и социальное абсурдного диалектически взаимосвязаны между собой, обуславливая друг друга. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Ничто в виде абсурда получает статус реального, начиная жить собственной жизнью, вуалируя действительность. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и его проявлений в бытии личности и социального.
Философия и культура, 2015-11
Яковлева Е.Л. - Электронный кочевник как новая форма идентификации личности

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15689

Аннотация: Объектом исследования выступает человек, а предметным полем – анализ его новой идентификационной формы, связанной с появлением электронных инфраструктур и создаваемых ими пространств, захватывающих личность в свой плен. Наличие множества видов электроники накладывает отпечаток на бытие человека, становящегося электронным кочевником, не имеющим дома и бесконечно перемещающемуся в пространстве. Электронный микроландшафт, претендующий на макроуровень, основан на сочетании естественного и искусственного миров, грань между которыми оказывается размытой, что приводит к его неоднозначности: электроника, с одной стороны, зависит от кочевника и помогает ему, с другой стороны, подчиняет и создает множество помех, рождая особую сферу, живущую по собственным законам. Перечисленное обуславливает противоречия в проявлениях кочевника, имеющими экстравертный и интровертный модусы, диалектически взаимосвязанные между собой. Кочевник оказывается человеком не инклюзивным, а химеричным: он отчужденно включен посредством высоких технологий в новую реальность, являющуюся иллюзорной копией действительности и претендующей на главенствующие позиции в его жизни. Более того, его включение в саму действительность является мерцающим. Решение множества проблем, появляющихся в бытии электронного кочевника, кроется в реконструкции аксиосферы, обращении к традиции и смысложизненному поиску. Проблема рассматривается в форме нарратива с применением семиотического, диалектического и феноменологического методов, помогающих раскрыть специфику современной личности. Новизна исследования заключается в анализе новой формы идентификации личности, определяемой автором как "электронный кочевник". Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научной, педагогической и практической деятельности, применяться при работе с людьми, а также интерпретации разного рода ситуаций социального и попыток решения проблем личности.
Психология и Психотехника, 2015-5
Яковлева Е.Л. - Потаенность как небытие бытийного/бытие небытийного

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.5.15201

Аннотация: Предметом исследования выступает компонент субъективного бытия личности, представленный в виде потаенного. Сложность анализа обусловлена тем, что потаенность, имеющая мест о в жизни каждого человека, намеренно подвергается сокрытию: потаенное, обладающее собственным содержанием, служит мощным источником конструирования личности, стимулируя ее жизненные проявления, но при этом тщательно вуалируясь и контролируясь. Только личность способна потаенное частично/полностью вывести из сферы субъективного в объективное как непотаенное, осуществляя по-став в виде про-из-ведения, или навсегда оставить его при/в себе. Но даже частично раскрытое потаенное оставляет место для непостижимого и простор для его интерпретаций, осуществляемых с позиций иной субъективности. Анализ феномена позволяет классифицировать его как небытие бытийного (в-себе-потаенность), бытие небытийного (вне-себя-потаенность) и переход между ними (из-себя-потаенность). Проблема рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику психического феномена. Новизна исследования и полученных результатов заключается в анализе сложного психического феномена и осуществления попытки его классификации в бытии личности. Положения и выводы исследования можно применять при работе с людьми, а также интерпретации разного рода текстов и составлении психологических портретов личности.
Психология и Психотехника, 2014-8
Яковлева Е.Л. - Баба-Яга как архетип русской женщины

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.8.12461

Аннотация: Объектом исследования выступает образ Бабы-Яги, представляющий собой некое подобие определенному типу русской женщины. В персонаже Яги выражаются эмоции, действия и поступки, демонстрирующие противоречивость и непредсказуемость женской натуры, воплощая различные стереотипы ее характера (любящей женщины, женщины-демона и женщины-героини). Связанная с Великой Матерью, Баба-Яга является «осколком» матриархальных, патриархальных, шаманских, анимистических и тотемистических представлений древнейшего мировидения. Все это делает архетипический образ сложным и многогранным, но при этом достаточно вуалированным, ввиду того, что, в дошедших до нас сказочных историях, Баба-Яга показана старухой. Основными методами научного исследования, которыми руководствовался автор в работе, можно назвать диалектический, исторический, сравнительный, описательный. Несмотря на свою второстепенность образа в сюжетных линиях, Баба-Яга несет большую ответственность за счастливые судьбы героев, проходящих при ее участии обряд инициации. Именно этот сказочный персонаж воплощает собой огромную энергийную силу и мощь, концентрирующие в себе сложность, многоплановость и непредсказуемость судьбы русской женщины.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.