по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шапинская Екатерина Николаевна
Культура и искусство, 2019-9
Шапинская Е.Н. - Образы прошлого в (пост)современных репрезентациях. c. 70-82

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30515

Аннотация: Предметом исследования является «исторический поворот» в культуре наших дней. Начало нового понимания истории заложено в трудах теоретиков постмодернизма, которые отмечали утрату чувства истории в фрагментарном (пост)культурном пространстве. Ставится вопрос о причинах интереса современного человека к далекому прошлому, к историческим событиям, принимающим форму мифа или трансформированных в фантазийные образы и нарративы. Одной из главных причин этого явления является эскапизм, позволяющий человеку избежать гнета повседневности в сказочно-фантазийных мирах. Другой важной причиной является расширение цифровых технологий, позволяющих реифицировать историко-мифологические образы в виртуальном пространстве. Выделяется несколько стратегий репрезентации прошлого, крайними формами которого являются просветительские формы репрезентации событий прошлого на основе современных достижений и игра в историю, имеющая чисто развлекательные задачи. Приводятся репрезентативные примеры этих форм представления прошлого, распространенных в массовой культуре. Делается вывод о связи «исторического поворота» с общими характеристиками (пост) современной культуры – фрагментацией, изменениями в темпоральности, дигитализацией, игрофикацией. В то же время интерес к прошлому характерен для человечества, которое в наше время особенно озабочено сохранением культурной памяти. С этой точки зрения поиски оснований бытия в прошлом являются важным для формирования идентичности современного человека.
Культура и искусство, 2018-11
Шапинская Е.Н. - Любовный нарратив как форма эскапизма. c. 72-82

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27916

Аннотация: Предметом исследования является любовный нарратив, который рассматривается с точки зрения его эскапистских характеристик. В статье рассмотрены такие формы любовного нарратива как женский роман и роман-бестселлер, которые становятся основой для других жанров популярной культуры, таких как кинофильм и телесериал. В результате современная популярная культура становится пространством реификации любовного нарратива в различных формах. Особое внимание уделено особенностям любовного нарратива при его перемещении в киберпространство, создающее новые возможности для эскапизма. Методологически значимыми для данного исследования стали труды исследователей современной культуры, содержащие понимание феномена эскапизма (Э.Гидденс, Э.Орлова, Дж.Фиске, Дж.Стори), труды, посвященные анализу литературных форм с точки зрения их эскапистских характеристик, (Ж.Батай, Э.Рэнд), а также работы, посвященные анализу виртуальной реальности (М.Постер, Дж. Муррей). Новизна исследования заключается в том, что любовный нарратив рассматривается в его динамике, от женского романа XIX века до современной «кибердрамы». Это дает возможность осмысления новых форм культуры, в частности, любовного нарратива, который приобретает новые формы, не меняя своей эскапистской ориентации.Любовный нарратив является формой выражения представлений о любви, которые, несмотря на разницу в историко-культурных контекстах, сохраняют мечту об идеальной любви, воплощенную в различных формах художественной культуры. Устойчивость структуры любовного нарратива сохраняется даже в период бурных трансформаций культурных форм в виртуальном пространстве, что позволяет говорить об эскапизме любовного нарратива как о сущностно важной характеристике человеческой жизни.
Культура и искусство, 2017-6
Шапинская Е.Н. - "Сильна, как смерть, любовь…»: легенда о Тристане и Изольде в пространстве интерпретаций. c. 121-133

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.23451

Аннотация: Целью работы является выявить универсальные основания архетипичного сюжета, интерпретирующегося в различных социокультурных контекстах в различных культурных формах.Обратившись к средневековому сюжету, автор рассмотрел его модификации в различные эпохи, обусловленность этих вариантов контекстом, а также неизменность семантического ядра текста. На примере легенды о Тристане и Изольды рассматривается изменение семантики текста в различных культурных контекстах. Проведен анализ различных интерпретативных стратегий, характерный для различных художественных воплощений легенды (опера, драма, живопись). В работе применен метод текстуального анализа, дескриптивный и сопоставительный методы, а также элементы семантического анализа. В результате работы показано, что семантическое ядро исследуемой легенды содержит общечеловеческие смыслы, релевантные для каждой историко-культурной формации. Квинтэссенция этого содержания воплощена в символизме, принципиально отрицающем «привязку» к конкретике места и времени. Сопоставление легенды о Тристане и Изольды в ее различных вариантах с драмой Метерлинка и оперой Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» дает возможность глубже понять общечеловеческие смыслы истории трагической любви, что объясняет частое обращение к ней в области художественной культуры.
Культура и искусство, 2016-5
Шапинская Е.Н., Глазкова Т.В. - Любовь и семья в дискурсах русской культуры: от художественных репрезентаций к философской рефлексии.

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.5.17622

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является проблемам любви и семьи как взаимосвязанных феноменов и их интерпретации в текстах русской художественной культуры и философском дискурсе. Актуальность темы заключается в том, что в современной социокультурной ситуации традиционные модели семейных отношений подвержены деконструкции, возникают новые формы легитимации семейных отношений, ранее неприемлемых в обществе, а ценности любви как основы семьи поставлены под вопрос в условиях коммерциализации культуры и атомизации индивида. Был применен метод текстуального анализа и дискурс-анализа, для которого были выбраны репрезентативные тексты русской художественной литературы и философии. Был также применен диахронический метод исследований феноменов культуры. Научная новизна работы заключается в том, что современные противоречия в межличностных отношениях, отражающие специфику постмодернистского состояния культуры и социума, исследуются с точки зрения сходных кризисных явлениях, проявившихся в русской культуре 19 века и нашедших выражение в литературном и философском дискурсе. Таким образом, на фоне бурной динамики современной культуры выделяются антропологически универсальные феномены – любовь и семья, – которые сохраняют устойчивость, несмотря на смену культурных парадигм.
Культура и искусство, 2016-3
Шапинская Е.Н. - Массовая культура как доминанта социокультурного контекста (пост)современной России: размышления по поводу книг «Коды массовой культуры» и «Российский дискурс массовой культуры»/

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.17708

Аннотация: Предметом данной статьи является анализ книг, посвященных исследованию российской массовой культуры, выпущенных учеными и педагогами из Ярославля. Книги представляют собой взаимодополняющие издания: коллективную монографию и учебное пособие, что очень важно в современных условиях сближения академической и университетской науки. Рассмотрены различные аспекты массовой культуры, как в теориях, так и в культурных практиках и проанализирован вклад авторов данных работ в создание концептосферы российской массовой культуры. Результаты исследования оценены как ценный вклад в развитие культурологического знания. В анализе представленных работ был применен метод дискурс анализа, а также дескриптивный метод при описании различных аспектов труда авторов монографии и учебного пособия. Несмотря на то, что по массовой культуре существует большой пласт литературы, отдельные ее аспекты не интегрированы в междисциплинарное исследовательское пространство. Анализируя труды ярославских ученых, автор вводит их в пространство культурологического дискурса. Обращается внимание на ценность отражения в данных работах культурного опыта авторов, которые используют репрезентативные примеры из жизни не только культуры в целом, но российской провинции, в которой процессы распространения массовой культуры и ее характер имеют свою специфику.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-2
Шапинская Е.Н. - Архетипичный сюжет и его интерпретации: "Танец смерти" в живописи Бернта Нотке и музыке Томаса Адеса c. 37-44

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19470

Аннотация: Предметом исследования является творческая интерпретация архетипического сюжета в различных историко-культурных контекстах. На примере работы средневекового живописца Бернта Нотке «Пляска смерти» и сочинения современного композитора Томаса Адеса «Тотентанц» автор показывает, что, несмотря на ограничения, накладываемые культурными кодами той или иной эпохи, творческая личность находит возможности как для самовыражения, так и для раскрытия новых смыслов архетипического сюжета. Автором рассмотрены особенности художественного творчества в различных историко-культурных контекстах и в различных формах творческой выразительности. При помощи текстуального анализа, дескриптивного метода, а также сопоставительного анализа автор проводит исследование предмета своей статьи на материале различных культурных форм. Материал статьи впервые вводится в российский академический дискурс. Особое внимание уделяется проблеме творчества в «посткультурную» эпоху, для которой характерно истощение творческого импульса и утверждение исчерпанности культуры. В статье показано, что творческое начало является антропологически универсальной категорией, которое находит возможности выразить новым художественным языком вечные экзистенциальные проблемы человека, в частности отношение к смерти. Делается вывод, что различные виды интерпретации архетипичного сюжета несут в себе творческое начало, являющееся выражением глубинной потребности человека.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-2
Shapinskaia E.N. - Archetypal Plot and its Interpretations: “Dance Macabre" by painter Bernt Notke and “Totentaz” by composer Thomas Ades c. 45-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19472

Abstract: The paper examines the problem of creative interpretation of an archetypal plot in different historical and cultural contexts. Basing on the work by a Mideaval painter Bernt Notke “Danse macabre” and on the work “Totentaz” by a modern composer Thomas Ades the author shows that, despite the limitations imposed by cultural codes of a period, creative personality finds possibilities both for self-expression and for disclosing new meanings of an archetypal plot. Special attention is paid to the problem of creativity in “post-cultural” epoch, which is characterized by diminishing of creative impulse and insistence of exhaustion of culture. It is shown in the paper that creativity is a universal anthropological category which finds possibilities to express by a new artistic language existential problems of mankind, including the attitude to death.With the help of textual analysis, descriptive and comparative methods the author conducts research of the subject on the basis of the material of different cultural forms. The material of the article is new to Russian academic discourse. Special attention is given to the problem of creativity in “post-cultural” epoch which is characterized by diminishing of creative impulse and declaration of exhaustion of culture. It has been shown that creativity is a universal anthropological category which finds possibilities to express eternal existential problems of people, in particular the attitude to death, in a new artistic language. The conclusion is made that different interpretations of an archetypal plot contain creative impulse expressing the deepest necessities of human beings.
Культура и искусство, 2015-5
Шапинская Е.Н. - Эстетика любви/страдания в музыкально-поэтическом дискурсе романтизма.

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.16424

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является проблема восприятия музыкально-поэтического дискурса романтизма в современной культуре. Тематической доминантой поэтов и композиторов-романтиков является Любовь-Страдание, эстетизированная в процессе художественной репрезентации. Связана с этим и тема природы, которая в творчестве романтиков окрашена в субъективные тона в соответствии с эмоциональным состоянием автора и героя. Особое внимание уделяется особенностям музыкально-поэтического дискурса как части социального дискурса данной эпохи в целом. В статье используется дискурсивный анализ текстов романсов (Lieder) Шуберта, которые, с одной стороны, помещены в социокультурный контекст времени композитора, с другой – анализируются с точки зрения универсальных ценностей и смыслов, делающими их релевантными для современного человека. Особое внимание уделено специфике данного жанра, сочетающего в себе музыку и поэтическое слово, которые вступают между собой в сложные отношения, образуя целостность, к которой тяготеют даже не связанные в циклы произведения этого жанра. Научная новизна статьи заключается в том, что музыкально-поэтические произведения авторов-романтиков рассматриваются в поле дискурсивных практик эпохи их создания и, в то же время, выделяются семантические доминанты, имеющие универсальное значение. Такой доминантой является тема Любви-Страдания, характерной для выдающихся произведений этого жанра. В статье приведен ряд примеров из области интерпретации музыкально-поэтической формы выдающимися исполнителями и их рефлексии по этому поводу. Рассмотрены также реакции современных слушателей, как подготовленных, так и новичков, на музыкально-поэтические дискурсивные практики романтизма. Делается вывод о значимости этих произведений для наших современников, которым в эпоху культа потребления и доминации массовой культуры не хватает эстетических ценностей и эмоциональных переживаний, которыми так богат музыкально-поэтический дискурс романтизма.
Культура и искусство, 2014-4
Шапинская Е.Н., Киященко Н.И. - Диалог об эстетическом воспитании: кризис ценностей и пути его преодоления.

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12885

Аннотация: Предметом исследования является эстетическое воспитание как важнейший фактор в формировании эстетических представлений и системы ценностей современного человека. В настоящее время эстетическое воспитание находится в ситуации кризиса, обусловленного сменой ценностных ориентаций в современном обществе и фрагментацией культурного пространства, находящегося под влиянием как постмодернистских тенденций, так и тотальной информатизации. Необходимость эстетического аспект в становлении человека ХХ1 века не вызывает сомнений. Авторы данной работы предлагают свое видение и пути решения этой проблемы. В работе использованы такие подходы как анализ источников, диахронический подход к анализу развития различных систем эстетического воспитания, философско-культурологический подход к ряду культурных практик современности. Работа представлена в форме диалога, что дает возможность выразить различные точки зрения на проблему эстетического воспитания, на место эстетических представлений в системе ценностей современного человека. Диалог является важной формой философского дискурса, дающей возможности не только сопоставления точек зрения его участников, но и открытой дискурсивной формой, приглашающей к участию в обсуждению заявленных проблем заинтересованную аудиторию, создавая тем самым пространство полилога. Авторы предлагают создание новой модели эстетического воспитания, которая сочетала бы в себе как традиционные подходы и методики, разработанные в отечественной и мировой теории и практике, так и те культурные практики, которые востребованы в молодежной среде, но не получили институционального статуса.
Культура и искусство, 2014-2
Шапинская Е.Н. - Эстетическое воспитание в социокультурном контексте современной России: кризис ценностей и пути его преодоления.

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.2.12299

Аннотация: Предмет исследования - создание системы эстетического воспитания в условиях кризиса художественных и эстетических представлений и ценностей у современного человека, особенно молодежи, выросшей в условиях бурной информатизации общества, оказавшей сильнейшее влияние как на область образования, так и досуга, а также основные особенности и характеристики современной культуры, сформировавшейся в контексте глобализации и тотальной медиатизации, характерной для конца ХХ - начала ХХ1 века.Для того, чтобы изменить существующую ситуацию, необходимо найти оптимальные решения ряда проблем, связанных с эстетическим и художественным воспитанием в современной России, а также выработать оптимальную модель эстетического воспитания, имеющую прочные основания в философии культуры и применимой как в институциональных, так и во вне-институциональных формах эстетического воспитания. В статье используется метод текстуального анализа, а также анализ практик современной культуры, в том числе и субкультурных, основанный на наблюдении. . Обращаясь к исследованиям и практическим рекомендациям в области эстетического и художественного воспитания, которые проводились и создавались отечественными теоретиками и практиками во второй половине ХХ века, а также к теории "культурного капитала" П.Бурдье, автор находит возможности их применения в современном социокультурном контексте. Ставится вопрос о применимости этих теорий к культурным практикам сегодняшнего дня, в том числе и субкультурным. Ответ автор видит в создании новой системы эстетического воспитания, сочетающей прошлый опыт и современные практики, как институциональные, так и вне-институциональные.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-2
Шапинская Е.Н. - “Winter Journey” by Schubert in the Context of Contemporary Culture: Eternal Themes and Limitless Interpretations.

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13569

Аннотация: The article analyses vocal cycle by Schubert “Die Winterreise” in the context of contemporary culture. The reasons of its popularity with modern performers and public have been regarded. The author examined both the context of creation of this work and its existence in modern cultural practices. The purpose of the work is to find out the cultural meanings of “Winterreise” which are important for our time. Having examined aesthetic and philosophical ideas of romanticism and existentialism as well as contemporary trends in analysis of art, the author follows the fate of “Winterreise” in the epoch of globalization, when people start feeling the loss of emotions, their substitution by consumerist desires and constant immersion in informational activity. A number of sources, both from the field of philosophy and art study, have been analyzed as well as recordings and personal materials of the author based on different interpretations of the cycle. The musical work has been examined from the point of view of its value for contemporary culture and the potential for interpretation which corresponds to the necessities of our days. As a result the author comes forward with the idea of the importance of emotional and semantic aspects of “Winterreise” for modern audience which has a need for aesthetic and human values lost in contemporary culture.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-2
Шапинская Е.Н. - «Зимний путь» Шуберта в контексте современной культуры: вечные темы и безграничность интерпретации.

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13536

Аннотация: В статье анализируется вокальный цикл Шуберта «Зимний путь» в контексте современной культуры, выявляются причины его востребованности как у исполнителей, так и у публики. Автором рассмотрен как контекст создания произведения, так и его существование в современных культурных практиках. Целью работы является выявление культурных смыслов, заложенных в «Зимнем пути», которые актуальны на сегодняшний день.Основываясь на эстетических и философских концепциях романтизма, экзистенциализма, современных течений в анализе художественной культуры, автор прослеживает судьбу «Зимнего пути» в эпоху глобализации и информатизации, в которой человек начинает ощущать утрату эмоциональности, погруженность в постоянную коммуникационную активность и подмену эмоциональной сферы консьюмеристскими устремлениями. В работе проведен анализ источников, как философских и искусствоведческих, так и звукозаписей и собственных материалов, основанных на знакомстве с различными исполнениями цикла. Музыкальное произведение анализируется с точки зрения его ценности для современной культуры, а также тех возможностей интерпретации. Которые соответствуют вызовам нашего времени. В результате автором предложена концепция важности эмоциональной и смысловой составляющей «Зимнего пути» для современного человека, нуждающемся во многих эстетических и гуманистических ценностях, утраченных современной культурой.
Культура и искусство, 2014-1
Шапинская Е.Н. - Музыкальная фантазия на тему "Бури": интерпретация шекспировской пьесы языком современной оперы.

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.1.11930

Аннотация: В статье рассмотрена проблема интерпретации классического художественного произведения языком современного искусства. Проведен анализ оперы современного композитора Томаса Адеса "Буря" на сюжет пьесы Шекспира и ее сценического воплощения. Автор раскрывает важность фантазийного момента в пьесе Шекспира, который помогает композитору раскрыть ряд проблем человеческого бытия, морали, власти, любви в сказочной форме, что подчеркивает универсализм этих проблем. В статье также поднята проблема трансляции смыслов произведения посредством иной культурной формы и в ином историко-культурном контексте. В работе используются методы текстуального анализа источников (материалов публикаций, посвященных анализу произведения Т.Адеса и его сценическому воплощению), а также семантического анализа культурных текстов (литературы и оперы) . В статье также содержатся элементы компаративистского анализа. Новизна исследования заключается в постановке проблемы интерпретации классического произведения не только языком другой эпохи, но и другой культурной формы, что создает сложную интерпретативную матрицу. Кроме того, автор вводит в пространство исследований шекспировской тематики творчество Томаса Адеса, одного из интереснейших композиторов нашего времени, который создал оригинальную и талантливую версию "Бури" Шекспира для современной оперной сцены.
Культура и искусство, 2013-5
Шапинская Е.Н. - Бенджамин Бриттен в современном (меж)культурном пространстве: тексты композитора и контексты интерпретации. К юбилею композитора.

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.9500

Аннотация: В статье рассмотрено оперное творчество Бенджамина Бриттена в связи с проблемами интерпретации и восприятия текста художественного произведения в различных культурных контекстах. Глобализационные процессы в культуре сделали доступными для широкой публики многие произведения искусства, ранее менее известные в силу социокультурных, лингвистических, коммуникативных факторов. Музыкальные произведения рассмативаются как культурный текст, который, попадая в инокультурный контекст неизбежно меняет свою семантику. Сохранение баланса между "аутентичными" смыслами текста и теми, которые являются контекстуально обусовленными, во многом зависит от позиции и стратегии интерпретатора. В статье рассмотрены три постановки опер Бриттена "Альберт Херринг", "Билли Бадд" и "Сон в летнюю ночь", осуществленные английскими режиссерами, но представленные в различных контекстах - в родной стране композитора, на международном оперном фестивале и в инокультурной среде (в данном случае, в России). Статья написана в связи со столетием Б.Бриттена, которое отмечается в 2013 г.
Философия и культура, 2013-3
Шапинская Е.Н. - Эстетик в лабиринтах посткультуры.Размышления о книге В. Самохваловой «Безобразное".

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7385

Аннотация: Статья посвящена анализу книги В.И.Самохваловой «Безобразное», в которой рассмотрены не только проблемы актуализации эстетической категории в (пост)современном культурном контексте, но и различные феномены «посткультуры», в которой безобразное становится культурной доминантой. Особое внимание уделено критической позиции автора книги в отношении массовой культуры и многочисленных культурных практик наших дней, которые, по мнению автора книги, показывают утрату ценностных ориентиров и идеалов. Книга несомненно заслуживает внимания широких кругов аудитории, возвращая читателя к вечным проблемам Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного, приглашая читателя к диалогу и к осмыслению своей позиции в сложном пространстве культуры начала ХХ1 века.
Культура и искусство, 2013-3
Шапинская Е.Н. - Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт интерпретаций.

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7589

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается классическая опера в эпоху «посткультуры», когда постмодернистские культурные черты, такие как фрагментация, культурный плюрализм, утрата чувства истории, стали доминировать в художественной культуре. Особое внимание уделяется проблеме времени в опере, которое рассматривается автором как время сюжета, время композитора и время слушателя/зрителя. На ряде примеров из современной практики «режоперы» показывается, что свободное перемещение времени сюжета не всегда оправдано, требует тщательного внимания ко всем аспектам произведения и может разрушить стилистическое единство последнего. В статье выделены несколько типов темпоральных структур и их возможных интерпретаций с акцентом на архетипичные образы, являющиеся предметом многочисленных экспериментов. Автор показывает закономерность плюрализма трактовок классических образов, призывая, в то же время, к сохранению традиционных ценностей культуры и к отказу от модернизации как самоцели
Культура и искусство, 2012-5
Шапинская Е.Н. - Образы прошлого в культуре постмодернизма: репрезентация или пастиш?
Аннотация: В статье рассмотрена проблема репрезентации прошлого в постмодернистской культуре. Наиболее характерной формой обращения к прошлому стал пастиш, который, являясь мимикрией под ушедшее», не имеет исторических референтов. Основываясь на положении теории постмодернизма Ф.Джеймисона, автор анализирует ряд культурных текстов и практик современности, показывая утрату чувства истории в культуре постмодернизма и в то же время популярность исторических сюжетов в массовой культуре, в особенности в экранных искусствах. Для постмодернистских художественных практик в области исторических сюжетов характерны такие приемы как смешивание фрагментов различных эпох, присутствие как реальных, так и фикциональных персонажей. Одной из форм таких художественных праткик являются интерпретации классических сюжетов, лишенные каких-либо темпоральных признаков. Признавая неоднозначность постмодернистской трактовки истории, автор делает вывод, что стремление постичь прошлое характерно для человека «посткультуры», несмотря на изменения в понимании истории, произошедшие в конце ХХ – начале ХХ1 века.
Культура и искусство, 2011-10
Шапинская Е.Н. - Динамика повседневности и феномен эскапизма
Аннотация: В статье рассмотрена культура повседневности как динамическое пространство, включающее в себя все большее число культурных фен6оменов, относящихся ранее к области чудесного, воображения, мифа. выходом из повседневной рутины, необходимым для человека, является эскапизм, который в статье подразделяется на несколько видов, которые обозначены какк "внешний" эскапизм, физическое бегство от повседневной реальности, "остранение", представление в необычном свете привычных вещей и явлений, и "внутренний" эскапизм, который даетр возможность человеку погрузиться в мир своего воображения. В соответствии с этим выделены наиболее репрезентативные области эскапизма, которые являются универсальными для всех культур. Такими областями являются религия, любовь и искусство. В них феномен эскапизма находит наиболее яркое выражение. Рассмотрена также тенденция современности к погружению в виртуальную реальность, которая является одним из наиболее распространенных видов эскапизма и может иметь весьма неоднозначные последствия. Повседневность и эскапизм рассматриваются как неразрывно связанные феномены.
Культура и искусство, 2011-2
Шапинская Е.Н. - Образы реальности в пространстве репрезентации: анализ литературных и экранных текстов
Аннотация: Статья посвящена феномену репрезентации, который в постсовременной медиатизированной культуре становится первичным по отношению к реальности. Знания и представления го мире все больше черпаются из универсума репрезентаций, который сторится п определнным законам, связанным с политикой репрезентации. В статье проводится анализ специфики литературных и экранных тестов современной, которые являются наиболее юогатым источником репрезентаций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"