по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пархоменко Роман Николаевич
Философская мысль, 2018-4
Пархоменко Р.Н. - Veritas non auctoritas facit legem* (о развитии понятия публичной сферы у Ю. Хабермаса) c. 41-51

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.24072

Аннотация: Предметом исследования является понятие политической публичной сферы, рассмотренное в работах Ю. Хабермаса - прослеживается возникновение феномена политической публичности, который, по мнению Хабермаса первоначально возникает как требование развивающейся экономики западных стран. Политическая публичная сфера повлияла на формирование англосаксонской модели государства, означающую примат права и рациональных суждений, а также публичное обсуждение насущных вопросов политики и экономики. Согласно данной парадигме политической мысли, правильное в государстве должно совпадать со справедливым. Методом исследования послужило изучение работ Хабермаса, в т.ч. не переведенных на русский язык и мало известных у нас в стране. Основными выводами исследования является утверждение о том, что, по мнению Хабермаса, законодательство в демократическом государстве должно представлять собой не результат политической воли - оно должно быть основано на рациональной договоренности всех игроков свободного рынка. Публичная сфера при этом призвана сделать более прозрачным и демократическим процесс принятия решений в государстве.
Философия и культура, 2016-7
Пархоменко Р.Н. - Свобода и консерватизм в отечественной философской традиции

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.7.16297

Аннотация: Предметом исследования являются идеи Н. А. Бердяева, С.Л. Франка, П.Б. Струве, П.И. Новгородцева, И. А. Ильина - все эти философы были типичными представителями т.н. течения консервативного либерализма в России. Особое внимание уделяется рассмотрению развития идеи свободы в консервативном либерализме, поскольку именно мыслители консервативного направления обратили свое внимание на важную проблему соотношения политики и культуры, не освещенную в должной мере в либеральной политической философии. Методологией исследования является обращение к большому массиву недостаточно на сегодня изученных текстов и рукописей данных мыслителей. Основными выводами проведенного исследования является мысль о том, что развитие концепций реализации свободы индивида в государстве в отечественной политической философии шло в постоянном диалоге либеральных и консервативных установок. При этом зачастую либерализм и консерватизм не противопоставлялись друг другу, а идея свободы развивалась в рамках т.н. «консервативного либерализма». В истории политической мысли идее реализации свободы индивида в государстве, противостоял не консерватизм, а радикализм, тогда как консервативные и либеральные течения в России, скорее, дополняли друг друга.
Философская мысль, 2016-4
Пархоменко Р.Н. - Дискурс, демократия, политическая публичность как составляющие германской нормативной концепции либерализма (Ю. Хабермас) c. 39-49

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18411

Аннотация: Объектом исследования являются основные понятия социальной теории одного из авторитетнейших современных германских философов Ю. Хабермаса, получившей название «делиберативной демократии». Особое внимание уделяется рассмотрению либерализма, который склонен преувеличивать роль негативных свобод человека, что, в свою очередь, ведет к неприятию т.н. «западного индивидуализма» - прежде всего - в восточных обществах. Вся правовая мощь западных демократий при этом встает на защиту личных интересов человека. Автор подробно рассматривает и вопрос о том, как инструменталистское понимание принципов демократии входит в резкое противоречие с республиканским «вариантом» демократических свобод. Методом исследования является историко-философский анализ основных понятий социальной философии Ю. Хабермаса в соотнесении с главными положениями течений классического либерализма и республиканизма. Особым вкладом автора в исследование темы является попытка выявить достоинства и недостатки теории Ю. Хабермаса. В качестве положительного момента социальной философии Хабермаса отмечен тот факт, что основные положения теории дискурсивной демократии обоснованы достаточно убедительно. Однако недостатком концепции делиберативной демократии является то, что Хабермас в качестве безусловной предпосылки принимает постулат о том, что все люди с необходимостью являются рациональными существами, поведение которых строго регулируется рациональными принципами, выраженными с помощью языка.
Философская мысль, 2016-3
Пархоменко Р.Н. - Евразийство в современной российской социально-философской мысли: реинкарнация одного понятия c. 33-45

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.16491

Аннотация: Предметом исследования являются главные идеи евразийства как масштабного проекта в отечественной философии, в рамках которого были подняты такие проблемы, которые во многом не теряют своей актуальности до сих пор и широко востребованы в современной русской философской мысли и политологии. Автор подробно рассматривает современный вариант евразийства, получивший название «неоевразийства», который сегодня активно развивается А.Г. Дугиным, Н.Н. Моисеевым, А.С. Панариным, Ф.И. Гиренком, В.Я. Пащенко, Б.С. Ерасовым и способен стать, по мнению многих исследователей, магистральным путем развития нашей страны. Методологией исследования является обращение к огромному массиву текстов по проблематике евразийства, которые на сегодня изучены с разной степенью полноты. Основными выводами проведенного исследования является анализ и оценка главных идей евразийства и неоевразийства, помещенных в современный контекст отечественной социально-философской мысли. Особым вкладом автора в исследование темы является мысль о возможности подлинного культурного и экономического возрождение нашей державы, которое может быть достигнуто посредством обращения к имеющим большой потенциал идеям евразийства и неоевразийства, о своеобразной "реинкарнации" идей евразийства в современной философии и политике.
Политика и Общество, 2015-9
Пархоменко Р.Н. - Э. Кассирер о становлении идей права и государства в новоевропейской философии

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.14708

Аннотация: Предметом исследования статьи являются идеи права, государства, свободы и демократии известного германского философа Эрнста Кассирера (1874-1945), которые он рассматривал в общем контексте новоевропейской духовной и интеллектуальной традиции. Особое внимание уделяется понятиям свободы и демократии, которые для Кассирера носили принципиально универсальный характер, поскольку они являются общим наследием всех европейских народов. Автор подробно рассматривает также и следующий аспект темы исследования: Кассирер не создал систематическую теорию политического, так, как это принято в современной политологии – экономические и материальные факторы в жизни общества занимали его не так сильно, однако повышенный интерес к поиску глубинных «метафизических» корней любого явления жизни общества делает политическую философию Кассирера особенно содержательной и интересной. Методологией исследования данной проблематики послужило детальное изучение широкой источниковой базы - оригинальных текстов, в большинстве своем не переведенных на русский язык и мало доступных и известных у нас в стране. Философские размышления и исследования Кассирера на тему идей государства, права, свободы, контитуции, развитых в германской интеллектуальной и духовной истории, приводят его к выводу о том, что эти идеи являются неотъемлемой частью германской культуры, а не каким-то «иноземным», «импортированным» продуктом из англо-американской или французской духовной и политической традиций.
Философия и культура, 2015-7
Пархоменко Р.Н. - Современные концепции понятия идеи свободы

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.11615

Аннотация: Статья является заключительной частью двух предыдущих публикаций (Пархоменко Р.Н. Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии // Философия и культура — 2013. - № 5. - c. 701-708; Пархоменко Р.Н. Идея свободы в эпоху Возрождения и Новое время // Философия и культура. — 2014. - № 2. - С. 227-238), посвященных генезису понятий идеи свободы и либерализма в западной философской традиции. В статье представлены концепции по названной проблематике в философии новейшего времени. Методологией исследования является изучение как российских, так и зарубежных источников, а также использование материалов, собранных автором во время научных стажировок в различных университетах Германии. Приведенный краткий обзор возникновения и развития понятия идеи свободы в западноевропейской философии во всех трех статьях показал, что размышления о свободе человека пронизывают все периоды человеческой духовной истории, являясь следствием и отражением актуальной исторической ситуации в обществе. Также предпринята попытка систематизации различных течений современной западной либеральной мысли: утилитаризм, либеральное равенство, либертарианство.
Психолог, 2015-5
Пархоменко Р.Н. - Миф как категория мировосприятия: достоинства и недостатки теории Э. Кассирера c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.16099

Аннотация: Объектом исследования является понятие мифа в философии Эрнста Кассирера: еще в начале 20-х годов прошлого столетия Кассирер начал интересоваться этнологическими изысканиями о жизни, языке и мышлении первобытных обществ для того, чтобы понять основные законы функционирования примитивного мышления, которое он определял как «мифическую жизненную форму». Эти исследования привели Кассирера к выводу о том, что даже примитивные ритуалы, зачастую не вербализованные, имели свою собственную логику, однако, отличную от логики современных научно-рациональных обществ. Методом исследования стало изучение большого массива работ Э. Кассирера и монографий о философии Кассирера, в том числе и на немецком языке. Основными выводами проведенного исследования является констатация того факта, что Кассирер был убежден в том, что миф как жизненная форма в древних обществах, также как и миф в политике в современных обществах, указывает на существование различных фрагментов человеческого мировоззрения, которые ответственны за совершение людьми различных ошибок при принятии решений и в своем поведении.
Litera, 2015-1
Пархоменко Р.Н. - Эволюция романтизма в Германии: от литературы к политической мысли c. 94-121

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15783

Аннотация: Предметом исследования является изучение эволюции течения романтизма в германской литературе и философии, показаны основные особенности и характеристики романтизма, которые проявились в ходе развития романтизма. Особое внимание уделяется специфике типично германского романтизма как выразителя основных черт германского менталитета и национального духа. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние романтизма в литературе и искусстве на политическую мысль Германии, а также романтизм в практической политике, повлиявший на развитие течения консерватизма. Методологией исследования является обращение к наследию германского романтизма - автор имел возможность долгое время работать в различных университетах и библиотеках в Германии. Основными выводами проведенного исследования является мысль о том, что использование понятий национализма и политической мифологии вкупе с такими «метафизическими» понятиями как дух, почва, раса, судьба, история, возрождение раскрывают теоретическую сущность и практический потенциал течения романтизма в Германии, прошедшего эволюцию от литературы к политике.
Психология и Психотехника, 2014-12
Пархоменко Р.Н. - «Консервативная революция» и развитие идеи свободы в Германии

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13257

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является феномен философского течения «консервативной революции», возникшего в Германии в первой трети прошлого столетия и оказавшего большое влияние на политическое и интеллектуальное развитие Германии той эпохи. Показано, что течение консервативной революции явилось отражением особенных черт психологии германского народа, которые, с одной стороны, отдаляли его от классической западной идеологии либерализма и индивидуализма, а с другой – сближали с российской традицией соборности и коллективизма. Методологией исследования является изучение оригинальных текстов на немецком языке, а также научной литературы, опубликованной в последнее время у нас в стране. В статье показаны основные особенности философского и политического течения консервативной революции в Германии, которые повлияли на своеобразную рецепцию западных либеральных идей англосаксонского типа в Германии и способствовали выработке своего собственного понимания идеи свободы. Помимо этого, автор раскрывает специфические черты германского менталитета и сопоставляет его с российским менталитетом.
Политика и Общество, 2014-10
Пархоменко Р.Н. - Формирование демократических учений в Англии и Франции (XVII -XVIII вв.)

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.12023

Аннотация: В статье показано, что демократические учения в Англии и Франции возникают и теоретически оформляются в эпоху Нового времени из стремления дворянства противопоставить права сословного представительства набирающему политическую силу монархическому абсолютизму. Так, во Франции идея представительства как гаранта личной свободы была результатом тех стремлений, которые они запечатлели для развития Нового времени. В этом отношении английские учения непосредственно к ним примыкали. Далее развитие демократических идей в Англии пошло по пути провозглашения прав личности в качестве неотчуждаемых, прирожденных и независимых от народного представительства. В целом можно отметить, что «Декларация прав человека и гражданина» есть результат соединения идей о естественном праве и методологических установок рационалистической философии. В качестве метода исследования использован анализ большого массива как отечественных, так и зарубежных источников, мало изученных у нас в стране. При развитии либеральных идей во Франции XVII-XVIII вв. широко использовался опыт не только английской политической философии и конституционной монархии, но и системы политического устройства в США. Теоретический итог развития политической мысли в США, в свою очередь, был задан английской буржуазной революцией XVII в. и английскими политическими теоретиками XVII-XVIII вв. В США теоретические установки доктрины либерального государственного устройства были успешно воплощены в практической политике и доказали свою силу и жизнеспособность, что сделало их рецепцию особенно привлекательной во Франции.
Право и политика, 2014-3
Пархоменко Р.Н. - Гражданство и национальная идентичность в понимании Ю. Хабермаса

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.3.7797

Аннотация: В статье рассматриваются идеи одного из самых видных современных немецких философов и социологов Ю. Хабермаса (род. 1929) по поводу понятий гражданства и национальной идентичности. Хабермаса всегда занимал вопрос о культурном влиянии национальной идентичности на развитие конкретных государств. Хабермас пытается проанализировать, как процессы глобализации влияют на такие факторы общественной жизни, как правовая безопасность, суверенитет отдельного гражданина, коллективная идентичность в обществе и демократическая легитимность современных национальных государств. В результате рассмотрения идей Хабермаса делается вывод о том, что Хабермас однозначно выступает за универсалистское понимание либеральных принципов. По его мнению, идентичность политической общности, держится прежде всего на «укорененных в политической культуре правовых принципах, а не на особой этнически-культурной форме жизни в целом». Политическая практика демократического государства не допускает существование какой-либо привилегированной культурной формы жизни в государстве.
Политика и Общество, 2014-3
Пархоменко Р.Н. - Россия и Запад: право против морали?

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.3.9497

Аннотация: В статье рассматриваются сходства и различия в духовной и правовой сферах в России и Западных странах, прежде всего, в Германии. Так, культурное своеобразие Европы можно усмотреть в том, что исторически после краха Западной Римской империи она формируется как целостный католический мир: церковь формирует в западно-европейских странах общую нормативную систему и единое ценностное пространство. Этот порядок был автономным и независимым от нецерковных общественных институтов и, прежде всего, от государства. Отсюда и плюрализм в Европе, и опосредованность отношений между различными институтами и общественными организациями нормативным порядком. В России отсутствие широкого класса буржуазии, недостаточное развитие правовой сферы, политическая незрелость населения предопределили «особый» путь нашей страны, равно как и ее особое положение между западным гражданским обществом и восточной деспотией. Автор подробно рассматривает различные точки зрения на проблему культурно-исторического своеобразия России и Запада в сравнении и приходит к выводу, что в России в ходе ее исторического развития возникает «своя» специфическая версия либерализма, когда место правовых гарантий свободы личности занимают гуманистические идеалы и т.н. идеал «правды». Таким образом, специфической чертой российского менталитета является высокая степень нагруженности либеральной идеологии и правовых норм моральными оценками.
Law and Politics, 2014-3
Пархоменко Р.Н. - Гражданство и национальная идентичность в понимании Ю. Хабермаса

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.3.42211

Аннотация: В статье рассматриваются идеи одного из самых видных современных немецких философов и социологов Ю. Хабермаса (род. 1929) по поводу понятий гражданства и национальной идентичности. Хабермаса всегда занимал вопрос о культурном влиянии национальной идентичности на развитие конкретных государств. Хабермас пытается проанализировать, как процессы глобализации влияют на такие факторы общественной жизни, как правовая безопасность, суверенитет отдельного гражданина, коллективная идентичность в обществе и демократическая легитимность современных национальных государств. В результате рассмотрения идей Хабермаса делается вывод о том, что Хабермас однозначно выступает за универсалистское понимание либеральных принципов. По его мнению, идентичность политической общности, держится прежде всего на «укорененных в политической культуре правовых принципах, а не на особой этнически-культурной форме жизни в целом». Политическая практика демократического государства не допускает существование какой-либо привилегированной культурной формы жизни в государстве.
Философия и культура, 2014-2
Пархоменко Р.Н. - Идея свободы в эпоху Возрождения и Новое время

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.8107

Аннотация: В данном обзоре автору хотелось бы продолжить рассмотрение генезиса понятия идеи свободы в западноевропейской философии. После того, как в статье «Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии» [«Философия и культура», №5 (65)-2013, с. 701-708] было показано возникновение первых представлений о свободе в античности и средневековье, автор обращается к мыслителям эпохи Возрождения и Нового времени. Важным моментом философии Нового времени было то, что в этот период возникает новая концепция в метафизике, согласно которой свобода в ее антропометрическом измерении становится одной из основополагающих характеристик жизни индивида. Впервые человек начинает сам определять для себя правила и ориентиры для своих поступков. Постепенно в Новоевропейской философии принцип автономной деятельности субъекта находит обоснование в деятельности субъекта, который свободен в своем мышлении и в своих суждениях. Поэтому философия превращается в «метафизику практического разума», где самодостаточная деятельность человека представляет собой опыт новой свободы. Постепенное перенесение интереса с внешнего мира человека на внутренний мир, позднее приводит Фрейда к открытию сферы бессознательного. У Фихте и Шеллинга понятие свободы трактуется как вопрос об отношении сознания к бессознательному, что является принципиальным отличием романтической философии от «стандартов» мыслителей эпохи Просвещения. В эпоху Просвещения, прошедшую под господством идеи разума, свобода была тождественна разуму человека. Весь анализ понятия свободы тогда сводился рассмотрению соотношения индивида и внешнего мира.
Философская мысль, 2014-2
Пархоменко Р.Н. - Английская демократическая традиция XVII в. (Б. Чичерин) c. 163-186

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.11080

Аннотация: В статье освещаются демократические течения в английской общественной мысли XVII в. в трактовке блестящего отечественного энциклопедического мыслителя Б.Н. Чичерина. На сегодня у нас в стране это достаточно малоисследованная область политической философии, изучение которой, как представляется, может помочь развитию собственных либеральных концепций в современной России. Б. Чичерин рассуждая о развитии понятий государства, права и человеческой свободы в интеллектуальной истории человечества полагал, что государство как институт общественной власти, хотя и соединяет общество индивидуумов в единое целое, но при этом оно не должно подавлять свободу его членов. Человек по своей природе является свободным существом – именно об этом так много писали английские демократы XVII в. Методологией исследования явилась работа с малоизвестными текстами, как отечественными, так и зарубежными. Работа может быть использована при преподавании курса истории социальной философии или истории политических учений. В результате рассмотрения основных демократических идей в Англии XVII в. можно заметить, что проделанная английскими демократами-публицистами в XVII в. была важной и продуктивной. Как и первая революция в Англии, так и труды Сиднея, Гаррингтона, Мильтона и Голля были тем фундаментом, тем первоначальным этапом в развитии демократических теорий государственного устройства, опираясь на который уже такой известный философ, как, например, Джон Локк, смог создать свою цельную и продуманную теорию естественного права и стать основателем индивидуальной школы в философии.
Филология: научные исследования, 2014-2
Пархоменко Р.Н. - Вербальная реальность у Э. Кассирера

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.12158

Аннотация: Свою собственную концепцию философии языка Кассирер развивает в четырех главах первого тома «Философии символических форм», где последовательно рассматривается функционирование языка на стадии чувственного и эмоционального выражения - здесь он дает понимание языка на первоначальной стадии развития человеческого общества как выражения движения. Кассирер ссылается на психологические и эстетические исследования, проведенные еще в XIX веке Дж. Энгелем, а также на работу Вундта «Язык». В основе этой концепции лежит идея, что первоначально движение и чувство движения образуют круг понятий, определяющих содержание сознания, а сознание представляет собой лишь сумму «связей» и состояний. Кроме этого, Кассирер обращается и к идеям Германа Когена, который также рассматривал движение и чувство движения как элемент и как основной фактор в построении человеческого сознания. Методологией исследования выступило изучение тестов Э. Кассирера и критической литературы о нем, которым автор статьи занимается уже на протяжении более десяти лет. В статье показано, что Кассирер реконструирует эволюцию понятия «язык» - от мимической и аналоговой стадии, через стадию символического выражения - к языку понятийного и концептуального мышления вплоть до наиболее абстрактного языка современной науки. Поскольку Кассирер «разбивает» единый универсум человеческой культуры на ряд автономных областей и язык представляет одну из таких областей, то для того, чтобы прояснить место и значение языка среди прочих феноменов человеческой культуры, он постоянно соотносит язык с мифом, религией, искусством и наукой.
Психология и Психотехника, 2013-12
Пархоменко Р.Н. - Ю. Хабермас о современной демократии

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.9516

Аннотация: Теория делиберативной демократии Ю. Хабермаса, давно ставшая предметом философских дискуссий на Западе, в этой статье рассматривается в сравнении с либеральной и республиканскими моделями государственного устройства. По мнению Хабермаса, политическая публичная сфера развитого демократического государства должна проводить принципы отделения правящего государства от экономического общества, свободы печати и обмена информацией. Все эти три элемента: равные права на свободу, демократическое участие и управление с использованием общественного мнения «сливаются» в один проект, однако, при различных традициях они упорядочиваются всякий раз по-разному и с разными акцентами: либеральная традиция обнаруживает предпочтение к свободам граждан общества, а республиканская и делиберативная традиции, соответственно, подчеркивают участие активных граждан в демократическом волеизъявлении или формирование наиболее рациональных общественных мнений. В статье показаны некоторые слабые места теории демократии, которую в своих поздних работах развивает Хабермас, в частности, подвергается критике его знаменитая теория «рационально мотивированного согласия» индивидов в обществе.
Политика и Общество, 2013-8
Пархоменко Р.Н. - Дискуссии о либерализме в современной России

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9067

Аннотация: В статье исследуется развитие дискуссий о свободе и либерализме в современной отечественной научной традиции. Рассматривается широкий круг авторов, начиная от первых исследователей российского либерализма В. Леонтовича и В. Приленского – и вплоть до самых последних трактовок отечественной либеральной традиции, включая семантическую трактовку М. Калашникова. Показывается, что т.н. «условность» отечественной либеральной традиции во многом обусловлена разнонаправленными философскими традициями, опираясь на которые российские либеральные мыслители создавали свои концепции. К примеру, Б. Чичерин был правым гегельянцем и рационалистом, в то время как К. Кавелин для создания своей «положительной философии» использовал наследие позитивизма и психоанализ. Особенностями российского либерализма было отсутствие прочной социальной основы, а также то, что носителями либерального мировоззрения в России, в отличие от других стран, поначалу выступало дворянское сословие. В России не было широкого слоя среднего класса, а сам либерализм как политическое течение демонстрировал свою антидемократическую направленность со склонностью опираться на принцип монархизма (как у Б. Чичерина, который говорит о «конституционном монархизме»). Спецификой России был и тот факт, что у нас идейно-политический выбор всегда являлся чисто интеллектуальным актом, за которым не стояли интересы широких слоев населения.
Психология и Психотехника, 2013-7
Пархоменко Р.Н. - Свобода как философия богочеловечества (Н. Бердяев)

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.7.8106

Аннотация: В статье рассматривается идея свободы и концепция богочеловечества в понимании Н.А. Бердяева (1874-1948). Философ полагал, что творческая способность человека и выделяет его из причинно-целевой цепи природного мира и ведет его к самоспасению. С помощью творчества человек выходит за пределы мира необходимости и входит в царство свободы. Однако, по мысли Бердяева не детерминизм природного мира является главным врагом свободы личности – объективация является помехой для человека на пути к его свободе. Ранее Бердяев говорил о двойственности человека и о наличии двух миров у человека – мира внутреннего, субъективного и мира внешнего, объективного. В своем определении свободы как метафизического начала Бердяев опирается, прежде всего, на иррационалистическую традицию и интуитивизм в духе Бергсона. Поэтому для понимания и определения феномена свободы нужно действовать не в рамках рационалистической традиции, а опираться на данные нашего духа и внутреннего опыта. Только тогда можно понять утверждение Бердяева о том, что проблема свободы есть проблема творчества. Эволюция взглядов Бердяева была такова, что в своих ранних работах он трактовал онтологию как монадологию и понятие бытие сначала не несет в себе ничего отрицательного. Однако постепенно он приходит к мысли необходимости «освобождения» от мира причинности. В его поздних трудах уже возникает идея о противоположности свободы и бытия, а само понятие бытия начинает характеризоваться как «падший мир». При этом свобода стоит как над миром природной детерминации, так и над богом – свобода коренится в «небытии», имеющим более высокий статус чем статус бога.
Педагогика и просвещение, 2013-4
Пархоменко Р.Н. - Философия культуры о человеке и его свободе (Э. Кассирер)

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.11644

Аннотация: В статье рассматривается концеция философии культуры Эрнста Кассирера в соотнесении с его идеями о философской антропологии и свободе человека. Кассирер был согласен с определенными моментами кантовской и гегелевской концепций культуры как поступательного развития в осознании свободы. Для него свобода сознания полагается и осуществляется в каждом движении мысли, воли или чувства, ведущем из пассивного состояния к определенным формам деятельности. Поэтому Кассирер начинает с аналитического описания различных форм этой деятельности: форм языка, искусства, религии и науки, усматривая в этом описании предпосылку для их дальнейшего синтеза – то есть создания всего универсума культуры с помощью символизирующей творческой способности человека. Автор занимается исследованием философии Кассирера уже много лет. Данная работа была начата еще в студенческие годы под руководством известного российского философа П.С. Гуревича. П.С. Гуревич первым в России начал издавать переводы Кассирера на русском языке, а также опубликовал целый ряд критико-аналитических статей о философии Кассирера. В статье показано, как мысль Кассирера постепенно переходит от философии культуры к философской антропологии. И если в «Философии символических форм», «Натуралистическом и гуманистическом обосновании философии культуры», «Логике наук о культуре» речь идет в первую очередь о «продуктах» культуры. Здесь детально анализируются символические формы, составляющие весь универсум человеческой культуры, а также общие принципы, с помощью которых эти автономные формы могут образовывать устойчивое и взаимосвязанное единство культуры. Позднее, в «Опыте о человеке», Кассирер фокусирует свое внимание уже на том субъекте, который создает все это многообразие символических форм, то есть на человеке и его свободе как главнейшей характеристике человека.
Психолог, 2013-2
Пархоменко Р.Н. - Б. Чичерин о религии и свободе c. 106-137

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.2.147

Аннотация: В статье рассматривается биография Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) применительно к его мировоззренческому и философскому развитию. Также показана роль религии в становлении его концепции либерализма. Метод и сферу философских интересов известного российского правоведа, философа и общественного деятеля Б. Чичерина можно обозначить как «научную метафизику», поскольку он всегда стремился выйти как за границы позитивизма и эмпиризма, так и отечественной религиозно-мистической традиции. Чичерин полагал, что любые идеальные начала могут и должны быть объяснены с помощью опыта и что реальный мир должен быть озарен «светом» философских истин. Особую роль в познании мира он отводил логике и науке. В статье подробно рассматривается методологический аспект философии Чичерина, который можно условно назвать «метафизическим универсализмом». Помимо этого, приведены размышления Чичерина о свободе и праве.
Юридические исследования, 2013-1
Пархоменко Р.Н. - Б. Чичерин о праве и принципе разделения властей c. 251-284

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.1.395

Аннотация: В статье рассматриваются идеи известного российского мыслителя и правоведа Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) о государстве, гражданском обществе, понятии права и вопросе о разделении властей. Сегодня, когда заходит речь о философском наследии Бориса Чичерина, исследователями в первую очередь подчеркивается тот факт, что Чичерин стоял у истоков отечественной политико-правовой науки. Чичерин оставил целый ряд работ, прямо или косвенно связанных с исследованием вопросов права, политики, истории и теории государства. Краеугольным камнем его философии права было понятие человеческого индивида как свободной личности, а политическим кредо Чичерина было соединение либерального государственного устройства с сильной властью – именно в этом он видел специфику России как государства. Для Чичерина самым важным в государстве было поддержание правового порядка, который ограничивал бы сферу политической власти в любой ее форме – будь то демократическая республика или же монархия. Чичерин опасался деспотизма масс и считал принцип правления прямого большинства потенциальным оправданием диктатуры. Однако, по мнению А. Валицкого, данная позиция Чичерина не является отклонением от течения политического либерализма. Чичерина можно охарактеризовать как «типичного либерала эпохи, в которой либерализм и демократия еще не были неразделимы и могли даже противостоять друг другу».
Политика и Общество, 2013-1
Пархоменко Р.Н. - Ю. Хабермас о понятии идеи свободы

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.1.7227

Аннотация: Известный немецкий философ Юрген Хабермас (род. 1929) в своих работах много внимания уделяет рассмотрению понятий демократии и свободы. По его убеждению, формирование общественного мнения происходит не в форме компромисса, но в виде открытой публичной дискуссии, направленной на рациональную приемлемость правил в свете общих интересов и ценностных ориентаций. Субъекты права – это не собственники самих себя и не солидарные частицы целого – народа, а индивиды, достигающие в процессе коммуникации нравственного признания друг друга, что и обеспечивает социальную интеграцию автономных индивидов. Говоря о личной свободе индивида, Хабермас имеет в виду не только достижение консенсуса между различными интересами, но и соотнесение между собой дискурса этического самопонимания и юридической справедливости.
Педагогика и просвещение, 2013-1
Пархоменко Р.Н. - Чичерин и Локк о праве и либерализме

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7566

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о либеральном наследии Бориса Чичерина в соотношении с либеральными идеями Дж. Локка. Автор размышляет на тему о том, в какой степени Чичерин может быть назван либеральным мыслителем, исходя из сегодняшней исторической перспективы. Ведь, как известно, образцовым государственным строем для Чичерина была конституционная монархия, которую он считал наиболее соответствующим политическим строем для российского государства. Именно эта установка противоречит современному понимаю либерализма как у нас в стране, так и на Западе. Как представляется, соотнесение либеральных идей Чичерина с идеями классика англоязычной либеральной традиции Дж. Локка помогает наиболее выпукло выявить все сильные и слабые стороны учения Чичерина.
Педагогика и просвещение, 2012-12
Пархоменко Р.Н. - Либерализм в России: обзор научной литературы
Аннотация: В данном обзоре автору хотелось бы кратко проследить путь становления и развия научных социально-философских исследований, посвященных проблемам свободы и либерализма у нас в стране. Статья является продолжением и дополнением ранее опубликованной работы «Теоретическое осмысление идеи свободы: краткий обзор западных источников» [Педагогика и просвещение. М., 2012, № 2 (6), с. 46-52.]. В результате приведенного исследования, можно увидеть, что у нас в стране постепенно восстанавливается интеллектуальная традиция по осмыслению понятий свободы и либерализма, прерванная после октябрьской революции 1917 г. При этом жаркие споры эпохи перестройки постепенно сменились академическими дискуссиями и попытками теоретического осмысления специфики данных понятий в условиях российской духовной традиции.
Психология и Психотехника, 2012-12
Пархоменко Р.Н. - Дихотомия политического К. Шмитта
Аннотация: В статье рассматривается теория политики Карла Шмитта (1888-1985), которую он развивал, помимо прочего, в следующих двух работах: «Политическая теология» (1922) и «Понятие политического» (1927). По мысли Шмитта, понятие политического можно определить только тогда, когда мы сформулируем специфически политические критерии и категории. В качестве такого специфически «политического различения» Шмитт вводит понятия «друга» и «врага», чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения и разделения, ассоциации и диссоциации. По его мнению, подобное различение может существовать как теоретически, так и практически, независимо от того, используются ли одновременно моральные, эстетические, экономические или иные виды различений. При этом речь не идет о моральной или эстетической оценке «врага» - самым важным здесь является тот момент, что враг выступает как «чужой» по отношению к определенной политической системе. В ходе рассмотрения политической мысли Шмитта показывается, что понятие политического, описываемого с помощью дихотомии «друг-враг», определило весь ход дальнейшего развития его теоретической мысли. Шмитт всю свою жизнь свято верил в необходимость создания политически сильного, даже авторитарного типа государства. Эта установка, в конечном итоге, повлияла как на его концепцию философии права, так и вызвала неприятие им традиций либерализма западного образца.
Право и политика, 2012-11
Пархоменко Р.Н. - Государство и право в работах Б. Чичерина
Аннотация: В статье рассматриваются идеи известного российского мыслителя и правоведа Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) о государстве, гражданском обществе и понятии права. Сегодня, когда заходит речь о философском наследии Бориса Чичерина, исследователями в первую очередь подчеркивается тот факт, что Чичерин стоял у истоков отечественной политико-правовой науки. Чичерин оставил целый ряд работ, прямо или косвенно связанных с исследованием вопросов права, политики, истории и теории государства. Краеугольным камнем его философии права было понятие человеческого индивида как свободной личности, а политическим кредо Чичерина было соединение либерального государственного устройства с сильной властью – именно в этом он видел специфику России как государства. Методом данной работы послужило исследование большого количества малоизученных работ Чичерина. Также долгое изучение автором статьи политической философии и философии права, как в России (МГУ имени М.В. Ломоносова), так в Германии (Берлинский университет имени Гумбольдта, университет г. Тюбинген) помогло лучше разобраться в идеях Чичерина и дать им соответствующую оценку. В результате проведенного исследования было показано, что в своих размышлениях Чичерин пытался найти некое компромиссное решение как между славянофильскими и западническими тенденциями в русской философии XIX-XX вв., так и между идеями анархизма и деспотизма. Философ пытался определить и некий положительный баланс между понятиями свободы и равенства. Все это привело его к созданию философско-правовой концепции, которую, исходя из сегодняшней перспективы можно оценить как либерально-консервативную. Областью применения результатов статьи может стать их использование в курсах по истории политический учений и права, а также в научных исследованиях, занимающихся изучением теории государства и права.
Law and Politics, 2012-11
Пархоменко Р.Н. - Государство и право в работах Б. Чичерина
Аннотация: В статье рассматриваются идеи известного российского мыслителя и правоведа Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) о государстве, гражданском обществе и понятии права. Сегодня, когда заходит речь о философском наследии Бориса Чичерина, исследователями в первую очередь подчеркивается тот факт, что Чичерин стоял у истоков отечественной политико-правовой науки. Чичерин оставил целый ряд работ, прямо или косвенно связанных с исследованием вопросов права, политики, истории и теории государства. Краеугольным камнем его философии права было понятие человеческого индивида как свободной личности, а политическим кредо Чичерина было соединение либерального государственного устройства с сильной властью – именно в этом он видел специфику России как государства. Методом данной работы послужило исследование большого количества малоизученных работ Чичерина. Также долгое изучение автором статьи политической философии и философии права, как в России (МГУ имени М.В. Ломоносова), так в Германии (Берлинский университет имени Гумбольдта, университет г. Тюбинген) помогло лучше разобраться в идеях Чичерина и дать им соответствующую оценку. В результате проведенного исследования было показано, что в своих размышлениях Чичерин пытался найти некое компромиссное решение как между славянофильскими и западническими тенденциями в русской философии XIX-XX вв., так и между идеями анархизма и деспотизма. Философ пытался определить и некий положительный баланс между понятиями свободы и равенства. Все это привело его к созданию философско-правовой концепции, которую, исходя из сегодняшней перспективы можно оценить как либерально-консервативную. Областью применения результатов статьи может стать их использование в курсах по истории политический учений и права, а также в научных исследованиях, занимающихся изучением теории государства и права.
Философия и культура, 2012-8
Пархоменко Р.Н. - Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии
Аннотация: В статье прослеживается становление и развитие понятия идеи свободы в Античной и Средневековой европейской философской традиции. На основе проведенного анализа становится ясно, что современное понимание идеи свободы, равно как и идей права, справедливости и гражданского общества берут свои истоки еще в философии Античности и Средневековья. Последующее движение философской и политологической мысли лишь более детально разрабатывает как теоретические категории, так и «прикладные» аспекты данного понятия на основе которого строятся современные демократические государства.
Психология и Психотехника, 2012-6
Пархоменко Р.Н. - «Метафизический универсализм» Бориса Чичерина
Аннотация: Метод и сферу философских интересов известного российского правоведа, философа и общественного деятеля Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) можно обозначить как «научную метафизику», поскольку он всегда стремился выйти как за границы позитивизма и эмпиризма, так и отечественной религиозно-мистической традиции. Чичерин полагал, что любые идеальные начала могут и должны быть объяснены с помощью опыта и что реальный мир должен быть озарен «светом» философских истин. Особую роль в познании мира он отводил логике и науке. В данной статье реконструирован методологический аспект философии Чичерина, который можно условно охаректиризовать как „метафизический универсализм“.
Философская мысль, 2012-4
Пархоменко Р.Н. - Генезис идеи свободы в западноевропейской философии c. 179-210
Аннотация: В статье прослеживается становление и развитие понятия идеи свободы в античной, средневековой и новоевропейской философии – вплоть до философии Р. Декарта. На основе проведенного анализа становится ясно, что современное понимание идеи свободы, равно как и идей права, справедливости и гражданского общества берут свои истоки еще в философии Античности и Средневековья. Последующее движение философской и политологической мысли лишь более детально разрабатывает как теоретические категории, так и «прикладные» аспекты данного понятия на основе которого строятся современные демократические государства.
Педагогика и просвещение, 2012-3
Пархоменко Р.Н. - Теоретическое осмысление идеи свободы: краткий обзор западных источников
Аннотация: В статье дается краткий обзор новой и новейшей зарубежной научной литературы, посвященной изучению понятий идеи свободы и либерализма в западной философии. Автор рассматривает англо- и немецкоязычные источники, большинство из которых практически неизвестны российскому читателю. Назначение данного обзора – показать основные подходы и методологию западных исследователей в осмыслении такой базисной категории человеческого бытия как свобода.
Педагогика и просвещение, 2012-3
Пархоменко Р.Н. - Политические мифы и понятие свободы у Э. Кассирера
Аннотация: В статье рассматривается теория политических мифов и понятие идеи свободы в философии Эрнста Кассирера (1874-1945). Кассирер был убежден в том, что только с помощью символической культуры проявляется подлинная сущность человека, его способность не только создавать величайшие памятники культуры, но опасность впадения в политическое мифотворчество. Работа «Миф о государстве» Э. Кассирера представляет собой размышления об опасностях, подстерегающих человеческую культуру. Кассирер полагал, что совершенно недостаточно описывать и анализировать «нормальное» функционирование, успехи и достижения культуры. Очень важно также давать объяснения «провалов» и «неудач» культуры, равно как и «темных периодов» в человеческой истории.
Социодинамика, 2012-1
Пархоменко Р.Н. - «Особый путь» России и Германии (Н.Бердяев) c. 93-123
Аннотация: В статье рассматриваются идеи Н.А. Бердяева культурном и политическом своеобразии России и Германии, причем особый упор делается на сопоставление т.н. «русской идеи» и Sonderweg («особого пути») Германии. Интерес к данной тематике проявился у Бердяева уже в его ранней работе «Судьба России», написанной сразу после прихода большевиков к власти. Трагические события отечественной истории, имевшие далеко идущие последствия не только для нашей страны, но и для всего мира, заставили Бердяева задуматься над вопросами о психологии русского народа, о проблеме национальностей и о психологии войны и политики. Бердяев предпринимает попытку определить «душу России», которая по сути своей является противоречивой и антиномичной. Эта противоречивость и антиномичность русского мышления как в зеркале отразилась как в идеологии славянофильства, так и в классической русской литературе. В результате проведенного исследования было показано, что в своих размышлениях Бердяев, сопоставляя сходства и различия исконно русского менталитета с европейским мышлением, выделяет рационализм западного человека в сравнении со стихийностью и хаотичностью русской души. Западноевропейское мышление, по мнению Бердяева, «ослаблено рационализмом» и концентрирует свои усилия на прояснение деталей, тогда как русских мыслителей интересует суть поблемы в целом. Русский человек стремится не только описать и поставить проблему, какой бы сложно и абстрактной она ни была, но также и решить ее.
Психолог, 2012-1
Пархоменко Р.Н. - Теория политического романтизма Карла Шмитта c. 138-164
Аннотация: В статье рассматривается теория политического романтизма известного немецкого философа Карла Шмитта (1888-1985). Шмитт, который известен сегодня в России как теоретик государства и сторонник авторитарных методов в государственной политике, в своих ранних работах основательно исследовал понятие романтизма и дал собственную оценку этого понятия. Особый интерес идеи Шмитта сегодня вызывают потому, что он, помимо психологических корней этого понятия, пытался выявить теоретический потенциал и практические последствия, вытекающие из этого понятия, столь важные для общества и для политики. В результате проведенного исследования показано, что романтическое мировоззрения глубоко повлияло на духовное развитие Германии и, не в последнюю очередь, было использовано для создания и теоретического обоснования тоталитарного режима в этой стране. В свою очередь, можно увидеть, что романтизм в политике не был чуждым явлением и у нас в стране, результатом чего стало возникновение так же тоталитарного строя в России в прошлом веке.
Современное образование, 2012-1
Пархоменко Р.Н. - Национальная идея и современность c. 79-105
Аннотация: В статье рассматривается роль значение национальной идеи в современной России. В первой части показан генезис понятия «русская идея» в отечественной философской традиции. Понятие русской идеи было разработано и введено в оборот Вл.С. Соловьевым в 1887-88 гг. Прочитанный Соловьевым в 1888 году в Париже доклад «Русская идея» обозначил «смысл существования России во всемирной истории» как посредника в деле духовного единения Востока и Запада. Возникшее в 1921 году течение евразийства, развивает понятие русской идеи далее: как выражение самобытности России в мире, как здоровую энергию духа, противопоставленного разлагающимся традициям и устоям Западной Европы. Взяв традиционную для российской интеллигенции идею о соотношении и противоборстве «славянофильства» и «западничества» в российской истории, представители евразийства попытались придать своим философским концепциям уже форму идеологии. Принципиально важным моментом исследования, было сопоставление роли понятия национальной идеи в России и Германии. Также приводятся современные оценки данного понятия как русскими, так и зарубежными интеллектуалами.
Педагогика и просвещение, 2012-1
Пархоменко Р.Н. - «Русская идея» в современном мире
Аннотация: В статье рассматриваются возникновение и развития понятия «русская идея». Сегодня, когда Россия стремится найти свой собственный путь развития, обращение к национальному духовному наследию трудно переоценить. Понятие русской идеи было разработано и введено в оборот Вл.С. Соловьевым в 1887-88 гг. Прочитанный Соловьевым в 1888 году в Париже доклад «Русская идея» обозначил «смысл существования России во всемирной истории» как посредника в деле духовного единения Востока и Запада. Возникшее в 1921 году течение евразийства, развивает понятие русской идеи далее: как выражение самобытности России в мире, как здоровую энергию духа, противопоставленного разлагающимся традициям и устоям Западной Европы. Взяв традиционную для российской интеллигенции идею о соотношении и противоборстве «славянофильства» и «западничества» в российской истории, представители евразийства попытались придать своим философским концепциям уже форму идеологии. Методом данной статьи послужило исследование большого количества работ по истории возникновения и развития понятий русской идеи, национализма, «особого пути» Германии. Изучение автором статьи на протяжении длительного времени русской и немецкой философии как в России (МГУ имени М.В. Ломоносова), так и в Германии (Берлинский университет имени Гумбольдта, университет г. Тюбинген) помогло лучше разобраться в данной проблематике. В результате проведенного исследования было показано, что понятие русской идеи и сегодня не утратило своей привлекательности, теоретического и практического потенциала. Областью применения результатов статьи может стать их использование в курсах по истории политический учений, этики и педагогики.
Политика и Общество, 2012-1
Пархоменко Р.Н. - Н. Бердяев о культурном и политическом своеобразии России и Европы
Аннотация: В статье рассматриваются идеи и размышления Н.А. Бердяева культурном и политическом своеобразии России и Европы. Интерес к данной тематике проявился у Бердяева уже в его ранней работе «Судьба России», написанной сразу после прихода большевиков к власти. Трагические события отечественной истории, имевшие далеко идущие последствия не только для нашей страны, но и для всего мира, заставили Бердяева задуматься над вопросами о психологии русского народа, о проблеме национальностей и о психологии войны и политики. Бердяев предпринимает попытку определить «душу России», которая по сути своей является противоречивой и антиномичной. Эта противоречивость и антиномичность русского мышления как в зеркале отразилась как в идеологии славянофильства, так и в классической русской литературе. В результате проведенного исследования было показано, что в своих размышлениях Бердяев, сопоставляя сходства и различия исконно русского менталитета с европейским мышлением, выделяет рационализм западного человека в сравнении со стихийностью и хаотичностью русской души. Западноевропейское мышление, по мнению Бердяева, «ослаблено рационализмом» и концентрирует свои усилия на прояснение деталей, тогда как русских мыслителей интересует суть поблемы в целом. Русский человек стремится не только описать и поставить проблему, какой бы сложно и абстрактной она ни была, но также и решить ее. Методом данной статьи послужило исследование большого количества работ Н. Бердяева, а также русской и западной философии как в России (МГУ имени М.В. Ломоносова), так и в Германии (Берлинский университет имени Гумбольдта, университет г. Карлсруэ, университет г. Тюбинген). Областью применения результатов статьи может стать их использование в курсах по истории философии и политический учений, а также в научных исследованиях, занимающихся изучением русской философии и истории России и Европы.
Психология и Психотехника, 2011-8
Пархоменко Р.Н. - К. Шмитт о психологических корнях романтизма
Аннотация: Целью данной статьи является реконструкция размышлений известного немецкого философа Карла Шмитта (1888-1985) о метафизических и психологических корнях течения романтизм в европейской духовной традиции. Шмитт, который известен сегодня в России как теоретик государства и сторонник авторитарных методов в государственной политике, в своих ранних работах основательно исследовал понятие романтизма и дал собственную оценку этого понятия. Особый интерес идеи Шмитта сегодня вызывают потому, что он, помимо психологических корней этого понятия, пытался выявить теоретический потенциал и практические последствия, вытекающие из этого понятия, столь важные для общества и для политики. В результате проведенного исследования было показано, что романтическое мировоззрения глубоко повлияло на духовное развитие Германии и, не в последнюю очередь, было использовано для создания и теоретического обоснования тоталитарного режима в этой стране. Методом данной работы послужило исследование малодоступных оригинальных текстов К. Шмитта, не переведенных на русский язык. Также долгая исследовательская работа в Германии автора данной статьи помогла лучше разобраться в теоретических построениях Шмитта. Областью применения результатов статьи может стать их использование в курсах по истории духовных и политический учений Европы, а также в научных исследованиях, занимающихся рассмотрением понятия романтизма.
Философия и культура, 2011-8
Пархоменко Р.Н. - Теория делиберативной демократии Ю. Хабермаса
Аннотация: В статье подробно рассматриваются предпосылки теории общества Юргена Хабермаса и его концепция делиберативной демократии, имеющая в своей основе дискурсивное согласие всех членов общества по жизненно важным социальным вопросам. По отношению к классическому пониманию демократии, принцип консенсуса Хабермаса выражается в том, что правовые нормы являются легитимными не потому, что они обязательны для всех индивидами, а потому, что эти нормы добровольно принимаются всеми членами общества. В результате проведенного исследования было показано, что в классической теории демократии правовые нормы должны быть добровольно признаны индивидами, поскольку они справедливы; для Хабермаса же принцип справедливости основывается на демократическом принципе признания этих норм всеми индивидами, которых эти нормы касаются. Таким образом, обоснование правовых норм происходит не с помощью практического разума и теоретической проработки этих норм, а лишь исключительно посредством открытой дискуссии среди всех членов общества. Методом данной работы послужило исследование оригинальных текстов и переводов на русский язык работ Хабермаса. В течение одного года автор статьи занимался научной работой в университете г. Тюбинген (Германия) по изучению философии Хабермаса – все эти знания были использованы при написании статьи. Областью применения результатов статьи может стать их использование в курсах по истории современной западной философии и политический учений Европы, а также в научных исследованиях, занимающихся рассмотрением понятий демократии, коммуникативного действия и философии права. Романтизм, политика, история Западной Европы, психологические корни романтизма, консервативные идеи, революционные идеи, традиционное общество, романтическое искусство, Французская революция, индивидуальность.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.