по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кукуев Евгений Анатольевич
Педагогика и просвещение, 2023-4
Кукуев Е.А., Дзида Н.Н., Бузолина А.Н., Волосникова Л.М. - Анализ образовательных потребностей иностранных студентов в контексте дизайна образования c. 152-170

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69330

Аннотация: Предметом данного исследования являются образовательные потребности иностранных студентов, учет которых должен определять дизайн образования. Особое внимание уделяется культурным, учебно-педагогическим, социально-бытовым и коммуникативным аспектам. Анализируются различия между выборками иностранных студентов первого и второго курса для построения индивидуальных образовательных траекторий. Фокусируется внимание на исследовании представлений об образовании в России и реальном его осуществлении. Выделяются проблемы, с которыми сталкиваются студенты. Авторы подробно рассматривают учебную коммуникацию, как в отношениях с преподавателями, так и другими студентами. Отдельное внимание уделяется взаимоотношениям с преподавателем-женщиной и преподавателем-мужчиной. Актуализируется роль студенческих сообществ в адаптации иностранных студентов. Анализируется характер отношений в студенческой среде. Структурируются группы потребностей иностранных студентов первого и второго курсов. В исследовании приняли участие 63 иностранных студента. Первый курс – 39 человек. второй – 24. В эмпирической части использован опрос в форме анкеты. Вопросы формулировались в соответствии с выбранной теоретической моделью. Для повышения объективности из вопросов о персональных данных был убран вопрос о национальности. Анкета была составлена на русском и английском языках. Обработка результатов проводилась с помощью пакета статистических программ SPSS-23.0. Основными выводами проведенного исследования являются: недостаточная осведомленность студентов о стране обучения. На втором году обучения нужно активизировать тьюторское сопровождение. Выявлена актуальность потребности в более близком общении со своей семьей. Показан высокий уровень оценки взаимоотношений с педагогами, то есть безбарьерность в деловой коммуникации обеспечивает благоприятную основу для успешности образовательного процесса. Иностранные студенты позитивно настроены на взаимодействие, но психологически не в полной мере это реализуют. Для студентов первого года обучения актуальным является русский язык, в связи с чем актуализирована сфера общения и возможные проблемы из-за различий. Для иностранных студентов второго года обучения актуальным является факт интеграции в социокультурную и образовательную среду России.
Педагогика и просвещение, 2023-2
Фроленкова А.Л., Огороднова О.В., Кукуев Е.А. - Опыт развития ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе освоения программы бакалавриата c. 10-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40074

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ подходов к пониманию ценностных ориентаций и механизмов их формирования, раскрыт вопрос влияния образовательного процесса на трансформацию комплекса ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов. Представлен опыт проектирования образовательного процесса студентов направления «Педагогическое образование», направленного на содействие развитию ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов в рамках учебных модулей образовательной программы. Особое внимание при педагогическом проектировании уделялось учету особенностей применения идеи аффективной области таксономии учебных целей Б. Блума и таким механизмам формирования ценностных ориентаций как идентификация, эмпатия, индивидуализация и рефлексия.   С целью изучения особенностей комплекса ценностных ориентаций студентов была использована методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Выборку составили 84 студента направления «Педагогическое образование» с первого по третий курс. По результатам анализа данных контрольного исследования была выявлена положительная динамика по таким показателям ценностных ориентаций как «удовлетворение от результатов своей жизнедеятельности», «степень самостоятельности», «степень ответственности», «контроль за свою жизнь». Таким образом, образовательный процесс, спроектированный на основе таких механизмов формирования ценностных ориентаций, может рассматриваться как ресурс для развития ценностной сферы личности будущих педагогов.
Педагогика и просвещение, 2023-1
Кукуев Е.А., Волосникова Л.М., Огороднова О.В., Еланцева С.А. - Оценка ресурса и рисков инклюзии: взгляд учащихся c. 17-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39971

Аннотация: Исследование ставит своей целью анализ ресурсов и рисков инклюзии в общеобразовательной школе с точки зрения учащихся. Авторы исходят из позиции, что критерием инклюзии может выступать в частности субъективное благополучие учащихся, как непосредственная интегративная оценка удовлетворенности и позитивных эмоций. Поэтому важным является изучение именно позиции учащегося в оценке инклюзивных образовательных процессов в школе. Фокусом исследования является анализ позиций субъектов инклюзивного образования, потому что они являются характеристиками отношения и готовности, которые обеспечивают учет потребностей и возможностей учащегося. При этом особое значение приобретает позиция самих учащихся. В рамках изучения ресурсов и рисков инклюзии в общеобразовательной школе с позиции учащихся в 2021 году был проведен сплошной опрос учеников одной школы города Тюмени. Выборку составили 807 учеников. Исследование проводилось при помощи авторского опросника. За основу взят опросник международного исследовательского проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детский мир» — Children’s World и показатели инклюзии (Бут, Т. Эйнскоу, М.). Для статистического анализа применялся пакет статистических программ SPSS-23.0. Проведенный анализ позволил выделить риски инклюзии, которые необходимо учитывать при организации и реализации образовательного процесса:недостаточный уровень удовлетворенности школой; тенденция к снижению удовлетворенности школой при переходе от 7-ых к 11-м классам; значимо более низкие оценки всех компонентов субъективного благополучия учащимися с ООП; недостаточная реализации инклюзии на практике; значимо более низкие оценки всех компонентов инклюзии у учащихся с ООП. опрос выявил в исследуемой школе и существующий потенциал в инклюзии: удовлетворенность друзьями, семьей, собой и своими жизненными перспективами; высокая оценка инклюзивной культуры в школе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.