Международное право - рубрика Интеграционное право и наднациональные объединения
по
Международное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право" > Рубрика "Интеграционное право и наднациональные объединения"
Интеграционное право и наднациональные объединения
Акопджанова М.О. - Правовое регулирование деятельности Евразийского экономического союза c. 1-8

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.1.13392

Аннотация: В статье рассматриваются правовые принципы организации и деятельности Евразийского экономического союза, важнейшие положения Договора о Европейском экономическом союзе, регулирующие вопросы внешнеторговой, макроэкономической, валютной политики, отношения в сфере энергетики, налогообложения, интеллектуальной собственности, трудовой миграции. В рамках статьи исследовались также органы Европейского экономического союза, иерархия нормативно-правовых источников, регулирующих деятельность Союза, в зависимости от их юридической силы, а также выделены особенности построения и функционирования важнейших направлений экономической деятельности в связи с ратификацией странами-участницами Договора о Евразийском экономическом союзе. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, а также формально-логический метод. В статье исследуются и анализируются важнейшие аспекты применения диспозиций норм Договора о Евразийском экономическом союзе . В процессе исследования был приведен актуальный перечень направлений сотрудничества в связи с ратификацией странами-участницами данного Договора. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Боклан Д.С., Лифшиц И.М. - Действие принципа верховенства права в Евразийском экономическом союзе c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.2.18986

Аннотация: Принцип верховенства права, являясь признанным общественным благом, встречает при реализации в интеграционных образованиях ряд существенных барьеров. Авторы исследуют такие барьеры применительно к Евразийскому экономическому союзу, выделяя среди них проблему компетенции Евразийской экономической комиссии и действия ее актов, вопросы, связанные с недостатком правовой легитимации институтов ЕАЭС в связи с отсутствием в этом интеграционном объединении органов народного представительства, отсутствие механизма гармонизации национального законодательства государств-членов Евразийского экономического союза. Используя методы сравнительно-правового и системного анализ, авторы предлагают использовать в дальнейшем развитии ЕАЭС опыт Европейского союза в части обеспечения большей подотчетности интеграционных органов национальным парламентам, введения в ЕАЭС инструментов, обеспечивающих гармонизацию права и гарантии транспарентности в принятии и исполнении решений интеграционных органов. Приводя примеры из сферы финансовых и экологических отношений, авторы приходят к выводу, что практика осуществления публичной власти в каждом государстве-члене ЕАЭС может быть при помощи международных договоров и актов интеграционных органов Союза приведена в соответствие с лучшим стандартом в Союзе или в соответствие с лучшими стандартами в мире, что может значительно уcовершенствовать качество государственного управления в государствах-участниках.
Курбанов Р.А. - Интеграционные процессы в рамках Экономического и валютного союза Западной Африки c. 1-30

DOI:
10.25136/2644-5514.2017.3.23177

Аннотация: Статья посвящена Экономическому и валютному (монетарному) союзу Западной Африки (UEMOA / ЭВСЗА), истории его создания, функционированию, институциональной структуре, нормативным актам, разработанным в его рамках, а также влиянию, которое он оказывает на национальное право государств-членов организации. Подробно рассматриваются различные уровни взаимодействия в рамках данного союза. В рамках данной организации наблюдаются глубоко интегрированные процессы взаимодействия государств-членов, само наличие в данном субрегиональном объединении вторичного права свидетельствует о высоком уровне интеграционных процессов. Проведенный в статье анализ деятельности UEMOA дает основания констатировать, что данная организация является не только одной из наиболее «продвинутых» не только в Африке, но и в мире. Рассматриваемое интеграционное объединение имеет достаточно обширную институциональную структуру, включающую Судебную палату, Счетную палату, Центральный банк государств Западной Африки, Западноафриканский банк развития; создана Западноафриканская учетная система, в рамках которой учреждены Гильдия ревизоров и присяжных бухгалтеров, Национальный Совет по бухгалтерскому учету, Аккредитованные центры управления, Западноафриканский совет бухгалтеров, Постоянный совет по вопросам бухгалтерской профессии. Такая развитая институциональная основа свидетельствует о высоком развитии интеграционных процессов в рамках данного союза.
Евдокимов М.А. - Союз рынков капитала и реформа правовых актов единого финансового рынка ЕС c. 1-7

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.29918

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые меры проекта построения Союза рынков капитала ЕС (СРК ЕС), принятые в виде законодательных предложений Европейской комиссии в соответствии с положениями Плана действий по созданию СРК ЕС 2015 г. и Среднесрочного обзора 2017 г. Европейский союз намерен реформировать действующие нормативно-правовые акты в сфере рынка финансовых услуг и принять ряд новых правовых актов для регулирования областей, ранее не являвшихся предметом внимания со стороны европейского законодателя. Рассматриваются актуальные реформы ЕС, затрагивающие директиву о проспекте, деятельность страховых и инвестиционных компаний, рынок финансовых инструментов. Методологическую основу составили такие методы научного исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод. В заключении автор статьи приходит к выводу, что в настоящее время важный проект СРК ЕС, направленный на реализацию одной из ключевых свобод внутреннего рынка – свободу движения капитала, не завершен. В связи с динамичным развитием финансовых рынков ЕС, обусловленным, в частности, развитием современных технологий, реализация проекта СРК ЕС приобретает долгосрочный характер.
Шугуров М.В. - Парадигма модернизации авторского права Европейского союза в контексте цифровой экономики c. 1-26

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.4.30788

Аннотация: Предметом статьи являются концептуальные основы модернизации авторского права ЕС в условиях цифровизации экономики, задающие логику проводимых реформ в данной сфере. Автор подробно останавливается на характеристике общего состояния разбалансированности авторского права ЕС и анализе его техногенных причин. Особое внимание уделяется раскрытию включенности реформаторских усилий по адаптации авторских, а также смежных прав в более широкий контекст политики по формированию Единого цифрового рынка в рамках Цифровой повестки ЕС. Методологическая база исследования представлена общенаучными методами познания (анализа и синтез, абстрагирование и обобщение). В процессе анализа динамики модернизации авторского права ЕС использовался принцип развития, а также системно-структурный подход. В качестве специально-научного был применен историко-правовой метод, а также использовался формально-догматический метод, позволивший раскрыть содержание результатов реформ, осуществлявшихся в последнее десятилетие. Основным выводом исследования является то, что парадигма модернизации авторского права ЕС представляет собой совокупность фундаментальных подходов, целей и ценностей. Во-первых, она предполагает формирование баланса между защитой прав и интересов правообладателей, с одной стороны, и облегчением доступа пользователей к охраняемому контенту в кроссграничном аспекте. Во-вторых, в ее состав входит ориентир на гармонизацию роста экономики и развития культуры. В-третьих, модернизация авторского права с стратегической точки зрения рассматривается как способ разряжения социальной напряженности между различными группами интересов. Новизна исследования состоит в обосновании возможностей перехода информационного общества на качественно новый уровень на основе цифровизации авторского права.
Пустовалов Е.В. - Механизмы снятия барьеров и ограничений функционирования единого рынка услуг ЕАЭС c. 1-9

DOI:
10.25136/2644-5514.2020.1.31494

Аннотация: Предметом исследования является процесс установления режима единого рынка услуг Евразийского экономического союза с учетом утвержденных алгоритмов в планах либерализации рынков услуг по отдельным секторам, а также предусмотренные правом Союза механизмы обеспечения этого режима, которые должны позволять снимать барьеры и ограничения его функционирования. Отдельно рассматривается снятие препятствий для торговли услугами за счет реализации принципа pacta sunt servanda; прямого и непосредственного применения права Союза национальными судами; деятельности Суда Союза; разработки и внедрения специализированных механизмов снятия барьеров и ограничений функционирования единого рынка услуг. В основе исследования лежат общие методы научного познания (диалектический, индуктивный, дедуктивный), а также часто-научный метод, используемый в юридических науках, - метод сравнительного правоведения. При формулировании выводов и предложений используется метод моделирования. Результатом исследования является систематизация механизмов, которые могут быть задействованы при обеспечении соблюдения режима единого рынка услуг. Кроме того, формулируется предложение по заключению межгосударственного международного договора в рамках ЕАЭС, предметом которого является регулирование административного сотрудничества компетентных органов государств-членов в рамках отдельных секторов услуг, а также регламентация деятельности специальной комиссии, которая полномочна рассматривать обращения участников рынка услуг и выносить по итогу обязательные для исполнения государствами-членами ЕАЭС решения.
Шугуров М.В. - Правовая политика Европейского союза в сфере противодействия контрафакту в условиях Единого цифрового рынка c. 1-28

DOI:
10.25136/2644-5514.2021.4.36846

Аннотация: Предметом исследования выступает система правовой политики Европейского союза в сфере противодействия контрафакту в условиях функционирования Единого цифрового рынка. Цель статьи заключается в определении содержания и закономерностей развития данной политики с точки зрения сочетания традиционных и инновационных мер и инициатив, направленных на пресечение и предупреждение оборота контрафакта в цифровой среде. Особое внимание уделено анализу основных факторов формирования данной политики с учетом реализации Стратегии Единого цифрового рынка. Автором детально проанализирована динамика использования организационно-правовых механизмов борьбы с контрафактом и находящийся в их основе мультистейкхолдерский подход. Отдельный блок исследования посвящен определению закономерностей использования мер добровольного характера по предупреждению и пресечению оборота контрафакта в цифровой среде. Основными выводами проведенного исследования являются теоретические положения о том, что антиконтрафактная политика ЕС направлена на развитие наднационального блока правовых инструментов, относящихся к сфере права интеллектуальной собственности и таможенному регулированию, а также, что данная политика представляет собой комплексную систему действий, каждые из которых выдвигаются, развиваются и реализуются на основе тех или иных пунктов тематической повестки, представляющих собой программно-стратегические намерения к действию. Особым вкладом автора в разработку темы является определение закономерностей перехода к режиму ответственности онлайновых платформ за размещение на них предложений контрафактной продукции. Новизна статьи состоит в демонстрации эффективного сочетания незаконодательных и законодательных мер, используемых на наднациональном уровне для защиты интеллектуальной собственности в условиях развития цифровой среды.
Шугуров М.В. - Евразийский банк развития как механизм научно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС: правовые аспекты c. 1-28

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.1.37236

Аннотация: Предметом исследования являются правовые и тесно связанные с ними программно-стратегические аспекты деятельности Евразийского банка развития (ЕАБР) как ключевого регионального финансово-инвестиционного института, оказывающего в приоритетном порядке поддержку интеграционным проектам в производственной сфере в странах операций. Цель исследования состоит в концептуальной систематизации программно-стратегических и правовых основ деятельности ЕАБР в качестве механизма развития сотрудничества государств – членов ЕАЭС в сфере технологической модернизации экономики и выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции на основе кооперационных проектов с интеграционной составляющей. Автор подробно останавливается на анализе инструментов, входящих в право Банка и определяющих его участие в интеграционных процессах в сфере промышленности, АПК и энергетики, которые предполагают технологическую модернизацию. Исследованы положения, относящиеся к праву Союза и направленные на вовлечение Банка в интеграционные процессы производственно-технологического характера. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что текущая проектная и связанная с ней аналитическая работа Банка соответствует трендам, в русле которых сегодня функционируют многосторонние банки развития как таковые, а также коррелирует потребности повышения глобальной конкурентоспособности Союза. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении системы правовых инструментов, направленных на реализацию и усиление потенциала ЕАБР в качестве одного из механизмов производственно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС. Основной вклад в изучение темы представляет собой обоснование положения о том, что преодоление системных проблем, сохраняющихся в деятельности Банка, при опоре на поддержку национальных правительств и национальных институтов развития, а также при активном сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией самым положительным образом скажется на усилении интенсивности процессов производственно-технологической кооперации и превращении Союза в одно из влиятельнейших интеграционных объединений современного мира.
Кригер А.М. - Особенности правового регулирования кредитно-дефолтных свопов в Европейском союзе c. 8-18

DOI:
10.25136/2644-5514.2018.1.23727

Аннотация: Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие при заключении сделок с кредитно-дефолтными свопами. Предмет исследования настоящей статьи представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особенности заключения сделок с кредитно-дефолтными свопами в Европейском союзе, сущность данного производного финансового инструмента и степень его влияния на Мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. Кредитно-дефолтные свопы (далее – КДС) были введены в обращение в середине 1990-х гг. в США в целях хеджирования рисков компаний, однако за короткий временной промежуток они стали самими популярными производными финансовыми инструментами в мире. Недобросовестное применение, злоупотребление данными инструментами сыграло фатальную роль в развитии Мирового финансового кризиса 2007-2009 г. Как следствие - ведущие мировые державы инициировали разработку нормативно-правового регулирования КДС. В Европейском союзе подготовка реформы была возложена на Еврокомиссию. В 2012 г. были приняты первые документы в вопросах регулирования КДС. Современные правила заключения сделок с КДС основываются на требованиях о предоставлении информации об определенных сделках компетентным органам ЕС, соблюдении режима прозрачности и прохождении процедуры клиринга центрального контрагента. При подготовке данного исследования автором были использованы аналитический, исторический, а также сравнительно-правовой методы научного исследования. Вопрос правового регулирования КДС в ЕС не имеет широкого освещения в российской науке ввиду относительной новизны рассматриваемых в работе нормативно-правовых актов, а также в связи с отсутствием практических результатов их применения. Актуальность исследования связана с высокой степенью влияния использования данных финансовых инструментов на мировую экономику. Учитывая колоссальные объемы мирового рынка КДС и популярность данного финансового инструмента, работа может быть использована как при разработке аналогичных положений в российском законодательстве, так и при осуществлении коммерческой деятельности на финансовых рынках.
Мещерякова О.М. - Правовое регулирование финансовой сферы в Европейском Союзе и формирование единого рынка финансовых услуг c. 8-13

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.30177

Аннотация: Организационно-правовые формы регулирования финансовой сферы Европейского Союза имеют первостепенное значение для успешного развития не только в рассматриваемой сфере, но и интеграции в целом. Реформирование ранка финансовых услуг в Европейском Союзе затянулось на целое десятилетие и проводилось последовательно на основе предложений Ламфалусси, а затем Ларозьера, что, в свою очередь, явилось своеобразной проверкой на прочность в кризисных условиях того гибкого правового механизма, основы для формирования которого были заложены в предыдущие десятилетия. В статье также затрагиваются важнейшие аспекты процесса принятия решений в рассматриваемой сфере. Методология исследования включает общенаучные и частнонаучные методы (в том числе анализ, синтез, сравнение, системный подход, исторический метод). Автор отмечает, что механизму правового регулирования финансовой сферы ЕС в период реализации плана Ламфалусси был свойственен уклон в сторону национального регулирования, а созданные структуры были ориентированы на создание единого рынка финансовых услуг в благоприятных условиях. Под влиянием мирового экономического кризиса проявилась тенденция к усилению наднационального регулирования финансовой сферы. Реформа Ж. де Ларозьера, проводимая в условиях кризиса, была направлена на повышение роли органов ЕС, относящихся ко второму и третьему уровням. В заключении автор приходит к выводу, что правовое регулирование европейского рынка финансовых услуг совершенствуется. Гибкость существующего правового механизма позволяет находить новые направления для развития в условиях разноскоростной интеграции и преодолевать негативные последствия кризисных явлений, вызванных внешними факторами.
Владыкина А.Ю. - Принцип субсидиарности в юрисдикции судов субрегиональных экономических организаций в Африке по правам человека c. 10-28

DOI:
10.25136/2644-5514.2020.1.31123

Аннотация: В данной статье исследуется, нашли ли пределы судебного усмотрения или сопоставимые доктрины судебного уважения доступ к юрисдикции в области прав человека трех субрегиональных судов, созданных в контексте региональных экономических сообществ : Суда Сообщества Экономического сообщества западноафриканских государств ( Суд ЭКОВАС); Восточноафриканского суда (ВАС), созданный в рамках Восточноафриканского сообщества (ВАС); и Трибунал Сообщества по вопросам развития Южной Африки (Трибунал САДК) . Кроме того, рассматривается актуальность правил исчерпания внутренних средств правовой защиты как отдельного проявления субсидиарности в их судебной практике. Автор кратко излагает основные институциональные параметры для каждого суда, после чего следует анализ, роли процессуальной субсидиарности в форме исчерпания нормы о внутренних средствах правовой защиты, а затем о наличии или отсутствии существенной субсидиарности посредством формулировки пределов судебного усмотрения. Основными методами, использованными при проведении исследования, являются конкретно-исторический, сравнительно-правовой, а также системный метод. Наличие субсидиарности в форме пределов судебного усмотрения является важным условием для дальнейшей работы судов субрегиональных экономических сообществ в Африке по защите прав человека, так как наличие "судебного почтения" по отношению к решениям национальных судов и политико-правовым решениям самих государств -участников является залогом признания и вероятности исполнения решений судов субрегиональных экономических сообществ не территории государств-участников соответствующих сообществ.
Абдуллаев Н.Н. - Правовые основы внешней политики Азербайджана со странами СНГ c. 12-24

DOI:
10.25136/2644-5514.2021.2.35734

Аннотация: В статье исследуются правовые основы внешней политики Азербайджанской Республики на постсоветском пространстве. Данная тема приобретает особую актуальность на фоне изменения регионального распределения потенциалов после Второй Карабахской войны. Предметом исследования являются основные договоры, подписанные Азербайджаном с странами СНГ как в двустороннем формате, так и в рамках организации. Основным предметом исследования автора являются нормативно-правовые документы, устанавливающие основу внешнеполитических отношений в военно-политической, экономической, энергетической и транспортной сферах, как наиболее приоритетных для страны. Особое внимание уделяется изучению правовой институционализации внешней политики Азербайджана на постсоветском пространстве в связке с эволюцией внешнеполитической концепции страны. Автор применяет всеобщий диалектический, логический, исторический и формально-юридический методы исследования для выявления основных тенденций и характеристик правовой основы внешней политики Азербайджана. Научная новизна исследования заключается, в первую очередь, в выделении периодизации развития правовой базы внешней политики Азербайджанской Республики: первый, самый короткий – при президентах Аязе Муталибове и Абульфазе Эльчибее, третий охватывает период с осени 1993 до конца 1990-х гг., а четвертый – с 2000 г. В первый период отношения Азербайджана со странами СНГ носили спорадический характер, в течение второго этапа страна присоединялась к многосторонним институтам, возникавшим на постсоветском пространстве. Третий этап характеризуется переходом страны к развитию отношений со странами СНГ на двусторонней основе и отходом от многостороннего подхода. Во-вторых, исследование нацелено на изучение именно правовой базы внешней политики Азербайджана, а не в рамках принятого в российской научной литературе политико-правового подхода, где нормативные документы рассматриваются авторами в контексте политических процессов.
Краснова К.А. - Борьба с коррупционными преступлениями в государствах - членах ЕС c. 13-20

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.1.15237

Аннотация: Автор подробно рассматривает институциональный аспект антикоррупционной политики государств - членов Европейского Союза. Особое внимание уделяется правовым предпосылкам создания специальных органов противодействия коррупции на национальных уровнях. Среди специализированных служб по противодействию коррупции, существующих в настоящее время во многих государствах – членах Европейского Союза, автор условно выделяет органы по предупреждению коррупции и органы по борьбе с коррупционными преступлениями.Деятельность последних рассмотрена на примере Австрии,Бельгии,Великобритании,Италии,Ирландии,Испании,Латвии,Нидерландов,Польши,Франции. Исследование правоохранительных и иных органов по борьбе с коррупционными преступлениями в государствах - членах Европейского Союза проводилось на основе сравнительно-правового метода,позволившего изучить общие и специфические закономерности антикоррупционной политики отдельных государств рассматриваемого интеграционного объединения. Варианты организации органов по борьбе с коррупцией в отдельных государствах – членах ЕС отличаются разнообразием. В одних странах пошли по пути расширения функциональных обязанностей существующих правоохранительных органов. В других – созданы специализированные прокуратуры и специальные службы по борьбе с коррупцией.В парламентах ряда стран образованы постоянно действующие комиссии, уполномоченные осуществлять контроль, расследование и проверку соответствующих данных о коррупции.В странах с традиционно высоким баллом индекса восприятия коррупции и незначительным масштабом коррупционных преступлений специализированные правоохранительные службы по борьбе с коррупцией отсутствуют.
Воронцова О.В. - Международное сотрудничество и политика Европейского Союза в области охраны почв c. 16-38

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.2.5106

Аннотация: В статье рассматриваются правовые аспекты международного сотрудничества и политика Европейского Союза в области охраны почв от различных видов загрязнения. Исследование данных вопросов на международном уровне затрагивает анализ основных нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной сфере. Политика Европейского Союза освещена также с точки зрения правового регулирования, конечной целью которого является предупреждение ухудшения состояния почв. Автор отмечает, что законодательство, регулирующее состояние или использование почвы недостаточно разработано ни на национальном, ни на международном уровнях. Не существует единого документа, охватывающего все аспекты, связанные с почвами. Автор рассматривает основные международно-правовые документы, статистические данные, результаты деятельности неправительственных организаций. В работе обоснуется актуальность вопросов совершенствования защиты почв как не региональном уровне (в ЕС) так и в международном масштабе. Отдельные акты европейского права все же свидетельствуют о том что определенные усилия в направлении защиты почв уже сделаны или (по крайней мере) являются более совершенными чем в других государствах и региональных объединениях.
Shinkaretskaya G.G. - Россия в интеграционных объединениях: приобретения и потери c. 16-40

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.1.11600

Аннотация: В статье рассматривается участие Российской Федерации в международных организациях. Автор констатирует, что пока ни в одной региональной организации, где участвует Россия, нет реальных сдвигов в сторону реальной интеграции, не говоря о свойствах наднациональности. Евразийское экономическое сообщество не стало организацией экономической интеграции. Этому препятствуют постоянные разногласия между его участниками и неуважение к праву, в том числе к принятым самим ЕврАзЭС решениям. Что касается Таможенного союза, то его исполнительные органы находятся под пристальным присмотром государств-участников, и ни в коем случае не играют роль функционального независимого органа, действующего исключительно в интересах международной организации. Самой свободной формой обладает Шанхайская организация сотрудничества: формы взаимодействия между органами не определены, нет и формального соподчинения, так что каждый из них фактически представляет собой маленький самостоятельный орган межведомственного сотрудничества. Решения во всех органах ШОС принимаются на основе консенсуса. Это значит, что фактически каждое решение представляет собой в сущности международный договор. Подобный же порядок действует и в Организации договора о коллективной безопасности. Реальное правовое регулирование действует во Всемирной торговой организации. Россия как участник этой организации связана четко сформулированными и согласованными со всеми другими участниками нормами и правилами. Участие в ВТО не будет для России простым в силу того, что сложные процедуры разрешения споров потребуют высокой квалификации юристов, которые будут обеспечивать интересы нашей страны.
Стоякин С.Г. - Диалектика феномена международной интеграции c. 17-41

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.4.13182

Аннотация: В статье проводится анализ сущности явления международной интеграции и, в частности, интеграции государств. Предмет проведенного исследования включает в себя понятие интеграции (в его «общенаучном» смысле), основные категории интеграции, феномен международной интеграции и, в частности, интеграции государств, вопрос о формах интеграции государств, понятие свойств и признаков государства, в том числе суверенитет как сущностное качество государства, а также содержание процесса приобретения интеграционным объединением качественной и количественной определённости государства. В качестве метода и методологической основы анализа использована диалектика в сочетании с международно-правовым и государственно-правовым подходами. Использованная методологическая основа заметно отличает настоящее исследование от других работ по рассматриваемой тематике. Ее применение позволило сделать вывод о том, что интеграция есть диалектический процесс перехода объединённых связью частей в целое, возникающее в результате скачка, возможно, имеющий своим результатом возникновение такого целого. Применение данного вывода к сфере межгосударственных отношений (к интеграции государств) привело к заключению о том, что интеграция государств – это процесс перехода определенной совокупности государств к единому государству как гипотетическому результату данного процесса, сопровождающийся наделением данной совокупности признаками и свойствами, подобными государственным. Данное определение соответствует понятию международной интеграции в узком смысле, под которой, в широком смысле, предлагается понимать форму сотрудничества определённой группы государств, в рамках которой эти государства совместно реализуют цели в различных областях сотрудничества по взаимному сближению. Как теоретическое, так и практическое значение представляет вопрос о содержании процесса приобретения интеграционным объединением качественной и количественной определённости государства, поскольку он раскрывает аспекты совершенствования интеграции государств.
Курбанов Р.А. - Комиссия стран бассейна Индийского океана: история развития, институциональная основа и сферы деятельности c. 19-30

DOI:
10.25136/2644-5514.2017.2.23091

Аннотация: В статье рассматривается международная субрегиональная организация Комиссия стран бассейна Индийского океана, ее институциональная структура, история создания, влияние ее деятельности на национальное законодательство государств-членов, основные направления деятельности и проекты. Сотрудничество стран в рамках Комиссии стран бассейна Индийского океана первоначально было инициировано в связи с необходимостью решения ряда общих проблем (нехватка продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности, финансовыми, энергетическими и экологическими ресурсами) и на данном этапе не охватывает общих вопросов экономической интеграции, а касается в основном отраслевых вопросов регионального сотрудничества (например, защиты морских ресурсов и т.д.), осуществляемых как в рамках отраслевых (профильных) программ, так и в форме прямого сотрудничества отдельных государств-членов. Методами исследования являются общенаучные методы познания – диалектический, анализ, синтез, сравнение и аналогия, а также частнонаучные методы. Эффективность работы ограничивается небольшим бюджетом организации, состоящим в основном из вливаний третьих субъектов (стран Европейского союза и других международных (региональных) организаций). Особенностью данной субрегиональной организации является тот факт, что с момента создания Комиссии стран бассейна Индийского океана всегда работала с системой Организации Объединенных Наций, но традиционное партнерство расширилось лишь в последние годы, что выражается в работе Комиссии почти со всеми специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.
Рыжов В.Б. - Сотрудничество государств-членов Европейского Союза в сфере обеспечения неприкосновенности генома человека c. 19-27

DOI:
10.25136/2644-5514.2018.1.25777

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты социально-правового, этического, религиозного и иного плана, определяющие современное состояние и перспективы сотрудничества государств-участников Европейского Союза в области обеспечения неприкосновенности генома человека, являющегося его уникальным кодом . Наиболее актуальными проблемами выступают вопросы: создание надлежащих правовых основ для терапевтического клонирования отдельных клеток с целью оказания помощи неизлечимо больным пациентам; запрет репродуктивного и иного незаконного клонирования; определение границ допустимости использования данных генной инженерии в борьбе с преступностью. Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов познания, таких, как историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный. Представлен анализ основных международно-правовых актов и нормативных актов Евросоюза, регламентирующих вопросы личной и телесной неприкосновенности человека, в связи с применением новых биомедицинских технологий с учётом возрастающих возможностей вмешательства в человеческую жизнь. Отмечается потребность тщательного изучения вероятных злоупотреблений достижениями научного прогресса в целях защиты здоровья человека. Обозначены перспективные направления расширения сотрудничества государств единой Европы в этой области.
Каминская Н.В. - Влияние глобализационных тенденций на становление региональных правовых систем c. 20-33

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.2.10941

Аннотация: Актуальными тенденциями развития права и правовых систем на современном этапе являются, вчастности, глобализация, интеграция и регионализация. Их следствие, по нашему мнению, становят соответствующие трансформации в правотворческой и правореализационной деятельности различных уровней. Это касается и активизации интеграционных процессов национальных правовых систем, их взаимодействия, функционирования системы международного права, соответствующего надлежашего отражения в национальнои праве, также как и необходимости надлежащего исследования относительного новых юридических категорий – региональных правовых систем, в частности европейского масштаба и др. В целях данной статьи автором использовано ряд методов научного исследования, а именно сравнительно-правовой, исторический, системный, структурно-функциональный, социологический. прогностический и т.д. Глобализация является многоплановым процессом, комплексом социальных явлений, которые эволюционируют и видоизменяются во времени, содействуют превращению локальных проблем в глобальные. Под ее воздействием происходит трансформация общественного устройства, различных правовых систем. В свою очередь, регионализация (регионализм) определяется как процесс создания региональных международных систем, соответственных институтов и инструментов. В результате их взаимодействия наблюдается становление региональных международно-правовых систем, которые в отличие от международного права, могут оказаться наиболее эффективными, поскольку занимая своего рода промежуточное положение, они ближе и доступнее к основной социальной ценности – человеку, территориальным сообществам и другим социальным общностям, традициям и обычаям, существующим правовым системам, равно как и к процедурам управления, контроля материально-финансовых ресурсов, привлечения к ответственности.
Агеева А.Д. - Особенности и соотношение правового регулирования косвенного налогообложения в ЕС и ФРГ. Роль Суда ЕС. c. 21-33

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.1.17957

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы сближения законодательств государств-членов Европейского союза (ЕС) в сфере косвенного налогообложения. Объектом исследования являются механизмы и особенности правового регулирования косвенного налогообложения как одного из столпов интеграции, в частности, налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. Указанные механизмы рассматриваются на примере законодательства ФРГ и в рамках правового поля ЕС – наднациональных принципов и нормативных положений, которым не должны противоречить национальные акты любого из государств-членов ЕС. В качестве основных методов научного познания использованы следующие: сравнительно-правовой и лингвистический методы, метод аналогии, а также такие общенаучные методы исследования как анализ, синтез, абстрагирование и др. В результате проведенного исследования Автор пришел к выводу, что сохранение формулировок европейских директив при имплементации в национальное право, по общему правилу, предупреждает возникновение противоречий между национальным и европейским актом, однако даже буквальный перевод не гарантирует единообразное толкование и применение нововведенных положений в государствах-членах. Возникающие проблемы решаются путем тщательного изучения лексического смысла слов в разных языках и введением, в случае необходимости, дополнительных определений, действующих в сфере применения положений европейских актов. В некоторых случаях разъяснения Суда ЕС являются единственным возможным источником правового регулирования.
Винокуров С.Н. - Влияние принципа добросовестности в праве ЕС на английское контрактное право в период нахождения Великобритании в Европейском союзе. c. 22-38

DOI:
10.25136/2644-5514.2021.1.35273

Аннотация: Предметом исследования в статье является влияние международно-правых представлений о добросовестности, нашедших свое закрепление в праве ЕС, на английское контрактное право в части вероятного заимствования и интерпретации этой доктрины в период нахождения Великобритании в составе союза. Автор рассматривает содержание представлений о добросовестности в английском контрактном праве и вероятные изменения этих взглядов под влиянием права ЕС. По ходу исследования реализуется поиск сходства и различия в понимании этой концепции в системе английского общего права в период нахождения Великобритании в ЕС. Ряд европейских директив, регулирующих как международные публичные отношения, так и международные частные отношения в ЕС содержат в своём тексте требование о честной деловой практике и соблюдения требований о добросовестности. При этом указанные акты имели верховенство над национальным законодательством Великобритании, что не могло не оставить след в английской правовой доктрине. Методологическая база исследования строится на сравнительно-правовом методе, который позволяет сравнить сходные юридические категории и правовые явления. Первоочередными выводами выполненного исследования являются установление многогранной природы международно-правовой концепции добросовестности права ЕС и ее влияния на содержание представлений о ней на взгляды английских юристов в сфере английского контрактного права. В статье представлены противоположные взгляды на содержание требований о добросовестности в праве ЕС и степень их восприятия английским контрактным правом на практическом и на доктринальном уровнях. Кроме того, автором выявлены некоторые общие черты и принципиальные различия в понимании добросовестности в праве ЕС на основе нормативных актов ЕС и решений Европейского суда, и в регулирующих контрактные отношения в Англии и Уэльсе прецедентных решениях и нормативных актах Великобритании.
Шугурова И.В. - Унификация правового регулирования в сфере охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров в Европейском союзе c. 23-40

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.30390

Аннотация: Предметом статьи является унификация права ЕС в области охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров в условиях возрастающего экономического значения данных объектов интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется анализу основных положений Регламента Европейского парламента и Совета ЕС от 21 ноября 2012 г. № 1151/2012 «О схемах качества для сельскохозяйственной продукции и продуктов питания», а также рассматриваются инициативы по дальнейшей гармонизации правового регулирования на уровне ЕС. Статья выполнена с использованием общенаучных методов познания (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение), а также с привлечением частно-научных методов (формально-догматического и историко-правового). Сравнительно-правовой метод позволил сопоставить правовое регулирование в ЕС и ЕАЭС. Новизна исследования заключается в том, что правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения товаров в ЕС рассмотрена в аспекте формирования Единого цифрового рынка и развития электронной торговли. Сравнение данных объектов интеллектуальной собственности с товарными знаками позволило выявить их значимость не только для защиты экономических интересов, но также в целях охраны публичных интересов. Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что на региональном уровне в ЕС создана правовая база для эффективной охраны географического происхождения сельскохозяйственных и продовольственных товаров в рамках институтов интеллектуальной собственности. Предполагается дополнение региональной системы новыми правовыми инструментами, касающимися охраны географических указаний в отношении промышленных товаров.
Захаров Е.А. - Функционирование единого рынка научно-исследовательских услуг в ЕАЭС и ЕС, сравнительно правовое исследование c. 28-34

DOI:
10.25136/2644-5514.2018.1.25794

Аннотация: Процесс межгосударственной интеграции как правило затрагивает все сферы жизни общества. Изъявляя желание вступить в то или иное интеграционное образование, государство, де-факто принимает на себя обязательства по установлению такого правового режима на своей территории, который отличается либо в меньшей степени, либо вовсе не отличается от правового режима регулирования сходных отраслей экономической и социальной сферы жизни иных государств-членов соответствующего интеграционного образования. Статья посвящена анализу договорно-правовой базы ЕАЭС, законодательства государств-членов ЕАЭС и законодательства ЕС на предмет развития единого рынка научно-исследовательских услуг, а также барьеров, препятствующих либерализации услуг в секторе научно-исследовательских работ в ЕАЭС. На примере интеграционного образования, cформированного на постсоветском пространстве - Евразийский экономический союз, в сравнении его с Европейским союзом, рассмотрены аспекты развития и функционирования рынка оказания услуг, а именно услуг в секторе научно-исследовательских работ. В статье описаны некоторые барьеры, которые необходимо устранить для надлежащего порядка функционирования единого рынка научно-исследовательских услуг ЕАЭС, а также потенциальные пути решения на основе опыта ЕС. Процесс реализации планов по либерализации услуг и созданию единого рынка услуг в ЕАЭС должен быть реализован с соблюдением ключевых принципов функционирования ЕАЭС с опорой на лучшие международные практики с учётом политико-экономических особенностей ЕАЭС и своевременным выявлением и устранением существующих или потенциальных барьеров и пробелов в регулировании и функционировании данного рынка.
Попова О.В. - Этические подходы к нормативному регулированию использования генетически модифицированных организмов: европейский опыт c. 28-36

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.1.29199

Аннотация: Предметом исследования являются особенности нормативного регулирования генетически модифицированных организмов в европейском правовом поле. Согласно ВОЗ, генетически модифицированными организмами являются организмы, генетический материал которых претерпел существенные изменения, полученные искусственным путем. Такого рода изменения невозможны в природе, например, в результате размножения или естественной рекомбинации.Этическая рамочная концепция, на основании которой осуществляется нормативное регулирование ГМО в европейском правовом пространстве долгое время была связана с введением в действие фундаментального принципа предосторожности и, в целом, европейском культурном пространстве новой формы отношения к инновационной деятельности - утверждении культуры предусмотрительности. В процессе исследования был использован сравнительно-правовой метод, позволивший на основе привлечения ряд источников европейского и международного права, дать представление об этико-аксиологической компоненте, лежащей в основании регулирования ГМО. Было продемонстрировано влияние принципа предосторожности на формирование современной политики в области регулирования генетически модифицированных организмов. Сделан вывод о парадигмальном сдвиге, связанным с переходом от политики предусмотрительности, направленной на сдерживание потенциальных рисков научно-технического развития, к реализации инновационного принципа, целью которого является продвижение инноваций.
Шугурова И.В. - Особенности соблюдения законодательства ЕС о конкуренции в условиях цифровой среды и защита прав интеллектуальной собственности c. 29-38

DOI:
10.25136/2644-5514.2021.4.37248

Аннотация: Предметом статьи является анализ взаимодействия законодательства ЕС о конкуренции и законодательства об интеллектуальной собственности в условиях развития цифровой среды. Цель статьи состоит в определении особенностей соблюдения законодательства ЕС о конкуренции в процессе осуществления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Автор подробно останавливается на соотношении принципа свободного движения товаров, работ и услуг в рамках единого рынка и принципа территориального действия исключительных прав. Исследуются основные положения Регламентов Комиссии ЕС, в соответствии с которыми отдельные соглашения, в частности о передаче технологий, исключаются из-под действия ст. 101(3) Договора о функционировании ЕС.   Основной вывод исследования заключается в теоретическом положении о том, что правовая политика ЕС в области конкуренции в условиях развития Цифрового единого рынка направлена на защиту конкуренции и одновременно с этим на защиту потенциала инноваций. Поддержание рынка открытым и не препятствующим инновациям способствует достижению баланса между интересами всех участников рыночных отношений. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении основных подходов Европейской Комиссии и Суда ЕС к разрешению споров в сфере лицензирования, а также в связи с возможными злоупотреблениями правообладателями своим доминирующим положением в условиях развития цифровой среды. Основной вклад в изучение темы состоит в детальном исследовании положений Договора о функционировании Европейского Союза о защите конкуренции в аспекте осуществления и защиты исключительных прав.
Губарец Д.П. - Концепция внешнего сопровождения внутренней деятельности ЕС c. 34-45

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.2.11628

Аннотация: В статье рассматривается концепция приоритета внутренней политики ЕС над внешней. Утверждается, что существует тенденция расширения соответствующих полномочий институтов ЕС, однако в нормативной базе еще довольно много неясностей. Рассматривается ряд решений Суда ЕС, который в рамках своей судебной практики разработал, так называемую концепцию “внешнего сопровождения” содержание которой сводится к тому что в тех случаях, когда коммунитарное право передает институтам компетенцию на достижение какой-либо цели, Сообщество вправе принимать на себя международные обязательства, даже если у него нет на это прямого правомочия. Рассматриваются различные подходы Суда ЕС к данному вопросу. Так, в частности, упоминаются расширительная и узкая трактовки внешней компетенции Евросоюза. Автором также выдвигается гипотеза о том, что концепция внешнего сопровождения может использоваться и противоположным способом: юридическое обоснование внешнеполитической компетенции может стать поводом для создания внутреннего обязательства.
Калдышев А.Н. - Совершенствование модельного законодательства в области обеспечения безопасности в пограничном пространстве c. 34-41

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.2.29793

Аннотация: В настоящей статье автор проводит исследование проблем терминологического и организационного характера, выявленных в ходе анализа трех основных модельных законов Содружества Независимых Государств («О государственной границе», «О пограничных ведомствах (силах)» и «О пограничной безопасности»). Особое внимание уделяется предложениям по совершенствованию норм урегулирования (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах Содружества, так как ранее они не нашли отражения ни в научной, ни в законотворческих инициативах, несмотря на динамичное изменение обстановки в пограничном пространстве. Методологической основой исследования явилась совокупность обще-научных методов, таких как системный анализ, обобщение научных концепций и нормативного материала. Кроме того, использованы специальные методы научного познания, среди которых: формально-юридический, технико-юридический, метод правового моделирования. Основными выводами проведенного исследования являются предложения по совершенствованию модельного законодательства в области обеспечения безопасности в пограничном пространстве, выразившиеся в уточнении понятия «кризисные ситуации» и отграничении его от смежных с ним понятий. Кризисные ситуации должны стать одним из видов правовых режимов, а главы государств получить прямое закрепление полномочий по реагированию на возникающие изменения обстановки на внешних границах Содружества, требующие применения коллективных сил государств - участников Содружества Независимых Государств.
Касьянов Р.А., Бегичева К.Ю. - Влияние новых правил ЕС на деятельность профессиональных участников третьих стран: анализ MiFID II и MiFIR c. 35-42

DOI:
10.25136/2644-5514.2018.1.25866

Аннотация: Право Европейского союза (ЕС) всегда оказывало сильное влияние на деятельность компаний, находящихся за его пределами, и в определенной степени служило примером для «третьих стран», то есть государств, не входящих в ЕС. В настоящее время особую актуальность и значение приобретает регулирование финансового рынка. Итогом масштабной реформы ЕС в финансовой сфере, окончательно реализованной в январе 2018 года, стали вторая директива «O рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Directive – MIFID II) и регламент «O рынках финансовых инструментов» (Markets in Financial Instruments Regulation – MiFIR). Авторы исследуют данные правовые акты, которые обобщают и дополняют требования, предъявляемые к компаниям из третьих стран. В ходе исследования были использованы диалектический и системный методы познания. Особую роль сыграли сравнительный и формально–юридический методы, так как в статье проведен подробный анализ права России и ЕС в сфере регулирования рынка финансовых услуг. Авторы отмечают, что Европейский союз устанавливает определенные нормы для компаний третьих стран, осуществляющих свою деятельность в ЕС или взаимодействующих с юридическими лицами ЕС. Вступление в силу MIFID II и MiFIR имеет существенное значение для профессиональных участников, зарегистрированных вне ЕС. При этом важно признание или непризнание правового режима третьей страны эквивалентным актам Европейского Союза.
Аверина К.Н. - Экологическая политика ЕС в области охраны лесов c. 36-51

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.3.402

Аннотация: В статье подробно рассматривается политика Европейского союза в области охраны лесов. Проведен анализ основных механизмов управления, а также представлен анализ законодательных актов в данной сфере стран Европейского союза. Представлена типология лесов в соответствии с нормативными правовыми актами некоторых европейских стран, а также их роль в эколого - климатическом равновесии Европы. Также рассмотрены, существующие в Европейском союзе, семь информационных уровней относительно лесных ресурсов.
Рыжов В.Б. - Интеграция как тенденция современного развития c. 41-62

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.1.11637

Аннотация: Автор исходит из посыла, что в современном общественном сознании существует противоречие между признанием необходимости процессов интеграции и институализации их в международных организациях, с одной стороны, и опасение недостаточной демократичности этих же организаций. Автор задается вопросом о том, является ли представительная демократия подходящей моделью для международных структур, и если это не так, то как могут существовать демократические государства в недемократическом мире? Если интеграция несовместима с демократией, следует ли осуществлять дальнейшее продвижение к интеграции? Автор выделяет наличие прямой зависимости степени интеграции международной организации с возможностями отстаивать демократические тенденции в ее организации и деятельности. Это прекрасно прослеживается на опыте Всемирной организации здравоохранения: основные решения принимаются на уровне мировой и региональной бюрократии, и организация становится непрозрачной для мирового общественного мнения, и непроницаемой для воздействия неправительственных организаций.
Рыжов В.Б. - Сотрудничество Европейского союза с государствами постсоветского пространства в области образования (на примере программы Erasmus+) c. 42-50

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.2.29830

Аннотация: В статье исследуются отдельные аспекты образовательной политики Европейского союза с государствами постсоветского пространства. Акцентируется внимание на позитивный опыт взаимодействия ЕС и Российской Федерации в данной гуманитарной сфере. Отмечаются политико-правовые факторы, которые и определяют стремление Евросоюза к такому тесному международному региональному взаимодействию. Анализируется эффективность международных договорных основ в области образования. Целью изысканий является комплексная оценка взаимоотношений Европейского союза и постсоветских стран в области образования на текущий момент. Методология работы включает в себя элементы дескриптивного анализа, комбинируемые с использованием кейс-стади. Исследование реализовано на базе изучения кейса программы Erasmus +. Автор приходит к выводу, что в целом сотрудничество носит ограниченный характер. Однако у него сохраняется большой потенциал развития за счет популяризации опыта отдельных вузов. Также наблюдается существенная положительная динамика по ряду показателей взаимодействия сторон.
Захаров Е.А. - Развертывание объединенной научной инфраструктуры в рамках образования единого рынка услуг сектора НИР в ЕАЭС c. 44-61

DOI:
10.25136/2644-5514.2018.3.27386

Аннотация: Формирование единого рынка в рамках интеграционного образования предполагает внесение изменений во взаимоотношения между государствами-участниками такого интеграционного образования. Взаимодействие государств-членов ЕАЭС при функционировании единого рынка услуг сектора НИР не может быть продуктивным без единой научной инфраструктуры. Функционирование единого рынка услуг сектора НИР в ЕАЭС неизбежно приведет к необходимости изменения действующего законодательства, принятию соответствующих национальных и межгосударственных нормативно-правовых актов. Статья посвящена исследованию правовой базы государств-членов ЕАЭС на предмет закрепления в правовых актах положений о научной инфраструктуре, необходимости таких правовых актов для формирования единой научной инфраструктуры в рамках образования единого рынка услуг сектора НИР, приводятся примеры регулирования единого рынка в рамках Европейского союза. В работе используется общенаучный диалектический метод научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез, обобщение, сопоставление, метод сравнительного правоведения. В ходе проведенного исследования выявлено, что научная инфраструктура государств-членов ЕАЭС в настоящее время фрагментирована, ее отдельные структурные элементы в государствах-членах ЕАЭС регулируются по-разному, существуют различия в подходах государств-членов ЕАЭС к реформированию и развитию научно-технического потенциала. Основным выводом проведенного исследования является необходимость систематизации отдельных элементов системы, составляющих научную инфраструктуру, в единый блок для более эффективного функционирования.
Рыжов В.Б. - Перспективы консолидации украинцев как гражданской нации на основе интеграции с Евросоюзом c. 45-55

DOI:
10.25136/2644-5514.2020.3.33368

Аннотация: Данное исследование посвящено вопросу о потенциале консолидации украинцев как гражданской нации на основе такого ресурса, как евроинтеграция. Раскрываются теоретические аспекты национально-государственной идентичности. Методология работы основывается на параллельном использовании дескриптивной, сравнительной и структурной форм анализа. Автор приходит к выводу, что в настоящее время евроинтеграция выступает в качестве одного из возможных потенциальных шагов, обращение к которой позволит устранить «ретроспективную ориентацию» национально-государственной идентичности украинцев, урегулировать существующие мемориальные конфликты и сформировать позитивный образ будущего, устранив тем самым напряженность во взаимоотношениях между представителями различных этносов, регионов и политических ориентаций. Углубление евроинтеграции будет способствовать не только консолидации украинских граждан как нации, но и улучшению взаимоотношений официального Киева с сопредельными государствами. В статье фокусируются внимание на анализе привлекательности европейской интеграции жителями Украины. Подчеркивается мысль, что одним из путей усиления интеграционных процессов по линии Украина-ЕС является создание эффективных институциональных инструментов медиации на внутригосударственном уровне. Говорится о роли пропаганды среди украинского населения против углубления евроинтеграционных процессов. Анализируется общественное мнение в части политической и социально-экономической политики современной Украины.
Воронина Н.А. - Союзное государство Россия – Беларусь: опыт правового регулирования c. 52-67

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.3.9061

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы становления и развития Союзного государства России и Беларуси. Особое внимание уделено проблемам защиты социально-трудовых прав граждан двух стран. Содержится анализ нормативной правовой базы в этой области и правоприменительной практики, выявляются недостатки в системе социальной защиты трудовых мигрантов и намечаются пути их преодоления. Раскрывается роль Союзного государства в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. The article deals with questions of creation and development of the Union State – Russia – Belorus. Special attention is paid to problems of protection of social and labour rights of citizens of two countries. The author analyses the existing agreements and laws in this field as well as legal practice, reveals shortcomings in the system of social protection of labour migrants and points ways to overcome them. The role of the Union State in the integration processes on the post-Soviet territory is depicted.
Панов Ф.Ю. - Ограничительные меры ЕС в отношении третьих государств и их резидентов (на примере Российской Федерации) c. 54-65

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.3.38850

EDN: RIKRRX

Аннотация: Историческое развитие практики применения ограничительных мер (санкций) привело к переходу от идеи их применения в отношении государств к концепции применения их против отдельных частноправовых субъектов. В статье изучаются историческая практика применения санкций против России и предпосылки их применения в отношении частноправовых субъектов. Автор дает общую характеристику ограничительным мерам Европейского Союза, используемым в отношении третьих государств и частных лиц. Кроме этого, в статье рассмотрена специфика ограничительных мер Европейского Союза, действующих в отношении России с 2014 года, учитывая существенное их расширение, произошедшее после 24 февраля 2022 года. Правовое регулирование Европейского Союза, устанавливающее ограничительные меры в отношении Российской Федерации, было существенно расширено и переработано после объявления Президента России о начале специальной военной операции на Украине. В результате анализа данного регулирования автор приходит к выводу, что в настоящий момент в Европейском Союзе действует гибридный санкционный режим, когда точечные санкции в отношении отдельных лиц сочетаются с всеобъемлющими ограничительными мерами в отношении ряда секторов российской экономики. В статье также проведена оценка соответствия ограничительных мер Европейского Союза современным концепциям "умных" и "точечных" санкций, которые должны, по замыслу сторонников, сократить негативные гуманитарные последствия применения ограничительных мер. Несмотря на официальные заявления Европейского Союза, в статье приводятся аргументы, позволяющие сделать вывод о том, что на практике такие «умные» и «точечные» санкции сопровождаются неизбирательными всеобъемлющими ограничениями, которые действуют не только для подсанкционных лиц, но и в принципе для любых российских лиц.
Четвериков А.О. - Судебное инвестирование (финансирование судебных процессов третьими сторонами) и региональная экономическая интеграция: перспективы правового регулирования c. 58-78

DOI:
10.25136/2644-5514.2023.2.40715

EDN: ZGEDJX

Аннотация: Предмет: В условиях современного финансового капитализма все больше личных и общественных благ превращается в товар (финансовый актив), используемый в целях извлечения прибыли («финансиализация» и «коммодификация»). Указанные процессы не оставляют в стороне и сферу защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в органах судебной власти, а равно в органах негосударственного правосудия (третейские суды, или арбитраж). В зарубежных странах судебные и арбитражные процессы выступают сегодня одним из самых привлекательных направлений вложения средств для потенциальных инвесторов. Судебное инвестирование (финансирование судебных процессов третьими сторонами) развивается и в России. В статье исследуются современное состояние и перспективы правового регулирования судебного инвестирования в условиях региональной экономической интеграции на примере подготовленного Европейским парламентом в конце 2022 г. проекта Директивы «О регулировании финансирования судебных процессов третьими сторонами», предназначенного для применения на едином рынке Европейского союза (ЕС). Метод: Исследование проводилось на базе исторического и сравнительно-правового методов в сочетании с другими методами научного познания и с междисциплинарным подходом.    Новизна: Настоящая статья является первой в российской юридической науке попыткой критического осмысления перспектив правового регулирования судебного инвестирования в рамках региональных интеграционных организаций с общим (единым) рынком товаров, рабочей силы, услуг, капиталов. Выводы: Сделан вывод о возможности и целесообразности разработки правил судебного инвестирования на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — в первую очередь, применительно к финансированию третьими сторонами бизнес-споров в рамках общего арбитражного института («международного арбитража ЕАЭС»), вопрос о создании которого в последние годы обсуждается государствами-членами и юридической общественностью ЕАЭС.
Лю К.А. - Ключевые направления развития наднационального правового регулирования цифрового пространства ЕС на современном этапе c. 61-75

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.1.37674

Аннотация: В рамках настоящей статьи предпринимается попытка выявить наиболее актуальные тенденции в сфере совершенствования наднационального правового регулирования цифровых отношений на уровне ЕС. Это и стало главной целью данного исследования. Для достижения данной цели соответствующие правовые инициативы анализируются по трем основным направлениям: в рамках совершенствования права ЕС в сфере обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных; в рамках развития наднационального регулирования цифровой (облачной) инфраструктуры; а также в рамках формирования правовых основ для создания единого цифрового рынка ЕС. Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в цифровой сфере на наднациональном уровне в рамках Европейского Союза. Предметом же стали предложения и инициативы по совершенствованию наднациональной правовой базы регулирования таких общественных отношений в современных условиях.    Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что оно представляет собой попытку комплексно проанализировать наиболее актуальные инициативы ЕС по совершенствованию наднациональной правовой базы регулирования общественных отношений в цифровой среде. В российской литературе соответствующие процессы пока не изучены в должной степени. По итогам проведенного анализа формулируется вывод о том, что актуальные направления совершенствования наднационального правового регулирования единого цифрового пространства ЕС представлены тремя основными направлениями: 1) совершенствование наднационального регулирования единой цифровой среды в части обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных; 2) развитие наднациональных правовых основ единой цифровой (облачной) инфраструктуры; 3) создание наднациональных правовых основ единого цифрового рынка.
Краснова К.А. - Защита свидетелей в государствах-членах ЕС c. 66-86

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.4.15262

Аннотация: В статье автор подробно рассматривает институциональный аспект защиты свидетелей в государствах-членах Европейского Союза.Особое внимание уделено правовым предпосылкам организации программ защиты свидетелей на национальных уровнях.Деятельность национальных программ рассмотрена на примере Австрии,ФРГ,Италии,Франции,Великобритании.В структурном отношении программы защиты свидетелей условно разделены автором на два компонента: руководящий орган (орган по защите) и учреждение-исполнитель (подразделение по защите). Отмечается определенная специфика в отборе свидетелей для участия в программе и подаче заявления на включение в программу.Рассмотрены варианты межгосударственного сотрудничества по вопросам защиты свидетелей и координирующая роль Европола в этой сфере. Исследование правоохранительных и иных органов по защите свидетелей в государствах-членах Европейского Союза проводилось на основе сравнительно-правового метода,позволившего изучить общие и специфические закономерности организации соответствующих программ в отдельных государствах рассматриваемого интеграционного объединения. Научная новизна исследования состоит в том, что сформулировано ключевое отличие европейского подхода к пониманию программ защиты свидетелей. Последние воспринимаются как уникальное средство обеспечения безопасности свидетелей и оказания поддержки системе уголовного правосудия в целом.Определены перспективные направления дальнейшего развития рассматриваемого направления правоохранительной деятельности.
Постникова Е.В. - Правовое регулирование признания профессиональных квалификаций в сфере предоставления услуг в Европейском Союзе c. 75-122

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.1.592

Аннотация: Основной целью статьи является выявление особенностей и тенденций развития правового регулирования признания профессиональных квалификаций в сфере предоставления услуг в Европейском Союзе. Поскольку признание профессиональных квалификаций и подтверждающих их документов является одной из основных форм взаимного признания, автором затрагивается вопрос содержания принципа взаимного признания. Обращается внимание на существование различных доктринальных подходов к классификации взаимного признания. На основании анализа актов вторичного права ЕС и практики Суда ЕС рассматривается формирование механизма правового регулирования признания профессиональных квалификаций. Дается общая характеристика различных попыток гармонизации законодательств государств-членов ЕС в области профессиональных квалификаций на основе секторального подхода, минимальных образовательных стандартов и общей системы взаимного признания, а также выявляются их недостатки. Особое внимание уделяется Директиве 2005/36 о признании профессиональных квалификаций с точки зрения реализации свободы предоставления услуг.
Захаров Е.А. - Возможность применения опыта создания и функционирования европейской платформы научного сотрудничества в рамках организации единого рынка услуг НИР в ЕАЭС c. 81-94

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.4.30988

Аннотация: Предметом настоящего исследования является нормативно-правовая база государств-членов ЕАЭС в части законодательства о науке и Договор о Евразийском экономическом союзе на предмет закрепления в указанных правовых актах положений о единой, в рамках ЕАЭС, платформы научного сотрудничества, исследуется необходимость такой платформы для успешного функционирования единой научной инфраструктуры в рамках образования единого рынка услуг сектора НИР в ЕАЭС, приводится анализ законодательства Европейского союза в части исследуемого вопроса. В ходе проведения исследования были использованы общенаучный диалектический метод научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез, обобщение, сопоставление, метод сравнительного правоведения. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что в настоящее время создание единой наднациональной платформы научного сотрудничества в ЕАЭС зависит от устранения некоторых разногласий в законодательстве государств-членов ЕАЭС, а опыт ЕС по созданию единой платформы научного сотрудничества может быть применен государствами-членами ЕАЭС с учетом имеющейся нормативно правовой основы в виде Договора о Евразийском экономическом союзе.
Курбанов Р.А. - Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности и интеграционные процессы в Африке c. 91-109

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.2.14676

Аннотация: В данной статье исследуется Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности; созданная англоязычными государствами Африки, рассматривается ее институциональная структура; история ее создания; функционирование ее институтов; и влияние ее деятельности на национальное законодательство государств-членов. Автор делает вывод, что данная организация остается слабо интегрированной региональной структурой. Тем не менее, необходимо отметить, что в рамках ее правопорядка все же можно идентифицировать ряд элементов наднациональности. Так, например, здесь функционирует институт, обладающий правом выдачи патентов, действующих на территории всех государств-членов, а также орган, функции которого являются квазисудебными (Арбитражная палата и Офис ARIPO). Более того, здесь частично существует общее патентное право. Особо следует отметить задачи по гармонизации и координации законодательств и деятельности стран-участниц в области защиты промышленной собственности. Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности является узкопрофильной организацией, так как ее деятельность касается лишь права интеллектуальной собственности, а не интеграционных процессов в общем, которые чаще всего касаются если не всех, то большинства сфер жизнедеятельности человека, общества и государства. Действие решений органов этой организации, могут быть приостановлены в рамках правопорядка одного из государств-членов национальными органами власти соответствующего государства.
Агапов И.О. - К вопросу о лоббировании в Европейском союзе c. 112-127

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.3.15150

Аннотация: Предметом настоящего исследования является активно развивающийся в настоящее время режим регулирования взаимодействия представителей интересов (лоббистов) с учреждениями ЕС. Особое внимание уделяется новеллам принятого 15 апреля 2014 г. соглашения между Европейским парламентом и Европейской комиссией о реестре прозрачности организаций и работающих на себя физических лиц, вовлеченных в разработку и реализацию политики ЕС. Обозначаются проблемы, с которыми столкнулся европейский законодатель при попытке урегулировать лоббистскую деятельность посредством системы добровольной регистрации, а также препятствия, стоящие на пути создания обязательного реестра по аналогии с США. В исследовании использовались исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы исследования. Наиболее активно использовался компаративный метод при сравнении действующего межведомственного соглашения ЕС и американского Закона о раскрытии лоббирования. Основным выводом исследования является обнаружение проблемы правовой основы создания на уровне ЕС системы обязательной регистрации лоббистов, выражающейся в отсутствии у учреждений ЕС явного полномочия возлагать соответствующие обязанности на физических лиц и организации, не являющиеся "европейской администрацией". В этой связи автором предлагается несколько вариантов решения данной проблемы, в том числе, использование "доктрины подразумеваемых полномочий".
Степаненко В.С. - Источники европейского экологического права. c. 161-183

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.4.10072

Аннотация: Автор рассматривает источники европейского права в их взаимно связи отраслью экологического права. Подробным образом рассматриваются различные виды актов органов Европейского союза: первичное право (учредительные договоры); неписаное первичное право; директивы и рекомендации; эколого-политические программы действий. Угодный вид акта рассматривается поо своей природе, сфере действия и субъектному составу. Приводятся конкретные примеры различных актов европейского экологического права. Так в частности автор считает что эколого-политические программы действий являются источниками европейского экологического права несмотря на их ненормативную природу. Это вызвано тем, что эколого-политические программы действий закрепляют цели и приоритеты экологической политики, описывают в общей форме меры для определенного временного отрезка, устанавливают глобальные связи, вводят тенденции развития, закрепляют ориентации; они предваряют и подготавливают законодательные меры на уровне Сообщества и конкретизируют их В итоге автор приходит к выводу о том, что формы нормативно-правовых актов рассматриваются как достаточная и эффективная составляющая механизма правотворчества. Но применительно к экологическому (как и к иным отраслям) праву их использование опосредуется многими факторами и, прежде всего, экологической политикой ЕС.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.