по
Международное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "Международное право"
Номер подписан в печать: 05-10-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2644-5514
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Развитие отдельных отраслей международного публичного права
Попова С.М., Уваров В.Б., Яник А.А. - Регулирование дистанционного зондирования Земли из космоса: международный опыт c. 1-27

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.3.38577

EDN: QLBQXQ

Аннотация: Статья посвящена результатам исследования международного опыта регулирования деятельности в области дистанционного зондирования Земли из космоса. Рассмотрены институционально-правовые подходы ряда стран и региональных объединений, имеющих развитый сектор ДЗЗ. Цель – выявление принципиальных моделей регулирования и опыта, полезного для отечественных реалий. Источниковую базу составили более 100 официальных документов (нормативные правовые акты, стратегии, программы, официальные отчеты, иные материалы), а также научные публикации, относящиеся к рассматриваемой проблематике. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования, контент-анализ. формально-юридический анализ, сравнительно-правовые подходы. Сводная информация об основных нормативно-правовых актах и институтах, регулирующих ДЗЗ, особенностях процедур лицензирования, подходах к хранению и распространению данных ДЗЗ представлена в табличном виде. Показано, что подходы государств к регулированию ДЗЗ могут быть описаны ограниченным числом принципиальных моделей (три правовые модели, два институциональных подхода), но отличаются большим разнообразием деталей, которые отражают специфику национального контекста. Сделан вывод о сущностном сходстве подходов к регулированию космической деятельности у двух космических держав – РФ и США, в связи с чем анализ американских неудач с приватизацией ДЗЗ в конце 1970-1980-х годах может быть полезен при определении путей развития и коммерциализации этого сектора в нашей стране. Актуальность внимания к зарубежному опыту регулирования ДЗЗ обосновывается важностью создания благоприятных правовых условий для развития этого сектора в России в условиях быстрых темпов роста рынка активного наблюдения Земли из космоса, резкого расширения числа пользователей и приложений данных ДЗЗ.
Международное право и взаимодействие международных организаций
Горелик И.Б. - Роль международных организаций в процессе противодействия киберпреступности c. 28-41

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.3.38585

EDN: YRFGHQ

Аннотация: Предметом исследования является роль международных организаций в процессах формирования международно-правовой системы противодействия трансграничной киберпреступности. Цель исследования – выявление современных тенденций работы международных организаций в области формирования региональных и глобальных правовых систем противодействия киберпреступности. В качестве основных методов исследования используются системный подход и формально-правовой. В результате исследования выявлены специфические особенности региональных международных организаций и правовые проблемы противодействия киберпреступности, проанализирован вопрос применимости существующего международного права к киберпространству. В частности, отмечается, что на данный момент современное международное право не способно адекватно и эффективно противодействовать киберпреступности. Подчеркивается отсутствие универсального международно-правового акта, регламентирующего процесс борьбы с киберпреступностью.   С другой стороны, отмечается положительная роль отдельных международных организаций в формировании международно-правовой системы противодействия. В частности, в исследовании описана практика формирования такими организациями экспертных групп, а также содействие другим региональным международным организациям в процессе создания собственных международно-правовых систем. Одним из основных выводов является заключение о том, что отсутствие универсального правового документа ООН создает определенные трудности в ходе межгосударственного согласования процессуальных действий правоохранительных органов и взаимодействия соответствующих международных организаций. Также автор заключает, что правотворческий опыт отдельных международных организаций может быть взят за основу при создании универсального международно-правового акта, регламентирующего противодействие киберпреступности.
Международное право и внутригосударственное право
Колобов Р.Ю., Ганева Е.О., Суворова А.В. - Практика охраны объектов всемирного природного наследия в Африке c. 42-53

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.3.38691

EDN: RYXQGI

Аннотация: В статье представлен анализ практики охраны объектов всемирного природного наследия «Национальный парк Маново-Гоунда-Сен-Флорис» (Центральноафриканская республика) и «Национальные парки на озере Туркана» (Кения). Отмечаются наиболее типичные для африканских государств проблемы в сохранении уникальных природных объектов, рассматриваются правовые позиции Комитета всемирного наследия по вопросам выполнения международных обязательств по сохранению объектов всемирного природного наследия, в которых такие проблемы получают правовое отражение. Освещаются проблемы поиска источников финансирования природоохранных мероприятий в африканских странах, а также отсутствия кадровых ресурсов для обеспечения эффективного управления объектами всемирного природного наследия. Рассмотрены подходы Комитета всемирного наследия к реализации проектов по строительству гидроэлектростанций, влияющих на экосистему озера Туркана. Новизна настоящей работы предопределена дефицитом профильных исследований, посвященных выполнению зарубежными государствами международных обязательств по охране объектов всемирного природного наследия в отечественной юридической науке. Анализ опыта охраны объектов всемирного природного наследия в африканских странах позволяет обобщить значимые для российской практики охраны объектов всемирного наследия выводы, экстраполировать их на проблематику охраны объекта всемирного наследия «Озеро Байкал», а также сформулировать новые предложения и подходы к совершенствованию природоохранной политики в этой сфере. Констатируя важную роль Конвенции о всемирном наследии в вопросах развития гидроэнергетики, отмечается очевидная необходимость заблаговременного формирования международной нормативно-правовой базы с пограничными зарубежными государствами.
Интеграционное право и наднациональные объединения
Панов Ф.Ю. - Ограничительные меры ЕС в отношении третьих государств и их резидентов (на примере Российской Федерации) c. 54-65

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.3.38850

EDN: RIKRRX

Аннотация: Историческое развитие практики применения ограничительных мер (санкций) привело к переходу от идеи их применения в отношении государств к концепции применения их против отдельных частноправовых субъектов. В статье изучаются историческая практика применения санкций против России и предпосылки их применения в отношении частноправовых субъектов. Автор дает общую характеристику ограничительным мерам Европейского Союза, используемым в отношении третьих государств и частных лиц. Кроме этого, в статье рассмотрена специфика ограничительных мер Европейского Союза, действующих в отношении России с 2014 года, учитывая существенное их расширение, произошедшее после 24 февраля 2022 года. Правовое регулирование Европейского Союза, устанавливающее ограничительные меры в отношении Российской Федерации, было существенно расширено и переработано после объявления Президента России о начале специальной военной операции на Украине. В результате анализа данного регулирования автор приходит к выводу, что в настоящий момент в Европейском Союзе действует гибридный санкционный режим, когда точечные санкции в отношении отдельных лиц сочетаются с всеобъемлющими ограничительными мерами в отношении ряда секторов российской экономики. В статье также проведена оценка соответствия ограничительных мер Европейского Союза современным концепциям "умных" и "точечных" санкций, которые должны, по замыслу сторонников, сократить негативные гуманитарные последствия применения ограничительных мер. Несмотря на официальные заявления Европейского Союза, в статье приводятся аргументы, позволяющие сделать вывод о том, что на практике такие «умные» и «точечные» санкции сопровождаются неизбирательными всеобъемлющими ограничениями, которые действуют не только для подсанкционных лиц, но и в принципе для любых российских лиц.
Международное право и внутригосударственное право
Койнов М.Ю., Койнов С.В. - К вопросу правового использования Интерполом статьи 3 Устава организации в контексте международного розыска лиц и взаимодействия по борьбе с преступностью c. 66-79

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.3.37054

EDN: RJHXZR

Аннотация: Предметом исследования в статьи является вопрос запрета на осуществление деятельности Интерпола по политическому, военному, религиозному или расовому характеру вмешательства (преследованию) лиц находящихся в международном розыске или причастных к мировой преступной деятельности, по основанию статьи 3 Устава международной организации уголовной полиции (Интерпол). В контексте применения данной статьи установления границ возможного вмешательства (преследования) указанных лиц, по принципам международного права. Автором проведён сравнительно-правовой анализ международных правовых актов, регулирующих положения об ограничении действий международных органов по признаку преследования политического, военного, религиозного и расового характера. Основными выводами данного исследования установления границ возможного преследования лиц находящихся в международном розыске и причастных к мировой преступности и укрывающихся от правосудия за стеной международных принципов защиты прав и свобод человека (запрета преследования по религиозным, расовым, политическим и другим характеристикам).Автором проводится классификация категорий состава преступлений, по которым применяются положения статьи 3 Устава, а также определены исключения из данной категорий по характеризующим признакам уголовного права. Основой проведённого исследования становится метод сравнительно–правового анализа нормативно правовых актов, который позволил вывести некоторые закономерности, применение международного права, защиты прав и свобод человека от общеуголовно-наказуемых признаков деяния.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.