Мировая политика - рубрика Актуальный вопрос
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Актуальный вопрос"
Актуальный вопрос
Филиппов В.Р. - Мали: битва за Уран c. 1-47

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.2.773

Аннотация: Статья описывает политические события, происходящие в Мали. Дается анализ конфликтов в стране между разными группами сил. С точки зрения международной безопасности оптимальным выходом из сложившейся ситуации представляется проведение легитимных выборов на территории всей страны, обеспечение политического и экономического суверенитета Мали в полном объеме. Восстановление экономики этого государства возможно только в том случае, если малийцы получат возможность диверсифицировать свою экономическую политику и выбирать себе партнеров, руководствуясь экономической целесообразностью, а не «особыми отношениями» с бывшей метрополией. Описаны позиции ООН и мирового сообщества по поводу конфликта. Пояснение особого статуса и значения т.н. "уранового фактора" для заинтересованных стран Запада. Сделаны выводы о том, что американцы, стремящиеся посадить в президентское кресло в Мали своего ставленника, спровоцировали военный мятеж в Бамако и добились свержения законного президента страны Амаду Тумане Туре, который стал проявлять слишком очевидную симпатию к Пекину. Застарелый конфликт между официальным Бамако и туарегами был использован Францией для сохранения контроля на урановыми рудниками Сахеля. Путч капитана Амаду Саного, в свою очередь, подтолкнул туарегов к новому восстанию и наступлению на Бамако. Ситуацию использовали исламские фундаменталисты и эмиссары «Аль-Каиды», заключившие ситуативный союз с племенными вождями туарегов. Чтобы удержать бывшую колонию в сфере своего влияния, Франция решилась на военную экспедицию в Мали.
Манойло А.В. - Стратегии "управляемого хаоса" в условиях хаотизации международных отношений: миф или реальность? c. 1-3

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.1.10750

Аннотация: Современные цветные революции являются типичным примером англосаксонского подхода к управлению международными конфликтами в системе международных отношений. В мировой политике технологии цветных революций – это один из видов современных технологий информационно-психологического управления международными конфликтами. Современные цветные революции отличаются высокой степенью технологичности и почти театральным уровнем драматургии, цель которой - выдать все происходящее за самопроизвольное и стихийное проявление воли народа, внезапно решившего вернуть себе право управлять собственной страной. Для успешной реализации цветной революции страна обязательно должна находиться в состоянии сохраняющейся или нарастающей политической нестабильности: должен присутствовать кризис власти, еще лучше, если внутри страны будут развиваться один или несколько локальных вооруженных конфликтов или страна будет втянута в один крупный международный конфликт. То есть, обязательно должен быть должен быть объект воздействия – политический конфликт в любой из фаз развития. Если власть стабильна и конфликта как такового нет – его надо сначала создать.
Ладо А.В. - Украинские события: взгляд изнутри c. 1-23

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.2.10952

Аннотация: Евромайдан в Киеве – событие с гигантским политическим резонансом, которое привлекает внимание наблюдателей России, СНГ и всего мира. Данная статья представляет собой взгляд на все происходящее, связанное с Евромайданом, изнутри, глазами киевлянина, социального психолога-аналитика и научного журналиста. В статье предпринята попытка анализа ряда экономических, политических и социально-психологических явлений и феноменов, характеризирующих последние бурные события в Киеве. Освещается геополитическое и экономическое положение Украины, предопределяющее ее пограничное, между Востоком и Западом. Украина занимает уникальное место в раскладе мировых политических сил, что делает ее той гирькой, от положения которой зависит, в какую сторону качнутся чаши весов в геополитическом противостоянии между Россией и Западом. Отмечается необходимость новых подходов в работе по налаживанию взаимопонимания между РФ и Украиной, указывается на социально-психологические просчеты российской политики по отношению к Украине и предлагаются определенные рекомендации по оптимизации культурного и социально-экономического сотрудничества между нашими странами, а также усилению влияния пророссийского вектора в украинской политике.
Манойло А.В. - Armed rebellion in Ukraine c. 1-14

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.3.11356

Аннотация: Today the attention of the world is focused on the events in Ukraine. Cruelty and uncompromising in struggle having overgrown in a time so short from separate clashes of hooligans and police in organized armed rebellion can not be ignored - street fighting in the capital of the neighboring state, where representatives of the Slavic people inextricably linked historically with the Russian people take their part, can not but disturb the public, government and the leadership of the Russian Federation. Ukrainian nationalists balancing on the edge of ramming attack put on the acting government call the events "revolution", though in fact it can be considered only as a coup, armed rebellion to seize power, well known in the present-day world under the common title "a color revolution". And it’s not just a random conclusion: in the Ukraine events we can discern signs all of us had met with in color revolutions in the CIS, Georgia, Central Asia, in the orange madness that spread over the Ukraine at the beginning of the two thousands, as well as during the recent revolutions of the Arab Spring.
Манойло А.В. - Президент Обама и его Континентальная блокада России c. 1-6

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.4.11563

Аннотация: Настоящая статья посвящена сравнительно-историческому анализу блокадной политики нынешнего президента США Мубарака (Барака) Хусейна Обамы и политики Континентальной блокады императора Наполеона Бонапарта, стремившегося таким образом подорвать военно-политическое и торгово-экономическое могущество своего главного противника – Англии. В результате применения методологии сравнительного анализа автор приходит к выводу, что российская политика президента Обамы, направленная на введение и дальнейшее ужесточение правовых и экономических санкций в отношении российского государства и его граждан из-за воссоединения Крыма с Россией, в точности повторяет политику Наполеона в отношении Англии, закончившуюся полным крахом и уничтожением Французской империи. Складывается впечатление, что президент Обама не учил истории зарубежных стран и неважно усвоил ее уроки. Иначе он бы воспользовался методом исторической аналогии, который бы подсказал, что любые попытки блокады России бессмысленны по самой своей природе, а для европейских союзников США еще и вредны.
Манойло А.В. - Цветные революции и технологии демонтажа политических режимов c. 1-19

DOI:
10.7256/2306-4226.2015.1.12614

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом следующей публикации: Манойло А.В. Цветные революции и проблемы демонтажа политических режимов в меняющемся мире // Вестник МГОУ. – 2014. - № 2. – С. 1-14. Дата ретракции 12.10.2020 г.
Настоящая статья посвящена анализу проблем, связанных с демонтажем политических режимов в современных государствах (как авторитарного, так и демократического типа) и ролью в этом процессе технологий цветных революций. Проблемы демонтажа политических режимов и связанная с ними проблематика цветных революций в современных условиях приобретают чрезвычайную остроту и актуальность. Связано это не только с тем, что события в Украине при детальном рассмотрении в точности повторяют сценарий цветных революций в Северной Африке и на Ближнем Востоке, получивших название «Арабской Весны», в частности – революции в Египте и Ливии, что указывает на очевидную неслучайность данных событий, их срежессированность и управление ими из единого центра принятия решений. Причина в том, что на смену традиционным, привычным для мирового сообщества инструментам демонтажа политических режимов приходит новое поколение более тонких инструментов внешнеполитического воздействия, сочетающих силовые методы воздействия с информационными технологиями манипулятивного управления массовым сознанием и массовым поведением широких масс гражданского населения.
Manoilo A.V. - Color revolutions and the destruction of political regimes c. 1-44

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.15311

Abstract: The article is devoted to the analysis of the process of destruction of political regimes in modern states (both authoritarian and democratic), and the role of technologies in color revolutions. The issues of destruction of political regimes and the problems of color revolutions are becoming more complicated and urgent nowadays. It is conditioned not only by the fact that the events in Ukraine, considered in detail, repeat the scenario of color revolutions in Northern Africa and the Middle East known as the Arab Spring, and particularly the revolution in Egypt which shows the absence of coincidence of these events. The reason is the fact that the traditional instruments of destruction, known to the world community, are being substituted by the new generation of more delicate instruments combining the use of force with the special modern technologies of manipulative control over the mass consciousness and mass behavior. The methodology of the research is based on the system, structural-functional, and comparative political approaches, the methods of analysis synthesis, induction, deduction, and observation. 
Манойло А.В. - Убить котенка, или технологии конфликтной мобилизации в социальных сетях c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.3.15973

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию современных технологий конфликтной мобилизации молодежи в социальных сетях. Социальные сети сегодня являются особой средой, в которой активно работают политтехнологи цветных революций, занимающиеся формированием и консолидацией протестного электората, используя для этого возможности виртуальных социальных сообществ и инструменты конструирования и изменения виртуальной реальности. Для этого специалисты по цветным революциям используют технологии конфликтной мобилизации молодежи, внедряющие им установку на борьбу с действующей властью и перенаправляющие их естественную для молодого возраста гиперактивность на участие в массовой протестной деятельности. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В статье описана и проанализирована типичная схема применения одной из таких технологий, позволяющая незаметно для сознания ее участников заместить нейтральную неполитическую повестку социальной группы на агрессивную протестную, направленную против действующей власти. Показано, что основным объектом устремлений политтехнологов цветных революций являются не группы оппозиционно настроенных людей, а изначально политически нейтральный электорат, не определившийся со своими взглядами. Автор указывает на высокую опасность таких технологий и на необходимость системного противодействия вербовочной деятельности активистов цветных революций в социальных сетях.
Манойло А.В. - «Русская весна» в Сирии c. 1-26

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17318

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию гражданской войны в Сирии, в которую страна погрузилась в результате осуществления Соединенными Штатами Америки проекта "цветных революций" и "управляемого хаоса" на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В статье подробно анализируются цели, задачи, формы и методы борьбы участников конфликта, как выступающих на стороне правительства Сирии, так и относящихся к непримиримой («Исламское государство») и «умеренной» оппозиции, различия между которыми, на самом деле, не велики. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В статье отдельной линией прописывается роль внешней политики России на сирийском направлении в борьбе с международным терроризмом в контексте непростых отношений с Соединенными Штатами, проводящими свою антитеррористическую операцию в регионе.Отмечается, что именно участие России в сирийском конфликте поставило точку в сценарии цветной революции «Арабской весны», сохранив сирийскую государственность и, как следствие, возможность народу Сирии самому выбирать свою судьбу.
Манойло А.В. - Концептуальные и организационные основы противодействия цветным революциями в российской Федерации и на постсоветском пространстве c. 1-5

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.1.17782

Аннотация: Настоящая статья посвящена разработке концепции создания в Российской Федерации общегосударственной системы противодействия цветным революциям и попыткам организации «цветных» государственных переворотов – как внутри страны, так и за рубежом, на пространстве СНГ, Евразийского и Таможенного союзов. Цель настоящего исследования – определить организационно-функциональную структуру центра мониторинга, профилактики и противодействия цветным революциям в Российской Федерации и на Евразийском пространстве, цели, задачи и основные направления деятельности. Объект исследования – цветные революции, в том числе – формы, методы и технологии организации «цветных» государственных переворотов. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Концепция создания центра противодействия цветным революциям разрабатывается в соответствии с новой редакцией Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537), в которой угроза цветных революций поставлена в разряд приоритетных угроз национальной безопасности Российской Федерации. В число основных направлений деятельности центра должны войти мониторинг признаков подготовки цветных революций, система профилактики цветных революций, система раннего обнаружения и быстрого реагирования на цветные революции, попытки их организации, а также полноценная постоянно действующая система борьбы с цветными революциями, включающая в себя широкий спектр методов, общих и специальных. Автор обращает внимание на то, что угроза цветной революции сегодня становится особенно актуальна не только в России, где замечена активизация в этом направлении деятельности западных представительств и внесистемной оппозиции, но и в Сирии, где Россия совместно с вооруженными силами САР проводит контртеррористическую операцию - в связи с наметившимся процессом мирного урегулирования конфликта и подготовкой к общенациональным выборам, результаты которых всегда использовались технологами цветных революций в качестве повода для массовых протестных акций.
Вертяев К.В. - "Конгломератный национализм" как идеологический базис становления курдской автономии в Сирии. c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21401

Аннотация: В статье рассматриваются исторически предпосылки для становления в Сирийском Курдистане основ «конгломератного национализма» местных политических элит, как формы самоопределения сирийских курдов в виде Федерации Северной Сирии (бывш. самопровозглашенная «республика Рожава»), представляющих собой союз сообществ кантонного типа в виде автономии в составе федеративной Сирии. Концепция демократического конфедерализма, как формы самоопределения курдов Сирии в составе федеративного сирийского государства, является определяющей в политической программе Партии "Демократический союз" (Сирия), представляющей, в основном, интересы курдов Сирии, но выступающей с позиций интернационализма и отрицания идеи национального государства, как формы самоопределения курдов в нынешних исторических условиях. В качестве методологической основы рассматривается концепция демократического конфедерализма, как национализма конгломератного типа, что выражается в существовании общества в рамках максимального уважения к культурной автономии этнических и конфессиональных групп, которые совместно выступают в качестве нацио-образующих субъектов, претендующих на суверенитет или независимость. В статье проводятся параллели «конгломератного национализма» сирийских курдов (Федерация Северной Сирии, провозглашенная 16 марта 2016 г.), как явления, с кантонной системой Швейцарской Конфедерации, где итоговая национальная идентичность формировалась совокупностью входящих в нее национальностей и религиозных групп, организованных в виде формально независимых кантонов.
Аватков В.А., Баранчиков А.А. - «Бесшумная революция» Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.24470

Аннотация: В статье анализируются реформы "бесшумной революции" лидера Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана, которые проводились им с 2002 года. Рассматриваются как внутренние, так и внешнеполитические преобразования. Автором проводится параллель между президентом Эрдоганом и отцом турецкой нации Мустафой Кемалем, указывается на схожесть риторики двух лидеров. Подчеркивается важность революционности как главного пункта реформ, с помощью которых президенту Турции удалось сконцентрировать всю полноту власти в своих руках. Анализ реформ Эрдогана и Ататюрка проводится в рамках системного подхода, в результате которого удается сформировать полную картину проведенных изменений и связей между ними. Новизна исследования заключается в сравнении двух турецких лидеров - Реджепа Эрдогана и Мустафы Кемаля - через проводимые ими преобразования и используемую риторику. Автор приходит к выводу, что Эрдоган проводит четкую параллель между реформами первого турецкого президента и собственными преобразованиями, благодаря которой турецкий президент хочет сформировать положительный образ реформ Партии справедливости и развития.
Ерохов И.А. - Постглобализация и политическая архаизация в России. c. 1-25

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.33335

Аннотация: Статья посвящена политико-философскому осмыслению проблемы мировой дезинтеграции — главной характеристики современного этапа международных отношений, который автор работы предлагает обозначать термином «постглобализация». В статье обосновывается гипотеза о завершении глобализации и наступлении постглобального периода в мировых отношениях. В статье также раскрывается тезис об архаизации политики в современной России как реакции на начало постглобализации. Работа снабжена методологическим параграфом, в котором излагается концепция двух типичных форм реакции на постглобальные изменения в мировых отношениях. Данная теория служит методологическим обоснованием для прикладного анализа и вывода о том, что архаизация политики превратила Россию из глобальной державы в страну, имеющую прежде всего региональное значение. В широком историческом смысле архаизация российской политики свидетельствует о том, что на пространстве бывшего СССР закончился переходный постсоветский период. Глобализация, понимаемая как всемирный интеграционный процесс, завершилась. В международной политике и экономике на смену стратегиям объединений и унификаций пришла центробежная идеология дезинтеграции и сепарации, которая выражается в резкой самоизоляции стран и начале нового «огораживания» национальных социально-экономических систем. На сложившуюся международную ситуацию Россия «ответила» архаизацией политики как внешней, так и внутренней. Этот путь является стратегически ошибочным и свидетельствует о деградации политики страны. Неверная политическая реакция на постглобализацию уже привела к тому, что Россия была вытеснена из топа влиятельных государств на уровень регионально-значимых стран, чье влияние наиболее заметно в пределах региона своего расположения. Взятые за основу предметы исследования – постглобализация и архаизация российской политики – практически не освещены в отечественной и мировой литературе. Вместе с тем указанные проблемы представляются актуальными, поскольку в работе делается вывод о неготовности России к наступлению постглобальной эпохи.
Яник А.А. - Адаптивные методы управления на примере иммиграционной политики КНР в период пандемии COVID-19 c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.4.34542

Аннотация: В статье представлены результаты анализа динамики иммиграционного регулирования в КНР в период с января по ноябрь 2020 года в контексте событий пандемии COVID-19. Сравнительное исследование перемен в эпидемиологической ситуации и иммиграционном режиме позволяет рассматривать на конкретном примере опыт масштабного использования принципов адаптивного (adaptive) и гибкого (Agile) управления в условиях глобальной неопределенности и быстрой изменчивости ситуации, а также выявить значимые факторы, влияющие на иммиграционную политику Китая. Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы и приемы исследования: наблюдение, описание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнительные и другие подходы   Результаты case-study показали, что иммиграционная политика КНР в наблюдаемый период была вынуждена балансировать между необходимостью исключить возможности для завоза случаев COVID-19 и важностью поддержания и развития внешнеэкономических связей в условиях ограничения трансграничной мобильности. В то же время, китайский случай свидетельствует, что в условиях тотальной неопределенности принципы адаптивной политики со сложными процедурами гармонизации противоречивых интересов всё чаще заменяются технологиями гибкого менеджмента, что фактически означает переход на государственном уровне к управлению методом проб и ошибок. Очевидно, что завершение пандемии поставит на повестку дня вопрос об оценке опыта адаптивного и гибкого управления, для чего должны быть разработаны соответствующие научные инструменты.
Коттье Р., Майует М. - Западная Сахара: глубокие разногласия по поводу урегулирования c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.2.37998

Аннотация: Конфликт в Западной Сахаре длится уже тридцать пятый год, и ни одна из сторон не одержала победу. Участники конфликта находятся в логике "все или ничего" относительно исхода этого конфликта: Марокко проповедует автономию Сахары в составе королевства, а алжирцы и сахарцы из Фронта Полисарио продолжают делать автономию основным принципом. Однако в отсутствие явной победы одного из участников политическое решение обязательно будет включать компромисс, отражающий баланс сил. Стремясь умиротворить и развить регион, который может стать убежищем для Аль-Каиды в исламском Магрибе, Вашингтон, Париж и Мадрид могли бы поддержать нового представителя Генерального секретаря в поисках решения, которое могло бы удовлетворить все стороны, придав этому результату аспекты компромисса. Тем не менее, им придется принимать во внимание как сахарцев в целом, так и геостратегический баланс региона. Западная Сахара была спорным регионом уже более 40 лет. В этой статье рассматриваются проблемы деколонизации и межэтнические конфликты. Этот конфликт концентрирует в одном месте противодействие нескольких геополитических блоков. С одной стороны, он выступает против двух региональных держав: Марокко и Алжира. С другой стороны, он противостоит двум блокам, состоящим из Марокко и западных стран, против Алжира, традиционного союзника России, и крупных африканских стран, таких как Нигерия. В данной статье высветит неадекватность международных организаций. Вопрос стабилизации положения в Западной Сахаре сегодня еще более важен в контексте исламского терроризма в Сахеле. Терроризм распространяется в нестабильных с экономической и политической точек зрения странах. Вопрос о независимости Западной Сахары или ее интеграции в качестве автономной территории в составе Марокко должен быть решен до того, как терроризм вмешается в дела Сахары.
Бочарников И.В. - Украинский кризис как элемент пояса стратегического окружения России c. 7-32

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.4.11617

Аннотация: Украинский кризис, развязка которого, по всей видимости, еще не наступила, стал кульминацией нарастания противоречий между Россией и странами западного сообщества. Политика сдерживания, окружения, ослабления России, насчитывающая не одно столетие, в начале XXI века достигла своего апогея. События на Майдане в столице Украины г. Киеве в этом плане сыграли роль точки бифуркации, определившие открыто конфронтационный характер, прежде всего, российско-американских отношений, а с учетом фактического протектората США над Европой, и российско-европейских. Более чем очевидно, что ни США, ни НАТО, ни тем более Евросоюзу Украина не нужна сама по себе с ее поляризованным сорока миллионным населением, стагнирующей экономикой и запредельным уровнем коррупции, не укладывающейся ни в какие индексы. Тем более, они не заинтересованы в продвижении в этой стране каких-либо демократических ценностей, предполагающих безусловное обеспечение прав человека.
Данюк Н.С. - Российско-германские отношения в контексте украинского кризиса 2013-2015 г.г. c. 9-23

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.2.22874

Аннотация: В работе объектом исследования стали российско-германские отношения. В статье автор проводит анализ динамики российско-германских отношений в период украинского кризиса в 2013-2015 гг. Украинский кризис привел к беспрецедентному охлаждению отношений между Москвой и Берлином с момента окончания «Холодной войны». Страны придерживаются диаметрально противоположных подходов по вопросу урегулирования ситуации на Украине. Внешняя политика Германии в отношении России стала полностью соответствовать единому подходу Запада, заключающегося в оказании давления на Россию с помощью экономических санкций. В качестве методологической основы исследования, помимо общенаучных методов и приемов использовался комплексный подход с привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении российско – германских отношений в контексте украинского кризиса, с учетом того, что отношения между Россией и Германией носят стратегический характер для обоих государств. Основным выводом проведенного исследования является констатация разности политических позиций России и Германии в отношении украинского кризиса, которая негативно отражается как на уровне политических коммуникаций, так и на экономической кооперации.
Урсул А.Д. - От глобального развития к глобальному миру c. 10-20

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.4.28334

Аннотация: Становление глобального мира находит своё отражение и обсуждение в науке, формируя новое направление - глобальные исследования. Однако ряд ключевых терминов, о которых далее идёт речь, здесь почти не разработаны, несмотря на их широкое употребление в публикациях, поэтому в статье особое внимание уделяется проблеме определения понятия глобального развития и глобального мира в их широком и узком смыслах. Кроме того, глобальное направление науки ещё слабо воспринимает исследования устойчивого развития в его глобальном измерении и важно соединить упомянутые сферы исследований в контексте достижения глобального мира. Используется комплекс общенаучных методов, включающий концептуальное моделирование, глобальный, междисциплинарный и системный подходы, историко-эволюционный подход, гuпотетuко-дедуктuвный метод, прогнозирование и другие методы исследования будущего. Автор показывает, что глобальный мир формируется как под влиянием деятельности человека, так и природных факторов – глобальных процессов и ограничений. На пути его формирования необходимо разрешить основное социоприродное противоречие, состоящее в том, что непрерывно возрастающие потребности человечества всё меньше стали удовлетворяться биосферой планеты, приводя к пределам глобального развития и угрожая общепланетарной катастрофой. Поэтому важно, чтобы глобальное развитие, которое должно разрешить это противоречие, оказалось бы устойчивым развитием, на переход к которому уже ориентируется мировое сообщество. В результате под глобальным миром предлагается понимать зрелую форму глобального развития и социоприродного взаимодействия, достигаемую в будущем через переход к глобальной устойчивости.
Манойло А.В. - Эволюция моделей выработки политических решений в Российской Федерации c. 12-16

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.2.17454

Аннотация: В настоящей статье раскрывается эволюционный процесс формирования моделей выработки и принятия политических решений в Российской Федерации на национально-государственном уровне. Автор отмечает, что за период новейшей истории России (начиная с момента образования Российской Федерации в 1991 году) в стране последовательно сменилось три модели выработки и принятия управленческих решений: полицентрическую, вертикально-централизованную и комбинированную. Последняя из указанных моделей - комбинированная - действует в Российской Федерации в настоящее время. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Каждая из указанных в статье моделей выработки и принятия политических решений (полицентрическая, вертикально-централизованная и комбинированная) соответствовала социально-политической формации российского государства на определенных этапах его развития и уступала место следующей модели под влиянием коренных изменений в политической жизни российского общества, которые влекли за собой существенные изменения политической системы и политического режима в Российской Федерации. В совокупности все три модели представляют собой этапы одного и того же эволюционного процесса, экстраполяция которого позволяет прогнозировать те изменения, которые ждут действующую сегодня в Российской Федерации комбинированную модель выработки и принятия политических решений в будущем.
Боровкова М.И. - Борьба США с "Исламским государством"* в Сирии при администрации Д. Трампа: 2017 – 2019 гг. c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.2.29463

Аннотация: В статье рассматривается борьба США с "Исламским государством" (ИГ) в Сирии в 2017 -2019 гг. при администрации Д.Трампа, анализируются основные решения действующего президента США по этому вопросу, включающие продолжение кампании международной антиигиловской коалиции, сотрудничество с курдскими формированиями и намерение вывести основной воинский контингент после военного уничтожения "халифата". Прошедшие два года президентства Трампа дают возможность проанализировать его подход к борьбе с ИГ и основные результаты в ликвидации джихадистской угрозы в Сирии. При проведении исследования применялись системный подход, метод моделирования, картографический и сравнительный методы, акторно-факторный, системный и уровневый анализы. Новизна исследования заключается в своевременном анализе подхода нынешней американской администрации к актуальной проблеме борьбы с ИГ и радикальной угрозой в Сирии и представление основных результатов данного подхода на текущий момент времени, что делает работу актуальной. Основные выводы проведенного исследования: Д.Трампу, во многом продолжая курс своего предшественника, удалось добиться военного разгрома игиловского "халифата", однако угроза со стороны ИГ сохраняется и остается долгосрочной; Вашингтон не смог развязать узел проблемы, связанной с его одновременным сотрудничеством с Турцией и курдскими силами, воспринимаемыми друг другом как почти экзистенциальная угроза; неожиданные и скорые решения Д.Трампа застают врасплох американских союзников и для некоторых из них увеличивают уровень угрозы.
Карякин В.В. - Актуальные проблемы российской политической науки и пути их решения c. 13-22

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.3.16126

Аннотация: Объект исследования - российская политическая наука (политология) на современном этапе ее развития. Предмет исследования - актуальные проблемы развития российской политической науки и ее экспертно-аналитического обеспечения. Цель - выявить и конкретизировать проблемы развития российской политической науки на современном этапе и наметить пути их решения. В статье рассмотрены актуальные проблемы российской политологии и аналитической деятельности. Показано, что эти проблемы связаны с привязанностью аналитических центров к корпоративным интересам своих заказчиков. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Сделан вывод о том, что для обеспечения качественного анализа и прогнозирования развития социально-политической обстановки в стране и в мире требуется внедрение новых технологий исследования, основанных на представлении социально-политических и международных систем как нелинейных объектов, функционирующих в условиях детерминированного хаоса и высокой динамики социальной энтропии. В работе обсуждаются организационные подходы к построению системы аналитических центров с учётом зарубежного опыта.
Poungchingngam K. - Political cooperation between Thailand and Russia: current trends and problems
c. 16-33

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.2.35690

Abstract: The author studies such aspects of the topic as political cooperation between Thailand and Russia from 2014 till present. The concepts of national interests, the balance of power and neoliberalism are used as the analytical framework of the study. The current bilateral cooperation has positive dynamics in the political field which is demonstrated by the visits of the heads of government since 2015. These visits have led to the development of cooperation for the both countries in all aspects and dimensions. However, the political leverage hasn’t achieved the optimum level, and the cooperation between the two states faces particular problems. The author outlines some of them: first of all, political instability in Thailand affects cooperation. Several transformations in the government of Thailand, which had taken place from 2006 till 2014, as well as domestic problems caused by the coup, have affected the foreign policy of the country. The author arrives at the conclusion that the main factors, influencing Thailand-Russia relations, are the political and diplomatic mechanisms. High-level visits and bilateral discussions help deepen and strengthen the connections between the two states. Nevertheless, these relations will not progress if Thailand fails to solve its domestic problems.   
Осипов Е.А. - Радикализация французских правых. От провала европейской конституции и «манифестации для всех» до Эрика Земмура c. 21-28

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.36991

Аннотация: В статье на основе новейшей французской научной литературы, прессы и аналитических исследований французских общественных организаций рассматривается эволюция процесса поляризации французской политической жизни и радикализации правого спектра, где умеренные идеи постепенно уступают место праворадикальным. Провал референдума по европейской конституции в 2005 г., легализация однополых браков французским парламентом в 2013 г., победа Франсуа Фийона на «праймериз» правых и центра в 2016 г. – важные элементы в процессе радикализации французских правых. Особое внимание в статье уделяется идеям Эрика Земмура и его роли в сегодняшней политической системе Пятой республики.   Земмур намеренно ставит вопрос сохранения национальной и религиозной идентичности Франции и проблему распространения ислама в стране в центр политической дискуссии, добавляя именно тему "исламофобии" к традиционной для Марин Ле Пен "арабофобии" и стремясь сделать из противостояния умеренных и радикальных идей новый стержень политической жизни Франции, как это было с борьбой правых и левых политических сил до 2017 г. Земмур не имеет шансов на победу на президентских выборах 2022 г., да и само его участие в них до сих пор вызывает сомнения, однако популярность его идей может привести к тому, что итогом выборов 2022 г. станет формирование нового полюса французской политики – идентитарного, консервативного и католического.
Пашковская И.Г. - Первый этап формирования взаимоотношений между Евросоюзом и НАТО в военно-политической сфере в период с 1999 года по 2015 год c. 22-31

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.25088

Аннотация: Предметом исследования является первый этап установления взаимодействия Евросоюза и НАТО в военно-политической сфере (1999-2015 годы), который заключался в совершении обеими организациями целого ряда шагов навстречу друг другу для обеспечения европейской безопасности в интересах государств-членов ЕС и государств-членов НАТО. Объектом исследования являются документы руководящих органов Евросоюза и НАТО, в которых обе организации излагают свои позиции относительно целесообразности совместной деятельности в области безопасности и обороны. Особое внимание в статье уделяется эволюции отношения Евросоюза к обеспечению безопасности и обороны государств-членов ЕС. В целях проведения глубокого исследования и получения максимально полных и объективных выводов в основу труда положены исторический, логический, сравнительный и аналитический методы научного познания действительности и методология системного анализа. Основным выводом проведенного исследования является то, что в результате предпринятых Евросоюзом и НАТО мер по взаимнозаинтересованному сближению организации пришли к установлению стратегического партнерства между Евросоюзом и НАТО. Особым вкладом автора в исследование темы является выявление того, что в результате установления стратегического партнерства НАТО предоставила Евросоюзу гарантированный доступ к военному потенциалу НАТО, в первую очередь для проведения операций кризисного управления, в которых НАТО в целом не участвует. Новизна исследования заключается в том, что выявлена мотивация сближения Евросоюза и НАТО в военно-политической сфере.
Яникеева И.О. - Перспективные направления развития и углубления международного взаимодействия по проблематике международной информационной безопасности c. 23-34

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.1.37532

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению сущестующих перспектив заключить обязывающее киберсоглашение по широкому спектру вопросов международной информационной безопасности (МИБ) в условиях дефицита доверия между государствами и стремления ряда стран использовать свои технологические преимущества для доминирования в цифровой среде. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как потенциал совместного противодействия государств угрозам в цифровой среде посредством принятия мер по укреплению доверия и создания системы контроля над кибервооружениями. Особое внимание уделяется рассмотрению возражений против международного обязывающего киберсоглашения. Автором анализируются преимущества и недостатки согласования мер по укреплению доверия и создания системы контроля над кибервооружениями.   Основной вывод проведенного исследования – большинство возражений против международного обязывающего киберсоглашения, включая проблемы быстрых технологических изменений, терпят неудачу при более внимательном рассмотрении. Особым вкладом автора в исследование темы является применение метода анализа кейсов для выявления соглашений, подходящих для разработки киберсоглашения по таким параметрам, в частности, как заключение соглашения, несмотря на существование проблемы атрибуции и высокой скорости технологических изменений и заключение соглашения вопреки утверждениям, что слишком рано подписывать международный договор, регулирующий действия в той или иной среде, пока новые технологии не использовались достаточное количество времени. Новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа возможностей заключения киберсоглашения, создания системы контроля над кибервооружениями, что позволяет в дальнейшем сформулировать предложения по преодолению противоречий и заключению глобального комплексного киберсоглашения, созданию глобальной системы контроля над кибервооружениями.
Манойло А.В. - Вооруженный мятеж в Украине может стать для России последним тревожным звонком c. 24-37

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.2.11137

Аннотация: Сегодня внимание всего мира приковано к событиям в Украине. Жестокость и непримиримость борьбы, за считанные дни переросшей из отдельных столкновений хулиганов и полиции в организованный вооруженный мятеж, не может не оставаться без внимания – уличные бои в столице соседнего государства, в котором участвуют представители славянского народа, неразрывно связанного общей культурой и исторической судьбой с русским народом, не может не тревожить российскую общественность, правительство и руководство Российской Федерации. Украинские националисты, идущие на острите таранного удара, нанесенного действующей власти, называют эти события «революцией», хотя на самом деле это можно рассматривать исключительно как государственный переворот, вооруженный мятеж с целью захвата власти, известный в современном мире под общим названием «цветная революция». Этот вывод далеко не случаен: в событиях в Украине угадываются признаки, которые всем нам хорошо знакомы по цветным революциям на пространстве СНГ, в Грузии, в Центральной Азии, в оранжевом безумии, охватившем Украину в начале двухтысячных годов, а также в недавних революциях Арабской Весны.
Рустамова Л.Р. - Реформирование бундесвера и будущее миротворчества ФРГ c. 29-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.36992

Аннотация: Реформирование бундесвера находится в фокусе внимания российских и зарубежных исследований с самого момента объединения страны, когда впервые Германия заговорила о том, что перед ней стоит большая ответственность за мир и политическую стабильность. Перед армией Германии стояла задача не только перевооружения, оптимизации военного персонала, но и концептуализация ее новой роли в мире и расширения присутствия за рубежом в целях урегулирования конфликтов. Однако за последние годы изучение проблем развития и реформирования Бундесвера приобрело особую актуальность, в виду того, что немецкий бундесвер сталкивается с необходимостью борьбы с новыми вызовами и угрозами в том числе и невоенного характера. Реформы немецкой армии, которые нашли отражение в последних документах, принятых с целью обоснования более широкого применения бундесвера за рубежом, отражают стремление политического руководства сделать ее более эффективным инструментом защиты ФРГ от угроз гибридного типа, а также принятия превентивных мер по предотвращению конфликтов в мире, оказывающих влияние на безопасность ФРГ. Цель данной статьи проанализировать реформы Бундесвера и их влияние на характер миротворческой деятельности Германии. Исследование опирается на дискурс-анализ и анализ основных документов, определяющих направления модернизации немецкой армии, а также документов, регулирующих непосредственно миротворческую деятельность, официальных докладов министерства обороны, доступных из материалов прессы данных о состоянии и проблемах вооружённых сил. Новизна исследования состоит в том, что реформа бундесвера рассматривается в тесной взаимосвязи с ее миротворческим профилем, как основной сферой задействования немецкой армии. На основе анализа самых последних документов, регламентирующих ее деятельность, делается вывод о том, что реформирование нацелено на расширение миротворческой деятельности, а операции по принуждению к миру рассматриваются как крайнее средство.
Рустамова Л.Р. - Публичная дипломатия России в урегулировании конфликта в Сирии c. 33-37

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.1.25576

Аннотация: Статья посвящена участию России в урегулировании конфликта в Сирии по линии публичной дипломатии. Целью исследования является определение эффективности методов публичной дипломатии в улучшении имиджа России как основной миротворческой силы в сирийском конфликте в условиях сформировавшегося негативного информационного фона в связи с недавними событиями на Украине. Автор исследует направления взаимодействия российских ведомств и других стран, участвующих в урегулировании конфликта, в частности оказание гуманитарной помощи и налаживание межконфессионального диалога. Также анализируется освещение гуманитарных операций и участия России в урегулировании конфликта как российскими военными структурами и СМИ, так и западными СМИ. Методологическую основу исследования составили системный подход, а также общенаучные и частнонаучные методы, в том числе анализ, синтез, сравнение, исторический метод. Анализируя гуманитарную деятельность основных российских институтов публичной дипломатии, их усилия по кооперации с западными военными, автор приходит к выводу, что в целом они освещаются западными СМИ, которые служат основным источником информации для зарубежной аудитории, в негативном свете, и России пока не удалось достичь значительных улучшений своего имиджа посредством военной кампании в Сирии, однако сопровождение военных операций России гражданскими проектами по восстановлению сирийской инфраструктуры, культурными мероприятиями имело значение в части обеспечения признания успеха внешней политики России в Сирии.
Пашковская И.Г. - Юбилей внешней политики Европейского Союза в регионе Черного моря: 10 лет Черноморской синергии c. 34-52

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.23151

Аннотация: Предметом исследования является 10-летний юбилей политики Евросоюза Черноморская синергия. Объектом исследования является деятельность Евросоюза в Черноморском регионе после присоединения Болгарии и Румынии к Евросоюзу в 2007 году и выдвижения вследствие этого юго-восточной границы Евросоюза к Черному морю. Автор подробно рассматривает итоги исполнения институтами Евросоюза в течение десятилетнего периода политики Черноморской синергии, основные положения которой изложены в Сообщении Еврокомиссии Совету ЕС и Европарламенту Синергия Черного моря – новая инициатива регионального сотрудничества. Особое внимание в статье уделяется изучению документов институтов Евросоюза: Европарламента и Еврокомиссии, содержащих конкретные сведения об успехах и неудачах исполнения политики Черноморской синергии. В целях проведения глубокого исследования и получения максимально полных и объективных выводов в основу труда положены исторический, логический, сравнительный и аналитический методы научного познания действительности, а также методологии системного анализа, структурно-функционального анализа, моделирования и прогнозирования. Основным выводом проведенного исследования является то, что отсутствие существенных итоги первых десяти лет исполнения Черноморской синергии объясняется рядом причин: не установлено разграничение между политикой Черноморской синергии и политикой Восточного партнерства; не предусмотрен и, соответственно, не сформирован специальный орган, ответственный за исполнение политики Черноморской синергии; небольшой штат сотрудников Еврокомиссии, исполняющих политику Черноморская синергия по сравнению со штатом сотрудников Еврокомиссии, исполняющих политику Восточное партнерство; переоценены возможности трех государств-членов ЕС: Болгарии, Греции и Румынии – создать энергетическое, транспортное и экологическое секторальные партнерства Черноморской синергии; в круг стран, на которые направлена политика Черноморской синергии, включены два крупнейших черноморских государства: Россия и Турция, которые противодействуют распространению влияния Евросоюза в Черноморском регионе и не содействуют исполнению Еврокомиссией политики Черноморской синергии; небольшой объем финансирования политики Черноморской синергии; уклонение ведущих международных финансовых институтов от инвестирования проектов Черноморской синергии. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что статья представляет собой целостное, объединенное единым замыслом инновационное исследование, выводы которого имеют большое практическое значение для формирования политики России в отношении черноморских новых независимых государств, государств-членов ЕС и Евросоюза в целом в Черноморском регионе. Новизна исследования заключается в выявлении недостатков и пробелов в политике Черноморской синергии, которые Евросоюзу необходимо устранить для достижения политикой Черноморской синергией значительных успехов.
Вардан К. - Причины провала турецкой модели по урегулированию конфликтов в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии в 2008 году (“Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе») c. 35-44

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26411

Аннотация: Объектом исследования является анализ причин неудачи “Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе”. Несмотря на ряд субъективных и объективных причин, которые повлияли на воплощение в жизнь турецкой инициативы, отдельную роль нужно отвести роли двухсторонних отношений Турции со странами Южного Кавказа и с Россией. Исследование позволит понять важность вышеупомянутого фактора в провале турецких инициатив по обеспечению мира и выявить основные причины недоверия стран к региональной политике Анкары. Для изучения выше поставленных объектов научное исследование опиралось на принципы историзма и научной объективности. В ходе исследования использовался метод сравнительного анализа исторических событий, которые повлияли на тему научной работы. Новизна научной работы заключается в выявлении влияния двухсторонний отношений между Турцией и странами вовлеченные в новую модель региональной безопасности. Исследование также даст возможность подчеркнуть ожидания и опасение стран Южного Кавказа, Турции и России от “Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе”.
Чмырева В.А. - Международное присутствие на Украине в контексте треугольника «Украина-Турция-Россия» c. 35-47

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.1.37419

Аннотация: Предметом исследования являются особенности внешнеполитического развития Украины на современном этапе в контексте треугольника «Украина-Турция-Россия». В работе показано, что в настоящее время Украина является зоной растущего международного присутствия: вовлечение в регион широкого круга участников в лице международных государственных и негосударственных акторов, фактическая интернационализация украинской транспортно-логистической системы и портовой инфраструктуры, укрепление государственного суверенитета и повышение обороноспособности страны за счет реализации обширных программ финансовой поддержки со стороны западных партнеров – свидетельства системных и долговременных процессов, который напрямую затрагивают интересы РФ. Изучается роль турецкого фактора на Украине сквозь призму турецко-украинских отношений и украинской евроатлантической интеграции. Показан баланс отношений Турции с Украиной и Россией. Дается анализ возможностей турецкой медиации в деэскалации отношений по линии Россия-Украина и Россия-НАТО. Актуальность темы исследования определяется современной напряженной международной обстановкой и военно-политической эскалацией в регионе. Источниковая база работы включает нормативно-законодательные акты, источники нормативно-отчетного и информационного характера, публицистические источники. Научная новизна статьи заключается в привлечении корпуса новейших источников, оригинальном ракурсе исследования и теоретико-методологическом подходе. В результате проведенного анализа и на основе актуальной фактологической информации автор делает вывод о том, что несмотря на активную поддержку Киева в вопросе территориальной целостности Украины и рост военно-технического сотрудничества между странами, Турция не заинтересована в украинско-российской конфронтации. Военная эскалация создаст для Турецкой Республики риски прямого вовлечения в конфликтные отношения по линии НАТО-РФ и лишит возможности стать «независимым центром» политического влияния в регионе. При этом подчеркивается, что турецкая медиация и интернационализация украинского вопроса могут способствовать деэскалации напряженности и укреплению внешнеполитических позиций РФ.
Габриелян А.М. - Мировые тренды и вызовы системе высшего образования: матрица эффективной политики реформ университета c. 37-46

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.22049

Аннотация: Целью статьи является разработка матрицы политики реформирования системы университетского образования с учетом мировых трендов в этой сфере. Объектом исследования является система университетского образования, в свою очередь предметом - политика реформирования системы университетского образования в контексте мировых трендов и вызовов. Статья ставит перед собой следующие задачи: - изучить международный политический, экономический, социальний, гуманитарный, культурный измерения государственных реформ в сфере университетского образования; - выявить основные тренды их развития; - построить матрицу политики реформы университетов; - в качестве практических результатов исследования дать рекомендации относительно дальнейшего государственного реформирования университетского образования, в том числе и для России. Методологией исследования является институциональный подход. Методы исследования активно используемые в статье следующие: сравнительный; функциональный; системный; анализ документов. В ходе исследования впервые выявлены вызовы современной системе университетского образования и ответы на них в новой социальной и образовательной парадигме; сравнительный анализ различных систем университетского образования дал возможность выявить мировые тренды реформирования данной системы; сформулирована система теоретических положений, которые, с одной стороны, являются ответами на вызовы времени, а, с другой, становятся конституирующими признаками, как политики реформ, так и самого современного университета. В работе построена неформальная матрица политики реформирования системы университетского образования, которую можно рассматривать как систему практических рекомендаций для эффективной модернизации университетского образования, как в России, так и в странах, которые поставили перед собой такую важнейшую задачу.
Филипович А. - Влияние крайне правых в Швеции на процесс евроинтеграции c. 46-60

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.4.31010

Аннотация: Целью данного исследования является изучение влияния Шведских демократов на процесс европейской интеграции Швеции. Здесь необходимо обратить внимание на такие аспекты, как история партии, идеология, мировоззрение, политика, электоральный успех, а также потенциальные причины роста ее поддержки среди шведского электората за последнее десятилетие. Анализируя политические документы Шведских демократов, можно лучше понять их точку зрения, как они видят проблемы, с которыми сталкивается Швеция, и как они понимают будущий курс, который Швеция должна взять на себя по вопросам дальнейшей интеграции в ЕС и иммиграции, а также по вопросам региональных и международных отношений. Методология, используемая в данном исследовании, состоит из контент-анализа, который использовался при изучении официальных документов Шведских демократов и сравнительного анализа, который использовался при рассмотрении политических и избирательных программ партии, а также результатов выборов. Можно сделать вывод, что до тех пор, пока Шведские демократы не войдут в правительственную коалицию, Швеция не будет испытывать радикальных изменений в своей европейской интеграции или внешней политике. Но, важно отметить что основные партии Швеции и интеллектуальная элита медленно пересматривают свои позиции по некоторым вопросам, таким как иммиграция, главным образом благодаря громкому антииммиграционному посланию, которое было распространено Шведскими демократами как в парламенте, так и в средствах массовой информации.
Хлопов О.А. - Военно-политическая стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе: китайский фактор c. 47-59

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.3.30912

Аннотация: Предметом исследования являются американо-китайские отношения в области безопасности. Объектом исследования выступают особенности, современное состояние, тенденции и перспективы развития американской стратегии относительно увеличивающегося и расширяющегося военно-стратегического влияния Китая на динамику процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Автор подробно рассматривает содержание американо-китайских проблем, степень конфликтности и противоречий в области военной безопасности в тихоокеанском регионе. Особое внимание уделяется анализу эволюции двухсторонних отношений в области военной политики и военно-политических доктрин США и КНР. Теоретико-методологической основой исследования является парадигма политического неореализма, основополагающие принципы которой исходят из того, что акторами международных отношений выступают суверенные государства, а мировая политика и международные отношения трактуются с точки зрения их системности. Основным методом анализа является системный подход. Для раскрытия современного содержания американо-китайских военно-политических отношений применяются сравнительный и исторический методы исследования. Основными выводами проведенного исследования являются утверждение о том, что США стараются не допустить ревизии сложившегося в регионе порядка ввиду возвышения Китая и усиления его влияния, путем сохранения и расширения военных альянсов, вовлечения КНР в систему военного сотрудничества. На фоне существующих экономических и военно-политических противоречий, и разного понимания будущего мироустройства, политики обеих стран стараются избегать прямых военных конфликтов на основе поддержания баланса сил и неизбежной стратегической конкуренции в тихоокеанском регионе.
Манойло А.В. - "Сирийский вопрос" Башара Асада c. 48-67

DOI:
10.7256/2306-4226.2013.2.8798

Аннотация: В статье представлены результаты анализа возможных причин системного сбоя в реализации технологий цветных революций («Арабской весны») в Сирии. Подробно исследуются основные различия сценариев цветных революций в Ливии и Сирии. Рассматриваются основные внешнеполитические поводы, создаваемые западными странами для оправдания внешнего военного вмешательства в сирийский конфликт. Сегодня уже очень многие исследователи говорят о революциях Арабской Весны, внезапно – в конце 2010 года – охвативших всю Северную Африку и практически весь Ближний Восток. В результате этого взрыва довольно стабильный и внешне мало изменчивый арабский мир рухнул и погрузился в пучину хаоса, мятежей и гражданских войн. Многочисленные признаки и следы применения указанных технологий позволяют утверждать, что революционные события в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, Бахрейне и других арабских государствах носили явно не спонтанный характер и были прямым результатом внешнего политического управления. Спустя два года после начала первых цветных революций «Арабской весны» подводятся краткие итоги того, к чему они привели политическую ситуацию в регионе.
Семенюк А.В. - Роль Миссии ООН по поддержке в Ливии в подготовке Ливийского политического соглашения c. 54-71

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21195

Аннотация: Объектом исследования статьи является деятельность Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ). Предметом исследования является роль МООНПЛ и ее руководителя, Специального представителя Генерального Секретаря ООН в Ливии, в организации межливийских переговоров и политическом урегулировании вооруженного конфликта в Ливии 2014-2015 гг. Особе внимание уделяется изучению динамики переговорного процесса и влияния различных факторов на успешность переговоров. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как влияние различных факторов на переговорный процесс в Ливии, роль ООН в организации переговорного процесса, этапы переговоров, а также их влияние на политический процесс в Ливии. Основным методом исследования являлся принцип историзма для выявления динамики переговорного процесса в Ливии, а также выявление причинно-следственных связей при выдвижении различных условий противоборствующими сторонами в конфликте. Научная новизна исследования заключается в анализе межливийских переговоров 2014-2015 г. под эгидой ООН через призму политического процесса в Ливии и влияния внешних факторов на переговорный процесс, а также в выявлении роли Специального представителя Генерального Секретаря ООН в выработке Ливийского политического соглашения. Основными результатами проведенного исследования являются выявление институциональных механизмов урегулирования вооруженных конфликтов ООН, возможности имплементации достигнутых договоренностей и влияние итогов переговоров на политический процесс в регионе.
Вэй Ч.Н. - Евразийство: глобальные вызовы и новый миропорядок в политической философии А.Г. Дугина c. 71-80

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.2.36039

Аннотация: Концепция «евразийства» уходит корнями в философские идеи начала XX века, подчеркивающие единство постсоветского пространства и его особый, незападный путь развития. В последнее время мировой порядок проходит проверку на прочность: глобальные вызовы ставят государства перед необходимостью пересмотра существующего миропорядка, что образует благоприятную почву для реализации идеи евразийства в региональной перспективе. Так, Профессор Национального Евразийского университета Александр Дугин, посвятивший большую часть карьеры исследованию теории о евразийстве, в своей философии полагает, что исторически сложившееся незападное мышление государств постсоветского пространства делает небезосновательной идею самобытности их государственности. Сегодня идея евразийства институционализирована в рамках СНГ и ЕАЭС, и особенно актуальна в условиях новых глобальных вызовов (экономическая нестабильность, изменение характера международного порядка, эпидемиологическая угроза и т.д.), которые позволяют говорить о появлении нового мирового порядка. Концепция «евразийства» уходит корнями в философские идеи начала XX века, подчеркивающие единство постсоветского пространства и его особый, незападный путь развития. В последнее время мировой порядок проходит проверку на прочность: глобальные вызовы ставят государства перед необходимостью пересмотра существующего миропорядка, что образует благоприятную почву для реализации идеи евразийства в региональной перспективе. Так, Профессор Национального Евразийского университета Александр Дугин, посвятивший большую часть карьеры исследованию теории о евразийстве, в своей философии полагает, что исторически сложившееся незападное мышление государств постсоветского пространства делает небезосновательной идею самобытности их государственности. Сегодня идея евразийства институционализирована в рамках СНГ и ЕАЭС, и особенно актуальна в условиях новых глобальных вызовов (экономическая нестабильность, изменение характера международного порядка, эпидемиологическая угроза и т.д.), которые позволяют говорить о появлении нового мирового порядка.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.