по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 05-07-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2023
Политическая стабильность
Хадыров Р.Ю. - К вопросу об институциональном статусе вооруженных сил Таджикистана c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.39864

EDN: SOOFOB

Аннотация: Статья привлекает внимание к актуальной и новой теме определения институционального статуса Национальной армии в государственно-политической системе Таджикистана. Интерес вызывает позиционирование института армии в совокупности политических институтов государства и общества, его эволюция в процессе деполитизации силовых структур. Установлено, что институт армии Таджикистана эволюционировал из политического института времен гражданской войны в инструмент политики властей мирного времени, а собственно силовая составляющая эффективности не в полной мере соответствует уровню внешних угроз. 30 лет назад 23 февраля 1993 года родились вооруженные силы (далее будем использовать термин – армия) независимого Таджикистана. К юбилейной дате публикуются выступления президента, политических и военных деятелей, ученых, раскрывающих выдающуюся роль армии в спасении государства в тяжелые годы жестокого политического и военного противостояния светских патриотических и исламистских сил. Однако тема связи армии и политики, роли армии в политике не находится в фокусе интереса научного сообщества Таджикистана, хотя обращение к этой проблематике актуально в свете быстрых и опасных изменений военно-политической обстановки в мире и центральноазиатском регионе. Эти обстоятельства определили исследовательский вопрос о статусе армии Таджикистана - это политический институт или инструмент политики, а также цель и задачи публикации – раскрыть условия и процесс институализации армии Таджикистана, ее функции и состояние как института государства и общества.
Международные конфликты
Эльзени Н.Х. - Социально-политические факторы военного конфликта в Сирийской Арабской Республике c. 11-19

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.39996

EDN: SOOGKA

Аннотация: В статье «Социально-политические факторы военного конфликта в Сирийской Арабской Республике» рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на конфликт в Сирии. Исследование базируется на анализе статистических данных и результатов опроса, проведенного в Сирии. Статья показывает, что военный конфликт в Сирии обусловлен политической нестабильностью, экономическими проблемами и разногласиями между различными политическими группами. Кроме того, этические и религиозные разногласия и влияние внешних сил на ситуацию в стране являются также важными факторами конфликта. Выводы исследования подчеркивают необходимость продолжения работ по урегулированию конфликта в Сирии путем политического диалога и мирных переговоров между сторонами, а также создания условий для политической стабильности, справедливости и экономического благополучия для всех слоев населения. Военный конфликт в Сирийской Арабской Республике имеет множество причин и факторов, которые взаимодействуют между собой и усиливают ситуацию в стране. Политическая нестабильность и разногласия между различными политическими группами, наличие экономических проблем и несправедливости, этические и религиозные разногласия и влияние внешних сил на ситуацию в стране - все эти факторы способствуют усугублению конфликта. Однако, несмотря на сложность ситуации в Сирии, существуют шансы на урегулирование конфликта путем политического диалога и мирных переговоров между сторонами. Для этого необходимо устранить корни конфликта, обеспечить политическую стабильность, справедливость и экономическое благополучие для всех слоев населения. Таким образом, важно продолжать исследования социально-политических факторов военного конфликта в Сирии и работать над созданием условий для мирного разрешения конфликта, что позволит обеспечить безопасность и благополучие жителям этой страны.
Мировая политика
Сосницкая В.Д. - Трансатлантические отношения в сфере безопасности: проблемы релевантности НАТО c. 20-31

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.40029

EDN: SOYJZD

Аннотация: В данной статье внимание уделяется кризису трансатлантических отношений, которые серьезно влияют на формирование европейской архитектуры безопасности. Автор рассматривает систему взаимодействия европейских стран в исторической перспективе с целью поиска предпосылок сложившихся связей внутри Альянса. Анализ трансформации НАТО после Холодной войны также позволяет выявить взаимосвязь между целями объединения и реализацией в основном своих интересов под прикрытием всеобщей безопасности, что довольно явно прослеживается в отношениях США и НАТО. Высокая неопределенность Альянса в распределении приоритетов, различие в позициях по поводу регионального фокуса объединения и зачастую невозможность консолидации в вопросах мобилизации имеющихся ресурсов уже много лет разъедают единство союза, что делает его довольно спорным инструментом глобального управления по поддержанию мирного сосуществования государств. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что главный вызов, с которым не справляется НАТО - внутренней кризис, обусловленный несогласованностью действий стран-участниц, преобладанием американского доминирования в принятии любого решения объединения, нездоровой зависимостью экономик европейских стран от США. Выступая поставщиком международной безопасности, в действительности же объединение скорее является инструментом реализации национальных интересов отдельных государств-участников военно-политического блока. Несмотря, на то, что вопрос о релевантности НАТО поднимался за всю историю его существования не один раз, Альянс продолжает тяготеть к расширению. Однако, это едва ли спасет его от внутренних противоречий, которые с каждым новым вызовом извне обнажаются все отчетливей и вызывают все больше обеспокоенности у созависимых членов Альянса.
Теория и методология международных отношений
Хань Ш. - К дискуссии между китайскими и российскими учеными об определении сотрудничества в области обороны и безопасности c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.40401

EDN: RGFMNR

Аннотация: В связи с непрерывным расширением и углублением деловых контактов между Китаем и Россией, особенно актуальным для ученых обеих стран является исследование вопросов международного сотрудничества, в том числе в области безопасности и обороны. Однако из-за разницы в подходах к изучению проблемы различными научными школами понятие «сотрудничество в области безопасности и обороны» китайские и российские ученые определяют по-разному. Цель настоящей статьи заключается в выявлении особенностей интерпретации терминов «безопасность» и «сотрудничество» учеными обеих стран. Для достижения этой цели автором были выполнены следующие задачи: подобрана и изучена соответствующая китайская и российская литература, проведен углубленный анализ и обсуждение результатов исследований ученых, научным интересом которых является определение сотрудничества в области безопасности и обороны. Новизна настоящей статьи заключается, прежде всего, в том, что в ней рассматриваются и анализируются различные точки зрения, в то время как ранее ученые, как правило, выбирали один аспект, оставляя другие без внимания. Статья исследует проблему, крайне актуальную с учетом как текущего состояния китайско-российских отношений, так и перспективы дальнейшего сближения двух соседних государств. Несомненно, результаты работы, а также представленные ссылки послужат для будущих углубленных исследований в этой области.Подводя итог, можно сделать следующие выводы: под сотрудничеством в области обороны и безопасности понимаются формальные или относительно неформальные взаимодействия в сфере обороны и безопасности между двумя или более акторами в международном сообществе в целях защиты собственных интересов и достижения общих целей, а также для смягчения взаимных противоречий, которые могут возникать в процессе этого сотрудничества.
Региональные конфигурации международных отношений
Бежина Ю.В. - Североевропейское оборонное сотрудничество в постбиполярный период c. 41-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.40066

EDN: RGRIND

Аннотация: В статье исследуются специфические особенности оборонного сотрудничества в Северной Европе и рассматриваются его дальнейшие перспективы в условиях трансформации мирополитического ландшафта. Автор рассматривает североевропейский субрегион в качестве регионального комплекса безопасности (РКБ) и детально останавливается на следующих вопросах: исторические сходства и различия в подходах североевропейских стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции) к вопросам обеспечения безопасности; особенности североевропейского интеграционного процесса в общем и субрегионального оборонного сотрудничества в частности; структура, отличительные черты и возможные перспективы североевропейского форума в области безопасности NORDEFCO (The Nordic Defence Cooperation).    Автор приходит к выводу, что оборонное сотрудничество является существенным углублением интеграционной модели в Северной Европе, демонстрирующим способность североевропейских государств тесно взаимодействовать в сфере безопасности с учетом мозаичного участия в военно-политических блоках или интеграционных объединениях. Тем не менее, на фоне намерений Стокгольма и Хельсинки стать членами НАТО, NORDEFCO как дополняющий местный механизм безопасности уходит на второй план. Вкладом автора в исследование вопроса является построение сценариев развития североевропейского оборонного сотрудничества на основе политического прогнозирования. Вероятно, что NORDEFCO маргинализуется в рамках североевропейской кооперации, так как НАТО закроет все потребности государств субрегиона в области оборонного сотрудничества, так как декларируемая адаптация NORDEFCO под новые условия зафиксирована не является ключевой точкой риторики североевропейских политиков - на данный момент их фокус внимания лежит в атлантическом направлении. Научная новизна исследования обусловлена пересмотром странами Северной Европы внутри- и внешнеполитических приоритетов в области безопасности после событий 2014 г. и 2022 г., влиянием осложнения отношений Россия-Запад на оборонное сотрудничество в субрегионе и актуальностью вопроса для будущего России в политическом и военном аспектах.
Международные конфликты
Гавриленко Н.В. - Украинский вектор внешней политики Великобритании на фоне российской специальной военной операции c. 59-73

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.40649

EDN: RGUFRA

Аннотация: Статья посвящена внешнеполитической деятельности Великобритании на украинском направлении в контексте специальной военной операции РФ. Автором рассматриваются исторические предпосылки вовлеченности Соединенного Королевства в конфликт, в частности раскрываются процесс формирования модели поведения государства на международной арене и этапы развития двусторонних отношений между Лондоном и Киевом. Также в исследовании определяется значимость рассматриваемых событий в Восточной Европе для Великобритании как державы с глобальными амбициями. В качестве теоретической основы статьи используется научная исследовательская программа реализма, а методологической — историко-генетический метод, дискурс-анализ и методика декомпозиции проблемного узла. В ходе работы над исследованием была предпринята попытка систематизировать все цели и интересы, которые преследует Соединенное Королевство. Был сформулирован вывод, что Лондон оказывается вовлечен в кризис на Украине по целому ряду причин, которые носят национальный, региональный и глобальный характер. Все усилия политического руководства направлены на то, чтобы отвлечь внимание британских подданных от внутриполитических проблем, укрепить позиции государства на европейском континенте и не позволить Российской Федерации выполнить поставленные стратегические задачи, тем самым открывая для себя новые возможности в других регионах мира.
Негосударственные акторы международных отношений
Стенько А.И. - Духовное присутствие Русской Православной Церкви в Африке: текущая ситуация, актуальные риски и потенциальные угрозы c. 74-83

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.40624

EDN: RHKSZL

Аннотация: Предмет исследования. Феномен нарастания комплексных юрисдикционно-догматических противоречий между Русской Православной Церковью и Александрийским Патриархатом, который при этом прикладывает все более настойчивые усилия к решению задачи торпедирования миссионерской деятельности РПЦ в Африке. Александрия в данном контексте делает ставку на привлечение на свою сторону влиятельных внешних игроков из числа представителей не только других конфессий, но и светских властей разных стран, особенно США. Цель. Провести ретроспективный обзор ситуации вокруг духовного присутствия Московского Патриархата в Африке, а также анализ актуальной законодательной и институциональной базы, лежащей в основе такого элемента внешней политики США, как продвижение «свободы вероисповедания в мире». Процедуры и методы. Исследование базируется на изучении среди доступных в сети Интернет документов из архивов Александрийской Православной Церкви и госорганов США (Конгресс, госдепартамент), направленных на закрепление сферы «свободы вероисповедания в мире» в качестве одного из актуальных международных приоритетов политики Вашингтона. Новизна исследования. Проведено комплексное изучение предыстории конфронтации АПЦ с РПЦ, а также реализован анализ разнонаправленного арсенала имеющихся у Вашингтона инструментов для потенциального оказания давления на Московский Патриархат в контексте текущего духовного присутствия РПЦ на Африканском континенте. Результаты. Сформирована целостная картина вариантов взаимодействия Александрийского Патриархата и администрации США в рамках совместных попыток сдержать деятельность Москвы в Африке. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной и просветительской деятельности в целях противодействия антироссийской пропаганде США и других стран Запада, все чаще затрагивающей и церковно-религиозное «досье».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.