Электронный журнал Мировая политика - №2 за 2020 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8671 - Издательство NotaBene
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 17-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Актуальный вопрос
Ерохов И.А. - Постглобализация и политическая архаизация в России. c. 1-25

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.33335

Аннотация: Статья посвящена политико-философскому осмыслению проблемы мировой дезинтеграции — главной характеристики современного этапа международных отношений, который автор работы предлагает обозначать термином «постглобализация». В статье обосновывается гипотеза о завершении глобализации и наступлении постглобального периода в мировых отношениях. В статье также раскрывается тезис об архаизации политики в современной России как реакции на начало постглобализации. Работа снабжена методологическим параграфом, в котором излагается концепция двух типичных форм реакции на постглобальные изменения в мировых отношениях. Данная теория служит методологическим обоснованием для прикладного анализа и вывода о том, что архаизация политики превратила Россию из глобальной державы в страну, имеющую прежде всего региональное значение. В широком историческом смысле архаизация российской политики свидетельствует о том, что на пространстве бывшего СССР закончился переходный постсоветский период. Глобализация, понимаемая как всемирный интеграционный процесс, завершилась. В международной политике и экономике на смену стратегиям объединений и унификаций пришла центробежная идеология дезинтеграции и сепарации, которая выражается в резкой самоизоляции стран и начале нового «огораживания» национальных социально-экономических систем. На сложившуюся международную ситуацию Россия «ответила» архаизацией политики как внешней, так и внутренней. Этот путь является стратегически ошибочным и свидетельствует о деградации политики страны. Неверная политическая реакция на постглобализацию уже привела к тому, что Россия была вытеснена из топа влиятельных государств на уровень регионально-значимых стран, чье влияние наиболее заметно в пределах региона своего расположения. Взятые за основу предметы исследования – постглобализация и архаизация российской политики – практически не освещены в отечественной и мировой литературе. Вместе с тем указанные проблемы представляются актуальными, поскольку в работе делается вывод о неготовности России к наступлению постглобальной эпохи.
Теория и методология международных отношений
Равочкин Н.Н., Бобриков В.Н. - Контекстуальная зависимость эффективности функционирования политико-правовых институтов и осуществления социальных преобразований c. 26-40

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.33434

Аннотация: В настоящей статье авторы подробно рассматривают вопросы функционирования современных политико-правовых институтов. Предметом исследования являются процессы обновлений и формирований политико-правовых институтов в их связи с социальным контекстом (социосферой). Особое внимание уделяется трем политико-правовым институтам современного глобализирующегося общества - это политические партии, средства массовой информации и общественные организации, объединения и движения. Приведены стадии эволюции обществ и отмечен базисный набор критериев и параметров, позволяющих отнести ту или иную страну к соответствующему этапу развития. Рассматриваются трансформации, происходящие с перечисленными институтами в государствах Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, т.е. в странах мирового ядра. Новизна исследования заключает в раскрытии контекстуальной привязки при определении эффективности функционирования и векторов трансформаций политико-правовых институтов и осуществления практик. Доказано, что рассматриваемые авторами институты в целом трансформируются в соответствии с изменениями, происходящими во властной сфере, которая при регулировании общественных отношений все чаще отходит от прямого принуждения к гуманистическим идеям и расширению дозволительных методов. Авторы отмечают комплексное влияние глобализации и цифровизации на институты партий, СМИ и общественных объединений, необходимость анализа и исследования которых обусловливается стремительным возрастанием их роли в общественной жизни.
Мировая политика
Чжао Ц., Хо Д. - Помощь КНР странам Африки в телекоммуникационном секторе. Взаимодействие и роль FOCAC. c. 41-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.31753

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является роль помощи в реализации проектов сектора ИКТ в контексте международной помощи КНР Африки в целом, а также место форума «Китай-Африка» (FOCAC) в данном процессе. Предмет исследования – меры, которые используются Китаем для предоставления данной помощи, в том числе и в рамках FOCAC. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как значение китайских ТНК, работающих в области телекоммуникаций, роль FOCAC как платформы, позволяющей осуществлять эффективное сотрудничество в сфере телекоммуникаций между КНР и Африкой, а также реакция стран Запада на данные действия Пекина. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: структурно-логического, системного подхода, исторического и экономико-статистического анализа. Основные выводы - во-первых, сфера ИКТ является одним из самых перспективных секторов рынка для Китая в Африке, так как его корпорации обладают целым рядом преимуществ по сравнению со своими западными конкурентами;во-вторых, учитывая тесную связь между китайскими компаниями и правительством КНР, очевидно, что через данное взаимодействие Пекин успешно расширяет круг своих политических партнеров; в-третьих, особую роль здесь играет FOCAC, так как является единственным механизмом, позволяющим Китаю осуществлять свой африканский вектор внешней политики в двустороннем и в многостороннем формате. Научная новизна заключается в том, что комплексному анализу подверглась тема, мало изученная в отечественной и зарубежной историографии, были проанализированы новые источники, была совершена попытка выявить роль FOCAC конкретно в вопросе сотрудничества в области телекоммуникаций.
Концепции политического устройства мира
Осипов Е.А. - Три года президентства Э. Макрона. Французский мультикультурализм в средней школе c. 59-67

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.33129

Аннотация: В статье рассматривается французская политика в области интеграции детей-мигрантов в систему среднего школьного образования за первые три года президентства Э. Макрона (2017-2020 гг.). Особое внимание уделено мерам по противодействию распространения религиозного радикализма в молодежной среде. Автор показывает, что в отличие от предшественников, ограничившихся общими мерами в основном антитеррористического характера, при Э. Макроне акцент делается на индивидуальном подходе к каждому выявленному случаю радикализации поведения или взглядов подростков и на принятии конкретных мер по предотвращению, мониторингу и борьбе с подобными случаями.   В целом, по вопросам интеграции представителей религиозных и национальных меньшинств в систему школьного образования Э. Макрон проводит умеренно правую политику. Предпринятые им шаги - обязательное посещение детского сада с трехлетнего возраста, уменьшение количества детей в начальных классах, закрытие программы ELCO - должны привести к улучшению ситуации и могут способствовать "возвращению Республики на утраченные территории" в пригородах крупных городов. При этом президент Франции избегает радикальных мер (например, арабский язык остается в качестве одного из иностранных языков в школе), которые могли бы "стигматизировать" мусульманское сообщество Франции.
Современные внешнеполитические концепции и доктрины
Зиатдинов Д.Ф. - Генезис концепции безопасности человека c. 68-85

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.33537

Аннотация: Концепция безопасности человека заняла важное место в международных отношениях, на фоне расширения повестки безопасности. Исследовательской целью настоящей статьи является определение основных этапов становления концепции безопасности человека. Предметом исследования является концепция безопасности человека. В настоящей работе представлен обзор эволюции и развития концепции безопасности человека, даны определения безопасности человека. Рассматривается реализация концепции безопасности человека в официальных документах, принятых как на национальном, так и на международном уровне. При написании настоящей статьи использовались общенаучные методы исследования: исторического и сравнительного анализа, системного и критического метода, формального анализа правовых и программных документов. Сегодня дискурс концепции безопасности человека выделяет следующие проблемы: определения референта безопасности, теория безопасности личности, основные этапы формирования концепции, опыт стран и международных организаций (Канада, Япония, Таиланд и др.). До сих пор не удалось выработать общепризнанное определение личностной безопасности, не смотря на то, что именно ООН способствовала выработке универсального понимания безопасности человека. Это привело к его предельно широкому толкованию данной концепции, породило проблему легитимности внешнего вмешательства и затруднило практическую деятельность в этой сфере. Сделан вывод, что необходим целостный анализ концепции безопасности человека, в частности касающийся его развития, структуры безопасности человека, дифференциации и взаимоотношения безопасности человека с другими видами безопасности. Также было выявлено, что до сих пор существует проблема определения границ концепции безопасности человека, одной из причин которой является отсутствие его единого толкования. Формирование самой же концепции безопасности продолжается. Новизна исследования заключается в комплексном исследовании истории развития концепции безопасности человека в международных отношениях, в котором отражены основные этапы становления данной концепции и её направления, а также в попытке дать собственное определение безопасности человека.
Колониальная политика мировых держав
Емельяненко Е.Г. - Постколониальная Африка: проблемы и перспективы. c. 86-101

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.33344

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы перехода стран Африки к югу от Сахары из положения «безнадежного континента» в состояние экономического подъема, поднимаются вопросы соответствия этим переменам. Уделяется особое внимание последствиям деколонизации, функционированию современных политических институтов, действиям элиты, вопросам миграции, трудовой дискриминации африканских мигрантов в Европе, а также последствиям экономического присутствия Китая в африканских странах. В статье автор обращает внимание на то, что так называемый подъем уже переживался Африканским континентом. С момента обретения независимости в свет вышло множество публикаций, в том числе научных материалов, описывающий Африку «на подъёме». Однако имея не самые благоприятные для этого условия, полученные в результате колониальной политики метрополий, африканские страны не могут выбраться из затяжного кризиса теперь уже и по внутренним причинам. Политические элиты ведут свою политику в интересах бывших метрополий, а не своего государства. Личное присутствие автора на экономическом форуме, проходящего в рамках саммита Россия - Африка, позволило собрать уникальный материал, мнений экспертов - политических и общественных лидеров стран Африки по актуальным вопросами. Анализируя последствия деколонизации и действия современных «партнеров», автор приходит к выводу, что во времена ресурсного дефицита, который сейчас испытывают многие государства, страны Африки южнее Сахары ждут еще более серьёзные экономические, экологические, социальные последствия. Основываясь на своём прошлом, Африка должна найти свой путь развития, защищая собственные интересы и ценности. При разработке государственных и национальных стратегий особая роль должна быть отведена вопросам образования, так как именно оно является фундаментом для формирования ценностей и ориентиров человека, на которые он будет опираться в дальнейшем.
Глобальное сотрудничество
Урсул А.Д. - Латиноамериканский вектор достижения глобальной устойчивости c. 102-115

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.2.33376

Аннотация: Предметом статьи является исследование глобальных тенденций перехода Латинской Америки к устойчивому развитию. Такой переход призван разрешить прежде всего социоприродное противоречие между возрастающими потребностями человечества и невозможностью биосферы их удовлетворения без её дальнейшей ускоренной и широкомасштабной деградации. Стратегия устойчивого развития поддержана странами латиноамериканского региона и там растёт понимание того, что её эффективное использование невозможно исключительно в национальных рамках и требует регионального, межрегионального и глобального подходов. Целью автора является анализ глобального «фона» и измерения в международных и региональных процессах достижения Латинской Америкой глобальной устойчивости.   В статье выявляются базовые направления и первые шаги перехода странами Латинской Америки к устойчивому развитию и особо выделяется авангардная роль Бразилии в этом процессе. Тем более, что эта страна усиливает свои возможности влияния на достижение Целей устойчивого развития через БРИКС. Это международное объединение пяти крупных стран с самого начала своего становления в существенной степени ориентировалось на эффективный переход к устойчивому развитию в своём уникальном формате. Ожидается укрепление сотрудничества между этими странами, в том числе и в формате БРИКС плюс в «устойчивом переходе», что также подтверждается участием в этом процессе недавно созданных подразделений БРИКС - Нового банка развития и Cетевого университета. Оценивается влияние пандемии коронавируса на дальнейшее социально-экономическое развитие региона, а также на процесс реализации Целей устойчивого развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.