Электронный журнал Мировая политика - №2 за 2017 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8671 - Издательство NotaBene
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 08-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Международный имидж государства
Малеев А.А. - Государственная политика в сфере спорта как инструмент обеспечения культурной безопасности: международная составляющая c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.2.22463

Аннотация: Объектом исследования является политика обеспечения культурной безопасности РФ. Предметом исследования выступает роль сферы спорта в вопросе обеспечения культурной безопасности страны. Особый упор делается на изучение международной составляющей вопроса. На современной международной политической арене все большее значение приобретает мягкая сила, которая выражается в способности государства оказывать влияние на международной арене без использования военной мощи или угрозы применения таковой. Одним из главных аспектов мягкой силы является культурное влияние, составной частью которого является международный престиж в сфере спорта. Культурное влияние, в свою очередь, является неотъемлемой частью обеспечения культурной безопасности нации. В данной статье анализируется сотрудничество РФ с другими странами в рамках Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и в Рио-де-Жанейро в 2016 г. Анализируются допинговые скандалы, сопряженные с рассматриваемыми спортивными мероприятиями, активность СМИ при освещении данных мероприятий, а также их политические аспекты. Кроме того, в статье проводится компаративный анализ деятельности России и Бразилии по вопросу поддержания международного имиджа во время проведения Летних олимпийских игр. Теоретическая основа исследования базируется на работах Дж. Ная, А. Вендта, С. Хантингтона, В.В. Кочеткова, а также А.В. Торкунова. Используется методика систематического содержательного анализа источников, компаративного анализа, интроспекции, а также методика контент-анализа содержания релевантной документации. Основным выводом проведенного исследования является то, что высокие затраты на поддержание престижа страны в сфере спорта имеют важное значение для культурного влияния РФ. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение не затронутых в российской науке аспектов международного сотрудничества в сфере спорта. Новизна исследования заключается в проведении анализа наиболее актуальных событий, относящихся к данной сфере.
Актуальный вопрос
Данюк Н.С. - Российско-германские отношения в контексте украинского кризиса 2013-2015 г.г. c. 9-23

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.2.22874

Аннотация: В работе объектом исследования стали российско-германские отношения. В статье автор проводит анализ динамики российско-германских отношений в период украинского кризиса в 2013-2015 гг. Украинский кризис привел к беспрецедентному охлаждению отношений между Москвой и Берлином с момента окончания «Холодной войны». Страны придерживаются диаметрально противоположных подходов по вопросу урегулирования ситуации на Украине. Внешняя политика Германии в отношении России стала полностью соответствовать единому подходу Запада, заключающегося в оказании давления на Россию с помощью экономических санкций. В качестве методологической основы исследования, помимо общенаучных методов и приемов использовался комплексный подход с привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении российско – германских отношений в контексте украинского кризиса, с учетом того, что отношения между Россией и Германией носят стратегический характер для обоих государств. Основным выводом проведенного исследования является констатация разности политических позиций России и Германии в отношении украинского кризиса, которая негативно отражается как на уровне политических коммуникаций, так и на экономической кооперации.
Интересы и ценности
Любимова А.О. - "Новая форма международной деятельности ультраправых" c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.2.19018

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности и специфика развития международной деятельности ультраправых партий Европейского союза на современном этапе и его влияние на феномен популяризации ультраправых сил в этих странах. Целью данного исследования является определение значимости международного сотрудничества европейских ультраправых партий. Деятельность «Европейского альянса за свободу» и после « Европы наций и свобод» довольно сложно можно назвать успешными примерами данного сотрудничества, но появление организации ПЕГИДА и её растущее влияние и распространение в странах Европейского союза предоставляет основание для идентификации этого движения в качестве новой формы сотрудничества ультраправых политических сил. В рамках данной работы освещаются идеологические и институциональные аспекты современного международного сотрудничества ультраправых партий Европейского Союза, рассматривается иммиграционная проблема в общеевропейском контексте, а так же представлен анализ движения ПЕГИДА и его распространения во Франции и Великобритании. Рост евроскептицизма и радикализма и электоральные успехи ультраправых партий за последние десятилетия свидетельствуют о значительном усилении позиций ультраправых партий на европейском пространстве на современном этапе, а иммиграционный вопрос остаётся одной из самых серьёзных проблем Европейского Союза. Для достижения своих целей ультраправые политические силы стремятся к сотрудничеству и поиску новых путей для успешной международной кооперации.
Актуальный вопрос
Пашковская И.Г. - Юбилей внешней политики Европейского Союза в регионе Черного моря: 10 лет Черноморской синергии c. 34-52

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.23151

Аннотация: Предметом исследования является 10-летний юбилей политики Евросоюза Черноморская синергия. Объектом исследования является деятельность Евросоюза в Черноморском регионе после присоединения Болгарии и Румынии к Евросоюзу в 2007 году и выдвижения вследствие этого юго-восточной границы Евросоюза к Черному морю. Автор подробно рассматривает итоги исполнения институтами Евросоюза в течение десятилетнего периода политики Черноморской синергии, основные положения которой изложены в Сообщении Еврокомиссии Совету ЕС и Европарламенту Синергия Черного моря – новая инициатива регионального сотрудничества. Особое внимание в статье уделяется изучению документов институтов Евросоюза: Европарламента и Еврокомиссии, содержащих конкретные сведения об успехах и неудачах исполнения политики Черноморской синергии. В целях проведения глубокого исследования и получения максимально полных и объективных выводов в основу труда положены исторический, логический, сравнительный и аналитический методы научного познания действительности, а также методологии системного анализа, структурно-функционального анализа, моделирования и прогнозирования. Основным выводом проведенного исследования является то, что отсутствие существенных итоги первых десяти лет исполнения Черноморской синергии объясняется рядом причин: не установлено разграничение между политикой Черноморской синергии и политикой Восточного партнерства; не предусмотрен и, соответственно, не сформирован специальный орган, ответственный за исполнение политики Черноморской синергии; небольшой штат сотрудников Еврокомиссии, исполняющих политику Черноморская синергия по сравнению со штатом сотрудников Еврокомиссии, исполняющих политику Восточное партнерство; переоценены возможности трех государств-членов ЕС: Болгарии, Греции и Румынии – создать энергетическое, транспортное и экологическое секторальные партнерства Черноморской синергии; в круг стран, на которые направлена политика Черноморской синергии, включены два крупнейших черноморских государства: Россия и Турция, которые противодействуют распространению влияния Евросоюза в Черноморском регионе и не содействуют исполнению Еврокомиссией политики Черноморской синергии; небольшой объем финансирования политики Черноморской синергии; уклонение ведущих международных финансовых институтов от инвестирования проектов Черноморской синергии. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что статья представляет собой целостное, объединенное единым замыслом инновационное исследование, выводы которого имеют большое практическое значение для формирования политики России в отношении черноморских новых независимых государств, государств-членов ЕС и Евросоюза в целом в Черноморском регионе. Новизна исследования заключается в выявлении недостатков и пробелов в политике Черноморской синергии, которые Евросоюзу необходимо устранить для достижения политикой Черноморской синергией значительных успехов.
Теория и методология международных отношений
Пашковский П.И. - О некоторых направлениях культурно-психологической методологии международно-политических исследований c. 53-59

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22984

Аннотация: Предметом исследования являются особенности направлений культурно-психологической методологии международно-политических исследований. Отмечается, что в отечественной науке о международных отношениях, по разным причинам, данным направлениям вплоть до последнего времени не уделялось должного внимания. Приведены подходы специалистов. Рассмотрены следующие направления культурно-психологической методологии международно-политических исследований: личностно ориентированный подход; изучение влияния общественного мнения; исследование воздействия личных и корпоративных интересов, иррациональных проявлений, других психологических факторов, «операционального кода»; концепция «исторического опыта поколений»; ментальный подход. Методологической основой исследования является системный подход. В статье были применены историко-генетический, социально-психологический и сравнительный методы. Обосновано, что культурно-психологическая методология международно-политических исследований возникла с целью проникновения в «человеческое измерение» мировой политики и международных отношений, в ментальную сферу социума, группы, личности для выявления детерминант и первопричин тех или иных решений и действий в обозначенной области, и построения более реалистичных прогнозов.
Мировая политика
Кирикова А.А. - Общие положения политики коммуникаций в ЕС: СМИ в контексте взаимодействия граждан и общественных институтов c. 60-67

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.17383

Аннотация: В данной статье автор освещает общие положения (цели, принципы, и др.) и современные проблемы существующей коммуникационной (имиджевой) политики, обеспечивающий право граждан на доступ к информационным ресурсам и на их взаимодействие с общественными институтами в этой связи. Объектом исследования является сфера деятельности, общественные отношения, возникающие в рамках коммуникационной политики ЕС, у которой наличествует своя специфика, будучи обусловленной как исторической преемственностью, так и современными гуманистическими демократическими явлениями в отдельных странах–участницах Союза. Цель исследования характеризуется анализом доктринального положения сферы СМИ в контексте современной реальности, выявлением системных связей, позволяющих отнести те или иные институты в качестве затрагивающих тематику данного исследования, рассмотрением базовых составляющих обозначенного явления. Методы исследования, задействованные автором при подготовке этой статьи, следующие: индукция, теоретический и сравнительно–правовой контент–анализ, фрирайтинг, иные обще– и частнонаучные методы исследования. В результате произведённых изысканий автор пришёл к выводу, что имиджевая политика исследуемого региона, основываясь на принципах прозрачности, объективности и взаимно открытой связи с обществом, должна взять курс сосредоточения конкретных выгод, преимуществ каждого национального правительства в том случае, если они будут поддерживать открытый коммуникационный канал с наднациональными структурами, а равно способствовать распространению доступа к сети «Интернет» для всех членов ЕС.
Внешняя политика России
Ромадан Л.И. - Эволюция российских подходов к миротворческой деятельности ООН в контексте формирования полицентричной системы международных отношений c. 68-80

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22894

Аннотация: Предметом исследования является внешнеполитическая линия Российской Федерации в ООН, а именно в сфере миротворчества и международной безопасности в XXI в. через призму формирования полицентричной системы международных отношений. Автор делает акцент на анализе договорно-правовой базы, регламентирующей участие российских граждан в международном миротворчестве, а также деятельности миротворцев в современных операциях по поддержанию мира под эгидой ООН. Проводится детальный обзор географии участия российских миротворцев, выявляются тенденции и проблемы в контексте реформы ООН и формирования внешнеполитических приоритетов России. Методологическая основа исследования – принципы и методы политического исследования, основывающиеся на системном подходе. В процессе исследования эволюции участия Российской Федерации в миротворческой деятельности ООН применен общелогический метод, включая анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, обобщение, метод критического анализа документов (контент-анализ). Новизна исследования заключается в попытке проведения всестороннего анализа участия России в миротворческой деятельности ООН в условиях перехода к полицентричной модели мироустройства. Для эффективного продвижения внешнеполитической линии Российской Федерации на площадке ООН представляется целесообразным концентрироваться, в том числе и по вопросам миротворческой деятельности.
Современные внешнеполитические концепции и доктрины
Нелаева Г.А. - Повестка «Женщины, мир и безопасность» в политике Европейского союза c. 81-91

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22636

Аннотация: Предметом исследования в данной статье выступает политика Европейского союза в рамках повестки «Женщины, мир и безопасность», впервые сформулированной Советом Безопасности ООН в начале 2000-х гг. Рассматриваются основные направления данной политики, механизмы ее реализации и участие институтов и стран-членов ЕС в формировании данной политики. Вовлечение женщин в процесс принятия решений в сфере безопасности и обороны на всех уровнях представляется необходимым в целях обеспечения более равномерного выполнения странами-членами ЕС резолюций Совета Безопасности ООН. Путем сравнительного анализа нормативно-правовых документов и программ, делается попытка рассмотреть особенности правового регулирования и практической реализации данной политики странами-членами ЕС. Особым вкладом автора является анализ литературы и источников в сфере соблюдения государствами повестки "Женщины, мир и безопасность". В выводах подчеркивается, что в сфере безопасности права женщин пока не являются неотъемлемой частью политики ЕС и реализация принципов ООН в странах-членах ЕС не отличается последовательностью.
Политическая стабильность
Аватков В.А., Кочкин М.В. - Современные тенденции внутренней политики Турции c. 92-103

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.22201

Аннотация: Предметом исследования является внутриполитический процесс в Турции с августа 2014 по апрель 2017 года. Особое внимание уделяется процессу преодоления раскола на разных уровнях политической системы: отдельных партий, парламента, страны. Автор подробно рассматривает итоги борьбы Партии справедливости и развития с данными проблемами, особенности формирования стабильной политической ситуации в Турции и возникновение предпосылок для масштабных внутриполитических реформ 2017 года. Дается оценка результатам референдума 16 апреля, делаются прогнозы относительно будущего развития турецкой внутренней и внешней политики. Методологически исследование построено на принципах системного анализа, сравнительно-исторического и логико-интуитивного подходов, при этом все они использованы в совокупности. Новизна исследования связана с встраиванием внутриполитических процессов в Турции во внешнеполитический процесс страны и мировую политическую среду в контексте конституционного референдума, который прошла 16 апреля 2017 г. В рамках работы проведен анализ существующего и возможного поведения внутренних и внешних игроков.
Региональные конфигурации международных отношений
Пеньков М.Ю. - Влияние США и Западной Европы в восточно-европейском регионе c. 104-112

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.19259

Аннотация: Предметом исследования является политика США и стран Западной Европы в Восточно-Европейском регионе. В статье показана нацеленность США и стран Западной Европы на закрепление и расширение своего влияния в Восточно-Европейском регионе и создание на постсоветском пространстве «санитарного кордона» вокруг России. Особое внимание уделяется анализу стремлений Запада использовать страны Восточной Европы для создания зон нестабильности в государствах, приграничных с Россией, и процессам евроатлантической интеграции стран Восточной Европы. Методология исследования объединяет методы политических исследований, источниковедение, историографию, системный анализ, ретроспективный и проспективный анализ политической обстановки. Основным выводом проведенного исследования является то, что США и страны Западной Европы используют все возможные, в том числе и явно противоречащие международному праву, методы (наглядным примером является Украина) для вовлечения стран Восточной Европы и, в особенности, бывших республик СССР в орбиту своего влияния. При этом в угоду своим интересам они готовы принимать сугубо политические решения об интеграции в евроатлантические структуры даже тех стран, которые не соответствуют установленным на Западе критериям.
История международных отношений
Федюшко Д.И. - Изменение президентом Р. Никсоном механизма принятия решений в области стратегических вооружений США (1968-1971 гг.) c. 113-120

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.17833

Аннотация: В данной статье изучаются изменения, внесенные президентом Соединенных Штатов Америки Р. Никсоном в процесс принятия решений по вопросам стратегических вооружений на примере программы противоракетной обороны (ПРО) "Сейфгард" (Safeguard). Одновременно рассматривается модернизация президентом и его администрацией механизма функционирования Совета по национальной безопасности, а также деятельность Г. Киссинджера по реформированию данной организации. Особое внимание уделяется формированию тандема Никсон-Киссинджер и взаимодействию между политическими деятелями при принятии решений по вопросам ПРО. В качестве основных в данной статье применяются историко-системный, историко-сравнительный и историко-типологический методы. При рассмотрении реформ Г. Киссинджера на посту советника по национальной безопасности задействован историко-описательный метод. В данной статье рассматривается деятельность президента Р. Никсона и Г. Киссинджера в области противоракетной обороны, что является малоизученной в отечественной историографии темой. Автор уделяет внимание функционированию данного политического тандема и приходит к выводу о его первостепенной важности в принятии решений по вопросам стратегических вооружений в США в 1968-1971 гг.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.