Урбанистика - рубрика Социокультура
по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Социокультура"
Социокультура
Филько А. - Визуальное восприятие образа города и методы его исследования c. 1-15

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.3.16497

Аннотация: Предметом исследования являются концептуальные и методологические подходы к визуальному восприятию образа города. Данная проблема актуальна в современной урбанистике, за последние 10-15 лет появляется множество интересных современных методов исследования визуального образа города. Критический анализ этих методов и обоснование выбора методологии для дальнейших эмпирических исследований предопределило выбор для темы данной научной статьи. Таким образом, статья представляет собой пропозиции к собственно исследованию визуального образа города, которое будет проведено в соответствии с обоснованным выбором методологической стратегии. Основной метод - критический анализ существующих концепций и методов, мониторинг наиболее современных урбанистических исследований с целью выбора наиболее актуального и эффективного метода для будущих эмпирических исследований. При рассмотрении изучения восприятия визуального образа города было выявлено, что исследователи в рамках данного поля используют как общие, так и специальные методы. Общими методами исследования визуального восприятия образа города являются анкетирование, социологический опрос, интервью и контент-анализ. К специальным методам исследования визуального восприятия образа города относятся: анализ ментальных карт, архитектурный семантический дифференциал, анализ видеоматериалов и фотографий, go-along, автоэтнография и декодирование.
Кузьмина Н.В., Астафьева О.Н. - Человек в современном городе: от дихотомии сакрального и профанного к инновационному и провокативному c. 26-37

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.1.36608

Аннотация: В настоящей статье авторами предпринята попытка осмысления современного города и, в частности, мегаполиса с позиции семиотического подхода, а также концептуализации его как пространства культурного бытия человека. Таким образом, предметом исследования статьи выступает социальное и культурное пространство современного города. Авторы статьи опираются на мысль о том, что «культурными очагами» в городе и мегаполисе длительное время, согласно выступали три центрирующих городскую жизнь объекта культуры: это замок, храм и рынок, традиционно воплощавших дихотомию сакрального и профанного в социокультурном пространстве города. Храм был местом не только отправления религиозного культа, но и формирования человека. В свою очередь, на рынке (рыночной площади) горожанин складывался как автономный индивид, конкурирующий с другими.   Особым вкладом авторов в исследование темы является то, что авторы приходят к следующему выводу:в отсутствие ценностных нравственных опор и трансформации «сакрального» такая категория, как интересное, рассмотренная и проанализированная в статье, стала отражением неутомимой жажды нового в качестве нового, погони за иллюзией счастья и ускользающей полноты жизни. В связи с этим, по мысли авторов статьи, правомерным в этом смысле становится вопрос: способна ли гармонизация традиции и новации, диалектики дихотомий сакрального-профанного и инновационного-провокативного стать условием сохранения метафизики города, которая складывается если не столетиями, то уже точно не одним десятилетием и измеряется жизнью не одного поколения горожан?
Свинобоев А.Н., Неустроева А.Б. - Изменение климата и условий жизни на Севере в восприятии коренного населения c. 28-39

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24619

Аннотация: В статье излагаются отдельные аспекты возможного изменения климата и условий жизни в результате хозяйственной деятельности человека в условиях распространения многолетнемерзлых пород в пределах сельских поселений. Особое внимание авторы исследования уделили выявлению наблюдений коренных жителей Республики Саха (Якутия) относительно изменений, происходящих за последние 10 лет в климате и мерзлотных ландшафтах, а также их влияние на жилые постройки, дворовые участки, ландшафт сел. В качестве района исследования были выбраны заречные районы Центральной Якутии, относящиеся к Лено-Амгинскому междуречью и занимающие юго-восточную окраину Центральноякутской низменности. В качестве методов сбора информации использованы, во-первых, обследование жилых построек, домов респондентов и дворовых участков; во-вторых, формализованное интервью с членами домохозяйств. Социально-экономическое развитие такого северного региона, как Республика Саха (Якутия), сильно зависит от климатических и географических факторов. Одними из первых с последствиями изменения климата сталкиваются коренные народы, занимающиеся традиционным природопользованием, сельским хозяйством. Жители региона, особенно проживающие в сельской местности, в арктических и северных районах, всегда наблюдают за изменениями, происходящими в погоде, так как от этого напрямую зависит их хозяйственная деятельность. При этом большой интерес вызывают вопросы адаптации коренного населения к происходящим изменениям, отношение к климатическим процессам.
Бармина Н.И., Левченко И.Е. - Базилика как социокультурный феномен c. 43-56

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.4.21355

Аннотация: Объектом исследования является базилика как социокультурный феномен. Она выступает в качестве одной из уникальных архитектурных форм, олицетворяющих собой гармонию красоты и утилитарности. Подробно рассматривается эволюция светской базилики, последовательно выступающей в качестве жилого дома, судебного и финансово-экономического здания. В процессе «христианизации» базилики производилась адаптация архаической символики. В исполнении фресковых росписей и создании мозаичных напольных панно применялись технологические методы и приемы античного искусства, но они были наполнены библейским содержанием. Таким образом, предметом изучения является процесс трансформации светского сооружения в христианский храм. Методологической основой исследования являются теория архитектуры, социология пространства и архитектуры, социология культуры и религии, социология города, позволяющие раскрыть многогранность феномена базилики. Проведенное исследование позволило выявить прагматику и символику трансформации базилики из светского сооружения в культовое здание. В результате изучения авторы приходят к выводам о сложном механизме сакрализации архитектурного пространства, его адаптации к потребностям христианизации населения и эффективного использования в период торжества новой государственной религии.
Захарова Е.Е. - Общественные пространства – новый вектор социокультурного развития территории c. 59-65

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.1.25727

Аннотация: В современных мегаполисах присутствует целый спектр открытых пространств – сюда входят городские площади, парки, набережные, естественно созданные природные ландшафты, территории перед жилыми комплексами и т.п. Зачастую их появление способствует не только социокультурному, но и экономическому развитию территории. Общественное пространство является инкубатором городского развития, им отводится большая роль в формировании целостной социокультурной структуры города, что обеспечивает актуальность изучения выбранной темы, предметом которого являются общественные территории. Автор статьи рассматривает связь между социокультурным развитием территории и общественным пространством как новым вектором ее развития, используя методы теоретического анализа научно-методической литературы и открытых интернет-источников для широкого освещения изучаемого вопроса, а также методы сравнения, аналогий и метод обобщений. Новизна проведённого исследования заключается в том, что в работе представлены характеристики понятий социальное и культурное пространства, а также проанализированы проектные практики формирования общественных пространств, реализованные в рамках всероссийского проекта Агентства стратегических инициатив «Вдали от столиц». Представленный в статье анализ формирования экспериментальных открытых площадок позволяет сделать вывод, что общественные пространства способны внести изменения в процесс жизни города, что требует поиска новых способов и приемов для их создания, сохранения и модернизации.
Малых С.В. - Роль бренда университета в формировании имиджа города Иркутска c. 123-133

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26714

Аннотация: Предметом исследования выступает влияние бренда вуза на реальное и потенциальное развитие города. В работе анализируется данная взаимосвязь на примере влияния бренда Иркутского государственного университета на город Иркутск, его имидж, социальный и интеллектуальный капитал в прошлом, настоящем и будущем. рассматривается восприятие жителями университета в городской среде как способа сохранения прошлого, понимания настоящего и формирования будущего. Иркутский государственный университет формирует социокультурную среду города Иркутска и определяет особенности развития. Методология исследования строилась на сочетании символического, структурно-функционального и конструктивистского подходов. В работе применяется метод опроса и экспертного интервью. Для обработки данных использовался транс-символический анализ интервью и анкет. Основным выводом проведенного исследования является то, что роль бренда вуза в развитии локального города является определяющей. На примере Иркутского государственного университета и города Иркутска можно проследить особенности социального моделирования общественного воспроизводства, где университет выступает основной сферой сохранения прошлого, формирования настоящего и развития будущего города Иркутска.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.