Урбанистика - рубрика Транспорт и коммуникации
по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Транспорт и коммуникации"
Транспорт и коммуникации
Сидоров А.А., Сапрон Д.В. - Городской электротранспорт Томска: социологическое измерение c. 1-14

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.4.31481

Аннотация: Рассматриваются вопросы, связанные с определением общественного интереса в части развития трамвайного и троллейбусного сообщения в городском пространстве в контексте ухудшения технических, технологических и организационно-экономических характеристик данного вида пассажирского транспорта. Проверяются гипотезы об уровне востребованности городского электротранспорта в системе общественных перевозок и влиянии факторов, обуславливающих выбор альтернативных способов передвижения. Предпринята попытка определения ожиданий жителей Томска в части повышения востребованности и конкурентоспособности трамвайного и троллейбусного сообщения. Методологическую основу исследования составляют документальный анализ, формализованное интервью, статистическая обработка данных и логический индуктивно-дедуктивный вывод. Получены новые эмпирические данные: оценка востребованности электротранспорта. В качестве основного результата проведенных изысканий актуализируется позиция горожан, ориентированная на сохранение и системное развитие трамвайного и троллейбусного сообщения. Перспективный образ городского электрического транспорта томичи связывают с расширением маршрутной сети. Среди прочих факторов, оказывающих существенное влияние на качество перевозок, обозначается необходимость внедрения в практическую деятельность адекватного графика движения подвижного состава. Работа представляет интерес для практических работников, занимающихся проблемами электротранспорта, а также для лиц, проводящих опросы по данной тематике.
Рабкин С.В. - Аэродромные комплексы северных городов: особенности институционализации критериев современного развития. c. 34-49

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.2.13466

Аннотация: Развитие аэродромных комплексов северных городов является неотъемлемым условием формированием единого территориального пространства Российской Федерации. Стратегические задачи освоения российской зоны Арктики определяют приоритетность этого направления. Однако возвращение государства к принципам стратегического планирования регионального развития требует создания эффективных механизмов их реализации с учетом институциональных изменений структуры экономики. Среди основных проблем исследования обозначены вопросы модернизации аэродромных комплексов и обеспечения безопасности перевозок на аэродромах расположенных в черте города. На примере Республики Коми рассматривается региональный аспект дерегуляции воздушного транспорта. Основываясь на методе институционального анализа, делается вывод о необходимости рассмотрения категорий «транспортная доступность» и «безопасность» с учетом тенденций их современной институционализации. Использование методологии институционального синтеза позволяет представить индикативные показатели, характеризующие отраслевую безопасность в качестве институциональных критериев формирования национальных приоритетов развития. Обозначенный подход может быть использован при формировании в регионах полицентрических схем размещения объектов транспортной инфраструктуры. Особо указывается на роль аэродромных комплексов в обеспечении экономической безопасности и дальнейшей урбанизации российского Севера.
Болтаевский А.А. - Городской общественный транспорт: эволюция взглядов c. 47-53

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.2.18952

Аннотация: Предметом исследования является развитие городского пассажирского транспорта, без налаженной работы которого невозможно существование современного города. В течение XX в. нарастала конкуренция между автомобилем и общественным транспортом, которая вызвала сокращение внутригородских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями, сначала в странах Запада, а затем и в России. Данное явление оказалось внезапным, как для власть имущих, так и для специалистов. Автор рассматривает смену парадигм в дихотомии автомобиль – наземный транспорт, указывая на запоздание процессов автомобилизации в России. Особое внимание уделяется вопросам развития городского электротранспорта, в первую очередь незаслуженно отодвинутого на второй план трамвая. При написании статьи использовались статистический и сравнительно-исторический методы, а так же хронологический подход. Осуществлен критический анализ действовавших подходов в развитии городского транспорта. Основным выводом проведенного исследования является необходимость первоочередного развития в крупных и средних российских городах общественного электротранспорта, в частности трамвая, троллейбуса, а так же системы городских электропоездов. Это позволит не только улучшить территориальную доступность, но и воплотить в жизнь экологические требования, без ответа на которые невозможно представить современный город.
Болтаевский А.А. - Транспорт как основа современного города c. 88-95

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.17047

Аннотация: Транспорт является основой современного общества, особенно его роль заметна в условиях мегаполисов. Именно развитие средств сообщения позволило расширить городские границы, отказавшись от скученности населения и, как следствие, антисанитарии, перейдя к эпохе субурбанизации. Однако с развитием конвейерного производства произошло резкое увеличение численности индивидуального транспорта. Бурная автомобилизация привела к коллапсу в мегаполисах, сократив при этом парк общественного транспорта, особенно трамваев. Фактически передвижение человека на дорогах стало независящим от его целей, а сопряжено с значительными элементами случайностей. В исследовании сопоставляются различные концептуальные схемы и варианты их реализации при становлении городских транспортных систем. Автор опирается на теорию постмодерна Ж. Бодрийяра. Будущее городского транспорта может иметь только общественный характер. Приоритетным является ужесточение требований к автомобилям, в том числе сокращение въездных зон, а также развитие метрополитена, дуобусов, скоростных трамваев. Позитивный пример Копенгагена, Куритибы, действия московских властей говорят о том, что сделать город удобным для жизни, доступным для всех социальных групп, вполне реально в обозримой перспективе.
Каменчуков А.В. - Качественное покрытие дороги: два этапа контроля проектных решений c. 99-109

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.4.34295

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы повышения качества проектных решений по строительству и реконструкции автомобильных дорог. Основным перемётом исследования является дорожная одежда или покрытие автомобильных дорог, качество которого непосредственно влияет на комфорт и безопасность движения. Кроме этого, исследованы вопросы оценки эффективности работы система «земляное полотно – дорожная одежда» в условиях периодически действующей динамической нагрузки от транспортных средств и изменчивости во времени характеристик грунтово-геологической среды. Выполнен обзор актуальных требований к проектированию дорожных одежд и оценки эффективности проектных решений. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт проектирования элементов автомобильных дорог, в том числе с использованием современных программных комплексов.   Сформулированы два ключевых аспекта выбора и оценки эффективности проектных решений. Представлены концепция, алгоритм и результаты внедрения комплексного метода оценки эффективности проектирования и строительства дорожных одежд. Детально рассмотрены этапы математического моделирования и оценки эффективности работы системы «земляное полотно – дорожная одежда». Несомненной научной новизной исследования является применение современного математического аппарате, методов и средств линейного программирования, совместно с ведшей организацией по разработке программного обеспечения для сферы проектирования и строительства автомобильных дорог. Необходимость и практическая значимость разработанной концепции оценки эффективности проектных решений подтверждена внедрением в практику дорожного строительства. Основной вывод исследования заключается в том, что применение комплексного показателя эффективности строительства дородных одежд, в сочинении с программными комплексами оценки напряженно-деформированного состояния грунтово-геологических систем позволяют практически полностью исключить ошибки проектирования и обеспечить максимальную надежность и безопасность строящихся и реконструируемых автомобильных дорог.
Барковский А.М. - Архитектурно-социологические аспекты реконструкции железнодорожных вокзалов малых городов c. 180-189

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.22973

Аннотация: Рассмотрена возможность создания высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры в малых городах через реконструкцию железнодорожных вокзалов и прилегающих к ним территорий. На примере города Кинеля Самарской области выявлены градостроительные предпосылки проведения такой реконструкции. В сложившейся городской структуре рассматриваются три функционально-пространственных элемента: вокзальный комплекс (железнодорожный вокзал, автовокзал и прочая транспортная инфраструктура), система бытового обслуживания (сеть объектов торговли с рыночной площадью) и система коммуникативных связей (пешеходный мост). Сбор информации в исследовании осуществлялся через опрос местного населения методом индивидуального анкетирования. Обработка и анализ эмпирических данных производились с использованием компьютерных программ. Приведены результаты прикладного архитектурно-социологического исследования и их влияние на архитектурную организацию функциональных процессов реконструируемой городской среды. Отмечены перспективы развития территории железнодорожного вокзала как многофункциональной структуры с возможностью сохранения исторически сложившихся общественных пространств и существующих потребностей со стороны местного населения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.