ГЛАВНАЯ
> Журнал "Урбанистика"
> Содержание № 02, 2023
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи
уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера
указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, кандидат архитектуры, slabuha@mail.ru
Содержание № 02, 2023
Бурцева В.С. - Жилая среда будущего: средовой или системный подход? |
|
c. 1-15
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2023.2.40373
EDN: NDVNMT
Аннотация: В статье обоснована необходимость и возможность интеграции средового и системного подхода в социологическом изучении жилой среды. Актуальность такой интеграции обусловлена сложностью объекта – жилой среды – требующего объединения усилий представителей разных профессиональных сообществ (архитекторов, градостроителей, инженеров-проектировщиков, социологов и др.), с одной стороны, и отсутствием концептуальных оснований (языка, общей методологической и понятийной базы) для такого объединения, с другой. Отмечена важность подобных исследований для последующего социального прогнозирования жилой среды и возможность их приложения в связи с изменением используемых технологий при разработке проектной документации и переход к созданию информационных моделей. Результаты работы: 1) на основе сравнительного анализа концепций и исследований в рамках «средового» и «системного подходов» выявлены их различия и сходство; 2) предложено определение жилой среды; 3) на основе анализа российской нормативной базы жилищного строительства показаны особенности современного использования системного подхода в этой сфере; 4) представлена отечественная традиция системного (организмического) подхода в проектировании жилой среды; 5) на основе теоретической реконструкции сделан вывод о познавательных возможностях тектологии, в исследованиях и формировании жилой среды, синтеза существующих подходов и основы перспективных междисциплинарных объединений. Новизна: выявлен потенциал тектологии, теории систем и системного анализа как перспективного методологического подхода в социологическом исследовании жилой среды, синтеза существующих подходов и объединения теоретиков и практиков в ее изучении, проектировании и освоении. Результаты работы предполагается использовать в качестве основы для разработки методологии конкретного социологического исследования жилой среды, ее субъектов и критериев качества.
Пужкина А.А., Ким А.А. - Санаторно-оздоровительная среда города Хабаровска. Основные тенденции развития |
|
c. 16-28
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2023.2.40061
EDN: RXOSZJ
Аннотация: В статье рассматривается история развития архитектуры медицинских учреждений и принципов ее размещения в планировочной структуре города Хабаровска. Проведён анализ расширения и развития медицинских учреждений города Хабаровска с конца XIX в. до сегодняшнего дня. Приведены многочисленные примеры зданий медицинских учреждений, показывающие основные этапы развития данного типа сооружений в рассматриваемом населенном пункте. В ходе анализа проанализировано изменение стилистических и композиционных предпочтений в организации лечебных и санаторных учреждений. Проанализированы перспективные пути дальнейшей трансформации санаторной системы в аспекте архитектурно-градостроительного проектирования, с учетом региональных особенностей. В ходе работы выявлены следующие тенденции проектирования санаторно-реабилитационных центров в городской черте: 1) крупная блоковая организация здания, формирование комплексов; 2) акцент на интенсивности лечения, использование дневных стационаров; 3) индивидуализация дизайнерских решений, отказ от стереотипных больничных форм; 4) формирование гуманного пространства с лечебным потенциалом; 5) экологический подход и гармония с окружающей средой. Системный и комплексный анализ предмета исследования также позволил выявить основные требования к формированию подобных учреждений, такие как разработка функционального зонирования и планировочной организации, учитывающие особенности функционально новых отделений процедурных кабинетов со сложным оборудованием и многочисленными коммуникациями.
Логунова Е.Н. - Наследие индустриально-промышленных окраинных поясов в логике развития современного города |
|
c. 29-39
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2023.2.40793
EDN: STEWZC
Аннотация: Современные стратегии развития городов направлены на рационализацию землепользования, что приводит к поиску неэффективно используемых территорий, к которым относится промышленно-конверсионное наследие - участки ликвидированных производственных предприятий, модернизированных транспортных узлов. Объектом исследования являются индустриально-промышленные окраинные пояса как структурная составляющая плана города. Автором рассмотрены процессы формирования индустриально-промышленных окраинных поясов в результате естественного городского роста и их преобразования в динамике развития современного города. Проводится анализ формирования индустриально-промышленных окраинных поясов в планировочной структуре отечественных и зарубежных городов. Рассмотрен международный опыт и законодательные аспекты реконструкции промышленно-конверсионного наследия в структуре современного города. В исследовании обобщены теоретические взгляды на деградирующие промышленно-конверсионные территории. Представлены основные направления преобразования промышленно-конверсионного наследия в структуре окраинных поясов. В зависимости от наличия ценной застройки и размера участка реконструкция может предполагать как внедрение новой функции с сохранением архитектурного объема, так и тотальный снос сложившейся застройки и формирование нового объемно-пространственного решения. Описаны функционально-пространственные особенности участков окраинных поясов. Обоснована необходимость выявления участков индустриально-промышленных окраинных поясов как единой взаимосвязанной системы для более комплексной оценки потенциала преобразования промышленно-конверсионных территорий.
Пушкарева Т.В., Ашутова Т.В., Иванова Е.Ю., Грамакова А.А. - Суггестивные приемы в современной социальной рекламе о безопасности дорожного движения: социокультурный аспект |
|
c. 40-54
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2023.2.40866
EDN: POPDZB
Аннотация: Предмет исследования составляют суггестивные приемы и возможности новых цифровых технологий в деле распространения и популяризации социально-значимого знания о правилах и безопасности дорожного движения. На основе анализа современного российского и зарубежного опыта социальной рекламы о безопасности дорожного движения (128 видеороликов, из них 43 российских и 85 зарубежных) выделено десять репрезентативных примеров. Показано, что с использованием новых технологий в социальной рекламе на тему безопасности дорожного движения возрастает роль суггестивного воздействия на основе использования художественной метафоры и документального натурализма. Предлагается авторская типология суггестивных приемов, используемых в современной социальной рекламе для повышения убедительности контента и для усиления социально-психологических эффектов социальной рекламы. Выделяются такие визуальные суггестивные приемы, осуществляемые при помощи новых технологий, как спецэффекты превращения (в том числе, одушевление, изменение среды, изменение тела) и эффект присутствия (осуществляемый через трансмедийность и интерактивность). Эти приемы дополняет лаконичное вербальное изложение правил дорожного движения в повелительном наклонении. Анализируются социально-психологические механизмы воздействия этих приемов, основанные на особом их сочетании. Показано, что выделенные визуальные суггестивные приемы основаны на вызове разной степени дискомфорта у аудитории: от легкого и до конца не осознаваемого – до шока, что становится благоприятной почвой для внушения вербализованной идеи в аудио-треке и титрах ролика. Показано, что суггестивные приемы в современной социальной рекламе о безопасности дорожного движения, осуществляемые на основе новых технологий, приводят к ментальному конструированию образа города в духе архаических сказочных моделей и посвятительных практик, и тем самым во многом обеспечивают эффективность такой рекламы. Результаты исследования могут быть использованы в социокультурной практике, связанной с обеспечением дорожной безопасности в современном городе.
|