Статья 'Наследие Уссурийской железной дороги в Дальнереченске' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Наследие Уссурийской железной дороги в Дальнереченске

Глатоленкова Екатерина Викторовна

старший преподаватель, кафедра Дизайна архитектурной среды, Тихоокеанский государственный университет

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Glatolenkova Ekaterina

Senior Lecturer, Department of Design of Architectural Environment, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136

008703@pnu.edu.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2023.3.43423

EDN:

SDSKJH

Дата направления статьи в редакцию:

24-06-2023


Дата публикации:

11-07-2023


Аннотация: Работа продолжает исследование автора, посвященное железнодорожной архитектуре юга Дальнего Востока, и является частью проекта по изучению архитектурного образа родины. Предметом исследования, результаты которого описаны в статье, являются архитектурно-градостроительные особенности железнодорожной архитектуры города Дальнереченска Приморского края. Приводится историческая справка развития города с момента основания первого поселения в середине XIX в. до преобразований, связанных со строительством железнодорожной станции Иман Уссурийской линии из Владивостока в Хабаровск в конце XIX в. Особое внимание автор уделяет изучению центральной части города и современному состоянию железнодорожной застройки. Представлены материалы проведенной экспедиции и архивных изысканий в 2017–2023 гг. В ходе анализа городской застройки центрального района Дальнереченска обследованы объекты, включенные в реестр памятников архитектуры, расположенные вдоль Транссибирской магистрали. Научную новизну исследования определяет обобщение и картографирование сохранившихся объектов наследия Уссурийской железной дороги XIX–XX вв. в Дальнереченске, проведенные впервые. Результатом исследования стала схема расположения зданий и сооружений. Обобщенная информация об имеющихся в городе постройках-памятниках архитектуры может быть использована в образовательной сфере, реставрационной практике и мероприятиях, связанных с популяризацией индустриального наследия.


Ключевые слова:

архитектура, архитектурное наследие, вокзал, градостроительство, Дальний Восток, дома для рабочих, железнодорожная архитектура, жилая среда, типовая архитектура, Уссурийская железная дорога

Abstract: The work continues the author's research on the railway architecture of the south of the Far East and is part of a project to study the architectural image of the homeland. The subject of the research, the results of which are described in the article, are architectural and urban features of the railway architecture of the town of Dalnerechensk in Primorsky Krai. Historical reference is given about development of the town from the moment of foundation of the first settlement in the middle of the 19th century till the transformation connected with building of railroad station Iman of Ussuri railway from Vladivostok to Khabarovsk in the end of the 19th century. The author pays special attention to studying of central part of the town and current condition of railway building. The materials of the expedition and archival research carried out in 2017-2023 are presented. During the analysis of urban development of the central district of Dalnerechensk the objects included in the register of architectural monuments, located along the Trans-Siberian Railway are examined. The scientific novelty of the research is defined by generalization and mapping of the preserved heritage sites of the Ussuri railway XIX-XX centuries in Dalnerechensk, carried out for the first time. The result of the research is a scheme of buildings and structures location. The generalized information about the architectural monuments available in the city can be used in education, restoration practices and activities related to the popularization of industrial heritage.


Keywords:

architecture, architectural heritage, railway station, urban planning, Far East, houses for workers, railway architecture, residential environment, typical architecture, Ussuri railway

Введение

Актуальность. Железнодорожная архитектура Дальнереченска конца XIX – начала XX века представляет исследовательский интерес в свете изучения масштабного строительства Транссибирской магистрали и выявления сохранившихся объектов историко-культурного наследия российских железных дорог на Дальнем Востоке. Строительство дороги сопровождалось решением задач обеспечения быта переселенцев и, что не менее важно, требовало создания привычного образа города вдали от родных мест. Сохранившиеся здания являются наиболее значительной, с точки зрения изучения архитектурного наследия, частью городской застройки Дальнереченска, а компактное их размещение позволяет рассматривать объекты исследования как единый комплекс.

Проблема исследования. Дальнереченск, до 1972 г. – станция V класса Иман, – является одним из немногих городов юга Дальнего Востока, где железнодорожному наследию уделено определенное внимание: из 14 памятников архитектуры местного (краевого) значения девять связаны с железнодорожным прошлым1. Здания по улице Уссурийской, параллельной железной дороге, хорошо различимы среди одноэтажной застройки – на фасадах, выходящих на улицу, расположены информационные талички, цвета фасадов выдержаны в единой гамме, сохранены детали. В глублине района, по улицам Свободы и Героев Даманского ситуация иная: постройки окружают глухие заборы и деревья, информации о зданиях нет, утрачены элементы фасада (заменены оконные блоки, переплеты и декор окон и дверей утрачены). Территория вокруг домов не благоустроена, отсутствуют тротуары, фасады находятся в неудовлетворительном состоянии. Жилые дома, традиционно воспринимаемые как утилитарные постройки, не вызывают такого интереса горожан, туристов и даже исследователей, как "ворота города" – железнодорожный вокзал и прилегающие к нему и железнодорожным путям строения. При этом они составляли основу станционного поселка и были необходимы для обеспечения жильем первостроителей; сегодня являются важным историко-культурным наследием рубежа XIX – XX веков.

Цель и задачи исследования. Цель проведенного исследования заключается в систематизации сведений о наличии и взаимном расположении объектов архитектурного наследия Уссурийской железной дороги в Дальнереченске и сохранении комплекса исторической застройки. В задачи работы входил анализ месторасположения сохранившейся железнодорожной застройки города, изучение исторического контекста и современного состояния исторической среды, составление схемы расположения объектов культурного наследия (картографирование).

Краткий обзор исследований по теме. Среди исследований архитектуры Дальневосточных городов крайне мало публикаций, посвященных индустриальному наследию региона. Одни из первых – статьи и диссертация С. С. Левошко (Моисеенковой) «Эволюция размещения и архитектурно-градостроительная организация промышленных предприятий в городах Дальнего Востока» (1987), работы М. Е. Базилевича, посвященные архитектуре и архитекторам Приморья и Приамурья [1],[2]. Иностранные влияния в формировании облика Имана начала XX в. рассматриваются в работе А. П. Ивановой [3]. Современные исследования о Дальнереченске в основном рассматривают социологические процессы в городе и изменения в постперестроечный период. В частности, в статье Л. Е. Бляхера «Придорожная экономика как форма выживания малых городов юга Дальнего Востока России» изучается специфичное положение и ориентация предпринимателей не только на автомобильную трассу, но и, что интересно в контексте данной публикации, на железную дорогу и развитие ее туристического потенциала [4].

Методика исследования основывается на атрибуции выявленных в ходе экспедиций объектов. Использованные методы комплексного исследования совмещают натурные обследования, историко-архивные и библиографические изыскания. Для подготовки публикации были использованы материалы, полученные во время экспедиции в октябре 2022 г.; натурные обследования района железнодорожного вокзала и их фотофиксация позволили выявить объекты исследования и определить их месторасположение. Чертежи и проектная документация получены в результате архивных изысканий в 2017 – 2023 гг., информация о ходе строительных работ в городе получена из материалов фонда музея истории Дальнереченска.

Автор выражает благодарность работникам музея истории города Дальнереченска и сотрудникам Дальневосточной государственной научной библиотеки Хабаровска за помощь в проведении исследования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯиК №21-512-23004.

Архитектурная среда станицы Графской и станции Иман

История Дальнереченска – классический пример развития дальневосточного города. Статус города он получил в 1917 г. и объединил несколько разрозненных поселений: поселок при железнодорожной станции, казачью станицу и военный гарнизон. Станица Графская была образована в середине XIX века, сразу после заключения Айгуньского договора. Казачьи станицы основывались вдоль всего правобережья реки Уссури. Первыми поселенцами станицы Графской в 1859 г. были казаки Забайкальского казачьего войска, позже – казаки Донского, Тверского, Кубанского, Оренбургского войск. В 1895 г. началось создание Амурско-Уссурийской Казачьей флотилии и развитие пристани Иман (Иман – название притока Уссури, нынешнее название – Большая Уссурка), а в 1891 г. – строительство Уссурийской железной дороги, которая для удобства ведения строительных работ была поделена на Южный и Северный участки. Рядом расположенные станции Муравьев-Амурский и Иман (на расстоянии около 9 верст друг от друга) были конечными пунктами этих участков. Благодаря наличию пристани на Уссури часть грузов из Владивостока для возведения путей северного участка доставлялось далее до Хабаровска по реке, для этого до пристани была проложена ветвь от основной линии строящейся дороги. Первоначально железнодорожная станция также называлась Графская, а позднее была переименована в Иман. Станция Муравьев-Амурский была переименована в станцию Лазо.
По съемке из фондов музея Дальнереченска (рис. 1) видно, что станица Графская располагалась между реками Уссури и Иманом, на левом его берегу.