Статья 'Экономические притязания городских жителей Иркутской области' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Экономические притязания городских жителей Иркутской области

Скуденков Владимир Алексеевич

преподаватель, Иркутский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 3, оф. 107

Skudenkov Vladimir Alekseevich

Educator, the department of Human Resource Management, Irkutsk State University

664003, Russia, Irkutsk, Lenina Street 3, office #107

vskudenkov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2017.3.23959

Дата направления статьи в редакцию:

21-08-2017


Дата публикации:

08-09-2017


Аннотация: Предметом исследования выступают особенности формирования экономических притязаний жителей городов Иркутской области. Экономические притязания являются показателем качества жизни и социального самочувствия жителей того или иного региона. Экономические притязания формируются в зависимости как от внешних условий развития городов, так и от внутренних условий адаптации к меняющимся условиях жизни самих жителей. Малые и большие города имеют свою специфику и культуру, обусловленную историей и культурой данной территории, они формируют рамки развития экономических притязаний своих жителей. Сначала мы ранжировали города: крупные и большие, средние и малые (по Г.М. Лаппо), затем методом исследования выступил анкетный опрос 2200 жителей, а также было проведено 22 экспертных интервью в тех же городах. Основными выводами исследования стало то, что крупные и большие города формируют завышенные экономические притязания своих жителей, жители малых городов склонны преувеличивать уровень своей жизни в сторону среднего уровня. Для жителей крупных городов, экономические притязания формируются на заработной плате и альтернативных способах повышения материального статуса, для жителей малых городов в категории экономических притязаний входит социальное служение и принесение пользы обществу.


Ключевые слова:

представления, экономические притязания, малые города, большие города, социальное самочувствие, качество жизни, социальная стратификация, самовосприятие, идентичность, экономические перспективы

Abstract: The subject of this study is the peculiarities of formation of economic claims of the residents of Irkutsk region. Economic claims are not the indicator of the quality of life and social wellness of the residents of one or another region, but rather form depending on the external circumstances of city development, as well as internal conditions of adjustment to the changing living standards of the dwellers themselves. Small and large cities have their own specificities and culture, substantiated by the history and culture of the territory, establishing the framework for emergence of the economic claims among the residents. First, the authors arranged cities: large, medium, and small (according to GM Lappo); then applied a method survey involving 2,200 residents alongside the 22 expert interviews in the same cities. The main conclusion of the research consists in the thesis that large cities form the inflated economic claims of their dwellers; residents of small cities are willing to exaggerate their living standards towards the average. Residents of the large cities establish their economic claims based on the salaries and alternative ways to improve the financial status, while for the inhabitants of small towns, the category of economic claims includes social service and providing benefits for society.


Keywords:

representation, Economic claims, Small cities, Large cities, Social wellness, Quality of life, Social stratification, Self-perception, identity, economic prospects

Ракурсы изучения экономических притязаний

Изучение экономических притязаний, позволяет определить, какие условия и возможности рассматривают в качестве индивидуальных жизненных стратегий жители малых и крупных городов Сибири. Современное развитие общества все более усиливает социальное расслоение. Социальная дифференциация общества строится как по внешним социально-экономическим условиям среды, так и по возможности реализации индивидуальных стратегий социальной адаптации к меняющимся условиям.

Ученые анализируют формирования экономических притязаний с разных сторон. Для одних, экономические притязания формируются на основе экономического благополучия (Н.Ю. Чеботарев делает акцент на роли субъективного чувства благополучия [19], С.А. Петунова изучает изменение экономических притязаний в условиях социальных трансформаций [9], Н.И. Чернобровкина показывает стратификационные идентификаторы экономических притязаний различных социальных групп [20], в работах В.А. Скуденкова показаны изменения экономических притязаний под влиянием экономических санкций против России [13, 14].

Другие говорят о роли социальных институтов в формировании экономических притязаний. О роли власти показано в исследовании Ю.А. Тихомирова [16], о роли религии в исследовании Ж.Т. Тощенко [17], о роли экономики в сознании школьников раскрыто в работе А.Н. Демина [3].

Особый контекст накладывает крупный или малый город является средой реализации жизненных стратегий и вместе с этим – экономических притязаний его жителей. Индивидуальность каждого города накладывает особый отпечаток на его жителей, определяя реальные возможности и мечты каждого поколения его жителей. В работе Ю.Н. Дмитриевой показана роль социально-географической среды в жизненном мире молодежи [4], особенности влияния города на ценности здоровья отражены в работе И.В. Кондаковой [6], влияние городского образа жизни на культурные ценности отражено в работе И.А. Скрипачевой [12] и др.

Экономические притязания являются результатом качества жизни на определенной территории (области, районе, городе). Например, в исследованиях Смолевой Е.О. и Морева М.В. [15], а также Гужавиной Т.А., Ластовкиной Д.А., Озеровой О.Ю. рассматриваются особенности качества жизни в разных регионах, при этом, экономические притязания занимают одно из центральных мест [1, 2].

Притязания человека – это то, что он желает иметь в своей жизни. Притязания могут касаться материальной, социальной и духовной стороны жизни. Притязания определяют мечты и мысли человека, а также готовность рисковать и действовать по удовлетворению своих притязаний. Притязания могут консолидировать, а могут и дезинтегрировать общество [5].

Притязания состоят из установок и мотивов поведения человека и формируются в реальные и желаемые образы должного и нормативного поведения. Подтверждённые притязания позволяют говорить о «социальном и личном успехе» и «успешности» как таковой. Об этом более подробно изложено в исследовании Полюшкевич О.А. и коллег [10, 11]. Особенности влияние локальных территорий на жизненные стратегии людей изучены в работах Цылева В.Р. [18], Луниной Ю.В. [8] и других.

В нашем исследовании, предполагается, что экономические притязания не часть, а основной вектор общественного развития социума в конкретных социально-исторических условиях. Экономические притязания всегда отвечают требованиям и возможностям той эпохи, в которой живут люди. Особенно ярко это прослеживается, когда мы рассматриваем уровень и качество жизни жителей разных городов отдельной территории. В последние годы появляются исследования, подчеркивающие территориальную дифференциацию доходов и потенциальных возможностей, а соответственно и притязаний жителей малых и крупных городов. Это приводит к тому, что жители разных городов обладают не одинаковыми возможностями для самореализации и удовлетворения насущных потребностей.

Характеристика исследования

Исследование проходило в 2017 г. в следующих городах Иркутской области (деление по городам проведено по Лаппо Г.М. [7]):

  • Крупнейшие города (население от 500 тыс. до 1 млн жителей): Иркутск (623 736 человек);
  • Большие города (население от 100 тыс. до 250 тыс. жителей): Ангарск (226 374 человек), Братск (231 602 человека);
  • Средние города (население от 50 тыс. до 100 тыс. жителей): Усолье-Сибирское (77 989 человек), Усть-Илимск (82 455 человек), Черемхово (51 230 человек);
  • Малые города (население менее 50 тыс. жителей): Байкальск (12 738 человек), Зима (31 229 человек), Саянск (38 897 человек), Тайшет (33 346 человек), Тулун (41 671 человек), Шелехов (47 608 человек) [21].

Исследование проводилось методом опроса. Общее количество респондентов – 2200 человек, в возрасте от 18 до 75 лет, 55% женщин и 45% мужчин, погрешность 2,4%. Выборка случайная.

Также мы применяли неструктурированное экспертное интервью, с целью выявления ключевых параметров экономических притязаний различных социальных групп изучаемых городов. В экспертном интервью приняло участие 22 человека.

Анализ результатов исследования

Результаты исследования позволяют выявить достаточно интересную картину. Базовые притязания распределены примерно одинаково во всех возрастных группах, а социальные имеют существенные перекосы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Особенности притязаний жителей разных городов (в%)

Притязания

Крупный и большой город

Средний город

Малый город

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Материальные

50

45

40

40

20

25

Социальные

40

45

45

40

55

55

Духовные

10

10

15

20

25

30

Итак, материальные притязания значимы для всех социальных групп.

Для жителей больших и средних городов они занимают 40-50%, а среди жителей малых городов лишь 20-25%. Это можно объяснить наличием больших возможностей и альтернативных способов реализации своих материальных потребностей у жителей крупных, больших и средних городов, в отличие от жителей малых городов, которые ограничены территориальными, экономическими, социальными и иными рамками города. Причем, жители всех городов говорят о взаимосвязи материального достатка жителей и благополучия самого города.

«Без обеспечения себя и своей семьи базовыми вещами, трудно говорить о материальном росте и достатке. Материальная обеспеченность – это основа стабильности семьи и уверенности личности в завтрашнем дне, это условие развития любого города» (М.Я., 37 лет, Тулун), «Материальный стабильный достаток каждого жителя – залог процветания города» (А.Л., 45 лет, Иркутск), «Чем более стабильные доходы у жителей города, тем лучше жить в нем. Большие города дают больше материальных возможностей для реализации, малые ограничивают» (М.М., 26 лет, Братск).

Социальные потребности одинаково важны для жителей всех городов Иркутской области (от 40 до 55%). В малых городах значимость этого фактора выше, чем в крупных. Также, прослеживается чуть ли не требование жителей малых города к более обеспеченным и власть имущим гражданам к обязательной помощи городу и его жителям в разных вопросах.

«Без социального служения – общество деградирует, чем больше люди отдают, тем больше получают» (Н.Д., 49 лет, Ангарск), «Социальный вес имеет те люди, которые обращают внимание не только на свой карман, но и на то, как обустроить город, как изменить жизнь жителей к лучшему» (О.А., 37 лет, Тайшет), «Общество становится лучше тогда, когда те, кто что-то имеет, могут помочь тем, кто ничего не имеет» (И.М., 31 год, Усть-Илимск).

Духовные притязания в целом занимают меньшую долю среди всех респондентов-жителей разных городов. Но наименее они значимы для жителей крупных городов (10%), чуть более важны для жителей средних (20-25%), и занимают существенную часть притязаний жителей малых (25-30%). Чем меньше город, тем более важны духовно-мировоззренческие идеи и идеалы, которые объединяют людей. Большие города занимают свободное время либо дополнительной работой, либо досугом, а в малых городах нет такой возможности, поэтому свободное время от достижения материальных и социальных задач либо заполняется духовными ориентирами и притязаниями, либо уходит в полную противоположность – увеличивается доля деструктивного диванного поведения.

«Помощь ближнему важна в любой форме, главное осознать, как ты можешь помогать и делать это регулярно» (Т.А., 44 года, Шелехов), «Благотворительность – это форма служения для богатых, добровольчество и волонтерство – способ личного участия для тех, кто мало что имеет» (М.В., 26 лет, Тайшет), «Служение обществу через служение Богу в церкви – это залог того, что души горожан будут спасены» (Н.Н., 53 года, Черемхово).

В таблице 2 представлено долевое распределение каждого рассмотренного пункта притязаний.

Таблица 2

Долевое распределение притязаний жителей разных городов

(чем ближе к 1, тем более значим данный уровень притязаний)

Притязания

Крупный и большой город

Средний город

Малый город

Материальные

Достойный заработок

1,0

0,7

0,5

Дополнительные источники поступления финансов

0,6

0,3

0,1

Квартира

0,8

0,7

0,5

Машина

0,9

0,4

0,2

Дача

0,7

0,6

0,5

Вклады в банках

0,5

0,2

0,1

Социальные

Престижная работа

0,9

0,7

0,5

Публичность (известность) в городе

0,7

0,6

0,2

Социальный капитал

0,7

0,8

0,5

Влиятельность мнения (позиции)

0,6

0,5

0,7

Социальные связи

0,8

0,5

0,6

Духовные

Социальное попечительство

0,2

0,4

0,6

Работа в НКО

0,5

0,2

0,2

Участие в социальных проектах

0,5

0,3

0,2

Благотворительность

0,4

0,3

0,1

Волонтерство и добровольчество

0,4

0,3

0,4

Деятельность в религиозных учреждениях

0,3

0,5

0,7

Разнообразны элементы материальных притязаний, наиболее явно они прослеживаются в крупных городах, чем меньше город, тем менее актуальны в общественном сознании данные притязания.

«Материальный достаток открывает новые возможности, служение другим возможно, только после того, как ты смог служить себе и своей семье» (И.Ю., 35 лет, Усолье-Сибирское), «Конечно важно, что у тебя есть за душой, как будешь содержать семью, но и духовные ценности, чему ты будешь учить свою семью – не менее важно» (Е.К., 50 лет, Зима), «Материальные ресурсы родителей дают шансы в жизни их детям, чем больше ресурс – тем больше возможностей и наоборот» (Т.Б., 23 года, Ангарск).

Материальные условия значимы для 50% людей среднего возраста, 40% людей младшего возраста и для 20% респондентов старшего возраста.

Молодые люди делают акцент на том, что им не все равно где, кем и как они работают, для них важно, чтобы работа им нравилась. В отличие от пожилых людей, которые рады любому приработку. Люди среднего поколения также отличаются от молодежи, они хотят стабильной, пусть и не любимой работы.

«Я хочу работать только там, где смогу развиваться и не ограничивать свои таланты» (М.А., 22 года). «Я могу работать только тем, где мне интересно и где меня ценят как креативного и умного человека» (Е.Г., 29 лет). «Мне нужна стабильная работа, у меня семья, ипотека и два потребительских кредита. Я думаю о них, а не о том, чего хочу» (Н.А., 38 лет). «Я работаю ради того, чтобы прокормить семью. Время поиска своих желаний прошло, осталось время реализации того, что умею» (Д.А., 45 лет). «Я рада тому, что могу зимой подрабатывать в гардеробе, это существенная помощь нашему с мужем семейному бюджету. А летом – я на даче, что тоже нам помогает прожить весь год» (С.С., 59 лет). «Я подрабатываю вахтером в общежитии. Не тяжелая работа, немного денег платя и хорошо» (Т.В., 57 лет).

По нашему мнению, такое распределение формируется в обществе искусственно, для лучшего манипулирования людьми. Для того, чтобы молодые люди чаще меняли работу, не накапливали стаж в одной сфере деятельности. Люди среднего возраста (как наиболее кредитоспособные) были предсказуемы и ими также можно было управлять через сферу услуг и потребления. Для людей старшего возраста также создают рамки «условной благодарности» за то, что они имеют.

Основными источниками доходов выступает заработная плата, но в больших городах приработки и случайные заработки занимают существенную долю бюджета человека или семьи, тогда как в малых городах второй статьей доходов выступают пособия и социальные выплаты, объем и размер которых не соотносим с потребностями (см. таблицу 3).

Таблица 3

Основные источники доходов (в%)

Источники

Крупный и большой город

Средний город

Малый город

Заработная плата на основном месте работы

45

50

55

Приработки

30

20

5

Случайные заработки

20

15

5

Пособия и социальные выплаты

5

15

35

«Без калымки, сложно выжить в нашем обществе» (И.Ю., 37 лет, Саянск), «Постоянные приработки позволяют как-то держаться на плаву, иметь маневры для достойной жизни» (И.Т., 49 лет, Братск), «Случайные заработки все реже подворачиваются, одна надежда – пособие по инвалидности, которое всегда стабильно, хотя и не велико» (И.С., 31 год, Зима).

По внутреннему самоощущению, «обеспеченных» и людей «выше среднего» в крупных городах больше чем в маленьких, но в маленьких – значимость принадлежности к людям «среднего достатка» больше и внутренние критерии для вхождения в эту группу более мягкие (см. таблицу 4). «Мы не барствуем, но живем достойно» (А.К., 40 лет, Черемхово), «Мы как все, живем скромно, но в достатке» (С.С., 48 лет, Байкальск), «Да нормально живем, две работы у меня и у жены работа и приработок, не постоянный, но регулярный. Денег хватает» (Л.Д., 37 лет, Ангарск), «Мы живем в большом городе – есть всегда возможность подзаработать, я всегда имею левые деньги» (Т.А., 41 год, Иркутск).

Таблица 4

Уровень соотнесенности с группой определенного материального уровня (в%)

Источники

Крупный и большой город

Средний город

Малый город

Обеспеченные

20

5

5

Выше среднего

30

25

10

Средний достаток

25

50

70

Ниже среднего

10

10

10

Малообеспеченные

15

10

5

Об этом же говорят и те условия, по которым респонденты оценивают свое социальное положение. В малых городах «приукрашивают» и «уравнивают» свое положение, приближая к среднему, в крупных более поляризуют и выдвигают больше требований к формальной соотнесенности к тому или иному слою (см. таблица 5).

Таблица 5

По каким условиям вы оцениваете свое социальное положение?

Условия социального положения

Крупный и большой город

Средний город

Малый город

Материальные условия

25

20

10

Образ жизни

15

20

25

Престижность профессии

15

15

15

Должность

20

15

20

Образование

10

10

5

Уважение окружающих

10

15

20

Другое

5

5

5

Для большинства респондентов, работа – важная часть жизни. Для одних – источник дохода, для других – способ самовыражения, для третьих – возможность принести пользу обществу, для четвертых – неизбежное зло (см таблицу 6). «Работа – это возможность получения денег легальным путем, ничего более» (Н.А., 35 лет, Иркутск), «Работа – это источник стресса, будь моя воля – я бы не работал» (И.Л., 42 года, Братск), «Моя работа – это моя жизнь, я полностью реализую свои таланты на ней» (И.И., 47 лет, Тулун).

Таблица 6

Для Вас работа – это …

Критерии работы

Крупный и большой город

Средний город

Малый город

Источник доходов

40

35

30

Способ самовыразиться

30

30

35

Быть полезным обществу или отдельным людям

10

20

25

Неизбежное зло

15

10

5

Другое

5

5

5

Как видно из таблицы 5, чем больше город, тем больше тех, для кого работа это источник доходов, чем меньше – тем больше тех, для кого это способ выказать свою пользу. При этом, такой показатель как способ самовыражения практически одинаков в городах разного уровня.

Социальные потребности и притязания также достаточно равномерно распределены во всех возрастах, но их роль увеличиваются в более старшем возрасте (30% в молодости, 30% в среднем возрасте и 40% в более старшем возрасте). Для всех групп – это выступает базовым условием в безопасности. «Семя – это то место, где тебя ждут и принимают в любом состоянии и положении дел» (Я.С., 22 года), «Семья – это основа нашей жизни, семья дает опору и понимание ради кого, все делаешь» (Н.О., 36 лет), «Семья – это твое богатство, без семьи – ты никто, сколько бы денег не было, а с семьей – ты становишься Человеком!» (М.Ю., 72 года).

Социальные притязания также более важны для людей среднего возраста (40%), для молодежи – 30%, для людей старшего возраста 30%. Но, если для людей старшего возраста в большей степени важны традиции и нормы, то для других групп – законы и нормы, определяющие их повседневное пространство.

«Не знание законов, не освобождает от ответственности» (М.С., 25 лет), «Формальные и неформальные правила надо знать, чтобы ими пользоваться и выстраивать свою карьеру как хочется, а не как получится» (А.А., 33 года), «Понимание норм и традиций семьи, компании, общества – дает фору в том, что ты всегда можешь «быть своим» в любой среде» (Г.О., 40 лет), «Традиции скрепляют отношения и нормы работы» (М.Ю., 70 лет), «Традиционный уклад – он понятен и позволяет быть всегда «в своей тарелке» (Т.В., 57 лет). «Важно знать как должно и правильно, тогда и спать спокойно будешь. А современная молодежь многое попутала. Не знают должного и не следуют правильному. В результате – полная разруха и в умах, и в сердцах и в поступках» (М.С., 61 год).

Духовные потребности и притязания более значимы в молодости (40%) и менее значимы в пожилом (25%), в среднем возрасте – 35%. Это притязания, которые позволяют нам выживать в социуме, он не относятся непосредственно к социальным, а воспринимаются как личные навыки и умения, которые позволят выжить человеку в любых условиях.«Я точно знаю, что смогу выжить в любой стране, при любом режиме – я умею водить машину, чинить машину, собирать машину. Даже сегодня, если у меня какие-то проблемы на работе, а мне нужны деньги – я всегда могу подзаработать – шаманя чью-то машину» (С.А., 36 лет). «Да, полагаю, у меня есть базовая жажда жизни, и я выживу в любых условиях и при любых обстоятельствах. Деньги, как и работа, – не пахнут. Если надо кормить семью – я буду делать все, что могу и не могу тоже» (Д.А., 45 лет).

Духовные притязания важны для 5% молодежи, 10% людей среднего возраста и 50% респондентов старшего возраста. «У меня в жизни есть все то, во что я верю, это мне помогает жить» (М.А., 22 года). «Я считаю, что служить высшим идеалам надо, но зачастую в обществе это невозможно сделать, нас загоняют в зарабатывание денег, а не служение Богам» (Е.Г., 29 лет). «Бог может и есть, но помогать людям надо – другим людям, а не иллюзиям во-плоти» (Д.А., 45 лет). «Все люди кому-то служат. Одни – себе, другие – семье, трети – работе, четвертые – еще кому-то. Без служения нельзя представить общество» (М.Ю., 72 года).

Данное распределение вызвано тем, что служение и вера – абсолютно не социальные явления и поэтому, их проявление в чистом виде в социуме не возможно, реально только в закрытых сообществах (религиозных (храмы, монастыри) или социально-специфических (хосписы) и т.д. [3].

Отвечая на вопрос, что помогает, а что мешает вашему социальному успеху и экономическим притязаниям, мы получили следующие ответы. Для жителей крупных городов – это материальная обеспеченность (40%), для жителей средних городов – социальные связи (социальный капитал) 45%, для жителей малых городов это профессия (30%) и семья (35%). Это те ресурсы, на которые могут опираться жители для формирования своих экономических притязаний (см. таблицу 6). «Экономические притязания формирует количество денег у тебя в кошельке и уверенность в завтрашнем дне» (Н.Г., 46 лет, Иркутск), «Образование мало что определяет, важно – куда и кем устроишься и сколько будешь получать» (М.Ю., 36 лет, Ангарск), «Поддержка семьи и выбор профессии определяют какие экономические возможности и потребности будут у тебя и твоей будущей семьи» (Н.Е., 23 года, Байкальск).

Таблица 7

Что мешает, а что помогает экономическим притязаниям (в%)

Критерии работы

Крупный и большой город

Средний город

Малый город

Материальная обеспеченность

40

10

15

Уровень доходов

30

20

10

Получение образования

10

5

5

Выбор профессии

5

10

30

Семья

5

10

35

Социальные связи (социальный капитал)

10

45

5

Также мы попросили вспомнить какие пословицы и поговорки отражают ваше отношение к материальному положению. Среди жителей крупных и больших городов доминируют две тенденции – одна – трудолюбия и расчета, другая – пассивная инфантильность. Для жителей средних городов – рыночное поведение и знания и инициатива. В малых городах – бережливость и расчетливость (выраженность установки определялась при показателях выше 40%).

Таблица 8

Какие пословицы и поговорки отражают ваше отношение к материальному положению (в%)

Группа ценностей

Пословицы

Крупный и большой город

Средний город

Малый город

Трудолюбие и расчет на себя

На Бога надейся, но сам не плошай

45

20

5

Дело мастера боится

40

15

15

Терпение и труд – все перетруд

40

25

20

Знания, инициатива

Умение всегда найдет применение

15

45

15

Знание приобретешь - не пропадешь

20

40

20

Человек, овладевший знаниями, видит свой путь

10

50

25

Бережливость и рачительность

Курица по зернышку клюет, да сыто живет

15

30

50

Копейка рубль бережет

20

35

50

Пушика к пушинке – выйдет к перинке

25

30

50

Рыночное поведение

От трудов праведных, не наживешь палат каменных

15

50

15

Не пойман – не вор, что взято - то, свято

30

45

25

Где б ни жить, только чтоб сытым быть

35

45

20

Пассивно-инфантильное поведение

Работа не волк, в лес не убежит

50

30

15

Дружба дружбой, а денежки в рознь

50

25

10

С миру по нитке – голому рубаха

45

15

5

Как видно из таблицы, происходит все большая девальвация ценности труда и работы, все больше начинает цениться «халявные», «случайные» или «не честные» деньги. Особенно высока такая тенденция у жителей крупных городов. Это развивает не благоприятную среду для развития трудовых ценностей. Труд становится инструментом выживания, а не самоценности. Это одна из причин увеличения социальной дифференциации. Традиционные ценности, хоть и сохраняют свое место (в малых городах), но все меньше играют роли в жизни жителей крупных городов.

Вывод

Таким образом, проведенное социально-географическое исследование уровня притязаний жителей больших и малых городов Иркутской области показывает различные типы и стратегии жизни в разных городах области, вызванных социально-экономическими и культурно-политическими процессами во внешнем и внутреннем пространстве страны. Экономические притязания жителей городов зависят от среды и внешних условий возможностей личной и социальной реализации, воплощения материальных желаний и потребностей. Безусловно, личностные особенности накладывают свой отпечаток в приоритетах удовлетворения экономических притязаний, но зачастую они заключены в рамки социальных условий городской среды.

Библиография
1. Гужавина Т. А. Среда проживания в оценках горожан // Проблемы развития территории. 2016. № 3 (83). С. 66-80.
2. Гужавина Т. А., Ластовкина Д. А., Озерова О. Ю. Качество жизни в оценках населения региона // Проблемы развития территории. 2016. № 2 (82). С. 98-111.
3. Дёмин А. Н. Соотношение притязаний школьников с социально-экономическими показателями региона // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 35-45.
4. Дмитриева Ю. Н. Роль социально-географической среды в формировании образа жизни молодежи // География и природные ресурсы. 2016. № 3. С. 175-180.
5. Емельянова Т. П., Дробышева Т. В. Динамика представлений об экономическом благосостоянии у работающих взрослых в условиях до- и поствыборной ситуации в России // Знание. Понимание. Умение. 2013. №3. С. 74-79.
6. Кондакова И. В. Влияние среды провинциального города на формирование ценностного отношения к здоровью у детей и подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 3-4 (155-156). С. 89-94.
7. Лаппо Г. М. Города России. Взгляд географа. М.: Новый хронограф, 2012. С. 176-180.
8. Лунина Ю. В. Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки // Вестник ОГУ. 2008. № 80. С. 34-38.
9. Петунова С. А. Рост уровня притязаний в сфере благосостояния среди молодежи в условиях социально-экономического переустройства российского общества // Психология и экономика. Труды 1-й Всероссийской конференции по экономической психологии РПО. 2000. С. 456-457.
10. Полюшкевич О. А. Социокультурная солидарность в трансформирующемся обществе: монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 190 с.
11. Полюшкевич О. А., Иванов Р. В., Борисова Ю. В. Представления о социальной успешности // Социодинамика. 2016. № 10. С. 37-44.
12. Скрипачёва И. А. Городской образ жизни как составляющая часть культурной системы общества // Культурное наследие России. 2015. № 2. С. 71-76.
13. Скуденков В. А. Трансформация экономических притязаний студенческой молодежи // Общество и социология в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной ХХ годовщине празднования Дня социолога в Российской Федерации / Институт социально-экономического развития территорий РАН; Институт социологии РАН; Институт социально-политических исследований РАН; Правительство Вологодской области. 2015. С. 81-83.
14. Скуденков В. А. Экономические притязания россиян в период санкций против России // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Владивосток: ДВФУ, 2016. С. 120-126.
15. Смолева Е. О., Морев М. В. Качество жизни и ценностные ориентации населения региона // Проблемы развития территории. 2015. № 6 (80). С. 108-126.
16. Тихомиров Ю. А. Власть и экономические субъекты: нормативы и притязания // Право и экономика. 2005. № 1. С. 3-10.
17. Тощенко Ж. Т. Экономические притязания религии // Мир перемен. 2009. № 1. С. 159-173.
18. Цылев В. Р. Особенности жизненных стратегий жителей поселков Кольского севера // Проблемы развития территории. 2015. № 4 (78). С. 113-128.
19. Чеботарёв Н. Ю. Связь экономических притязаний с субъективным экономическим благополучием выпускников ВУЗов // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2011. № 1. С. 260-261.
20. Чернобровкина Н. И. Индикаторы экономической идентичности населения региона на микро- и макроуровнях // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12-2. С. 56-62.
21. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года [электронный ресурс] URL : https://ru.wikipedia.org/wiki (дата доступа 20.08.17)
References
1. Guzhavina T. A. Sreda prozhivaniya v otsenkakh gorozhan // Problemy razvitiya territorii. 2016. № 3 (83). S. 66-80.
2. Guzhavina T. A., Lastovkina D. A., Ozerova O. Yu. Kachestvo zhizni v otsenkakh naseleniya regiona // Problemy razvitiya territorii. 2016. № 2 (82). S. 98-111.
3. Demin A. N. Sootnoshenie prityazanii shkol'nikov s sotsial'no-ekonomicheskimi pokazatelyami regiona // Voprosy psikhologii. 2011. № 1. S. 35-45.
4. Dmitrieva Yu. N. Rol' sotsial'no-geograficheskoi sredy v formirovanii obraza zhizni molodezhi // Geografiya i prirodnye resursy. 2016. № 3. S. 175-180.
5. Emel'yanova T. P., Drobysheva T. V. Dinamika predstavlenii ob ekonomicheskom blagosostoyanii u rabotayushchikh vzroslykh v usloviyakh do- i postvybornoi situatsii v Rossii // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. №3. S. 74-79.
6. Kondakova I. V. Vliyanie sredy provintsial'nogo goroda na formirovanie tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu u detei i podrostkov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 3-4 (155-156). S. 89-94.
7. Lappo G. M. Goroda Rossii. Vzglyad geografa. M.: Novyi khronograf, 2012. S. 176-180.
8. Lunina Yu. V. Zhiznennye strategii molodezhi: osnovnye napravleniya sotsial'noi podderzhki // Vestnik OGU. 2008. № 80. S. 34-38.
9. Petunova S. A. Rost urovnya prityazanii v sfere blagosostoyaniya sredi molodezhi v usloviyakh sotsial'no-ekonomicheskogo pereustroistva rossiiskogo obshchestva // Psikhologiya i ekonomika. Trudy 1-i Vserossiiskoi konferentsii po ekonomicheskoi psikhologii RPO. 2000. S. 456-457.
10. Polyushkevich O. A. Sotsiokul'turnaya solidarnost' v transformiruyushchemsya obshchestve: monografiya. Irkutsk: Izd-vo IGU, 2014. 190 s.
11. Polyushkevich O. A., Ivanov R. V., Borisova Yu. V. Predstavleniya o sotsial'noi uspeshnosti // Sotsiodinamika. 2016. № 10. S. 37-44.
12. Skripacheva I. A. Gorodskoi obraz zhizni kak sostavlyayushchaya chast' kul'turnoi sistemy obshchestva // Kul'turnoe nasledie Rossii. 2015. № 2. S. 71-76.
13. Skudenkov V. A. Transformatsiya ekonomicheskikh prityazanii studencheskoi molodezhi // Obshchestvo i sotsiologiya v sovremennoi Rossii: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi KhKh godovshchine prazdnovaniya Dnya sotsiologa v Rossiiskoi Federatsii / Institut sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii RAN; Institut sotsiologii RAN; Institut sotsial'no-politicheskikh issledovanii RAN; Pravitel'stvo Vologodskoi oblasti. 2015. S. 81-83.
14. Skudenkov V. A. Ekonomicheskie prityazaniya rossiyan v period sanktsii protiv Rossii // Problemy modelirovaniya sotsial'nykh protsessov: Rossiya i strany ATR: materialy II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Vladivostok: DVFU, 2016. S. 120-126.
15. Smoleva E. O., Morev M. V. Kachestvo zhizni i tsennostnye orientatsii naseleniya regiona // Problemy razvitiya territorii. 2015. № 6 (80). S. 108-126.
16. Tikhomirov Yu. A. Vlast' i ekonomicheskie sub''ekty: normativy i prityazaniya // Pravo i ekonomika. 2005. № 1. S. 3-10.
17. Toshchenko Zh. T. Ekonomicheskie prityazaniya religii // Mir peremen. 2009. № 1. S. 159-173.
18. Tsylev V. R. Osobennosti zhiznennykh strategii zhitelei poselkov Kol'skogo severa // Problemy razvitiya territorii. 2015. № 4 (78). S. 113-128.
19. Chebotarev N. Yu. Svyaz' ekonomicheskikh prityazanii s sub''ektivnym ekonomicheskim blagopoluchiem vypusknikov VUZov // Ekonomicheskaya psikhologiya: proshloe, nastoyashchee, budushchee. 2011. № 1. S. 260-261.
20. Chernobrovkina N. I. Indikatory ekonomicheskoi identichnosti naseleniya regiona na mikro- i makrourovnyakh // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2016. № 12-2. S. 56-62.
21. Chislennost' naseleniya Rossiiskoi Federatsii po munitsipal'nym obrazovaniyam na 1 yanvarya 2017 goda [elektronnyi resurs] URL : https://ru.wikipedia.org/wiki (data dostupa 20.08.17)
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.