Статья 'Инновационная деятельность ТНК на рынке молочной продукции' - журнал 'Тренды и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Тренды и управление
Правильная ссылка на статью:

Инновационная деятельность ТНК на рынке молочной продукции

Смелова Алёна Андреевна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра экономической социологии, Санкт-Петербургский государственный университет

191124, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3

Smelova Alena

PhD in Sociology

Docent, the department of Economic Sociology, St. Petersburg State University

191124, Russia, St. Petersburg, Smolnogo Street 1/3

a.a.smelova@spbu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Алексеева Татьяна Игоревна

магистр, кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития, Санкт-Петербургский государственный университет

199044, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6

Alekseeva Tat'yana

Master's Degree, the department of Psychology and Pedagody of Personal and Professional Development, St. Petersburg State University

199044, Russia, St. Petersburg, Naberezhnaya Makarova 6

st016667@student.spbu.ru

DOI:

10.7256/2454-0730.2016.2.18088

Дата направления статьи в редакцию:

21-02-2016


Дата публикации:

15-06-2016


Аннотация: Статья посвящена социально-экономическому анализу процесса производства инноваций ТНК на рынке молочной продукции. Объектом исследования является ТНК Danone, которая базируется в г. Париже (Франция). Утверждается, что создание инновационных продуктов питания ТНК – это ключевой элемент маркетинговой стратегии по продвижению товара на международных рынках, направленной на максимизацию прибыли и удержание лидерских позиций. Речь идет о технологии внедрения в повседневную практику потребления инновационного продукта питания, созданного ТНК. Она заключается в том, что потребители инновационного продукта превращаются в «проводников» (трансляторов) ценностей компании (научного подхода к здоровью и питанию). Те же, кто воздерживается от потребления, пополняют армию критиков, т.е. «посредников» (трансформаторов), обеспечивая тем самым развитие процесса производства идеи инновационного продукта. В обоих случаях, это положительным образом сказывается на изменении ценностной структуры потребителей. Что, в дальнейшем, выражается в увеличении объемов потребления и прибыли компании. Теоретико-методологической основой исследования выступают: историко-сетевой подход (Д.Старк), французская акторно-сетевая теория (Б.Латур) и теория социального конструирования научного факта (Б.Латур, С.Вулгар). Для подтверждения гипотезы была построена графическая модель процесса организации разработки инноваций внутри научно-исследовательской сети ТНК на макроуровне и их распространения на международных рынках (анализ осуществлен в программе Ucinet). А также проведено эмпирическое исследование «Социальный эффект от инновационной деятельности компании Danone на рынке молочных продуктов в России. Изменения в привычках мышления потребителей» в г. Санкт-Петербурге в апреле-мае 2015 г., которое позволило описать процесс укоренения ценностей компании в структуре личных ценностей потребителей. Основной вывод авторов о том, что успех компании, занимающейся инновационной деятельностью, может быть достигнут благодаря грамотной маркетинговой стратегии по внедрению инновационного продукта в повседневную жизнь потребителей и обеспечения окупаемости инноваций за счет конечного потребителя, а не госсредств, становится особенно актуальным при выходе России на международный рынок инноваций.


Ключевые слова:

инновационная деятельность, ТНК, научно-исследовательские центры, Данон, Активиа, рынок молочных продуктов, пробиотик, историко-сетевой подход, акторно-сетевая теория, конструирование научного факта

УДК:

316.421

Abstract: The article is devoted to the socioeconomic analysis of the production process of innovations by TNC in the market of dairy products. The object of the study is TNC Danone (Paris, France). So, it is argued that the creation of TNC innovative dairy products is a way to promote the product in the international markets. Individuals are the critical elements in this strategy: customers of innovative dairy produce become «intermediaries» of TNC values (i.e. the scientific approach to health and nutrition); those who abstain from consumption, join the army of critics, i.e., «mediators», thus ensuring the development of the production process of innovative products idea. In both cases, this results in the changing of consumers’ value structure. Moreover, it results in the increased consumption and so in high profits of the company. Theoretical and methodological base of the research includes: historical-network approach (D. Stark), French actor-network theory (B. Latour) and the theory of social construction of scientific fact (B. Latour, S. Woolgar). To confirm the hypothesis, the author designed a graphic model of organization process of innovative development inside TNC R&D network on the macro level and their distribution in international markets (the analysis was implemented in the Ucinet program). The work presents an empirical study "Social impact of Danone innovative activity in the market of dairy products in Russia. Changes in the thinking habits of consumers" in St. Petersburg in April-May 2015, which allowed describing the embeddedness process of values in the structure of personal values of consumers. The knowledge that the company, engaged in innovation activity, can achieve success due to the competent marketing strategy of introducing the innovative product in the daily lives of consumers and providing the return on innovations at the expense of the end consumer, rather than the state expense, becomes particularly essential when Russia enters the international market of innovations.  


Keywords:

Structuring of scientific fact, Actor network theory, Historical network approach, Probiotic , Dairy market, Activia, Danone, R&D centers, TNC, Innovative activity

Библиография
1. Активисты движения провели пикеты возле Госдумы против некачественной продукции корпораций «Данон» и «Пепси-ко»». Национальный фронт потребителей и предпринимателей. URL: http://nfpp.net/press/piket-nfpp-gosduma (дата обращения 24.01.16)
2. Елисеева М.А. Корпоративный этический кодекс как социальный инструмент управления коммерческой организацией: Автореф. дисс. ... на соиск. уч. ст. канд. соц. наук. М.: «11-й формат», 2009. 22 С.
3. Козина И.М. Корпорации и профсоюзы ‒ вариант России // Мир России. 2009. № 1. С. 144-163.
4. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М., 2014. 381 С.
5. Магай М. Глава Минсельхоза увидел в действиях PepsiCo и Danone угрозу России. РБК. URL:http://top.rbc.ru/business/28/11/2014/5478b47fcbb20f4d2ef93b58 (дата обращения: 24.01.16).
6. Нисбет Р. Прогресс: история идеи. М.: ИРИСЭН, 2007. 555 С.
7. ООО «Данон Индустрия». Общенациональная Ассоциация Генетической Безопасности. URL: http://oagb.ru/info.php?act=&txt_id=905 (дата обращения 24.01.16).
8. Официальный сайт Группы компаний Danone в России. URL:http://www.danone.ru (дата обращения: 24.01.16)
9. Пекшина А. На берегах кефирной речки стоят творожные дома. Обзор петербургского рынка молочной продукции. Исследования компании «Агриконсалт». URL: http://www.foodmarket.spb.ru/search.php?article=1966 (дата обращения 24.01.16).
10. Причину своей болезни ищи на дне своей тарелки, или как нас убивают. Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой век». URL: http://rodvzv.ru/activities/articles/prichinu-svoey-bolezni-ishchi-na-dne-svoey-tarelki-ili-kak-nas-ubivayut.html (дата обращения 24.01.16)
11. Смелова А.А. Основные пути влияния транснациональных корпораций на формирование институциональной структуры рынков: социологический анализ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 130. С. 275-283.
12. Старк Д., Ведреш Б. Социальное время сетевых пространств: анализ последовательности формирования сетей и иностранных инвестиций в Венгрии, 1987-2001 гг. // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 14-45.
13. Тысячнюк М.С. Адаптация бизнеса транснациональных корпораций к российскому контексту: на примере компании «Стора Энсо» // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 4. С. 56-72.
14. Чеглакова Л.М. Профсоюз в транснациональной компании (на примере металлургического завода) // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 46-55.
15. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 861 С.
16. Activia в России. URL:http://www.activia.ru (дата обращения 24.01.16).
17. Almeida P., Phene А. Subsidiaries and Knowledge Creation: The Influence of the MNC and Host Country on Innovation. Strategic Management Journal. 2004. Vol. 25. № 8/9. P. 847-864.
18. Archibugi D., Iammarino S. The Globalization of Technological Innovation: Definition and Evidence. Review of International Political Economy. 2002. Vol. 9. № 1. P. 98-122.
19. Barlett C.A., Ghoshal S. Innovation Process in Multinational Corporations. Strategic Management Journal. 1990. № 11. P. 499-518.
20. Danone Financial Results. Key figures 2014. URL:http://finance.danone.com/phoenix.zhtml?c=95168&p=irol-keyfigures (дата обращения 20.02.2016).
21. Danone назвала неэтичной рекламу «БиоМакс» с образами своего бренда URL: https://vc.ru/p/aktivia-biomax (дата обращения 20.02.16).
22. Edquist C., Hommen L., McKelvey M. Innovation and Employment: Process versus Product Innovation. Cheltenham: Elgar, 2001. 224 P.
23. Facebook. URL: http://www.facebook.com/groupe.danone/ (дата обращения 24.01.16).
24. Freeman C., Soete L. The Economics of Industrial Innovation. London: Pinter, 1997. 470 P.
25. Frost T.S., Birkinshaw J.M., Ensign P.C. Centers of Excellence in Multinational Corporations. Strategic Management Journal. 2002. Vol. 23. № 11. P. 997-1018.
26. Fry E. Danone's big bet on tiny bacteria// Fortune. 21.05.2015. URL: http://fortune.com/2015/05/21/danone-yogurt-bacteria/ (дата обращения 21.02.2016).
27. Ghoshal S., Bartlett C. A. Creation, Adoption, and Diffusion of Innovations by Subsidiaries of Multinational Corporations. Journal of International Business Studies. 1988. Vol. 19. № 3. P. 365-388.
28. Iammarino S. Multinational Corporations and European Regional Systems of Innovation (Routledge Studies in Global Competition). Routledge, 2005. 216 P.
29. Kafouros M.I. Industrial Innovation and Firm Performance: The Impact of Scientific Knowledge on Multinational Corporations (New Horizons in International Business). Edward Elgar Pub. 2008. 236 P.
30. Kline S., Rosenberg N. An Overview of Innovation / in Landau R., Rosenberg N. The Positive Sum Strategy: Harnessing Technology for Economic Growth. Washington, D.C.: National Academy Press, 1986. P. 285-288.
31. Latour B., Woolgar S. Laboratory life. The construction of scientific facts. Princeton, 1986. 296 P.
32. Molero J. Technological Innovations, Multinational Corporations and the New International Competitiveness: The Case of Intermediate Countries (Routledge Studies in Global Competition). Routledge, 2013. 332 P.
33. Narula R., Zanfei A. Globalization of Innovation: The Role of Multinational Enterprises. The Oxford Handbook of Innovation/ ed. by J. Fagerberg, D.C. Mowery, and R.R. Nelson. Oxford University Press, 2006. P. 318-347.
34. Nelson R.R., Winter S.G. An Evolutionary Theory of Economic Change. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982. 454 P.
35. Nobel R., Birkinshaw J. Innovation in Multinational Corporations: Control and Communication Patterns in International R&D Operations. Strategic Management Journal. 1998. Vol. 19. № 5. P. 479-496.
36. Oxford R., West D., Robb J.W. The Hispanic and luso-brazilian world // Hispania. 2009. Vol. 92. № 4. P. 852-864.
37. Pavitt K. Patterns of Technical Change: Towards a Taxonomy and a Theory // Research Policy. 1984. № 13. P. 343–374.
38. Perri A. Innovation and the Multinational Firm: Perspectives on Foreign Subsidiaries and Host Locations. Palgrave Pivot, 2015. 128 P.
39. Santangelo G.D. Innovation in Multinational Corporations in the Information Age: The Experience of the European ICT Industry (New Horizons in the Economics of Innovation Series). Edward Elgar Pub, 2002. 208 P.
40. Schmookler J. Invention and Economic Growth. Cambridge: Harvard University Press, 1966. 348 P.
41. What is Bifidus Regularis? URL: http://whatisbifidusregularis.org/ (дата обращения 24.01.16).
42. Zander I., Sölvell Ö. Cross-Border Innovation in the Multinational Corporation: A Research Agenda. International Studies of Management & Organization. 2000. Vol. 30. № 2. P. 44-67.
43. Фрумина С.В., Журавлева Т.А. Зарубежный опыт финансирования научных исследований и разработок // Налоги и налогообложение. 2014. № 8. C. 758 - 765. DOI: 10.7256/1812-8688.2014.8.12715.
44. Чепьюк О.Р. Инновационное общество как матрица современной культуры // Философия и культура. 2015. № 8. C. 1169 - 1174. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.8.12603.
References
1. Aktivisty dvizheniya proveli pikety vozle Gosdumy protiv nekachestvennoi produktsii korporatsii «Danon» i «Pepsi-ko»». Natsional'nyi front potrebitelei i predprinimatelei. URL: http://nfpp.net/press/piket-nfpp-gosduma (data obrashcheniya 24.01.16)
2. Eliseeva M.A. Korporativnyi eticheskii kodeks kak sotsial'nyi instrument upravleniya kommercheskoi organizatsiei: Avtoref. diss. ... na soisk. uch. st. kand. sots. nauk. M.: «11-i format», 2009. 22 S.
3. Kozina I.M. Korporatsii i profsoyuzy ‒ variant Rossii // Mir Rossii. 2009. № 1. S. 144-163.
4. Latur B. Peresborka sotsial'nogo: vvedenie v aktorno-setevuyu teoriyu. M., 2014. 381 S.
5. Magai M. Glava Minsel'khoza uvidel v deistviyakh PepsiCo i Danone ugrozu Rossii. RBK. URL:http://top.rbc.ru/business/28/11/2014/5478b47fcbb20f4d2ef93b58 (data obrashcheniya: 24.01.16).
6. Nisbet R. Progress: istoriya idei. M.: IRISEN, 2007. 555 S.
7. OOO «Danon Industriya». Obshchenatsional'naya Assotsiatsiya Geneticheskoi Bezopasnosti. URL: http://oagb.ru/info.php?act=&txt_id=905 (data obrashcheniya 24.01.16).
8. Ofitsial'nyi sait Gruppy kompanii Danone v Rossii. URL:http://www.danone.ru (data obrashcheniya: 24.01.16)
9. Pekshina A. Na beregakh kefirnoi rechki stoyat tvorozhnye doma. Obzor peterburgskogo rynka molochnoi produktsii. Issledovaniya kompanii «Agrikonsalt». URL: http://www.foodmarket.spb.ru/search.php?article=1966 (data obrashcheniya 24.01.16).
10. Prichinu svoei bolezni ishchi na dne svoei tarelki, ili kak nas ubivayut. Russkoe Obshchestvennoe Dvizhenie «Vozrozhdenie. Zolotoi vek». URL: http://rodvzv.ru/activities/articles/prichinu-svoey-bolezni-ishchi-na-dne-svoey-tarelki-ili-kak-nas-ubivayut.html (data obrashcheniya 24.01.16)
11. Smelova A.A. Osnovnye puti vliyaniya transnatsional'nykh korporatsii na formirovanie institutsional'noi struktury rynkov: sotsiologicheskii analiz // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2011. № 130. S. 275-283.
12. Stark D., Vedresh B. Sotsial'noe vremya setevykh prostranstv: analiz posledovatel'nosti formirovaniya setei i inostrannykh investitsii v Vengrii, 1987-2001 gg. // Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2005. T. 6. № 1. S. 14-45.
13. Tysyachnyuk M.S. Adaptatsiya biznesa transnatsional'nykh korporatsii k rossiiskomu kontekstu: na primere kompanii «Stora Enso» // Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2008. T. 9. № 4. S. 56-72.
14. Cheglakova L.M. Profsoyuz v transnatsional'noi kompanii (na primere metallurgicheskogo zavoda) // Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2008. T. 9. № 2. S. 46-55.
15. Shumpeter I. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya. M.: Eksmo, 2007. 861 S.
16. Activia v Rossii. URL:http://www.activia.ru (data obrashcheniya 24.01.16).
17. Almeida P., Phene A. Subsidiaries and Knowledge Creation: The Influence of the MNC and Host Country on Innovation. Strategic Management Journal. 2004. Vol. 25. № 8/9. P. 847-864.
18. Archibugi D., Iammarino S. The Globalization of Technological Innovation: Definition and Evidence. Review of International Political Economy. 2002. Vol. 9. № 1. P. 98-122.
19. Barlett C.A., Ghoshal S. Innovation Process in Multinational Corporations. Strategic Management Journal. 1990. № 11. P. 499-518.
20. Danone Financial Results. Key figures 2014. URL:http://finance.danone.com/phoenix.zhtml?c=95168&p=irol-keyfigures (data obrashcheniya 20.02.2016).
21. Danone nazvala neetichnoi reklamu «BioMaks» s obrazami svoego brenda URL: https://vc.ru/p/aktivia-biomax (data obrashcheniya 20.02.16).
22. Edquist C., Hommen L., McKelvey M. Innovation and Employment: Process versus Product Innovation. Cheltenham: Elgar, 2001. 224 P.
23. Facebook. URL: http://www.facebook.com/groupe.danone/ (data obrashcheniya 24.01.16).
24. Freeman C., Soete L. The Economics of Industrial Innovation. London: Pinter, 1997. 470 P.
25. Frost T.S., Birkinshaw J.M., Ensign P.C. Centers of Excellence in Multinational Corporations. Strategic Management Journal. 2002. Vol. 23. № 11. P. 997-1018.
26. Fry E. Danone's big bet on tiny bacteria// Fortune. 21.05.2015. URL: http://fortune.com/2015/05/21/danone-yogurt-bacteria/ (data obrashcheniya 21.02.2016).
27. Ghoshal S., Bartlett C. A. Creation, Adoption, and Diffusion of Innovations by Subsidiaries of Multinational Corporations. Journal of International Business Studies. 1988. Vol. 19. № 3. P. 365-388.
28. Iammarino S. Multinational Corporations and European Regional Systems of Innovation (Routledge Studies in Global Competition). Routledge, 2005. 216 P.
29. Kafouros M.I. Industrial Innovation and Firm Performance: The Impact of Scientific Knowledge on Multinational Corporations (New Horizons in International Business). Edward Elgar Pub. 2008. 236 P.
30. Kline S., Rosenberg N. An Overview of Innovation / in Landau R., Rosenberg N. The Positive Sum Strategy: Harnessing Technology for Economic Growth. Washington, D.C.: National Academy Press, 1986. P. 285-288.
31. Latour B., Woolgar S. Laboratory life. The construction of scientific facts. Princeton, 1986. 296 P.
32. Molero J. Technological Innovations, Multinational Corporations and the New International Competitiveness: The Case of Intermediate Countries (Routledge Studies in Global Competition). Routledge, 2013. 332 P.
33. Narula R., Zanfei A. Globalization of Innovation: The Role of Multinational Enterprises. The Oxford Handbook of Innovation/ ed. by J. Fagerberg, D.C. Mowery, and R.R. Nelson. Oxford University Press, 2006. P. 318-347.
34. Nelson R.R., Winter S.G. An Evolutionary Theory of Economic Change. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982. 454 P.
35. Nobel R., Birkinshaw J. Innovation in Multinational Corporations: Control and Communication Patterns in International R&D Operations. Strategic Management Journal. 1998. Vol. 19. № 5. P. 479-496.
36. Oxford R., West D., Robb J.W. The Hispanic and luso-brazilian world // Hispania. 2009. Vol. 92. № 4. P. 852-864.
37. Pavitt K. Patterns of Technical Change: Towards a Taxonomy and a Theory // Research Policy. 1984. № 13. P. 343–374.
38. Perri A. Innovation and the Multinational Firm: Perspectives on Foreign Subsidiaries and Host Locations. Palgrave Pivot, 2015. 128 P.
39. Santangelo G.D. Innovation in Multinational Corporations in the Information Age: The Experience of the European ICT Industry (New Horizons in the Economics of Innovation Series). Edward Elgar Pub, 2002. 208 P.
40. Schmookler J. Invention and Economic Growth. Cambridge: Harvard University Press, 1966. 348 P.
41. What is Bifidus Regularis? URL: http://whatisbifidusregularis.org/ (data obrashcheniya 24.01.16).
42. Zander I., Sölvell Ö. Cross-Border Innovation in the Multinational Corporation: A Research Agenda. International Studies of Management & Organization. 2000. Vol. 30. № 2. P. 44-67.
43. Frumina S.V., Zhuravleva T.A. Zarubezhnyi opyt finansirovaniya nauchnykh issledovanii i razrabotok // Nalogi i nalogooblozhenie. 2014. № 8. C. 758 - 765. DOI: 10.7256/1812-8688.2014.8.12715.
44. Chep'yuk O.R. Innovatsionnoe obshchestvo kak matritsa sovremennoi kul'tury // Filosofiya i kul'tura. 2015. № 8. C. 1169 - 1174. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.8.12603.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.