|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Гуревич П.С.
Арианизм как мифология
// Психология и Психотехника.
2013. № 6.
С. 1-1.
DOI: 10.7256/2454-0722.2013.6.8909 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8909
Арианизм как мифология
Гуревич Павел Семёнович
доктор философских наук, доктор филологических наук
главный научный сотрудник, Институт философии РАН
109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1
Gurevich Pavel Semenovich
head of the division at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, str. 1, of. -
|
gurevich@rambler.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2013.6.8909
Дата направления статьи в редакцию:
18-12-1969
Дата публикации:
1-3.27272727273-2013
Аннотация:
Картина мира состоит из десятков тысяч образов. Они могут быть простыми, как отражение облаков, плывущих по небу, а могут представлять собой абстрактные построения относительно устройства мира. Индивид нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом. Впервые такого рода механизмы были рассмотрены в концепции Фрейда. Исходя из этого понятия, Эрик Эриксон писал уже о психосоциальной, культурной, расовой идентичности. Французский философ Поль Рикёр, размышляя о многозначности понятия «идентичность» провел различие между индивидуальной и социальной идентичностью. Смысл этой демаркации заключается в том, что внутренний образ человека далеко не всегда совпадает с тем, как он воспринимается в социальном окружении. Для нас эти проблемы важны, потому что мы должны определиться с исторической судьбой России. Рассматриваем ли мы Россию как правопреемницу СССР, сохраняя верность единой летописи страны или, напротив, считаем, что отождествляем себя с новой культурной общностью? Принадлежим ли мы Европе или в нас больше азиатского («Да, скифы мы, да, азиаты мы…»)? Совершенно очевидно, что наше представление о России не совпадает с тем, как ее воспринимают другие народы и страны. Многие современные интеллектуалы стремятся противостоять общей унификации национальной культуры. В качестве обоснования особости тех или иных стран, регионов выступает социальная мифология. Так, французские «новые правые» разглядели специфику европейской культуры в том, что она одушевлена арианизмом. Этот термин обозначает у «новых правых» религиозно-мифологический комплекс представлений, связанных с индоевропейскими народами. Народы Европы, по словам «новых правых» принадлежат к индоевропейской традиции, которая известна еще со времен неолита и насчитывает свыше 5 тысяч лет. Лидер «новых правых» А. де Бенуа не призывает к реставрации архаической культуры. Он лишь лишает понятие «прогресс» его неодолимой фатальной сущности. В истории, утверждает он, нет ленточного движения событий, традиция не исчезает, она продолжает жить в актуальной истории. Будучи вневременной категорией, она формирует и преображает «народную душу». И именно поэтому она определяет типологический строй национальной культуры.
Ключевые слова:
психология, просвещение, арианизм, культура, цивилизация, идентичность, язычество, герой, декультуризация, почва
Библиография
1. Сол Джон Ролстон. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе. М., 2007.
2. Спирова Э.М. Кула и Потлач: психологический смысл (знак, символ и симулякр в трактовке Ж. Бодрийяра) // Психология и психотехника. 2011. № 5(32). С. 48-56.
3. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. М., 1996.
4. Benoist A. de. Les idees a l endroit. Р., 1979.
References
1. Sol Dzhon Rolston. Ublyudki Vol'tera. Diktatura razuma na Zapade. M., 2007.
2. Spirova E.M. Kula i Potlach: psikhologicheskii smysl (znak, simvol i simulyakr v traktovke Zh. Bodriiyara) // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2011. № 5(32). S. 48-56.
3. Sushkov B.F. Russkaya kul'tura: novyi kurs. M., 1996.
4. Benoist A. de. Les idees a l endroit. R., 1979.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|