Статья 'Эффективность применения техники поведенческой психотерапии в возрастно-психологическом консультировании' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Эффективность применения техники поведенческой психотерапии в возрастно-психологическом консультировании

Мартьянова Галина Юрьевна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологии, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4

Martyanova Galina Yurievna

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of Educational Psychology, Moscow City Teachers Training University

129226, Russia, Moscow, 2nd agricultural passage, 4

martyanova94@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2014.2.10247

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-0.923076923077-2014


Аннотация: Статья описывает результаты апробации техники поведенческого подхода «Ступенька за ступенькой» в возрастно-психологическом консультировании. Целью проводимого исследования является доказательство ее эффективности в консультативной деятельности. Созданная первоначально для оказания терапевтического воздействия на семью с больным ребенком, техника в большей мере отражает условия психологического консультирования. В статье анализируется ее содержание на каждом этапе консультативной работы. Определяются факторы, позволяющие соотносить коррекционные механизмы поведенческой техники с нарушениями родительской позиции. Апробация материала осуществлялась на репрезентативной выборке родителей – клиентов психологического консультирования. В ходе эксперимента сравнивалось воздействие на две группы испытуемых различными приемами: предлагаемой техникой и вынесением рекомендаций. Сравнение эмпирических данных подтвердило возможность изменений в родительских установках и Я – концепции за счет систематического анализа нежелательных детских реакций и системы собственных предъявляемых требований. Основными консультативными эффектами при этом выступили осознание, дистанцирование и переструктурирование. Показано, что техника соответствует принципам консультирования родителей и удовлетворяет их потребности в получении помощи.


Ключевые слова:

возрастно-психологическое консультирование, поведенческая психотерапия, родительская позиция, нежелательная реакция ребенка, активность, включенность, подкрепление, дистанцирование, осознание, переструктурирование

Библиография
1. Белинская Е.П. Динамика представлений человека о себе: история изучения и современное состояние проблемы // NB: Психология и психотехника.-2013.-4.-C. 1-51. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_767.html
2. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: МПСИ, 2007. 86с.
3. Василюк Ф. Е. Модель хронотопа психотерапии // Московский психоте-рапевтический журнал. 2009. №
4. С.26-49. 4. Дизнан Г. Вопросы консультирования //Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии. М.: Российская психоаналитическая ассоциа-ция, 1994. С.262-272.
5. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика иг-ровой терапии. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 272 с.
6. Елизаров А.Н. Психологический смысл, предмет и задачи консульта-тивной психологии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №2. С. 23-30.
7. Копьев А.Ф. О диалогической природе психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. 2007. №1. C. 93-100.
8. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. М.: Классикс Стиль, 2007. 160 с.
9. Мишина Е.В. Механизмы формирования рабочего альянса в дебюте кон-сультативного процесса // Психологическая наука и образование. 2010. №5. C. 110-118.
10. Психогигиена детей и подростков / С.М. Громбах, В.В.Ковалев, Г.В.Козловская и др./ под ред. Г.Н. Сердюковой, Г. Гельница. М.: Медицина, 1985. 613с.
11. Розин В.М. Проблема использования научных представлений в гуманитарной психотерапии // NB: Психология и психотехника.-2013.-3.-C. 214-248. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_627.html
12. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского от-ношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 57–68.
13. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная психотера-пия // Основные направления современной психотерапии / под ред. А. М. Бо-ковикова. М.: Когито-Центр, 2000. С.224-267.
14. Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к анализу детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников // NB: Психология и психотехника. 2012. № 2. С.1-33. DOI: 10.7256/2306-0425.2012.2.127. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_127.html
References
1. Belinskaya E.P. Dinamika predstavlenii cheloveka o sebe: istoriya izucheniya i sovremennoe sostoyanie problemy // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika.-2013.-4.-C. 1-51. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_767.html
2. Burmenskaya G. V., Zakharova E. I., Karabanova O. A. i dr. Vozrastno-psikhologicheskii podkhod v konsul'tirovanii detei i podrostkov. M.: MPSI, 2007. 86s.
3. Vasilyuk F. E. Model' khronotopa psikhoterapii // Moskovskii psikhote-rapevticheskii zhurnal. 2009. №
4. S.26-49. 4. Diznan G. Voprosy konsul'tirovaniya //Mat', ditya, klinitsist: Novoe v psikhoanaliticheskoi terapii. M.: Rossiiskaya psikhoanaliticheskaya assotsia-tsiya, 1994. S.262-272.
5. Dzhinott Kh. Dzh. Gruppovaya psikhoterapiya s det'mi. Teoriya i praktika ig-rovoi terapii. M.: Aprel' Press, Izd-vo EKSMO-Press, 2001. 272 s.
6. Elizarov A.N. Psikhologicheskii smysl, predmet i zadachi konsul'ta-tivnoi psikhologii // Vestnik psikhosotsial'noi i korrektsionno-reabilitatsionnoi raboty. 2004. №2. S. 23-30.
7. Kop'ev A.F. O dialogicheskoi prirode psikhoterapevticheskogo opyta // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2007. №1. C. 93-100.
8. Mart'yanova G.Yu. Psikhologicheskaya korrektsiya v detskom vozraste. M.: Klassiks Stil', 2007. 160 s.
9. Mishina E.V. Mekhanizmy formirovaniya rabochego al'yansa v debyute kon-sul'tativnogo protsessa // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. №5. C. 110-118.
10. Psikhogigiena detei i podrostkov / S.M. Grombakh, V.V.Kovalev, G.V.Kozlovskaya i dr./ pod red. G.N. Serdyukovoi, G. Gel'nitsa. M.: Meditsina, 1985. 613s.
11. Rozin V.M. Problema ispol'zovaniya nauchnykh predstavlenii v gumanitarnoi psikhoterapii // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika.-2013.-3.-C. 214-248. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_627.html
12. Smirnova E.O., Sokolova M.V. Struktura i dinamika roditel'skogo ot-nosheniya v ontogeneze rebenka // Voprosy psikhologii. 2007. №2. S. 57–68.
13. Kholmogorova A. B., Garanyan N. G. Kognitivno-bikhevioral'naya psikhotera-piya // Osnovnye napravleniya sovremennoi psikhoterapii / pod red. A. M. Bo-kovikova. M.: Kogito-Tsentr, 2000. S.224-267.
14. Chernov D.N. Sub''ektno-deyatel'nostnyi podkhod k analizu detsko-roditel'skikh otnoshenii v sem'yakh, vospityvayushchikh mladshikh doshkol'nikov // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. 2012. № 2. S.1-33. DOI: 10.7256/2306-0425.2012.2.127. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_127.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.