ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психолог"
> Рубрика "Национальный менталитет"
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Социальная детерминация развития научно-практических течений советской психологии в первой половине ХХ века: результаты исследования |
|
c. 11-20
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2017.6.21612
Аннотация: Обосновывается проблема социальной детерминации развития практической психологии в России. Предлагается ее историко-научное решение на материале истории развития основных течений отечественной практической психологии в первой половине XX столетия. Дается краткая характеристика основных современных подходов к определению условий, предпосылок, факторов и результатов социальной детерминации развития педологического, психоаналитического и психотехнического течений в 1920-х–начале 1930-х гг. Представляются результаты эмпирического исследования детерминации развития и кризиса течений в первой половине XX столетия с применением таких методов историко-психологического исследования, как анализ продуктов научной деятельности, биографический и библиографический анализ, методы историко-психологической реконструкции и разработки периодизации исторического процесса. Выделяются основные социальные условия развития научно-практических течений: 1) советская научная политика; 2) общественная потребность в практико-ориентированных исследованиях, проявившаяся в производственной, идеологической, социальной и административной сферах. Впервые раскрывается основной механизм социальной детерминации развития научно-практических течений советской психологии – институционализация. Определяются специфические черты советской научной политики в отношении практической психологии: ее амбивалентный характер и значение для процессов деинституционализации (упразднение научно-исследовательских центров, ликвидация специализированных печатных органов и т.п.). Предлагается периодизация развития научно-практических течений отечественной психологии в первой половине XX столетия с учетом социального контекста.
Шажинбатын А. - Основные характеристики личности японца |
|
c. 95-164
|
DOI: 10.7256/2306-0425.2013.9.10693
Аннотация: В статье делается попытка воссоздать социально-исторический образ японца. Отмечаются характеристики представителя данной культуры – статус, социальные функции, ценности и ролевое поведение. Особую роль приобретает в данном случае возможность сравнения европейского человека и японца. В противовес западному человеку выдвигаются такие характеристики японца, как иррационализм, алогичность восприятия. Отдельно анализируются конформность и дисциплинированность, свойственные японцу. Общие черты данного типа увязываются с характером культуры, культурно-исторической традиции. Выделяются доминантные черты японской личности. Используется компаративистская методология. Дан подробный аналитический обзор литературы по теме исследования, включающий работы западноевропейских, американских и японских учёных. Новизна темы связана с общей попыткой современной гуманитарной науки провести сравнение западного и восточного человека, выделить их основные характеристики и таким образом воссоздать образы двух культурных миров. Индивидуализм рассматривается как ценностная установка, ставшая причиной «болезни западной цивилизации». Показаны черты «японской модели развития», опирающейся на групповую ориентацию (в её контекстуалистском понимании).
|