по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 05-03-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Индивид и личность
Науменко Е.А., Науменко О.Н. - Особенности психографического портрета жителей северных территорий и арктической зоны ХМАО-Югры и ЯНАО, имеющих опыт противоправного поведения c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.38854

EDN: KPDUWU

Аннотация: Психографические особенности личности жителей различных регионов Российской Федерации представляют собой интересное и недостаточно изученное, с позиции психологического знания, явление. Представить такое явление, по нашему мнению, в рамках исследования личности, удобно в форме психологического портрета – некой модельной конструкции, отражающей психологические особенности объекта исследования. Предметом исследования являются элементы психологического портрета личности исследуемого контингента, особенности которого составляют содержание модели психографического портрета жителей северных территорий. Параметры и модельные характеристики личности исследуемой выборки жителей региона могут представлять интерес для широкого круга самых различных практик – педагогических, управленческих, юридических, профессиональных и других В исследовании, отраженном в материалах настоящей статьи представлены отдельные, композиционные параметры модельных характеристик, которые будут положены в основу общей психографической модели личности жителей северных регионов ХМАО-Югры и ЯНАО, имеющих опыт противоправного поведения. Такое исследование актуально и ориентировано в практике педагогической, юридической работы с населением отмеченных регионов. При возможности аналогичную практику научного исследования по представляемой теме можно перенести и на другие регионы Севера и Арктической зоны Российской Федерации. Решение поставленной задачи представляет собой системную часть исследовательского проекта РНФ под общим названием «Опыт применения обычного права, история и гуманизация пенитенциарных учреждений Югры в рамках европейской и российской традиций (конец XVI – начало XXI веков)». Исследование имеет практическое значение, и его результаты, мы надеемся, будут востребованы специалистами широкого круга самых различных социальных практик. Основным, обобщенным выводом исследования являются статистически подтвержденные особенности личности исследуемого контингента, отражающие модельные характеристики их своеобразия относительно противоправного поведения.
Спектр эмоциональных переживаний
Мартьянова Г.Ю. - Влияние тревоги на саморегуляцию клиентов психологического консультирования в ситуации неопределенности c. 14-23

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39796

EDN: DIXHSG

Аннотация: Переживание тревоги в неопределенной событийности становится тем способом реагирования, который вносит изменения в процессы совладания, нарушая прежде всего осознанную регуляторную активность. Статья представляет результаты анализа влияния тревоги на параметры стиля осознанной саморегуляции в ситуации пандемии. Исследование базируется на положениях теории осознанной саморегуляции О. А. Конопкина. В исследовании принимали участие клиенты психологического консультирования, добровольно обращающиеся за помощью. Тревога исследовалась по ее видам, диагностика стилевых параметров саморегуляции осуществлялась с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения – ССП» В. И. Моросановой. Влияние тревоги на саморегуляцию определялась регрессионным анализом.     Результаты обозначили равнозначную выраженность видов тревоги: личностной, ситуативной, субклинической. Значимым результатом исследования стал факт тревоги испытуемых по поводу регресса психотерапевтических навыков в ситуации неопределенности. Анализ стилевых параметров саморегуляции показал нарушения в структуре планирования активности, моделирования условий, построения программ действий и оценивания полученных результатов. Регрессионные модели обозначили дифференцированную детерминацию видами тревоги регуляторных блоков. Данные исследования позволяют расширить представления о нарушенных способах реагирования клиентов психологического консультирования в напряженных ситуациях. Результаты могут быть использованы при разработке психотехнической составляющей процесса оказания помощи субъектам ситуации неопределенности.
Психология и педагогика
Толстых Л.Р., Гольберт Е.В. - Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов разных курсов обучения c. 24-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39811

EDN: CWOSDA

Аннотация: Цель исследования- определить особенности мотивационно-ценностной сферы студентов разных курсов обучения. Было выдвинуто предположение о том, что: 1. существуют специфические особенности мотивационно-ценностной сферы студентов, обучающихся на разных курсах; 2. существует взаимосвязь курса обучения и мотивационно-ценностных показателей у студентов. Методики исследования: «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина, «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, «Якоря карьеры» адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой.В исследовании принимали участие студенты 1-4 курсов ФГБОУ ВО «ЗабГУ», по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. В исследовании приняли участие 75 человек.     В результате исследования установлено, что у большинства студентов, независимо от курса обучения сформированы духовно-нравственные и альтруистические ценности своей будущей профессии. Учебная мотивация студентов первого и второго курсов больше ориентирована на успешную реализацию учебно-познавательной деятельности. Внешние мотивы учебной мотивации, такие как социальное одобрение/ наказание для студентов старших курсов являются неприоритетными и малоэффективными в процессе учебной деятельности. Карьерные ориентации студентов младших курсов носят смешанный характер. У студентов старших курсов характер карьерных ориентаций становится более дифференцированным, доминирует ограниченное количество ориентаций. Особым вкладом авторов в исследование темы является установленная связь курса обучения и показателей мотивационно-ценностной сферы, таких как: обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, собственный престиж, высокое материальное положение и сохранение собственной индивидуальности, а также установление обратной взаимосвязи курса обучения и показателя успешно учиться, сдавать экзамены на отлично и хорошо.
Профессиональная психология
Якимова З.В. - Профессиональный стресс в правоохранительной деятельности: зарубежный и отечественный опыт исследования c. 32-50

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39851

EDN: FTGSPS

Аннотация: Объектом исследования является профессиональный стресс, под которой понимается частный вариант общего адаптационного синдрома, представляющий собой связанное с выполнением профессиональной деятельности функциональное состояние, выражающееся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности, возникающие при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов. Предметом исследования являются категории анализа профессионального стресса российских полицейских. Цель исследования заключается в сравнительном анализе опыта зарубежных и отечественных исследований профессионального стресса в правоохранительной деятельности; выявление категорий анализа профессионального стресса на выборке российских полицейских. В эмпирической̆ части проводится контент-анализ ответов респондентов на субъективное описание ситуаций профессионального стресса. Основные выводы проведённого исследования: 1. Теме профессионального стресса в деятельности правоохранительных органов посвящено достаточно большое внимание как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, но они носят частный детализированный характер, комплексные исследования, интеграция результатов отсутствует. 2. Усилие зарубежных исследователей направлены на разработку тренингов и программ обучения совладения со стрессом и реабилитации как действующих, так и уже вышедших на пенсию офицеров. Отечественные исследователи предлагают внедрять тренинги стрессоустойчивости уже в процессе обучения курсантов и прохождения первоначальной подготовки полицейских, что является вполне целесообразным. Для действующих сотрудников отечественные исследователи предлагают использовать общий психологический инструментарий психокоррекции стресса, однако он должен быть адаптирован под специфику профессиональной деятельности полицейских. 3. Проведенный контент-анализ представлений российских полицейских о профессиональных ситуациях, вызывающих стресс, позволил выявить 8 ключевых единиц анализа: компетенции; параметры работы; социальное взаимодействие; условия и организация труда; угроза личной безопасности; нарушение баланса; неудовлетворенность; личные страхи и беспокойства. Проиллюстрирована высокая роль личного субъективного восприятия ситуаций профессионального стресса. 4. Выделены перспективные направления дальнейшего исследования темы.
Социальные страсти
Якиманская И.С., Молокостова А.М. - Исследование восприятия подростками психологической безопасности образовательной среды c. 51-64

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39715

EDN: DQJXXM

Аннотация: Предмет, цель работы. Эмпирическое исследование было нацелено на изучение параметров психологической безопасности образовательной среды как компонента детского социального опыта подростков. Новым является подход к исследованию представлений подростков о безопасности с точки зрения их изменений на протяжении длительного времени – с 2016 по 2022 год. Методом исследования стал опрос подростков, учащихся школ г. Оренбурга и Оренбургской области по предложенной нами анкете, включающей модификации методик И.А. Баевой (Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы) и Д.А. Леонтьева (СЖО – тест смысложизненных ориентаций) Обследование проводилось дважды, в 2016 году и в 2022 году. Результаты. Обнаружен рост количества ответов, указывающих на отсутствие страхов и социальных рисков, связанных с социальной средой, также отмечено снижение количества ответов о проявлениях опасности в образовательной среде. Ресурсами помощи в опасных ситуациях в двух измерениях указаны родители и друзья, к педагогам обращается незначительное количество респондентов. Положительную тенденцию можно отметить в том, что большинство подростков способны обращаться за помощью в трудных ситуациях к взрослым. В ответах на вопросы о значимых и легкодоступных ценностях также не обнаружено значительной динамики, наиболее легкодостижимыми ценностями остаются деятельная жизнь, познание и наличие друзей. Выводы. Значительной динамики о оценке образовательной среды подростками школ Оренбурга и Оренбургской области не обнаружено. Однако поляризация оценок подтверждает, что часть подростков испытывает трудности реального взаимодействия в образовательной среде, что однозначно приводит к получению отрицательного социального опыта, формированию устойчивых качеств - беспомощности и пассивности.
Профессиональная психология
Потапова Е.В., Аникина М.А., Чистов Р.С., Гудовский И.В., Шепелева Ю.С. - Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса педагогов средней школы. c. 65-76

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39596

EDN: GGDWKB

Аннотация: Любой педагог, сталкиваясь с различными проблемными и стрессовыми ситуациями в своей профессиональной деятельности, должен оперативно и эффективно уметь их решать. Для этого, прежде всего, он должен иметь низкий уровень тревожности, поскольку повышенная тревожность, отрицательно сказывается на способности рационально решать проблемные ситуации. Нами было организовано и проведено исследование на базе Средней школы № 12 г. Красноярска. В нем принимали участие 37 педагогов школы. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи тревожности и социального статуса педагога средней школы. Мы выдвинули гипотезу о том, что для педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих. 1. Педагоги с ярко выраженной тревожностью могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных. На социальный статус не влияет уровень тревожности у педагогов 2. Существует взаимосвязь между тревожностью, и факторами, ее вызывающими а именно: между тревожностью и фрустрацией, между тревожностью и самовыражением, между тревожностью и боязнью коллег. Таким образом, основная выдвинутая нами гипотеза о том, что для педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих, не подтвердилась. Это значит, что современные педагоги не тревожатся по поводу своего положения, статуса, авторитета в группе.
Бенькова О.А., Бенькова О.А., Барканова О.В., Федорова Е.П., Артюхов А.Н. - Влияние индивидуально – личностных характеристик социальных работников на стиль профессиональной деятельности c. 77-95

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39601

EDN: GFASDP

Аннотация: Успешность социального реформирования в значительной степени зависима от уровня профессионализма современного социального работника, степени проявления им своих способностей, возможностей и оптимального выбора им способов и средств реализации своей профессиональной деятельности, которые будут в большей степени соответствовать его индивидуальным особенностям. Объект исследования: профессиональная деятельность социальных работников Предмет исследования: индивидуально- личностные особенности социального работника как фактор формирования стиля профессиональной деятельности Цель исследования: изучение взаимосвязи индивидуально- личностных характеристик и стиля профессиональной деятельности социальных работников. Методики исследования: 1. 16- факторный опросник Кетелла, 2. Опросник стилей деятельности «СД 36» А.Д. Ишковаи Н.Г. Милорадовой (адаптация опросника“LearningStylesQuestionnaire” П. Хони и А. Мэмфорда). 3. Исследование индивидуального стиля профессиональной деятельности (адаптированный для социальных работников) - А.И. Маркова     Таким образом, при изучении взаимосвязи между личностными особенностями и характеристиками стиля профессионального развития социальных работников, нами было определено, что существует взаимосвязь между личностными установками и особенностями реализации профессиональной деятельности. Также выявлено, что квалификационный уровень оказывает существенное влияние на характер взаимосвязи личностных особенностей и особенностей профессионального развития. Так у социальных работников с высшей квалификационной категорией, со значительным стажем профессиональной деятельности, отмечается снижение интенсивности взаимосвязи личностных установок и особенностей профессионального развития, что обусловлено личностными особенностями: у них в большей степени выражены показатели доминантности, высокой нормативности поведения, они в большей степени самостоятельны в сравнении с работниками первой категории и уверенны в себе, добросовестны, и ответственны за свои действия, умеют настоять на своем, и стремятся к соблюдению установленных норм и правил
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.