Электронный журнал Психолог - №4 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 18-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Материк бессознательного
Мордас Е.С., Иванова И.Н. - Отношения мать-дочь у женщин, страдающих психогенным бесплодием: психолого-психоаналитический взгляд c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33161

Аннотация: Предметом исследования является отношения мать-дочь и образ матери у женщин с психогенным бесплодием. Объект исследования - детско-родительские отношения в женском развитии. Существует небольшой пласт исследований, в которых косвенно подтверждается наличие взаимосвязи между нарушенным стилем взаимоотношений женщины с матерью в детстве и возникновением психогенного бесплодия. Как правило, у женщин с психогенным бесплодием выявляются конфликтные, амбивалентные и неустойчивые отношения с матерью в детстве, в особенности в период пубертата. Зачастую образ матери, подсознательно запечатленный в психике женщины, оказывает влияние на ее отношение к материнству, даже если этот образ не имеет ничего общего с реальными взаимоотношениями в диаде. В настоящем исследовании представлен аспект конфликтности, агрессивности в отношениях мать-дочь у женщин с психогенным бесплодием.      Новизна исследования: сформулирована теоретическая модель развития (психогенез) отношений мать-дочь у женщин, страдающих психогенным бесплодием в психоаналитическом подходе. Где одним из элементов модели выступают враждебные, конфликтные отношения мать-дочь у женщин с психогенным бесплодием. Результаты исследования показали: женщины с психогенным бесплодием считают своих матерей отвергающими и менее принимающими, чем женщины без данного расстройства. Воспринимают мать как недостаточно эмоциональную, не слишком проявляющую заботу и любовь. Считают, что в детстве матери проявляли по отношению к ним враждебность и агрессию. Женщины с психогенным бесплодием чаще ощущают дефицит материнского внимания, чем женщины без данного расстройства. Для женщин с психогенным бесплодием характерен избегающий и тревожно-амбивалентный тип привязанности к матери и чаще склонны рассматривать материнское непринятие/отвержение как несправедливое жизненное обстоятельство.
Индивид и личность
Борзова Т.В., Плотникова Е.С. - Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33082

Аннотация: Предметом исследования, представленного в статье, является проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи параметров самодетерминации с личностной, деятельностной и социальной самореализацией студентов. В качестве методологии исследования выступали концепции и теории следующих ученых: Э. Дейси и Р. Райана (самодетерминация как способность к самостоятельному выбору развития); Д.А. Леонтьева (самодетерминация как высшая форму саморегуляции); С.Л. Рубинштейна (самодетерминацию как внутреннее условие активности при самоопределении); А. Маслоу и К. Роджерса (самореализация как процесс реализации себя); С.И. Кудинова (полисистемная модель самореализации).     Эмпирическими методами исследования послужили: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина – модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова; «Опросник самореализации» С.И. Кудинова; «Самоактуализационный тест (САТ)» Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз. В результате проведенного исследования была выявлена положительная взаимосвязь осмысленности жизни и самовыражения со всеми видами самореализации. Однако, при рассмотрении взаимосвязи самовыражения и личностной, деятельностной и социальной самореализации была выявлена следующая закономерность: при самовыражении на высоком и низком уровнях имеет место тенденция к уменьшению показателей самореализации, и, напротив, при среднем уровне самовыражения личностная и деятельностная самореализация у испытуемых имеет более высокие значения.
Профессиональная психология
Козлова Н.Д., Жданова С.Ю. - Отношение к старению у педагогов в связи с социально-психологическими характеристиками личности c. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.32781

Аннотация: В статье рассматривается феномен успешного старения и факторы его обусловливающие на примере изучения отношение к старению у педагогов. Показано, что в настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе, наблюдается дихотомичное отношение к старости. С одной стороны, старость считается заключительным этапом жизни человека, с другой стороны, несмотря на увеличивающиеся угасание физических сил, снижение здоровья и психических процессов, старость также является сенситивным временем для аккумуляции знаний, опыта и интеллекта, что позволяет адаптироваться к возрастным особенностям. Было осуществлено исследование отношения к старению у педагогов и выявление факторов, его обусловливающих. Выборку составили педагоги высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений и общеобразовательных учреждений. Полученные результаты исследования позволяют говорить, что педагоги имеют позитивный образ старости, что позволяет лучше адаптироваться к процессу старения.
Борзова Т.В. - Особенности работы студентов с методологическими текстами в ситуации дистанционного обучения c. 31-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33558

Аннотация: В статье автор подробно рассматривает особенности работы студентов вуза с методологическими текстами в ситуации дистанционного обучения. Актуальность проводимого исследования связана с тем, что работа с методологическими текстами позволяет дать студенту определенные векторы саморазвития, способствует становлению методологической культуры будущего специалиста в границах той или иной научной дисциплины. Цель данной статьи – представить итоги экспериментального исследования процесса обучения студентов вуза смысловому пониманию информации, содержащейся в методологических текстах. Объектом исследования является понимание как процесс и результат деятельности студентов. Предметом исследования являются особенности работы студентов с методологическими текстами. Основными выводами проведенного исследования является факты установления различного рода трудностей в работе с методологическими текстами у 65% студентов от общей выборки в 260 человек. После проведения специального обучения были обнаружены изменения, позволяющие заключить, что эти изменения произошли в сторону увеличения доли студентов, которые не испытывают трудностей в понимании текста на основе развития умений применять способы работы с текстом. Динамика в показателях (вычленение ключевых слов или показателей критериев методологического текста; формулирование основного вопроса методологического текста и др.) позволяет считать эффективной разработанные нами способы работы с методологическими текстами.
Психология развития
Шилова Н.П., Бруданов П.П. - Изменение представлений об образе будущего в юношеском возрасте c. 45-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.32736

Аннотация: В статье описаны результаты исследования образа будущего в юношестве. Образ будущего - это динамическое психологическое образование, которое задает направленность жизни и самоорганизации человека, и является основой для прогноза развития самой личности и ресурсов, необходимых для реализации ее жизненного пути. На основании анализа существующих представлений об образе будущего для юношеского возраста было установлено, что он связан с восприятием жизни как подвластной субъекту деятельности и зависящей от его действий, что взаимосвязано с взрослостью, характеризуемой независимостью, самоконтролем, принятием социальных ролей и эмоциональной самооценкой. Мы предположили, что есть три основных стратегии в описании образа будущего юношами и девушками: планирование; описание эмоциональных отношений; самоопределение. В исследовании приняли участие 1538 юношей и девушек от 14 до 28 лет, из них 610 юношей и 928 девушек. В качестве метода исследования применялась классическая методика И.С. Кона «Я через 5 лет». Образы будущего у юношей и девушек содержат как различные, так и сходные стратегии. Девушки, обучающиеся в системе СПО и послевузовского образования, видят свое будущее через планирование, а девушки, обучающиеся в старших классах школы и в вузах - через самоопределение. Юноши, обучающиеся в старших классах школы и в вузах, видят образ своего будущего через эмоциональные отношения, а обучающиеся в системе СПО - через самоопределение. Что означает, что именно уровень образовательной организации (школа, вуз, СПО) позволяет сформировать те или иные гендерные отличия в образе будущего.
Шабаева А.В., Митина Г.В., Давлетшина Р.М. - Особенности механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у подростков с разными типами семейного воспитания c. 60-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33564

Аннотация: Цель исследования – изучить особенности механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у подростков с разными типами семейного воспитания. Предметом исследования выступили механизмы психологической защиты и копинг-стратегии у подростков с разными типами семейного воспитания. Эмпирическим объектом исследования явилась выборка подростков в возрасте от 14 до 15 лет в количестве 72 человек (36 девочек-подростков и 28 мальчиков-подростков), а также 72 родителя (мамы). По итогам эмпирического исследования получены научные факты о специфике использования механизмов психологической защиты и копинг-стратегий подростками с разными типами семейного воспитания. В программу исследования вошли методики диагностики стратегий семейного воспитания, семейных взаимоотношений, механизмов психологической защиты личности, копинг-стратегий. Статистический анализ проводился с помощью параметрического Т–критерия Стьюдента.   Научные факты, полученные в рамках исследования расширяют представления о подростках и возможностях оказания им психологической помощи в рамках коррекции неконструктивных форм копинг-стратегий и совладающего поведения. Основные выводы исследования включают следующие положения: 1. Подростки, воспитывающиеся авторитарными родителями, стараются избегать контакта с действительностью и решения возникающих проблем, они чаще используют механизм психологической защиты компенсация. 2. Подростки из семей с демократическим воспитанием чаще используют механизм психологической защиты интеллектуализация и копинг-стратегию разрешение проблем. 3. Особенность семейного воспитания потворствующая гиперпротекция формирует механизм психологической защиты замещение и копинг-стратегию избегания проблем. 4. Тип семейного воспитания потворствование способствует проявлению у подростков стремления избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем, при их возникновении, в больше мере подростки используют стратегию совладающего поведения – избегание.
Рецензии монографий
Остапенко А.А. - Психолого-педагогический анализ проблем пандемии: взгляд из Украины c. 74-81

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33531

Аннотация: В предлагаемой рецензии рассматривается два издания (на украинском и на русском языках) интернет-пособия "Психология и педагогика в противодействии пандемии COVID-19" и "COVID-19 в измерениях философии, психологии и педагогики", изданные по инициативе НАПН Украины. Оперативно подготовленные украинскими педагогами, психологами, медиками и социальными работниками рекомендации, направленные на сохранение стабильности общества в условиях глобальной дестабилизации социально-экономической реальности, обусловленной пандемией COVID-19, могут быть полезны специалистам других стран. Часть материалов, представленных в книге, подготовлены участниками Всеукраинской психопедагогической интернет-акции «Толока АНТИ-КОВИД-19». Актуальность рассматриваемого пособия очевидна, поскольку пандемия поставила перед практической психологией и социальной педагогикой новые задачи, к числу которых относятся психологическая профилактика и гигиена здоровья в повседневной жизни, рациональная гуманизация общества, дальнейшая демократизация как отдельной личности, так и цивилизации в целом. Эти и другие проблемы рассматриваются в рецензируемом пособии. Изданные в разгар пандемии оба варианта пособия не кажутся скороспелыми, хотя и готовились к печати в крайне ограниченные сроки. Настоящая рецензия - небольшой вклад в дело восстановления научных связей между учёными России и Украины.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.