Электронный журнал Психолог - №3 за 2018 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 13-08-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
Этнос и этничность
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом как репрезентации этнического «образа мира» c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26751

Аннотация: Данное исследование посвящено проблеме различия метафорических представлений о людях с другим этнокультурным внешним обликом как репрезентаций различных этнических «образов мира». Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом у лиц с аналогичным этнокультурным внешним обликом. Предметом исследования выступили метафоры «своих» и «чужих» людей со «славянским», «кавказским» и «азиатским» внешним обликом у лиц со «славянским» внешним обликом. Применены следующие методы: контент-анализ метафор, корреляционный анализ. Применена разработанная автором методика исследования метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом. Впервые установлено, что метафорические образы «чужих» людей и «врагов» с «азиатским» внешним обликом более позитивные, чем метафорические образы «чужих» людей и «врагов» с «кавказским» внешним обликом. Респонденты воспринимают «своих» людей с «кавказским» внешним обликом как имеющих большее сходство с ними, чем «своих» людей с «азиатским» внешним обликом. Сделаны выводы о том, что образы «своих» людей с разным этнокультурным внешним обликом в субъективном восприятии могут иметь сходную структуру, могут быть опосредствованными одними и теми же критериями категоризации окружающих людей в континууме «свой»-«чужой», а образы «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом могут структурно различаться. Стереотипные метафоры партнеров по общению с разным внешним обликом свидетельствуют о воздействии этнокультурных кодов на представления о других людях из разных этнокультурных групп. Результаты исследования могут применяться в прикладной социальной психологии конфликта и дискриминации.
Интеллектуальные игры
Кузина Н.В., Кузина Л.Б. - К вопросу о пользе и вреде киберспорта: Игроки в "Dota 2" как представители контркультуры - судьбы и психологические особенности личности (скрининг 2017 г.) c. 19-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26529

Аннотация: Более 10 лет в актуальной повестке психологических исследований находится вопрос об интернет-зависимости подростков от сетевых компьютерных игр и онлайн-общения. Корпорации-производители и продавцы данного интернет-контента заинтересованы в вовлечении всё большего числа участников игр как потребителей этого продукта. Молодые люди оказываются вырванными из процесса адекватной социализации, инвалидизируются, приобретают склонность к социофобии и часто - к дереализации, в том числе с развитием суицидальных тенденций, теряют шансы на построение карьеры, учебу. С помощью методики включенного наблюдения проведет лонгитюд (более 6 лет), предусматривавший учет активности в игре и развития жизненных стратегий (в том числе успешности) игроков "Dota 2". Были выделены методом анкетирования и наблюдения, анализа положительные и негативные эффекты от вовлечения в компьютерную игру со стороны пользователя и со стороны специалиста-психолога, произведена классификация играющих по возрасту, спепени социализированности, территориальной дислокации, прослежены судьбы играющих и вероятность возможности самостоятельного преодоления указанной зависимости.
Потенциал интеллекта
Шутенко Е.Н. - Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.27044

Аннотация: Статья посвящена проблеме укрепления психологического здоровья молодежи в кризисно-трансформационной ситуации развития общества. Цель исследования заключалась в идентификации особо серьезных социокультурных деформаций, негативно отражающихся на психологическом статусе современной российской молодежи. Предметом исследования выступало психологическое здоровье как феномен институциональной и ментальной целостности социума. В отношении развития молодежи данный феномен рассматривался как эффект и результат ее продуктивной социализации, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности. Научная рефлексия проблемы выполнена на основе методологии социокультурной детерминации психологического развития личности и социальных групп. Представлен анализ исследований и подходов в области психологии здоровья. Показаны ведущие тенденции деформации писхосферы и молодежного сознания. Описаны основные уровни идентификации социокультурных вызовов здоровью молодого поколения: гео-культурный, исторически-формационный, социально-политический, политико-экономический, социологический, психологический. Новизна работы заключается в концептуальном переходе от эгоцентрической парадигмы понимания психологического благополучия и здоровья к культуроцентрической парадигме с опорой на жизненно-деятельный план личности как полноценного субъекта. Полученные результаты могут служить важным теоретическим подспорьем для анализа культурогенных факторов психологического здоровья молодежи и разработки комплексных мер по его укреплению и поддержанию в современных условиях
Понять человека
Сенницкая Е.В. - Что такое внимание? c. 41-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.23373

Аннотация: Объектом исследования является внимание, основной задачей – объяснение факта, установленного в результате наблюдений за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также в результате естественного эксперимента, проведённого автором. Речь идёт о причинах того, почему максимальное внимание при минимальных волевых усилиях достигается в случае, когда каждый объект, нуждающийся в раскрытии, объясняется с помощью 3–5 объектов, известных читателю или слушателю, при условии, что в иерархической системе излагаемой информации они находятся на одном уровне. Иначе говоря, в настоящей работе предложено объяснение того, почему 3–5 взаимосвязанных объектов, фактов или примеров, иллюстрирующих некое понятие или правило, надёжно привлекают внимание читателя или слушателя, в то время как меньшее или большее их количество воспринимается соответственно как недостаточное или избыточное. Данная работа представляет собой теоретическое исследование, основанное на методологическом принципе единства сознания и деятельности. В ней производится анализ существующих определений внимания и их сопоставление с вышеприведёнными результатами, полученными экспериментально. Новизна исследования заключается в разработке определения внимания как понятия, связанного с количеством и иерархической структурой воспринимаемой информации. Также была выдвинута гипотеза о том, что связь объекта с 3–5 другими воспринимается как важная, привлекающая внимание, по причине того, что установки внимания обусловлены структурой тела человека и его деятельностью в процессе фило- и онтогенеза.
Мотивация и духовность личности
Барыкина А.И., Тельных А.А., Маркелова Т.В., Лобанов С.Н. - Психографический тест В. Г. Леонтьева: автоматизация обработки результатов исследования мотивации c. 54-64

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26543

Аннотация: В статье представлено оригинальное программное обеспечение «PsyGraph» для автоматизации проективной методики «Психографический тест В. Г. Леонтьева», предназначенной для изучения особенностей мотивационной сферы личности. Автор представляет основные возможности оригинального программного обеспечения «PsyGraph» (автоматически вычислять значения психографических показателей мотивации Психографического теста В. Г. Леонтьева, выполнять количественный и качественный анализ мотивационных показателей, сохранять результаты тестирования и формировать базу данных исследований, применять фильтры к выборке испытуемых по различным критериям, ускорять обработку результатов исследования), его алгоритм работы и интерфейс программы. Алгоритм работы программного обеспечения «PsyGraph» заключается в определении рамки изображения, распознавании изображения и определении областей интереса (векторов мотива), определении точки мотива, начальной и конечной точек вектора мотива, построении системы координат, вычислении значений психографических показателей и формулировании вывода об особенностях мотивации испытуемых. Применение программы «PsyGraph» позволяет оптимизировать процесс применения методики за счет автоматизации расчета значений психографических показателей мотивации, процесса количественного и качественного анализа результатов, интерпретации данных по отдельным испытуемым и выборке в целом, сокращения времени обработки результатов исследования в 4-7 раз, функции хранения информации.
Психология и педагогика
Карасева С.Н. - О необходимых условиях развития волевой сферы подростка в учебной деятельности c. 65-75

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26733

Аннотация: Психологический феномен воли, начиная с древних греков и по сей день, неоднократно подвергался осмыслению, и исследованию. Как правило, в психологическом смысле воля рассматривается в контексте деятельностной среды, будучи определена как регулятор процессов деятельности. Выбрав объектом исследования волевое развитие подростков в учебной деятельности, автор сосредоточился на духовно-нравственных условиях такового развития. Особое внимание уделяется также исследованию структуры и содержания, психологических механизмов и внешних условий волевого развития подростка. Методы использовались следующие: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение (дневник), беседа, контент-анализ, анализ продуктов деятельности; Диагностические методики «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как поступать» (Г. М. Фриман), опросник ценностных ориентаций (Е. Б. Фонталова), тест-опросник уровней развития волевых качеств личности (И. И. Купцов, Ю. А. Ерёмкин), экспертная оценка, самооценка, сконструированный автором психологический эксперимент по волевому развитию подростков; для анализа данных использовались математико-статистические методы G-критерий знаков и метод углового преобразования Фишера). Особым вкладом в исследование поставленной автором проблемы является то, что теоретически изучено и конкретизировано значение терминов “волевое развитие”, “духовно-нравственные условия волевого развития”, "психолого-педагогические условия волевого развития", а также разработана авторская методика волевого развития в учебной деятельности для подростков и успешно апробирована.
Психотехника
Капустина Т.В. - Экспресс-методы в психологическом консультировании c. 76-85

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26905

Аннотация: Объектом исследования являются психодиагностические экспресс-методы. Предметом исследования – классификация экспресс-методов, используемых в психологическом консультировании. Автор подробно рассматривает экспресс-методы, которые предлагаются создателями как способы стартовой экспресс-диагностики. Делается акцент на актуальность ее использования в психологическом консультировании при решении различных практических задач, поскольку она позволяет определять нужные для психолога личностные черты или проявления психики при минимальных временных затратах. Особое внимание уделяется методам, которые основаны на типологическом подходе к оценке личности, так как они в большей степени упрощают работу благодаря соотнесению клиента с определенным типом личности. Для решения поставленных задач в статье используются теоретические методы - анализ, систематизация и классификация психодиагностических экспресс-методов. Основными выводами проведенного теоретического исследования является заключение о том, что именно проективные экспресс-методики, основанные на типологическом подходе, будут наиболее эффективными в практической деятельности психолога-консультанта, поскольку являются наиболее «безопасными» и интересными для клиента, так как он, преимущественно, в процессе диагностики работает со слабоструктурированным стимульным материалом. Новизна исследования заключается в предлагаемой классификации психодиагностических экспресс-методов. Также основным вкладом автора в развитие темы является представление авторской проективной методики "Способ оценки личности - 12 архетипов плюс", как одного из экспресс-методов, применимого в психологическом консультировании.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.