Электронный журнал Психолог - №2 за 2015 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 10-04-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
Внутренний мир человека
Субботский Е.В. - Невозможность матрицы: Магия субъективности c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14193

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы о соотношении мозга и субъективной реальности: Могут ли роботы создать у человека иллюзию реальности? Действительно ли человек, погруженный в мир искусственной субъективности, не может покинуть его без посторонней помощи? Что лучше: наслаждение жизнью в мире иллюзий, или борьба за жизнь и счастье в суровом мире истины? Анализ показал, что даже если компьютерные технологии по мощи в разы превзойдут существующие, нельзя ожидать, что человек с помощью компьютера, и тем более сам компьютер, будет в состоянии создать неотличимую копию субъективного мира. Причина в том, что субъективность – магическое явление. Оно дано человеку как феномен, но не обусловлено физическими причинами. Те состояния искусственной субъективности, которые могут испытывать и создавать люди (галлюцинации во время болезни, состояния, возникающие при раздражении мозговой коры или в результате приема наркотических средств) являются имитациями реальной субъективности, но не самой субъективностью. Факт иллюзорности таких состояний осознается человеком, погруженным в такие состояния, или же после выхода из этих состояний. Новизна: Впервые феномен человеческой субъективности проанализирован в контексте современных исследований магического мышления. Выводы: (1) субъективность относится к разряду магических, а не физических явлений; (2) представления о структуре мозговых процессов, компьютерные и другие модели, являясь частью физической реальности, производны от субъективности; они могут создавать имитации субъективности (мышления, восприятия, переживания), но не саму субъективность; (3) наука о мозге и кибернетика будут создавать все более совершенные формы взаимодействия физических структур (машин и искусственных органов) с субъективной реальностью сознания, но между физическими структурами и подлинной субъективностью всегда будет существовать принципиально непреодолимая «нейтральная полоса» неведомого.
Потенциал интеллекта
Алямкина Е.А. - Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза c. 31-46

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14510

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются такие психологические категории, как «способности», «задатки» и «талант». Предмет исследования – их влияние на образовательный процесс в вузе. Особое внимание автора уделяется вопросу оценки и измерения способностей, а также их реализации в человеческой деятельности, в том числе и учебной. Важным представляется также вопрос развития способностей студентов как в учебное, так и во внеучебное время. Описываются четыре фактора, влияющих на развитие способностей: интересы и мотивация студентов, методика преподавания и организация учебно-воспитательного процесса в вузе. Методом исследования в данной статье является анализ и сопоставление трактовок представленных психологических понятий, а также собственного опыта работы со студентами, а именно наблюдения и бесед с ними. Основными выводами автора являются следующие положения. 1) Способности являются потенциальным условием для формирования у человека различных знаний, умений и навыков, в том числе и профессиональных. 2) Способности не гарантируют успех человека в жизни, они должны быть реализованы в деятельности. 3) Оценивать способности сложно, потому что они подразумевают не конкретный результат деятельности, а возможность добиваться результата в ней при определённых условиях. 4) Развития способностей как профессиональных, так и общих – одна из задач высшей школы, основными факторами в решении которой являются интересы студентов, их мотивация, методика преподавания в вузе и организация учебного процесса. Новизна статьи заключается в том, что вопрос о способностях, задатках и таланте находит в ней приложение к аспектам педагогического процесса вуза. С помощью него выявляются не только аспекты обучения, но и трудности образовательного процесса, особенно в мотивировании студентов к учёбе.
Сознательное и бессознательное
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья третья. Общежитие c. 47-98

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14268

Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как эманации того, что автор с определенной долей условности называет «общественным подсознанием». Рассмотрев в предыдущей публикации (Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья вторая. Армия // NB: Психология и психотехника. 2014. № 2) милитарный сегмент так называемых «дисциплинарных сновидений», автор переходит к анализу отражения в сновидениях реалий постсоветского студенческого общежития и всего комплекса существующих в нем дисциплинарных технологий и практик. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений, на фрейдовскую постановку вопроса о материале и источниках сновидений и на идеи К.Г. Юнга о том, что сновидение не столько содержит следы исполнения желания, сколько отражает опасения или тревоги индивида. Автор показывает, что значительная часть сновидений, отражающих реалии постсоветского студенческого общежития, окрашена страхом и тревогой как доминирующими эмоциями сновидцев. Вместе с тем сновидения многих индивидов фиксируют некую ностальгию по периоду жизни в общежитии. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо переплетается потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тех или иных эмоций или аффектов, компоненты реальных дисциплинарных практик, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. В определенном смысле записи сновидений в соцсетях – это своего рода голоса из хора. И они ценны именно тем, что они не всегда различимы как отдельные голоса и временами сливаются в некий общий гул. То есть они типичны и выражают нечто большее, чем индивидуальные позиции и личностные аберрации этих позиций.
Индивид и личность
Шантырь Е.Е. - Унификации базовых понятий и терминов практической психологии c. 99-117

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14907

Аннотация: В современных условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций. Вместе с тем практическая психология сегодня ещё не является достаточно совершенным инструментом для решения актуальных проблем человека и общества в целом. Во многом это объясняется многообразием и неоднозначностью базовых терминов и понятий, используемых в практической психологии, что не только осложняет профессиональные взаимоотношения психологов, но и ставит под сомнения в ряде случаев смысловую интерпретацию деятельности практического психолога и очень часто искажает суть и специфику самой профессии в общественном сознании. В статье предложены и теоретически обоснованы базовые понятия и термины практической психологии, которые, не отрицая все многочисленные теоретические наработки в психологии, создают унифицированную терминологическую основу для дальнейшего развития практической психологии, повышения её эффективности и росту социальной значимости, что крайне необходимо в условиях нарастания кризисных явлений в современном обществе. В работе сформулированы и теоретически обоснованы такие базовые понятия и термины практической психологии, как определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретация психических процессов и их классификация. Научная новизна статьи заключается в приемлемой для всех школ и направлений унификации базовых понятий и терминов практической психологии. К базовым понятиям и терминам мы отнесли определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретацию психических процессов и их классификацию. Обобщив материал, мы предлагаем следующее теоретическое обоснование указанных терминов и понятий для практической психологии: Психология – наука о психических процессах и поведении человека, как личности. Личность – человек, как носитель творческого сознания. Психический процесс – определенное однонаправленное свойство сознания. Классификация психических процессов: 1. Интеллектуальные психические процессы. 2. Эмоциональные психические процессы. 3. Функциональные психические процессы. 4. Духовные психические процессы.
Профессиональная психология
Борисова Л.Н. - Роль и механизм рефлексии в психолого-педагогической деятельности c. 118-145

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14666

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является психолого-педагогическая деятельность профессионального педагога. Предмет исследования – рефлексия, осуществляемая педагогом в ней. Автор подробно анализирует взгляды отечественных исследователей о структуре психолого-педагогической деятельности и предлагает рефлексию в качестве одного из основных её компонентов. В статье приводятся аргументы в пользу того, что без рефлексии невозможно профессиональное и личностное развитие педагога. Особое внимание автора уделяется содержанию рефлексии педагога и её роли в формировании психолого-педагогических умений, а также её механизму Методом исследования в данной статье выступает анализ существующих трактовок и интерпретаций структуры деятельности педагога, а также содержания его рефлексии. Основные выводы автора статьи сводятся к тому, что при любой трактовке структуры психолого-педагогической деятельности её эффективное осуществление невозможно без рефлексии – отражения образовательного процесса и опыта педагога в его сознании, что является одним из условий его профессионального и личностного развития. Новизна статьи заключается в том, что профессиональная рефлексия показана сквозь призму разнообразия взглядов и представлений о структуре психолого-педагогической деятельности и о профессиональном и личностном росте педагога.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.