Статья 'Различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки ' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки

Акимкина Юлия Евгеньевна

ORCID: 0000-0001-7184-5789

ассистент, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Akimkina Yuliya Evgen'evna

Assistant at the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba

117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya str., 6

akimkina_yue@rudn.ru

DOI:

10.25136/2409-8701.2023.5.68700

EDN:

TDGCTV

Дата направления статьи в редакцию:

13-10-2023


Дата публикации:

24-10-2023


Аннотация: Статья посвящена проблеме коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Исследование особенностей коммуникативной парадигмы студентов, ее влияния на их жизнедеятельность становится необходимым ввиду их высо-кой вовлеченности в виртуальный мир. Основной формой взаимодействия в Интернете для студентов является коммуникативная сетевая активность. Цель исследования - изучить различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Методология и методы исследования. В статье применялись методы исследования: теоретический, эмпирический, методы математической обра-ботки психологических данных: Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использо-ванием программных пакетов «Excel» и «IBM SPSS Statistics 21». Использо-ван комплекс следующих методик: «Опросник проблемного использования социальных сетей» [16]; «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» [15]. Эмпирическая база исследования составила 240 респондентов, средний возраст 20,3 лет. Результаты исследования. У студентов технического направления вы-явлено неконтролируемое мыслительное возвращение в виртуальный мир, склонность к разнообразному использованию электронных технологий; есте-ственно-научного профиля незначительно выражена когнитивная поглощен-ность и появление негативных последствий погруженности в Интернет; гума-нитарного направления отсутствует разнообразие в использовании электрон-ных технологий, однако они имеют высокую вовлеченность к совершению экономических действий в виртуальном мире. Важно отметить существование общих тенденций, независящих от профессионального направления подготов-ки обучающихся: приоритет онлайн общения, коммуникация в социальных се-тях, посещение Интернета с целью избежать чувство одиночества. Практическая значимость. Полученные результаты в ходе исследования различий коммуникативной сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки могут быть использованы для составления практических рекомендаций с целью формирования и развития навыков цифровой компетенции.


Ключевые слова:

коммуникативная сетевая активность, коммуникация, виртуальный мир, студенты, сетевая активность, активность, цифровая компетентность, социальные сети, профессиональная подготовка, вовлеченность

Abstract: The article is devoted to the problem of communicative network activity among students of different areas of professional training. The study of the communicative activity of students, its impact on their life becomes necessary due to their high involvement in the virtual world. The main form of interaction on the Internet for students is communicative network activity. The purpose of the research is to study the differences in communicative network activity among students of different areas of professional training. The author used such research methods as: theoretical, empirical, methods of mathematical processing of psychological data: H-Kruskal-Wallis criterion, U-Mann-Whitney criterion. Computer data processing was carried out using the software packages "Excel" and "IBM SPSS Statistics 21". A set of the following methods is used: "Questionnaire of problematic use of social networks"; "Methodology for assessing involvement in the use of information and communication technologies". The empirical base of the study was 240 respondents, with an average age of 20.3 years. Students of the technical direction have an uncontrolled mental return to the virtual world, a tendency to use electronic technologies in a variety of ways; the cognitive absorption and the appearance of negative consequences of immersion in the Internet are slightly expressed in the scientific profile; the humanitarian direction lacks diversity in the use of electronic technologies, however, they have a high involvement in performing economic actions in the virtual world. It is important to note the existence of general trends that are independent of the professional direction of the training of students: the priority of online communication, communication in social networks, visiting the Internet in order to avoid feeling lonely. The results obtained during the study of the differences in the communicative network activity of students of different areas of professional training can be used to make practical recommendations for the formation and development of digital competence skills.


Keywords:

communicative network activity, communication, virtual world, students, network activity, activity, digital competence, social networks, professional training, involvement

Введение

Исследование коммуникативной сетевой активности, ее особенностей, сущности и проблем у студенческой молодежи имеет высокую значимость в современном мире, ввиду не только положительного влияния на жизнедеятельность, но и проявления негативных последствий. Актуальность настоящей работы заключается в необходимости выявления различий коммуникативной сетевой активности между студентами разных направлений профессиональной подготовки для анализа формирования коммуникативной сетевой активности в зависимости от специфики образования и профессиональной подготовки, а также, обнаружения возможных преимуществ и недостатков коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Полученные результаты исследования могут быть использованы для организации цифровой образовательной среды и составления практических рекомендаций по формированию и развитию навыков цифровых компетенций студентов.

Новизна работы в том, что впервые рассматриваются различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Целью исследования является изучение различий в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки.

Студенты выбирают коммуникативную сетевую активность, которая направлена на удовлетворение потребностей эмоционально-чувственной сферы, а также является средством реализации и самовыражения. Применение конструкта «коммуникативная сетевая активность» широко охватывает суть процесса коммуникации в виртуальном мире, взаимодействие личности с другими участниками и виртуальным миром, подчеркивает активность и динамичность личности, разнообразие и наличие сетевой инфраструктуры. Существует ряд свойств коммуникативной сетевой активности студентов: анонимность, необратимость передачи информации, асинхронность сообщений/писем, синхронность ответов и получения/передачи информации, вариативность самопрезентации, сетевая идентичность, неограниченность одновременных контактов и в целом сетевого взаимодействия, преодоление временных и пространственных границ. Вместе с возможностями коммуникативной сетевой активности появляются и определенные риски. Формирование и развитие цифровой компетенции становится обязательным условием нахождения в виртуальном мире и неотъемлемым навыком.

Таким образом, исследование различий в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки помогает выявить проблемы, особенности, тенденции, понять их потребности и интересы, тем самым помочь студентам развивать навыки цифровой компетенции.

При планировании исследования выдвинута гипотеза: существуют различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки.

Были сформулированы следующие исследовательские задачи:

  1. Выявить различия в стратегиях коммуникативной сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки.
  2. Проанализировать гендерные различия студентов разных направлений профессиональной подготовки, выраженные в стратегиях коммуникативной сетевой активности.

Обзор литературы

Для исследования стратегий коммуникативной сетевой активности студентов необходимо разобраться в сущности феномена коммуникация. Термин интернет-коммуникация используется учеными для обозначения коммуникационной деятельности между пользователями. Тем не менее, до сих пор не существует единого понимания коммуникации в Интернете. В научной литературе коммуникацию изучали как передачу информации [6]; как обмен информацией [13]; как социальное общение [14]; как информационный процесс [12], как экзистенциальный процесс результатом которого становится осмысление смысла жизни [17]. Из приведенных кратких пояснений термина коммуникации следует, что это не только передача и получение информации, но и сложный многозадачный, многосторонний акт взаимодействия, основанный на активности участников. Основы интернет-коммуникации берут свои истоки в общении в реальном мире между людьми [18], повторяют их, при этом формируются и развиваются новые формы, отличные от общения в реальности [19].

Т. А. Бондаренко указывала на одно из ключевых отличий общения от коммуникации – отсутствие невербальных средств общения, состоящие из мимики, жестов и т.д. и лишении коммуникационной речи паралингвистических средств [5].

А. М. Агальцев сравнивал коммуникацию и общение следующим образом: 1) через общение обретается подлинное существование человека, а коммуникация является обязательным инструментом для эффективного функционирования общества; 2) в процесс общения закладывается мораль, нравственные ценности, в свою очередь коммуникация лишена глубины погружения; 3) для общения необходимо взаимопонимание, а для коммуникации это условие не является обязательным; 4) общение определяет в целом личность человека, его ценностные ориентации, нравственность, восприятие мира, поведение, а в коммуникации определяет эффективность чаще всего статус или социальная роль человека [1].

Основными характеристика коммуникации в виртуальном мире становятся – анонимность и возможность использовать любую идентичность, отсутствие границ (временных, географических, социальных), неограниченность, асинхронность, безнаказанность [3; 4; 7; 8]. Таким образом, коммуникация в виртуальном мире — это не только передача и получение информации, но и сетевая активность личности, особая форма взаимодействия. Ввиду всеобъемлющего отражения термина коммуникации в Интернете целесообразнее применить термин коммуникативная сетевая активность, который подчеркивает, что пребывание в сети не ограничивается простым обменом сообщениями, а предполагает активное взаимодействие с другими участниками через различные интернет-ресурсы. Коммуникативная сетевая активность студентов связана с отправкой сообщений на форумах, социальных сетях, приложениях, обсуждения тем, обменом информацией и идеями, лайками и эмодзи, документами, видеосвязью, контролем геолокации, комментированием и отзывами на сообщения других участников, самопрезентацией личности, ведением блога и другими формами коммуникации через сеть. Развитая коммуникативная сетевая активность позволяет эффективно общаться и сотрудничать, самовыражаться, делиться и получать обратную связь от других участников.

А.Г. Горбачева разделяет коммуникацию в сети на конструкривную и деструктивную сетевую активность личности [10].

Деструктивная коммуникативная сетевая активность оказывает негативное влияние на психологическое здоровье человека, разрушает целостность психики, наносит вред и ущерб психологическому благополучию участников взаимодействия. [2], К деструктивной коммуникативной сетевой активности относится – компульсивное использование и когнитивная поглощенность, появление интернет-зависимости, кибербуллинг (клевета, нападки), киберсталкинг (длительное агрессивное преследование объекта), флейминг (негативное поведение, конфликт схожий с «перепалкой»), хэйтинг ( нелицеприятные высказывания, разжигающие ненависть), хайпинг (внедрение какой-то идеи и «заражение» ею как можно большего количество пользователей), селфизм (одержимость продемонстрировать себя в виртуальном мире).

Конструктивная коммуникативная сетевая активность заключается в эффективном взаимодействии личности с виртуальным миром, его участниками, направлена на построение взаимоотношений с другими людьми в положительном ключе, способствует формированию и развитию полезных навыков, способностей. К конструктивной коммуникативной сетевой активности относится самопрезентация, ведение блога, сайты знакомств, совершение экономических действий, направленных на удовлетворение потребностей и сокращения времени, упрощение получения услуг и другие вопросы.

Ввиду того, что студенты проводят много времени в виртуальном мире, встает вопрос о безопасности коммуникативной сетевой активности. Важнейшими задачами безопасности является защита персональных данных, умение выстраивать виртуальные отношения, избегать разжигание конфликтов, быть осведомленными о негативных последствиях пребывания в сети. Соответственно овладение студентами навыками цифровой компетенции является приоритетной задачей.

Результаты исследования А. С. Волковой и М. М. Кудаевой цифровой грамотности у студентов нецифровых направлений профессиональной подготовки показали, что включение в образовательный процесс программ медиаграмотности необходимо [8]. К аналогичным выводам пришли и другие ученые, проводившие исследования цифровых навыков у студентов [11].

Методология и методы исследования

В статье представлен анализ теоретико-эмпирического исследования коммуникативной сетевой активности студентов. Объектом настоящего исследования является коммуникативная сетевая активность студентов. Предметом исследования выступают различия в коммуникативной сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки. Цель настоящего исследования – выявить различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Методологической основой исследования послужил субъектно-личностный подход (А. Г. Асмолов, В. Н. Мясищев).

Проведено эмпирическое исследование на базе РУДН, МИИТ, КемГУ, МГУ, РНИМУ им Н.И. Пирогова. Объем выборки составил 240 респондентов (120 юношей и 120 девушек), в возрасте от 17 до 23, средний возраст 20,3 лет. Респонденты следующих направлений профессиональной подготовки: естественно-научное (80 человек), гуманитарное (80 человек), техническое (80 человек). Сбор данных проходил в период с ноября 2021 по март 2023 года и осуществлялся с использованием программного обеспечения Microsoft Forms. Методы статистической обработки включали в себя: Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни.

В работе были использованы следующие методики:

- «Опросник проблемного использования социальных сетей» (Н.А. Сирота, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтонская) [16]. Применение Опросника позволило изучить поведение студентов в условиях коммуникации социальных сетей, а также, выявить проблемные тенденции их использования, через шкалы: «Предпочтение онлайн-коммуникации», «Регуляция эмоций», «Компульсивное поведение», «Когнитивная поглощенность», «Негативные последствия»;

- «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» (А.Н. Татарко, Е.В. Макласова, З.Х. Лепшокова и др.) [15]. Методика применена для анализа тенденций вовлеченности студентов во включение в свою жизнедеятельность электронных технологий через шкалы: «Коммуникация в социальных сетях», «Экономические действия в Интернете», «Использование смартфона» и «Разнообразие сфер использования ИКТ».

Результаты эмпирического исследования

На рисунке 1 представлены результаты сравнительного анализа с использованием Н-критерий Крускала-Уоллиса данных методики «Проблемное использование социальных сетей» у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Статистически значимые различия были обнаружены по шкалам: «Когнитивная поглощенность» естественно-научное направление – 108,28, гуманитарное – 116,39, техническое – 136,48 (Н=7,064, р=0,029); «Негативные последствия» у студентов естественно-научного направления – 106,62, гуманитарного – 121,21, технического – 133,34 (Н=7,065, р=0,029). У студентов технического направления обнаружена когнитивная поглощенность, неконтролируемое мысленное возращение в виртуальный мир, соответственно это ведет к трудностям планирования интернет-времени. Респонденты технического направления осознают риски и негативные последствия в связи с излишним пребыванием в виртуальном мире. К таким последствиям относится – социальная замкнутость, ухудшение качества жизни и возникновение проблем в реальном мире. Наименее выражена когнитивная поглощенность и появление негативных последствий Интернет посещения у студентов естественно-научного направления. Можно предположить, что профессиональная направленность подготовки студентов оказывает влияние на интернет-поведение ввиду различий в методах и подходах, области знаний, профессиональной специализации.

Анализ следующих шкал не показал статистически значимых различий: «Компульсивное использование» у студентов естественно-научного направления - 107,32, гуманитарного – 121,76, технического – 132,11 (Н=5,163, р=0,076); «Регуляция эмоций» у студентов естественно-научного направления – 109,66, гуманитарного – 124,06, технического – 127,53 (Н=2,076, р=0,226); «Предпочтение онлайн общения» естественно-научного направления – 111,91, гуманитарного– 115,10, технического – 134,22 (Н=4,892, р=0,087). Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что студенческая молодежь имеет схожие тенденции в Интернете в части компульсивного использования, посещения виртуального мира с целью поднятия эмоционального настроя и предпочтения онлайн коммуникации.

Рисунок 1. Сравнительный анализ проблемного использования социальных сетей у студентов разных направлений профессиональной подготовки

Figure 1. Comparative analysis of problematic use of social networks among students of different areas of professional training

Далее рассмотрим результаты сравнительного анализа с применением U-критерия Манна-Уитни в отношении проблемного использования социальных сетей по основанию гендера у студентов разных направлений профессиональной подготовки (таб. 1). Различия выявлены у студентов гуманитарного (U=693,500, р=0,057) и технического (Н=649,000, р=0,053)направлений по шкале «Регуляция эмоций». Девушки обоих направлений выбирают справляться с чувством одиночества, поднимать эмоциональный настрой, улучшать свое эмоциональное состояние, с помощью виртуальной коммуникации. Различия обнаружены по шкалам «Когнитивная поглощенность» (U=412,500, р=0,000) и «Негативные последствия» (U=481,000, р=0,003) у студентов естественно-научного направления и более выражены у юношей. Молодые люди осознают отрицательное влияние неконтролируемого интернет-пользования, при этом стремление находиться в виртуальном мире высоко и присутствует навязчивое мысленное возвращение.

Таблица 1. Гендерные различия студентов в проблемном использовании социальных сетей

Table 1. Gender differences among students in problematic use of social networks

Направление профессиональной подготовки студентов

Кол-во студентов(N)

Средние ранги

Асимпт. значение

Значение U-критерия Манна-Уитни

Девушки(N=40)

Юноши

(N=40)

Шкала «Предпочтение онлайн»

1

Гуманитарное

80

41,98

39,03

0,568

741,000

2

Техническое

80

41,27

40,26

0,780

790,500

3

Естественно-научное

80

36,18

44,12

0,122

622,500

Шкала «Регуляция эмоций»

4

Гуманитарное

80

45,16

36,84

0,057

693,500

5

Техническое

80

46,17

35,73

0,053

649,000

6

Естественно-научное

80

41,72

38,14

0,485

708,500

Шкала «Когнитивная поглощенность»

7

Гуманитарное

80

38,90

42,10

0,536

736,000

8

Техническое

80

40,52

41,49

0,853

800,500

9

Естественно-научное

80

31,16

49,64

0,000

412,500

Шкала «Компульсивное использование»

10

Гуманитарное

80

43,44

37,56

0,256

682,500

11

Техническое

80

24,36

29,88

0,891

805,500

12

Естественно-научное

80

31,59

39,59

0,879

763,500

Шкала «Негативные последствия»

13

Гуманитарное

80

37,98

43,03

0,328

699,000

14

Техническое

80

38,07

44,00

0,254

700,000

15

Естественно-научное

80

32,73

47,84

0,003

481,000

Перейдем к сравнительному анализу результатов по направлениям профессиональной подготовки студентов «Методики оценки вовлеченности студентов в использование ИКТ» с применением Н-критерия Крускала-Уоллиса (рис. 2). Статистически значимые различия обнаружены у студентов по шкалам: «Разнообразие сфер использования ИКТ» естественно-научное направление – 118,44, гуманитарное – 112,24, техническое – 128,9 (Н=2,340, р=0,053). «Экономические действия» естественно-научное направление –166,91, гуманитарное – 191,79, техническое – 171,38 (Н=2,178, р=0,055). Студенты технического направления используют более разнообразно электронные технологии, скорее всего это связано с профессиональной направленностью области знаний и ее практического применения. Менее разнообразно используют технологии студенты-гуманитарии. При это гуманитарным направлениям подготовки присуще совершение экономических действий в виртуальном мире, таких как совершение различных платежей, покупка и приобретение товаров и услуг, использование в экономических целях приложения, интернет-платформы и сервисы и т.д.

При анализе следующих шкал не было выявлено статистически значимых различий: «Использование смартфона» естественно-научное направление - 118,66, гуманитарное – 119,20, техническое – 123,58 (Н=0,407, р=0,816); «Коммуникация в социальных сетях» естественно-научное направление - 175,15, гуманитарное – 182,30, техническое – 180,71 (Н=0,318, р=0,853). Общие тенденции у студенческой выборки наблюдаются в отношении использования смартфона и нахождения в социальных сетях с целью коммуникации.

Рисунок 2. Сравнительный анализ оценки вовлеченности в использование ИКТ у студентов разных направлений профессиональной подготовки

Figure 2. Comparative analysis of assessment of involvement in the use of ICT among students of different areas of professional training

В таблице 2 представлен сравнительный анализ по основанию гендера у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Различия выявлены у юношей гуманитарного направления по шкале «Экономические действия в Интернете» (U=429,000, р=0,000). Юноши более склонны к приобретению товаров и услуг в виртуальном мире, использования приложений и других ресурсов. Девушки технического направления подготовки выбирают коммуникацию в социальных сетях чаще чем юноши этого же направления (шкала «Коммуникация в социальных сетях» U=595,500, р=0,052). Также, девушкам -технарям присуще чаще использовать смартфон, чем юношам («Использование смартфона» U=609,500, р=0,026).

Таблица 2. Гендерные различия студентов в вовлеченности использования электронных технологий

Table 2. Gender differences among students in involvement in the use of electronic technologies

Направление профессиональной подготовки студентов

Кол-во студентов(N)

Средние ранги

Асимпт. значение

Значение U-критерия Манна-Уитни

Девушки (N=40)

Юноши

(N=40)

Шкала «Экономические действия в Интернете»

1

Гуманитарное

80

31,23

49,78

0,000

429,000

2

Техническое

80

37,13

43,09

0,245

661,500

3

Естественно-научное

80

41,70

40,29

0,787

791,500

Шкала «Коммуникация в социальных сетях»

4

Гуманитарное

80

38,60

42,40

0,440

724,000

5

Техническое

80

45,18

34,82

0,052

595,500

6

Естественно-научное

80

41,24

40,88

0,962

815,000

Шкала «Использование смартфона»

7

Гуманитарное

80

42,18

38,83

0,387

744,000

8

Техническое

80

44,13

35,54

0,026

609,500

9

Естественно-научное

80

41,20

40,80

0,936

812,000

Шкала «Разнообразие сфер использования ИКТ»

10

Гуманитарное

80

38,41

42,69

0,420

716,500

11

Техническое

80

38,06

42,09

0,433

699,500

12

Естественно-научное

80

41,24

40,75

0,924

810,000

Заключение

Настоящее исследование рассматривает коммуникативную сетевую активность студентов как динамическое информационное взаимодействие в виртуальном мире, характеризующееся рядом особенностей.

Представим основные выводы, полученные в ходе исследования:

  1. У студентов технического направления профессиональной подготовки проявлено неконтролируемое мысленное возвращение в виртуальный мир. Респонденты разнообразно используют электронные технологии, не осознают в полной мере риски и негативные последствия в связи с излишним пребыванием в виртуальном мире. Результаты гендерного анализа выявили, что девушки технического направления больше чем юноши вовлечены в коммуникацию в социальных сетях, для избегания чувства одиночества, а также, используют смартфон чаще чем юноши этого же направления.
  2. Выявлено, что у студентов естественно-научного направления профессиональной подготовки незначительно выражена когнитивная поглощенность и появление негативных последствий погруженности в Интернет. Гендерный анализ показал, что юноши более склонны к интернет-зависимому поведению, чем девушки и больше чем девушки понимают негативные последствия неконтролируемого интернет-пользования. Студенты в равной мере используют смартфон и коммуницируют в социальных сетях, совершают экономические действия, независимо от гендерных различий.
  3. Студенты гуманитарного направления профессиональной подготовки менее разнообразно используют электронные технологии. При это гуманитарии охотнее совершают экономические действия в виртуальном мире, такие как покупка и приобретение товаров и услуг, использование в экономических целях приложений, интернет-платформ, сервисов и т.д. В отношении гендерных различий выявлено, что девушки чаще выбирают коммуникацию в виртуальном мире, как место, которое помогает справляться с чувством одиночества, поднимать эмоциональный настрой. Юноши более склонны к совершению экономических действий виртуальном мире, чем девушки.
  4. Профессиональная направленность подготовки студентов оказывает влияние на коммуникативную сетевую активность студентов, ввиду различий в методах и подходах, областей знаний, профессиональной специализации.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что студенческая молодежь помимо различий в коммуникативной сетевой активности имеет и ряд схожих тенденций. Среди наиболее выраженных схожих тенденций является предпочтение онлайн общения, коммуникация в социальных сетях, посещение виртуального мира с целью избегания чувства одиночества.

Полученные результаты в ходе исследования различий коммуникативной сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки могут быть использованы для составления практических рекомендаций с целью формирования и развития навыков цифровой компетенции.

Библиография
1. Агальцев А. М. Природа общения / Томский гос. ун-т. Томск, 2007. 220 с.
2. Акулич М.М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестник Тюменского государственного универси-тета: Социология. 2012. № 8. С. 47-54.
3. Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. – Челябинск, 2005. – 23 с.
4. Бергельсон, М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации : Язык и межкультурная коммуникация // Вестник Московского университета. Сер. 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация / МГУ, Филологич. фак. МГУ . – 2002 . – № 1. – С. 55-67.
5. Бондаренко Т.А.Общение в виртуальном мире Интернета // Advanced Engineering Research. 2009. №4. С. 216-223
6. Винер Н. Кибернетика и общество ; Творец и робот: Пер. с англ. / Норберт Винер; Предисл. и примеч. И.Г. Поспелова.-Москва : Тайдекс Ко, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 245 с.
7. Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. – Казань, 2004. – С. 63-67.
8. Волкова А.С., Кудаева М.М. Оценка цифровых компетенций студентов в контексте профессиональной подготовки кадров для цифровой экономики // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 5. – С. 1953-1974. – DOI: 10.18334/ce.16.5.114800
9. Горошко Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация : колл. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. — М., 2012. — С. 9–52.
10. Горбачева А.Г. Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики людей в сети Интернет // Идеи и идеалы. 2013. №3. С. 17-25.
11. Дмитриев Я. В., Алябин И. А., Бровко Е. И., Двинина С. Ю., Демьянова О. В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. 2021. №2. С. 59-79.
12. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
13. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб.пособие для университетов и институтов. – М.: Приор, 1998. – 224 с.
14. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2009. – 832 с.
15. Татарко А. Н., Макласова Е. В., Лепшокова З. Х., Галяпина В. Н., Ефремова М. В., Дубров Д. И., Бульцева М. А., Бушина Е. В., Миронова А. А. Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 159–179.
16. Сирота Н. А., Московченко Д. В., Ялтонский В. М., Ялтонская А. В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 3. С. 33–55.
17. Стрекаловская Е.В. Понятие экзистенции у К.Ясперса / Е.В. Стрекаловская – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 32 (270). – С. 169-172.
18. Sungurova N. L., Akimkina Y. E. Self-trust and academic motivation of students in virtual educational space // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. 2021. № 117. P. 1490-1495.
19. Sungurova N. L., Akimkina Yu. E., Adawiyah R. Features of personality trust of Russian and Indonesian students in terms of network activity. The Education and Science Journal. 2023; 25 (1): рр. 167-195.
References
1. Agaltsev, A. M. (2007). The nature of communication. Tomsk State. univ. Tomsk.
2. Akulich, M.M. (2012). Internet trolling: concept, content and forms. Bulletin of Tyumen State University: Sociology, 8, 47–54.
3. Asmus, N.G. (2005) Linguistic features of virtual communicative space: dis. ...cand. Philol. Sciences: 02.10.19. – Chelyabinsk.
4. Bergelson, M.B. (2002) Linguistic aspects of virtual communication: Language and intercultural communication. Bulletin of Moscow University. Ser. 19 Linguistics and intercultural communication. Moscow State University, Philological. fak. Moscow State University, 1, 55-67.
5. Bondarenko, T.A. (2009). Communication in the virtual world of the Internet. Advanced Engineering Research, 4, 216-223.
6. Wiener, N. (2003). Cybernetics and society; The Creator and the Robot: Trans. from English / Norbert Wiener; Preface and note. I.G. Pospelov. Tydex Co. Moscow.
7. Vinogradova, T.Yu. Specifics of communication on the Internet (2004). Russian and comparative philology: Linguistic and cultural aspect, pp. 63-67. Kazan.
8. Volkova, A.S., & Kudaeva, M.M. Assessment of digital competencies of students in the context of professional training for the digital economy (2022). Creative Economy, 16(5), 1953-1974. doi:10.18334/ce.16.5.114800
9. Goroshko, E.I. (2012). Modern Internet communication: structure and main parameters. Internet communication as a new speech formation: coll. monograph / scientific. ed. T. N. Kolokoltseva, O. V. Lutovinova, рр. 9–52. Moscow.
10. Gorbacheva, A.G. (2013). Constructive and destructive communicative practices of people on the Internet. Ideas and ideals, 3, 17-25.
11. Dmitriev, Ya. V., Alyabin, I. A., Brovko, E. I., Dvinina, S. Yu., & Demyanova, O. V. (2021). Development of digital skills among university students: de jure vs de facto. University Management: practice and analysis, 2, 59-79.
12. Kagan, M. S. (1988). The world of communication: The problem of intersubjective relations. Moscow: Politizdat.
13. Klyuev, E.V. (1998). Speech communication: Textbook for universities and institutes. Moscow: Prior.
14. Parsons, T. (2009). About social systems. Moscow: Academic project.
15. Tatarko, A. N., Maklasova, E. V., Lepshokova, Z. Kh., Galyapina, V. N., Efremova, M. V., Dubrov, D. I., Bultseva, M. A., Bushina, E. V., & Mironova, A. A. (2020). Methodology for assessing involvement in the use of information and communication technologies. Social psychology and society, 11(1), 159–179.
16. Sirota, N. A., Moskovchenko, D. V., Yaltonsky, V. M., & Yaltonskaya, A. V. (2018). Development of a Russian-language version of the questionnaire for problematic use of social networks. Consultative psychology and psychotherapy, 26(3), 33–55.
17. Strekalovskaya, E.V. (2019). The concept of existence in K. Jaspers. Text: immediate. Young scientist, 32(270), 169-172.
18. Sungurova, N. L., & Akimkina, Y. E. (2021). Self-trust and academic motivation of students in virtual educational space. Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism, 117, 1490–1495. Retrieved from https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2021.11.196
19. Sungurova, N. L., Akimkina, Yu. E., & Adawiyah, R. (2023). Features of personality trust of Russian and Indonesian students in terms of network activity. The Education and Science Journal, 25(1), 167–195. Retrieved from https://www.edscience.ru/jour/article/view/3014/1131?locale=en_US

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье являются различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки.
В качестве методологической основы предметной области исследования в данной статье стал субъектно-личностный подход, и были использованы две основные методики, а именно «Опросник проблемного использования социальных сетей» и «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий», для сбора данных по указанным методикам было использовано программное обеспечение Microsoft Forms, а для обработки полученных данных применены следующие методы статистической обработки: Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как сама по себе коммуникативная сетевая активность имеет как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность студентов. Как отмечается в данном исследовании, студенты выбирают коммуникативную сетевую активность, которая направлена на удовлетворение потребностей эмоционально-чувственной сферы, а также является средством реализации и самовыражения. Применение конструкта «коммуникативная сетевая активность» широко охватывает суть процесса коммуникации в виртуальном мире, взаимодействие личности с другими участниками и виртуальным миром, подчеркивает активность и динамичность личности, разнообразие и наличие сетевой инфраструктуры.
Научная новизна исследования заключается в изучении коммуникативная сетевая активность с помощью проведения эмпирического исследования с применением «Опросника проблемного использования социальных сетей» и «Методики оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» на базе нескольких образовательных организаций, а именно, РУДН, МИИТ, КемГУ, МГУ, РНИМУ им Н.И. Пирогова. Объем выборки составил 240 респондентов (120 юношей и 120 девушек), в возрасте от 17 до 23, средний возраст 20,3 лет. Респондентами выступили обучающиеся следующих направлений профессиональной подготовки: естественно-научное (80 человек), гуманитарное (80 человек), техническое (80 человек).
Статья изложена языком научного стиля с грамотным использованием в тексте терминологии и дефиниций по теме исследования.
Структура четко выдержана с учетом всех требований, предъявляемых к написанию научных статей, а именно включает в себя такие основные структурные элементы как введение, обзор литературы, методологию и методы исследования, результаты эмпирического исследования, заключение, основные выводы и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно ценным в содержании исследования следует отметить приведенные наглядные материалы, представленные в табличной форме, что существенно облегчает возможность восприятия информации, используемой для анализа в проведенном исследовании, характеризующих такие показатели коммуникативной сетевой активности, как гендерные различия студентов в проблемном использовании социальных сетей и гендерные различия студентов в вовлеченности использования электронных технологий с учетом шкал и в разрезе направлений подготовки студентов.
Библиография содержит 19 источников, включающих в себя преимущественно российские периодические и непериодические издания, а также в том числе два зарубежных источника. Особенно хотелось бы отметить новизну использованных периодических изданий, что говорит о постоянной актуализации современных тенденций исследуемой проблематики при проведении данного исследования.
Поскольку представленное исследование сочетает в себе теоретико-методологический субъектно-личностный подход (А. Г. Асмолов, В. Н. Мясищев), с проведением эмпирического исследования, то в данной статье приводятся обсуждение и апелляция к точкам зрениям современных авторов, изучающих вопросы коммуникативной сетевой активности среди молодежи, а также применение уже ранее разработанных авторских методик «Опросник проблемного использования социальных сетей» (Н.А. Сирота, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтонская) и «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» (А.Н. Татарко, Е.В. Макласова, З.Х. Лепшокова и др.).
В представленном исследовании содержатся краткие выводы, касающиеся предметной области исследования, а именно, в статье отмечается, что в сложившихся современных условиях социальной реальности и виртуализации социального пространства студенческая молодежь помимо различий в коммуникативной сетевой активности имеет и ряд схожих тенденций. Среди наиболее выраженных схожих тенденций является предпочтение онлайн общения, коммуникация в социальных сетях, посещение виртуального мира с целью избегания чувства одиночества.
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и администрацией образовательных организаций разного уровня, работниками органов исполнительной власти различных уровней, работниками общественных организаций и волонтерских центров, при подготовке справочных материалов, практических рекомендаций и пояснительных записок по заявленной тематике.
В качестве недостатков данного исследования можно отметить, что в структуре работы четко не определены актуальность и новизна исследования, хотя они не вызывают сомнения и само содержание исследования их подтверждает. Кроме того, в тексте статьи представлены только две таблицы (таблица 1 и таблица 2), а в самом тексте исследования встречаются упоминания и отсылки еще и к рисунку 1 (Рисунок 1. Сравнительный анализ проблемного использования социальных сетей у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Figure 1. Comparative analysis of problematic use of social networks among students of different areas of professional training) и рисунку 2 (Рисунок 2. Сравнительный анализ оценки вовлеченности в использование ИКТ у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Figure 2. Comparative analysis of assessment of involvement in the use of ICT among students of different areas of professional training), которые по факту в данной статье не представлены. Данные замечание не умаляет качество самого исследования и его несомненную высокую теоретическую и практическую значимость, однако указанные замечания необходимо устранить в кратчайшие сроки. Статью рекомендовано отправить на доработку.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки».
Предмет исследования. Работа нацелена на изучение различий в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. В целом, проведенное исследование отличается целостностью, поставленные цель и исследовательские задачи были реализованы.
Методология исследования определяется выделенной актуальностью. Оно было осуществлено с использованием теоретических и эмпирических методов. Методологической основой послужил субъектно-личностный подход (А. Г. Асмолов, В. Н. Мясищев). Автором было проведено исследование, полученные результаты проанализированы и обоснованы.
Актуальность исследования определяется тем, что в необходимо выявить различия коммуникативной сетевой активности между студентами разных направлений профессиональной подготовки для того, чтобы анализировать формирование коммуникативной сетевой активности в зависимости от специфики образования и профессиональной подготовки, а также, обнаруживать возможные преимущества и недостатки коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки.
Научная новизна исследования. Проведенное исследование позволило уточнить феномен коммуникативной сетевой активности студентов, а также выявить характерные ее особенности. Автор выявил, что профессиональная направленность подготовки студентов оказывает влияние на коммуникативную сетевую активность студентов.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы четко прослеживается, автором выделены основные смысловые части.
Начинается работа с введения, в котором была выделена актуальность выделенной проблемы. Автор отмечает, что важно исследовать различия в коммуникативной сетевой активности у студентов разных направлений профессиональной подготовки; выявлять проблемы, особенности, тенденции; понимать их потребности, интересы и развивать навыки цифровой компетенции. Во введении обозначена гипотеза и исследовательские задачи.
Следующий раздел включает обзор литературы. Автор провел анализ работ исследователей. Особое внимание уделено положениям, которые были выдвинуты Т. А. Бондаренко, А. М. Агальцевым, А.Г. Горбачевой, А. С. Волковой, М. М. Кудаевой и др. В разделе уточнено понятие «коммуникативная сетевая активность», представлены основные характеристики коммуникации в виртуальном мире студента, определено содержание конструктивной и деструктивной сетевой активности личности.
В третьем разделе представлено описание методологии и методы исследования. Автором были выделены объект, предмет, цель, а также описана методологическая основа. Автор описал эмпирическое исследование, которое было проведено на базе РУДН, МИИТ, КемГУ, МГУ, РНИМУ им Н.И. Пирогова. Автор охарактеризовал выборку и респондентов, а также использованные методики.
Четвертый раздел посвящен описанию результатов эмпирического исследования. Проанализированные данные и полученные результаты представлены в виде графиков и таблиц.
В заключении формулируются подробные выводы. Автор отмечает следующее:
- коммуникативная сетевая активность студентов является динамическим информационным взаимодействием в виртуальном мире, которое характеризуется определенными особенностями;
- профессиональная направленность подготовки студентов оказывает влияние на коммуникативную сетевую активность студентов, ввиду различий в методах и подходах, областей знаний, профессиональной специализации;
- к данным характеристикам автор отнес следующие: студенты технического направления подготовки неконтролируемо мысленно возвращаются в виртуальный мир; у студентов естественно-научного направления профессиональной подготовки незначительно выражена когнитивная поглощенность и появление негативных последствий погруженности в Интернет; студенты гуманитарного направления профессиональной подготовки в меньшей степени используют электронные технологии;
- студенческая молодежь помимо различий в коммуникативной сетевой активности имеет и ряд схожих тенденций (предпочтение онлайн общения, коммуникация в социальных сетях, посещение виртуального мира с целью избегания чувства одиночества).
В заключении представлена практическая значимость проведенного исследования.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 19 отечественных и зарубежных источников, незначительная часть которых издана за последние три года. В списке представлены, в основном, статьи и тезисы. Помимо этого, в библиографии есть диссертации, монографии и учебные пособия. Источники оформлены не во всех позициях корректно и однородно.
Апелляция к оппонентам.
Рекомендации:
- выделить научную новизну и авторский вклад автора в решение выделенной им проблемы;
- расширить раздел «Обзор литературы», представив более полный анализ современных исследований;
- необходимо провести коррекцию работы на предмет описок и неточностей.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью; будет интересна специалистам, которые рассматривают коммуникативную активность студентов, ее особенности, сущность и основные проблемы. Статья может быть рекомендована к опубликованию с учетом выделенных рекомендаций.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.