Социодинамика - рубрика Kоммуникации
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Kоммуникации"
Kоммуникации
Будко Д.А., Лукьянова Г.В. - Отношение студентов к предвыборной коммуникации (на примере выборов Президента РФ 2018) c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.2.32090

Аннотация: Предметом исследования выступает отношение студенческой молодежи к определенным инструментам предвыборной коммуникации. К наиболее часто используемым приемам влияния на электоральное поведение граждан относят материалы СМИ, политическую рекламу, дебаты, заявления лидеров общественного мнения. Однако для каждой возрастной группы значимость тех или иных факторов при принятии электоральных решений будет разниться. В данном контексте особый интерес представляет студенческая молодежь, которая более восприимчива к современным способам коммуникации посредством мобильных приложений и других интернет-технологий. Результаты, представленные в статье, базируются на данных фокус-групп обучающихся СПбГУ, полученных в ходе исследования «Факторы формирования абсентеизма студенческой молодежи в российском мегаполисе (на примере Санкт-Петербурга)», проведенного в 2018 году и выполненное при технической поддержке Ресурсного центра социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Полученные текстовые материалы обработаны на основе дискурс-анализа. В ходе исследования были выявлены следующие особенности политической коммуникации, преобладающие в повседневных практиках студенческой молодежи: недоверие к таким классическим способом предвыборной коммуникации как дебаты; в большей степени доверие не к традиционным, а к он-лайн СМИ; амбивалентное отношение к медийным лидерам общественного мнения; значимость института семьи в процессе формирования политических взглядов и принятия решений. Влияние социальных сетей создает запрос на обновленный формат коммуникации среди студентов. Информация должна быть легкодоступна, появляться первой же ссылкой в поисковом запросе и быть презентована в виде стандартного поста с яркой визуальной компонентой.
Линченко А.А. - Мифы о прошлом в медиасреде: теоретические основания и российская политическая практика c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.1.32640

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам конструктивного использования мифов о прошлом в медиасреде. Задача данной статьи состоит в попытке согласования нескольких наиболее значимых теоретических моделей понимания социального мифа и осмысление на их основе возможностей конструктивного использования мифов о прошлом в современной российской политике памяти. Это потребовало обращения к особенностям онтологии прошлого в медийном мифе, а также к тем тенденциям, которые характерны для современных зарубежных и отечественных исследований политики памяти. Задача данной статьи состоит в попытке согласования нескольких наиболее значимых теоретических моделей понимания социального мифа. В работе также проводится и осмысление на основе социальных мифов возможностей их конструктивного использования в современной политике памяти. Новизна работы состоит в подробном анализе основных категорий, позволяющих понять особенности конструирования онтологии прошлого в современном медийном мифе, а также анализ конструктивного потенциала мифов о прошлом в медиасреде в контексте российской политики памяти (функция культурно-исторической ориентации, мотивирующая функция, функция преодоления конфликтов). Автором расмотрены мифы о прошлом, ставшие в последние десятилетия важным инструментом ведения особого вида информационных войн, получивших название «мемориальных» войн.
Гигаури Д.И. - Выборы в Государственную Думу 2021: блоги, социальные сети и партийная идентичность в виртуальном пространстве c. 1-21

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.11.36962

Аннотация: В данном исследовании предпринята попытка комплексного обзора современных интернет-практик и виртуальных платформ в сфере политики, направленных на продвижение различного рода избирательных технологий. Авторы анализируют публичные стратегии политических партий и кандидатов в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в 2021 году на примере избирательных округов г. Санкт-Петербурга. Предметом данной статьи выступает использование электронных средств коммуникации, формирующих виртуальную идентичность электората в ходе Думских выборов в 2021 году. Объектом исследования является репрезентация партийных идеологий и гражданских «символических политик» в сети Интернет на примере популярных видео платформ YouTube, Tik-Tok, а также ставших традиционными социальных сетей: Вконтакте и Facebook. Целью исследования выступает анализ взаимодействия публичных акторов с аудиторией (подписчиками) в ходе проведения электоральной кампании. Научную новизну работы обусловливают систематический и структурный анализ разрозненных элементов виртуальной идентичности пользователей в сети Интернет на примере электоральных стратегий репрезентации. Делается вывод о все более возрастающих тенденциях выстраивания так называемой символической политики «снизу» и появлении многочисленных акторов, конструирующих значимый общественно-политический контент в виртуальном пространстве. Ключевой методологией исследования авторы выбрали контент-анализ каналов виртуальной коммуникации, опирающийся на классическую теорию символической политики и политической идентичности. Модификациями данной теории могут выступить отдельные аспекты цифровизации политического субполя, которые рассматриваются современными исследователями как виртуальная идентичность.
Носиков А.А. - Сопряжение сетевого пространства и политической реальности c. 22-34

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.5.22827

Аннотация: В ходе исследования автором выявлена обратная корреляция между количеством активных пользователей Web 2.0 площадок, сервисов, приложений в регионах и явкой на выборах в электоральном цикле 2016 года (чем больше в регионе активных пользователей, тем явка ниже, и наоборот).  Также установлено, что после принятия каждой законодательной инициативы, направленной на регулирование сетевого пространства, значительно возрастает число пользователей сети Tor (обеспечивающей анонимность и позволяющей обходить установленные ограничения), что свидетельствует о стремлении сетевого пространства получить автономию от государственного надзора и регулирования.  Анализируя полученные эмпирические результаты, а также такие процессы и явления как киберпартии, сетевые мониторные акторы, политические сетевые движения и сообщества, вовлечение через сетевое пространство в политическую жизнь общества «цифровых» поколений Y и Z, влияние сетевого пространства на процессы протестной мобилизации, использование цифровых сетевых коммуникации в качестве инструмента политического участия граждан, автор приходит к выводу, что состоялось сопряжение сетевого пространства и политической реальности. В заключении автор выделяет основные особенности сопряжения и его возможные последствия.
Будникова Н.С. - Информационная открытость государства в России: органы исполнительной власти в социальных сетях c. 22-36

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.6.40709

EDN: TBQZVB

Аннотация: Предметом исследования является изучение вопросов информационной открытости государства в России в части работы органов исполнительной власти в социальных сетях. Приведена аналитика исследования состояния сферы диджитал на 2022 г. Автор анализирует различные точки зрения на построение интернет-коммуникаций органов власти с обществом. Рассмотрена хроника открытости органов исполнительной власти РФ. Проведен анализ контент-стратегий органов исполнительной власти при выстраивании коммуникации с целевой аудиторией в социальных сетях. Сформулированы основные коммуникационные задачи, на решение которых направлена работа органов власти по ведению своих аккаунтов. Методы исследования: Исследование базируется на результатах экспертного опроса, изучении научных публикаций отдельных авторов, обзоре заявлений должностных лиц, а также доклада Счётной Палаты Российской Федерации и статей в средствах массовой информации. Новизна исследования заключается в детальном изучении проблемы эффективности взаимодействия органов исполнительной власти с обществом в социальных сетях. Основные выводы по результатам исследования: Использование социальных сетей становится актуальным для органов исполнительной власти, поскольку активная аудитория данных медиа составляет больше половины населения мира. На сегодняшний день ведение госпабликов является обязательным для органов исполнительной власти. В рамках этой деятельности используются различные контент-стратегии, самой эффективной из которых является кастомизированная. Правильно спланированная работа в социальных сетях позволяет повысить осведомленность аудитории о деятельности органов власти, ее лояльность и доверие к государственному сектору.
Николаев И.В. - Вербальные политические символы в коммуникации общества и власти: опыт типологизации c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.1.34945

Аннотация: Объектом исследования является феномен вербальных политических символов, под которым понимается ключевой знак политического дискурса, утративший свой первоначальный смысл и в ходе вторичного означивания получающий выгодные политическим субъектам конъюнктурные смыслы в целях воздействия на общественное сознание. Предметом исследования являются возможные основания типологизации вербальных политических символов, а также базовые типологические ряды, операционализируемые для применения в эмпирических исследованиях политических коммуникаций. Автор подробно рассматривает методологические аспекты типологизации, опирающиеся на концепции социального конструкционизма и символической политики, а также семантические, синтаксические и прагматические основания типологизации символов.   Основными выводами проведенного исследования являются выявленные базовые основания типологизации вербальных политических символов: семантические (отнесенность к определенным тематическим конгломератам понятий, принадлежность к политической идеологии, отношение к государственной позиции), а также синтаксические и прагматические (статус и уровень авторитета субъекта – создателя символа, каналы популяризации, длительность жизненного цикла символа, универсальные функции вербальных символов в политике). Особым вкладом автора в исследование темы является анализ тематических конгломератов понятий, свойственных российскому политическому дискурсу. Новизна исследования заключается в применении типологического подхода к феномену вербальных политических символов, а также выявление основных признаков, которые могут быть использованы для типологии дискурсивной символики в дальнейшем.
Рослякова М.В. - Социальные сети в деятельности органов исполнительной власти: адаптация к новым способам взаимодействия c. 42-56

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.7.38467

EDN: MAZJKV

Аннотация: Социальные сети используют 72% населения России, государственные органы включаются в цифровую коммуникацию посредством социальных сетей для сохранения информационного влияния и установления диалога с обществом. Состояние взаимодействия органов власти и граждан в социальных сетях описывается эволюционными этапами, которые отличаются интенсивностью взаимодействия органов власти и пользователей. В 2022 году изменился перечень востребованных социальных сетей, которые используются в России, принято решение об обязательной регистрации органов государственной власти в социальных сетях. Цель статьи – оценить практику взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях. В исследовании использованы количественный и сравнительный методы, раскрывающие особенности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях, активность официальных страниц оценивалась с помощью программы аналитики социальных сетей. Изучение официальных аккаунтов показало, органы власти находятся на разных стадиях адаптации, часть федеральных органов исполнительной власти отсутствует в социальных сетях, вторая группа находится на стадии «регистрация и информирование», третья группа продвинулась на стадию «взаимодействие». Выявлены причины различной активности органов власти. Результаты могут быть полезны при определении политики государственных органов в социальных сетях и разработке рекомендаций по организации ведения официальных аккаунтов.
Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М., Абросимова Е.Е. - Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге c. 46-62

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69015

EDN: HAKZVE

Аннотация: Стремительно развивающаяся видеоблогосфера привлекает разнообразную аудиторию, в числе которой оказываются дети и молодые люди. Последние потребляют как развлекательный, так и образовательный контент. Пандемия Covid-19 способствовала усилению цифровизации образования, а также развитию образовательного видеоблогинга. В рамках исследовательского проекта нами были обозначены три основных подхода в интерпретации видеоблогинга в педагогическом контексте – видеоблогинг как средство (технология обучения), видеоблогинг как средство коммуникации учителя и учащегося и видеоблогинг как средство продвижения профессии учителя, совершенствования педагогического мастерства. Самопрезентации учителей в социальных сетях, их коммуникации с аудиторией показывают сформированность их цифровых навыков, а значит, способность готовить учащихся к использованию цифровых технологий, решению проблем и коммуникациям в сетевых общественных пространствах. Целью нашего исследования является анализ самопрезентаций образовательных видеоблогеров и их типологизация. Эмпирические материалы исследования представлены текстами экспертных интервью с учителями-блогерами (N= 10) и фокус-групп со школьниками (N = 69), а также непосредственно видеороликами, размещенными на каналах 48 образовательных блогеров (всего 240). Анализ видео, сопровождаемый изучением научной литературы и высказываний экспертов, позволил выделить два основных и четыре дополнительных типа самопрезентации образовательных видеоблогеров – «эксперт», «практик», «предприниматель», «творческий тип», «свой парень», «экспериментатор». Среди критериев выделения данных типов: эмоциональные приемы; использование средств и приемов обучения, в том числе технических; лингвистические средства; выражение собственной позиции; диалогичность; оформление фона, выбор одежды и др. Описание каждого типа самопрезентации сопровождается примерами из отобранных кейсов англоязычных и русскоязычных образовательных блогеров. Типологизация может быть использована как для саморефлексии авторов образовательных каналов, так и для исследований в данной области. В последующем типология будет верифицирована посредством метода факторного анализа на описанной выборке из 240 образовательных видеороликов.
Руденкин Д.В., Трынов Д.В. - Формирование интереса российской молодежи к политизированному контенту в Интернете: на пути к целостной аналитической модели c. 51-61

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.10.35223

Аннотация: Статья написана в теоретико-методологическом жанре. Основная цель работы – ревизия и систематизация разрозненных аналитических гипотез, предложенных социально-гуманитарной наукой для объяснения интереса российской молодежи к политизированному информационному контенту в Интернете. Авторы отмечают, что в настоящий момент в аналитической практике возникло принципиальное противоречие между распространенностью рассуждений ученых о значимой роли Интернета в формировании политических настроений и установок российской молодежной аудитории и отсутствием устоявшегося научного представления о причинах, по которым у молодежи страны возникает потребность в поиске политической информации именно в Интернете. В своей работе авторы стремятся сделать шаг в преодолении этого противоречия. Непосредственной целью работы авторов становится теоретико-методологический анализ разрозненных идей, которые используются социально-гуманитарной наукой для объяснения и интерпретации растущего интереса российской молодежи к политизированному контенту в Интернете. Процедурно работа опирается на анализ актуальной научной литературы, посвященной изучению особенностей Интернет-поведения и политической культуры современной российской молодежи и опубликованной в отечественных изданиях в 2015-2020 гг. Проведенный анализ научных источников позволяет авторам сделать вывод, что в науке сложились сразу несколько версий, объясняющих растущий интерес российской молодежи к политизированной информации в Интернете, которые довольно редко подвергаются обобщению, но в целом логично согласуются друг с другом. Обобщая эти версии в единую аналитическую модель, авторы делают вывод, что ключевой причиной роста интереса российской молодежи к политической информации в Интернете становится кризис доверия молодых россиян к традиционным СМИ, который вынуждает их искать альтернативные источники информации по интересующим темам, который и находит удовлетворение в Интернете.
Невская Т.А. - Информационно-аналитическое сопровождение избирательных кампаний: российский и зарубежный опыт c. 55-64

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.10.30809

Аннотация: В рамках представленного исследования сопоставляется российский и зарубежный опыт информационно-аналитического сопровождения избирательных кампаний. Методология работы базируется на комбинации дескриптивного и сравнительного анализа. В качестве ключевой специфической черты информационно-аналитического сопровождения избирательных кампаний в России выделено отсутствие акцента на решение коммуникационных (тактических) задач. В отличие от зарубежных коллег, российские специалисты вынуждены уделять много внимания формированию ключевой идеи кампании (месседжа) и образа кандидата в выборные органы. Им также приходится чаще исследовать настроения общей массы избирателей. В их распоряжении находятся заметно менее богатые базы данных, что предполагает необходимость проведения дополнительных социологических исследований. Российская специфика обусловлена наличием принципиальных отличий в моделях функционирования политических институтов, состоянии партийного ландшафта, уровне развития и ресурсной обеспеченности исследовательских компаний на уровне регионов. Существенное значение имеют и традиционно закрепленные представления о статусе, роли и месте кандидата в организации избирательной кампании.
Мартьянов Д.С., Будко Д.А. - Структура русскоязычной виртуальной элиты на ресурсах Веб 2.0 c. 56-68

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.12.24555

Аннотация: Данная статья посвящена анализу структуры виртуальной элиты в пространстве русскоязычных ресурсов Веб 2.0. Авторы произвели сравнительный анализ шести популярных интернет-ресурсов («ВКонтакте», «Facebook», «Livejournal», «Twitter», «Instagram» и «Youtube») с целью выявления специфики групп, которые пользуются наибольшей популярностью среди аудитории на этих интернет-площадках, а также определения динамических аспектов формирования виртуальных элит в контексте эволюции интернет-технологий. Авторы статьи стремятся выделить группы, которые наиболее эффективно извлекают социальный капитал из производства интернет-контента. Предметом исследования является структура виртуальной элиты ресурсов Веб 2.0, а объектом исследования – феномен Веб 2.0 как технологии, являющейся фактором социальной стратификации в сети Интернет. Авторы подробно затрагивают темы персонализации нарратива виртуальных элит и феминизации ресурсов Веб 2.0. Исследование опирается на комплекс методов, среди которых необходимо выделить метод сравнительного анализа, сетевой анализ, классический текстовый анализ, контент-анализ, анализ визуальных образов и методы статистической обработки информации. Методологической основой исследования выступил системный подход. Основными выводами проведенного исследования являются: определение структуры виртуальной элиты ресурсов Веб 2.0 по ряду параметров, выявление динамики трансформации структуры элит, выделение качественных изменений в структуре виртуальной элиты. Авторы демонстрируют противоречивость феминизации виртуальной элиты, обращают внимание на вектор персонализации нарратива представителей виртуальной элиты.
Рослякова М.В. - Эмоциональный труд как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности государственных служащих c. 56-69

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.9.33597

Аннотация: Одним из критериев оценки эффективности государственного управления определена удовлетворенность граждан качеством и доступностью предоставляемых государственных услуг. Отрицательные результаты общественной оценки снижают доверие граждан к власти и могут служить основанием для кадровых решений на государственной службе. Клиентоориентированный подход требует изменения профессиональной культуры и компетенций служащих. Цель работы – показать потенциал применения теории эмоционального труда для повышения эффективности государственной службы. Предполагается, что профессиональная деятельность государственных гражданских служащих требует выполнения эмоционального труда, в процессе которого происходит управление эмоциями в соответствии с формальными требованиями для создания положительного впечатления у граждан от взаимодействия с органами власти. Для раскрытия специфики эмоционального труда в профессиональной деятельности государственных служащих использовался аналитический и сравнительный методы. Характеристики эмоционального труда А.Хокшилд рассмотрены относительно профессиональной группы государственных служащих, подтверждены признаки деятельности государственных служащих, которые показывают необходимость управления эмоциями и демонстрации предписанных эмоций при взаимодействии с гражданами, выявлены положительные и отрицательные последствия эмоционального труда. Сделан вывод, что для повышения эффективности профессиональной деятельности государственных служащих необходимо совершенствовать принципы работы государственных органов, обучать персонал новым компетенциям. Результаты могут быть полезны при разработке программ развития и обучения государственных служащих, создания моделей компетенций, отборе государственных служащих на определенные должности. Использование концепции позволит учитывать возникающие риски и проводить профилактическую и обучающую работу среди персонала государственных органов для повышения эффективности деятельности.
Литвин В.В. - Пространство политических интернет-коммуникаций в современном российском обществе c. 58-66

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.6.40930

EDN: UBIYDT

Аннотация: В статье рассмотрено пространство политических интернет-коммуникаций в современном российском обществе. Предметом исследования являются Интернет ресурсы, связанные с распространением политического контента. Объектом исследования являются ресурсы сети Интернет. Цель данного исследования состоит в рассмотрении субъектов политико-коммуникативных отношений в Интернете и изучении ресурсов Интернет-среды, с особым фокусом на платформах YouTube и Telegram, так как они являются лидерами среди аналогичных ресурсов. При анализе были использованы общенаучные методы, такие как эмпирический, институциональный и исторический. Эти методы помогли в изучении взаимодействия политических акторов, анализе роли и влияния YouTube и Telegram на политическую коммуникацию, а также в понимании изменений, происходящих в современной политической среде в результате развития Интернета. По результатам исследований были сделаны следующие выводы. Акторы политических отношений для распространения информации, преимущественно используют ресурсы, которые востребованы у населения. Политико-коммуникативные субъекты можно подразделить на государственные и авторские. Их главное отличие – это обладание прямой власти на регулирование отношений в государстве. Основной рост в аудитории за последний год получили такие платформы, как Telegram и YouTube, что вызывает у политических акторов интерес к данным площадкам. Автор приходит к выводу, что Интернет является новым этапом в распространении политической информации, представляет собой уникальное пространство политических коммуникаций, являющееся самостоятельным и обладающим собственными особенностями феноменом, имеющим существенные отличия от традиционного распространения политической информации.
Абрамова С.Б. - Критерии и факторы эффективности цифрового активизма в оценках экспертов c. 63-77

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69047

EDN: GAGFRR

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема эффективности цифровой партисипации, и ставится цель определения критериев для ее измерения и выделения факторов, выступающих в качестве барьеров реализации и достижения полноценных результатов цифровых гражданских инициатив. Цифровизация изменяет практики партисипаторного участия в различных сферах, в том числе создает условия для вовлечения граждан в онлайн-формы активизма. Многоплановость понимания эффективности раскрывается в контексте специфики социальных процессов и цифровых коммуникаций. Показано, что в российском и зарубежном научном социологическом поле не сформировалось широкого и обоснованного опыта и методики изучения эффективности онлайн-форм гражданского активизма, что и определяет актуальность темы исследования, а также необходимость методического решения поставленной задачи. Эмпирической базой исследования выступает опрос 16 экспертов в сфере цифрового активизма из 8 федеральных округов Российской Федерации проведенный в мае-августе 2023 г. Новизна работы связана с проведением на основании анализа экспертных оценок типологизации критериев эффективности цифровой партисипации: эффективность как результативность, эффективность как уровень активности и вовлечение граждан, эффективность как развитие (творчество и инновации), социальная эффективность и социальные эффекты, эффективность как диалог и развитие социального партнерства. Внутри каждого типа дается подробное описание индикаторов и цитаты экспертов, характеризующие данный показатель эффективности. Зафиксировано, что эксперты воспринимают ситуацию с развитием цифрового гражданского участия как дуальную, в которой позитивные тренды сталкиваются с барьеризирующими факторами и условиями. Определены ключевые факторы-барьеры: негативные представления об эффективности цифрового активизма, низкая информированность населения о цифровых технологиях и возможностях участия, формализации и симуляции активности граждан и др. С учетом полученных результатов, перспективы будущих исследований связаны с изучением социальных эффектов цифрового активизма, определение критериев эффективности в оценках инициаторов и участников активизма, субъектов власти и СМИ. Выделенные показатели эффективности цифровой партисипации расширяют научный аппарат исследований гражданской активности и могут быть использованы в практиках оценивания результативности и эффективности реальных проектов, грантовых заявок, выдвигаемых инициатив и трендов развития цифровой партисипации
Косоруков А.А. - Новые медиа как инструмент публичной политики и социально-политической трансформации публичного пространства (на примере Арабской весны) c. 64-84

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.7.20674

Аннотация: Предметом исследования выступают новые медиа как совокупность информационно-коммуникационных платформ, инструмента публичной политики и социально-политической трансформации публичного пространства государств Арабской весны. Новые медиа в пространстве публичной политики позволяют диджерати, профессиональным революционерам и их сторонникам эффективно координировать действия участников протестов, а также делиться опытом со своими «коллегами» из других арабских стран. Предмет исследования также включает в себя анализ социально-экономических причин и условий развития Арабской весны, ее информационных поводов и событий, усиленных такими платформами как Twitter, Facebook и др. и разворачивавшихся в ограниченном временном интервале в той или иной стране, а также способствующих радикальной трансформации политических режимов Туниса, Египта, Ливии, Йемена и ряда других стран. Методология исследования включает в себя сравнительно-описательный анализ академической литературы, контент-анализ медийных источников и информационных массивов новых медиа, сопоставление количественных показателей статистических и аналитических докладов международных институтов и организаций. Новизна исследования заключается в изучении роли и значения новых медиа и их платформ, таких как Twitter, Facebook и др. в ходе Арабской весны, а также анализе технологий Web 2.0-3.0 и их вклада в интеграцию онлайн-пространства и публичного социально-политического пространства арабских стран. Элементом новизны стало комплексное исследование таких особенностей арабских государств в преддверии революционных событий как качественные характеристики государственного управления, а также ценностные, демографические, экономические, военные и информационные показатели стран Арабской весны.
Мартьянов Д.С., Мартьянова Н.А. - Селективная модерация в условиях виртуальной публичной сферы c. 74-85

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31759

Аннотация: В условиях снижения популярности традиционных медиа, заката телевизионной эры, всё более значимым становится влияние Интернета как фактора социально-политической коммуникации. Предметом данной статьи является селективная модерация в идеологизированных и институциональных виртуальных сообществах социальной сети «Вконтакте». Особое внимание в рамках данной темы уделяется тому, какому из двух идеальных типов – «публичная сфера» или «эхо-камера» – больше соответствует коммуникация в российских социальных сетях. В связи с этим объектом исследования является виртуальная публичная сфера. Авторы статьи подробно рассматривает такие аспекты как концептуализация публичной сферы, категории контрпубличных сфер, эхо-камер и «безопасных мест». Основным методом настоящего исследования выступил полевой эксперимент, проведенный в 115 виртуальных сообществах. Вспомогательными методами выступили метод наблюдения, дискурс-анализ и сетевой метод, позволившие произвести классификацию попавших в выборку ресурсов. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики модерации виртуальных сообществ по критериям преобладающего идеологического дискурса. Основным выводом исследования является то, что в целом коммуникативное пространство политизированных сообществ «Вконтакте», с одной стороны, модерируется, однако в большинстве случаев подобная модерация не выражается в тотальном исключении критически настроенных участников из коммуникации. В то же время очевидна и селективность модерации, поскольку блокировка критиков является более заметной, чем блокировка адептов сообществ.
Пашинская В.В. - Генезис понятия «Политической коммуникации» c. 80-92

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.12145

Аннотация: Несмотря на кардинальная трансформация средств и методов коммуникации, сохранились устойчивые черты коммуникационных процессов, которые позволяют прогнозировать коммуникационные процессы будущего. Следует заметить, что само исследования проблем коммуникации и коммуникационного процесса происходит на стыке гуманитарных дисциплин философии, филологии и социологии. Таким образом, рассматривая проблемы коммуникативного процесса сквозь призму гуманитарных наук возникает трактовка данного процесса, как социального феномена, так как в последствии, была доказана связь между реакцией аудитории на средства массовой информации и восприятием информации каждым конкретным зрителем. Влияние индивидуальных качеств таких как: особенности психологии, жизненный опыт, восприятие окружающего мира, социально-классовые различия и многое другое, все это оказалось очень сильным критерием в коммуникационном процессе. При написании статьи, в границах научного поиска использован описательный метод, основанный на процедуре сбора, обработки, анализа и изложения обобщенных данных с характеристиками. В данной статье представлены выводы, подготовленные на основании историографического анализа о сущностной стороне политико-коммуникационных процессов, состоящей из передачи, перемещения, оборота сведений между «источниками» и «потребителями», взаимодействующими в социуме. При этом, рассматривается информация, которая в контексте определенной ситуации получает некую семантическую, то есть смысловую, значимость.
Рослякова М.В. - Социальные сети в профессиональной деятельности государственных служащих: российская практика и зарубежный опыт c. 82-99

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30298

Аннотация: Актуальность статьи обусловлена повсеместным проникновением социальных онлайновых сетей в жизнь общества. Цель работы – раскрыть перспективы использования в профессиональной деятельности государственных служащих социальных онлайновых сетей с учетом зарубежного опыта. Социальные сети предоставляют пользователям платформу для установления контактов, получения сервисов, сетевые сообщества выражают солидарное мнение об окружающей жизни, вырабатывают консолидированную позицию в отношении политики государства. Государственные органы вынуждены адаптироваться и реагировать на центры влияния, возникающие в цифровом пространстве. Социальные сети становятся объектами и средствами управления, используются для решения задач публичного управления. В работе использовался аналитический и сравнительный методы, раскрывающие особенности использования социальных сетей в профессиональной деятельности государственных служащих. В статье рассматривается практика использования социальных сетей в работе органов исполнительной власти, дан обзор официальных страниц федеральных органов власти в социальных сетях, охарактеризована программа «Инцидент менеджмент». В статье указывается, что для профессионального применения технологий и инструментов электронного взаимодействия необходимо обучение цифровым компетенциям и освоение лучшей практики. В работе рассмотрен опыт стран ОЭСР по регулированию использования государственными служащими социальных сетей. Результаты могут быть полезны при разработке политики государственных органов в социальных сетях, рекомендаций по взаимодействию государственных служащих с гражданами в цифровом пространстве.
Владимирова Т.В. - Интенсивность коммуникаций практик новых мобильностей и информационная безопасность c. 89-111

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.1.10918

Аннотация: Предметом исследования является интенсивность коммуникации как критерий обеспечения информационной безопасности субъекта, где под информационной безопасностью понимается обеспечение безопасности социальных практик информационной среды, посредством новых мобильностей и ориентации в сетевом пространстве, в условиях роста интенсивности информационных потоков и устаревания информации. Такой подход к понятию информационной безопасности задает социальный внешний контур определения понятия, сохраняя традиционное, более технологическое определение информационной безопасности, суть которого заключается в «защите информации и защите от информации». Теоретико-методологическим основанием исследования являются социально-философские и социологические теории. В частности, используются идеи В. Н. Муравьева, Э. Тоффлера, З. Баумана, социология мобильностей Дж. Урри и др. Также автор обращается к идеям отечественных ученых, посвященных проблемам информационной безопасности. Автор утверждает, что важнейшим аспектом новых социальных мобильностей как практик обеспечения информационной безопасности, является высокая интенсивность коммуникаций, выраженная в скорости и многообразии взаимодействия. Темпоральные характеристики социальной практики имеют прямое отношение к обеспечению субъектом информационной безопасности. Лестница субъектов действия; люди прошлого, настоящего, будущего; человек пространства и человек времени – являются метафорами различения субъектов по их возможностям интенсивности информационного взаимодействия с миром. Чем выше уровень интенсивности (скорости и разнообразия) коммуникаций, осуществляемых субъектом, тем в большей мере защищены его практики в условиях роста информационных потоков и устаревания информации.
Зайцев А.В., Ахунзянова Ф.Т., Зябликов А.В., Максименко А.А. - Цифровая трансформация публичной сферы: от офлайн-коммуникации к онлайн-диалогу власти и общества c. 96-108

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.44184

EDN: LTUJHO

Аннотация: Предметом осмысления в данной статье являются современные инновационные тренды, происходящие в контексте коммуникации органов российской государственной и муниципальной власти и гражданского общества. Суть этой трансформации, происходящей в условиях цифрового информационного общества, заключается в поступательной реконфигурации «традиционной» публичной сферы в цифровую публичную сферу, гражданского общества в цифровое гражданское общество, привычного офлайн-диалога между властью и обществом в цифровой онлайн-диалог. К сожалению, многие из этих изменений вплоть до настоящего времени остаются до конца не изученным и мало исследованным аспектом инфо-коммуникативной реальности. Главной целью является выяснение онтологических оснований как цифровой трансформации публичной сферы, так и реконфигурации дискурсивных практик из офлайн-диалоговых форматов коммуникации в цифровизированный онлайн-диалог власти и общества. Основные методы, которые были использованы авторами при написании статьи, – это системный подход, структурно-функциональный метод и дискурсивный анализ. Результатом проделанной работы является вывод о том, что оцифровка средств массовой информации, бурное развитие интернет-коммуникаций и цифрового информационного общества в конце XX – начале XXI веков позволили публичной сфере вступить в процесс цифровой трансформации. Новизна работы состоит в том, что в ней конкретизируется инфокоммуникативный тренд, направленный ко все большему доминированию в публичной сфере цифровых онлайн-коммуникаций в формате интерсубъективного взаимодействия власти и общества.
Чернышев А.И. - Необходимость применения современных электронных коммуникаций органами государственной власти в России c. 132-138

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.8.13134

Аннотация: Данная статья посвящена такому актуальному вопросу, как использование современных электронно - коммуникационных технологий в практике деятельности органов государственной и муниципальной власти в России. В работе проанализирована необходимость применения подобных технологий всеми субъектами не только экономической, но и политической жизни, в том числе государственными структурами. Для орагонов государственной власти, как федерального, так и регионального уровней это связано с реализацией важнейшего принципа государственной и муеиципальной службы - принципа открытости и гласности. Приведены примеры применения подобных методов распространения информации, как высшими должностными лицами, так и отдельными государственными органами федерального и регионального уровней. В работе сделан вывод, что использование современных коммуникационных технологий является дополнительным ресурсом для власти, они позволяют органам государственного управления быть более интегрированными в современное информационное пространство; быстро реагировать на изменения общественного мнения; создают государственным учреждениям имидж современных и технологичных организаций.
Асеведо-Якубовская К. - GR - вчера, сегодня, завтра. Особенное в портретном представлении GR-коммуникации в нашей стране. c. 144-150

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.5.20430

Аннотация: Сегодня перед политической элитой стоит нелегкая задача, связанная с необходимостью построения новой модели экономической, политической и социальной модернизации, успешное осуществление которой во многом будет зависеть от решения отойти от довлеющего прошлого опыта политики одностороннего воздействия. Государство по-прежнему призвано играть ведущую роль в новой модернизации России, но на этот раз, для достижения успеха, оно должно будет действовать в теснейшем сотрудничестве с обществом и бизнесом-сообществом, как носителем корпоративной культуры. Бизнес же приобретает особое место в этом треугольнике, так как именно с ним сопряжены основные надежды на построение динамичной инновационной экономики и импульс общественного развития. Все это актуализирует потребность в поиске эффективных точек взаимодействия бизнес-сообщества с органами государственной власти. Все больше возрастает роль системного подхода в поддержании постоянных коммуникаций, осознается необходимость в создании новых коммуникационных площадок для взаимовыгодного диалога. Иными словами, важным становится вопрос становления и развития в России так называемой сферы GR (Government Relations) и внимание к процессу его (GR) институционализации. Цель исследования состоит в выделении особенного в портретном образе российской GR-деятельности. Автор руководствуется применением компаративного подхода в качестве общенаучной основы исследования при сравнении практики и адаптированного опыта в при представлении корпоративных интересов, что позволяет более точно оценить характерные особенности самого объекта как в ретроспективе, так и с учетом существующих реалий. Эксклюзивность и специфичность политического процесса в нашей стране представляются автором как безусловные составляющие процесса институционализации сферы связей бизнес-сообщества с органами государственной власти. Автор приходит к выводу, что довлеющий характер советского прошлого и национально-исторические особенности нашей политической культуры оказывают существенное влияние на сущность GR-коммуникации в нашей стране и, во многом, тормозят процесс ее становления.
Щекотин Е.В. - Дискурс правых радикалов в онлайн-сообществах (на примере социальной сети ВК) c. 202-209

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.12.54677

EDN: OFIDOG

Аннотация: Объектом исследования выступают дискурсы, которые транслируются сторонниками праворадикальной идеологии в соответствующих сообществах в крупнейшей российской социальной сети ВКонтакте. Изучение дискурса правых радикалов является актуальной темой научных и практических исследований в современных социально-политических условиях. Исследование дискурсов правых радикалов помогает лучше понять ценностно-идеологические установки представителей этой группы политических экстремистов и раскрыть риторические приемы и практики, которые они эксплуатируют в процессе мобилизации сторонников. Анализ дискурсов правых радикалов в социальных медиа особенно актуален, так как в условиях цифрового общества Интернет становиться ведущим источником информации для значительной части населения. Выделены четыре тематические типы дискурсов – расистский, антисоветский, антисемитский и социал-популистский дискурсы. Расистский дискурс характерен для сообществ «новых» и «альтернативных» правых, в то время как сторонники «старых», имперских правых активно эксплуатируют тематику антисоветского дискурса. Антисемитский и социал-популистский дискурсы представлены довольно слабо в отобранных для исследования сообществах. С помощью программного обеспечения PolyAnalist выделены шесть кластеров терминов по признаку встречаемости в текстах в сообществах правых радикалов: новостной, ценностный, антимигрантский, исторический, социально-экономический. Проведен анализ частотности упоминания слов в негативной тональности и позитивной тональности в постах сообществ праворадикальной ориентации. Выделяется два крупных объекта, на которые направлен негативный дискурс, – это современный политический режим в Российской Федерации и советский период.
Бронников И.А. - Интернет как ресурс государства c. 210-248

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.8.8999

Аннотация: В статье рассматривается такой ресурс государственной власти как Интернет. Отмечается, что в первом десятилетии XXI в. произошли кардинальные трансформации в области политической коммуникации, что находит прямое отражение в активизации общественно-политических связей, в смещении властной иерархии в сторону децентрализованных сетевых структур. Автор отмечает, что изменения в способах и формах политической коммуникации – это своего рода индикаторы, по которым можно судить о состоянии властно-управленческого процесса, его интенсивности и подконтрольности. В статье подробно анализируются такие виды политической коммуникации как взаимодействие посредством социальных сетей и создание электронных правительств. Зафиксирована тенденция интеграции политиков и чиновников в социальные сети – сегодня это является общемировым трендом. В статье представлен сложный и противоречивый международный опыт деятельности электронных правительств. Специальное внимание уделяется функционированию электронных правительств в Южной Корее, Сингапуре, Великобритании и России. На основании данных United Nations E-Government Survey делается вывод, что несмотря на 27 позицию в рейтинге ООН, Россия отстает от стран с развитыми демократиями. Представлена гипотеза, что группы пользователей хорошо умеют искать и отбирать информацию, и это качество может быть востребовано правительственными ведомствами с целью эффективного функционирования электронных правительств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.